Теория Лжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 15:50, реферат

Описание работы

Исследование лжи может помочь понять многое в человеческих взаимоотношениях вообще. Областей, в которых ложь или, по крайней мере, возможность лжи не используется, очень немного. Родители обманывают своих детей, чтобы скрыть от них вещи, к которым дети, по их мнению, еще не готовы. Так же точно и дети, подрастая, скрывают от своих родителей то, что считают недоступным родительскому пониманию. Лгут друг другу приятели (даже ваш лучший друг не говорит вам всего), преподаватели и студенты, врачи и больные, мужья и жены, свидетели и присяжные, адвокаты и их клиенты, продавцы и покупатели.

Содержание работы

Введение 3
1. Ложь и её формы . 4
2. Почему ложь не удается 6
2.1. Неудачная линия поведения 6
2.2. Ложь и чувства 7
2.2.1.Страх разоблачения 8
2.2.2.Муки совести 10
2.2.3. Восторг надувательства 11
3. Обнаружение обмана по словам, голосу и пластике. 12
3.1 Слова 15
3.2. Голос 17
3.3. Пластика 18
3.4. Признаки, обусловленные вегетативной нервной системой 22
Выводы 23
Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

Теория Лжи.docx

— 66.28 Кб (Скачать файл)

Существует и еще одна, более важная причина того, что  по мимике легче заметить обман, чем  по словам. Лицо непосредственно связано  с областями мозга, отвечающими  за эмоции, а слова – нет. Когда  что-то вызывает эмоцию, мышцы лица срабатывают непроизвольно. Люди могут  научиться воздействовать на эти  выражения и более или менее  успешно скрывать их. Но для этого  необходимы усилия и постоянная тренировка. Первоначальное выражение лица, появляющееся в момент возникновения эмоции, не выбирается специально. Однако выражение  лица может быть намеренным и непроизвольным, лгущим и правдивым – часто  одновременно. Вот почему так сложна и пленительна человеческая мимика, вот почему она так часто вводит нас в заблуждение.

Людям, подозревающим собеседника  во лжи, следовало бы обращать больше внимания на голос и тело. Голос, как и лицо, связан с областями  мозга, отвечающими за эмоции. Очень  трудно скрыть некоторые изменения  в голосе, вызванные возникновением эмоции. Лжецу необходимо знать, как  звучит его речь, а обратная связь  относительно звучания голоса, вероятно, действует хуже, чем относительно смысла слов. Люди бывают удивлены, впервые  услышав себя в магнитофонной  записи, потому что слышат собственный  голос частично через кость, а  с изменением проводящей среды изменяется и звучание голоса.

Тело также является хорошим  источником утечки информации и прочих признаков обмана. В отличие от лица или голоса, большинство телодвижений непосредственно не связано с  областями мозга, отвечающими за эмоции. Контролировать телодвижения не так уж трудно. Человек может  чувствовать, а зачастую и видеть свое тело. Скрыть телодвижения гораздо легче, чем вызванные какими-либо эмоциями выражения лица или изменения в голосе. Но большинство людей этого не делают. Они привыкли думать, что в этом нет никакой необходимости. Мало кого удавалось уличить на основании пластики. И поскольку телу уделяют так мало внимания, оно дает постоянную утечку информации. Мы слишком заняты тем, что смотрим на лица и вслушиваемся в слова.

Хотя всем известно, что  словами можно лгать, мои исследования показывают, что люди обычно воспринимают других, исходя из слов, и часто попадают впросак. Я не хочу сказать, что слова  следует полностью игнорировать. Многие совершают вербальные ошибки, которые, являясь признаками обмана, обеспечивают утечку информации. И  даже если на словах все гладко, ложь зачастую можно обнаружить благодаря  несоответствию между тем, что говорится, и тем, о чем свидетельствуют  голос, тело и лицо. Но большинство  признаков обмана, которые можно  заметить по голосу, лицу или телу, игнорируется или неправильно интерпретируется.

