Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 18:01, курсовая работа
Цель работы – исследовать теории памяти
Задачи:
1) дать общее представление о памяти;
2) рассмотреть процессы и виды памяти, их особенности;
3) рассмотреть особенности нарушения памяти;
4) проанализировать психологические теории памяти
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ГЛАВА ПСИХОЛОГИЯ ПАМЯТИ……………………………………………..5
1.1 Общее представление о памяти………………………………………………...5
1.2 Процессы памяти………………………………………………………………..6
1.3 Виды памяти……………………………………………………………………..8
1.4 Нарушение памяти……………………………………………………………..11
2 ГЛАВА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ПАМЯТИ ………………………...14
2.1 Ассоциативная теория памяти………………………………………………...14
2.2 Гештальт теория памяти ………………………………………………………17
2.3 Бихевиористическая теория памяти ………………………………………….18
2.4 Деятельная теория памяти…………………………………………………….21
2.5 Смысловая теория памяти……………………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………29
Основными результатами деятельного подхода к изучению памяти является раскрытие закономерностей произвольной и самопроизвольной памяти, практическая направленность на ее изучение в структуре различных видов деятельности, формы взаимодействия с другими процессами.
Вместе
с тем следует отметить, что
эта теория уделяет недостаточно
внимания статистической характеристике
процессов памяти. Прослеживается противоречивость
в ее понятийном аппарате: память трактуется
или как элемент структуры
деятельности, или как ее побочный продукт,
или как самостоятельная деятельность.
2.5 Смысловая теория памяти
В начале ХХ в., возникает смысловая теория памяти, представители этой теории утверждали, что работа соответствующих процессов находится в прямой зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые структуры.
Наиболее яркими представителями данного направления были А. Бине и К. Пюлер, доказавшие, что на первый план при запоминании и воспроизведении выдвигается смысловое содержание материала.
Впервые систематическое изучение высших форм памяти у детей повел выдающийся отечественный психолог Л.С.Выготский, который в конце 1920-х гг. приступил к исследованию вопроса о развитии высших форм памяти и вместе со своими учениками показал, что высшие формы памяти являются сложной формой психической деятельности, социальной по своему происхождению. Работы Выготского явились дальнейшим развитием исследований французского ученого П.Жане, который одним из первых стал трактовать память как систему действий, ориентированных на запоминание, переработку и хранение материала.
Отечественные психологи продолжили изучение сложнейших форм произвольной мнемической деятельности, в которых процессы памяти связывались с процессами мышления. Так исследования А.А. Смирнова и П.И. Зинченко, проводимые с позиции психологической теории деятельности позволили раскрыть законы памяти как осмысленной человеческой деятельности, установили зависимость запоминания от поставленной задачи и выделили основные приемы запоминания сложного материала. Например, Смирнов установил, что действия, запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий прочнее запоминаются те, которые связаны с преодолением препятствий.
Несмотря
на реальные успехи психологических исследований
памяти, физиологический механизм запечатления
следов и природа самой памяти полностью
не изучены. Философы и психологи конца
XIX – начала XX в. ограничивались лишь указанием
на то, что память является «общим свойством
материи». К 40-м годам XX в. в отечественной
психологии уже сложилось мнение о том,
что память – функция мозга, а физиологической
основой памяти является пластичность
нервной системы. Пластичность нервной
системы выражается в том, что каждый нервно-мозговой
процесс оставляет после себя след, изменяющий
характер дальнейших процессов и обусловливающий
возможность их повторного возникновения,
когда раздражитель, действовавший на
органы чувств, отсутствует. Пластичность
нервной системы проявляется и в отношении
психических процессов, что выражается
в возникновении связей между процессами.
В результате один психический процесс
может вызвать другой. В последние 30 лет
были проведены исследования, которые
показали, что запечатление, сохранение
и воспроизведение следов связаны с глубокими
биохимическими процессами и что следы
памяти можно переносить биохимическим
путем. Начались интенсивные исследования
так называемых процессов «ревербации
возбуждения», которые стали рассматриваться
как физиологический субстрат памяти.
Появилась целая система исследований,
в которой внимательно изучался процесс
постепенного закрепления следов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Существуют различные теории исследования памяти, но в своей работе я остановилась на психологических теориях памяти: ассоциативная теория памяти, Гештальт теория памяти, бихевиористическая теория памяти, деятельная теория памяти и смысловая теория памяти. В ходе работы было выявлены особенности этих теорий, представители, время возникновения.
В ходе исследования также были изучены:
- общее представление о памяти:
Память - это форма психического отражения действительности, заключающаяся в запечатлении, сохранении, узнавании и воспроизведении следов прошлого опыта. Память обеспечивает целостность личности человека и его связь с прошлым опытом.
- виды памяти:
В зависимости от длительности хранения материала выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.
В зависимости от преобладающего в процессе функционирования памяти анализатора выделяют двигательную, зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую, эмоциональную и другие виды памяти.
- процессы памяти:
Запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение, забывание.
- нарушение памяти:
Гипомнезия, амнезия, гипермнезия, парамнезия.
-психологические теории памяти:
Асоциативная, гештальт теория, бихевиористическая, деятельная, смысловая.
На основе этого можно сделать вывод:
Память лежит в основе способностей человека и является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря памяти человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человека без постоянного улучшения этой функции немыслим.
Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигла у человека. Такими мнемическими способностями и возможностями, какими обладает человек, не обладает ни одно живое существо в мире.
Будучи важнейшей характеристикой всех психологических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.
Память
не только дар природы, но и результат
целенаправленного воспитания.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