3.1 Слова

Как это ни удивительно, многих лжецов выдают неосторожные высказывания. Не то чтобы они были не в состоянии  выразить свою мысль как-то иначе  или пытались но не сумели, нет, они  просто не сочли нужным тщательно  подобрать слова.

Даже осторожного лжеца  может подвести то, что Зигмунд  Фрейд определил как языковую оговорку. В «Психопатологии обыденной  жизни» Фрейд продемонстрировал, что  промахи, совершаемые в повседневной жизни, например, оговорки, ошибочные  именования и ошибки, совершаемые  при чтении и письме, не случайны и свидетельствуют о внутренних психологических конфликтах. Оговорка, говорил он становится своеобразным «орудием... которым выражаешь то, чего не хотелось сказать, которым выдаешь самого себя».

Верификатор должен быть осторожен, так как далеко не каждая оговорка свидетельствует об обмане. Выдает оговорка ложь или нет, обычно можно  определить по контексту. Верификатор  должен также стараться избегать другой распространенной ошибки и считать  каждого, кто не делает оговорок, правдивым. Многие лгут совсем не оговариваясь при  этом. Фрейд не объясняет, почему оговорки далеко не всегда сопутствуют лжи. Кроме  того, есть соблазн считать, что оговорки происходят тогда, когда лжец подсознательно желает быть пойманным, вероятно, чувствуя себя виноватым за свою ложь.Но пока еще не было никаких исследований (и даже почти не высказывалось  предположений), которые объясняли  бы, почему какая-то ложь выдается оговорками, а какая-то – нет.

Тирады – вот третий способ, которым выдают себя лжецы. Тирада отличается от оговорки. Здесь  промахом являются не одно-два слова, а обычно целая фраза. Информация не проскальзывает, а льется потоком. Эмоция «несет» лжеца, и он даже далеко не сразу осознает последствия своих  откровений. Оставаясь хладнокровным, лжец не допустил бы такой утечки информации. Именно напор захлестывающей эмоции – бешенства, ужаса, страха или огорчения  – заставляет лжеца выдавать себя.

Cогласно отдельным исследованиям психологии лжи , некоторые люди, когда лгут, не дают прямых ответов, уклончивы или сообщают больше информации, чем требуется. Другие исследования показали прямо противоположное: большинство людей слишком хитры, чтобы быть уклончивыми и избегать прямых ответов.

Большим здесь является риск неправильной оценки правдивого человека, речь которого оказалась уклончивой или полной уверток. Некоторые люди всегда говорят таким образом. В их случае это не является признаком лжи, это просто их обычная манера говорить. Трудность заключается в том, что любые проявления, в большинстве случаев явно указывающие на обман, для некоторых людей могут оказаться лишь частью их обычного поведения. Верификатор всегда может попасть в этот капкан, особенно если незнаком с подозреваемым и не знает его типичного поведения.

До  сих пор не обнаружено никаких  других источников утечки информации и признаков обмана, проявляющихся  в человеческой речи. Подозреваю, что  более и не найти. Как я уже  говорил выше, скрыть что-то или исказить истину при помощи слов проще всего, хотя при этом и случаются ошибки, в основном из-за беспечности –  оговорки, тирады, а также уклончивые ответы или увертки.

3.2. Голос

Голос для характеристики человеческой речи даже более важен, чем слова. Здесь наиболее распространенными  признаками обмана являются паузы. Паузы  могут быть слишком продолжительными или слишком частыми. Заминки  перед словами, особенно если это  происходит при ответе на вопрос, всегда наводят на подозрения. Подозрительны  и короткие паузы в процессе самой  речи, если они встречаются слишком  часто. Признаками обмана также могут быть и речевые ошибки: междометия, например «гм», «ну» и «э-э»; повторы, например «я, я, я имею в виду, что я...»; лишние слоги, например «мне очень по-понравилось».

Эти голосовые признаки обмана – речевые ошибки и паузы –  могут происходить по двум родственным  причинам. Лжец не продумал линию поведения  заранее. Если он не ожидал, что придется лгать, или был к этому готов, но не предвидел какого-то определенного  вопроса, он может колебаться или  делать речевые ошибки. Но это может  происходить и тогда, когда лжец подготовился хорошо. Сильная боязнь разоблачения может заставить и  подготовившегося лжеца запинаться и даже забывать уже продуманную  линию поведения. Боязнь разоблачения усугубляет ошибки и у плохо подготовившегося лжеца. Когда он слышит, как неправдоподобно  звучит его ложь, он начинает еще  больше бояться быть пойманным, в  результате чего возрастает количество пауз и речевых ошибок.

Тон голоса также может  выдавать обман. В то время как  большинство людей считают, что  тон голоса отражает испытываемые в  данный момент эмоции, научные исследования до сих пор еще не доказали этого. Известно много способов различать  приятные и неприятные голоса, но пока не известно, будет ли голос звучать  по-разному при разных отрицательных  эмоциях: при гневе, страхе, огорчении, отвращении или презрении. Я думаю, со временем такие различия будут  обнаружены.

Более всего изученным  признаком проявления эмоций в голосе является повышение тона. То, что  у расстроенных людей высота голоса возрастает, показали почти 70% экспериментов. Это особенно справедливо, вероятно, в тех случаях, когда люди испытывают гнев или страх. Есть некоторые свидетельства  того, что при грусти или печали высота голоса падает, но это еще  не доказано. Ученым пока не известно меняется ли высота голоса при волнении, огорчении, отвращении или презрении многообещающими  выглядят другие, хотя и не так хорошо изученные признаки эмоций: более  громкая и более быстрая речь при гневе или страхе или более  тихая и более медленная речь при печали. Вероятно, прорыв в этой области произойдет, когда займутся изучением таких аспектов голосовых  характеристик, как тон, изменения, связанные с дыханием, и энергетический спектр в разных частотных диапазонах.

Эмоциональные изменения  голоса скрыть нелегко. Если лгут главным  образом о непосредственно испытываемых в момент произнесения лжи эмоциях, шансы, что произойдет утечка информации, достаточно велики. Если целью лжи  является сокрытие страха или гнева, голос будет выше и громче, а  речь, возможно, быстрее. Прямо противоположные  изменения голоса могут выдать чувство  печали, которое пытается скрыть обманщик.При внезапном возникновении эмоций звук голоса может также выдавать ложь, не направленную на сокрытие эмоционального состояния. Боязнь разоблачения непременно отразится на голосе. Такие же изменения в голосе могут вызвать угрызения совести и печаль, но это пока только догадка. Пока не ясно, может ли быть определен по голосу и измерен восторг надувательства.

Однако не следует всякое проявление эмоций в  голосе интерпретировать как свидетельство  обмана. Правдивый человек, боясь, что  ему не поверят, может из-за этого  повышать голос так же, как и  лжец, боящийся быть уличенным. Проблема заключается в том, что не только лжецы, но и абсолютно невиновные люди испытывают порой эмоциональное  возбуждение.

Как голосовые признаки эмоций, например высота голоса, не всегда отмечают ложь, так и отсутствие их не всегда доказывает правдивость. Бесстрастный голос не обязательно свидетельствует  и о правдивости; некоторые люди никогда не проявляют своих эмоций, по крайней мере, в голосе. И даже эмоциональные люди в определенных случаях могут лгать, не проявляя эмоций. Ни один признак обмана не является универсальным, но порознь и в  сочетаниях в большинстве случаев  они могут помочь верификатору. Верификатор  всегда должен учитывать, что подозреваемый  может оказаться необычайно одаренным  актером, способным так менять свое поведение, что невозможно понять, лжет он или  говорит правду. В голосе не может быть признаков обмана как  таковы, а возможны только признаки отрицательных эмоций.

3.3. Пластика

Пожатие плечами и выставление  пальца представляют собой примеры  действий, которые с целью отличия  их от всех остальных известных жестов называют эмблемами. Эмблемы имеют  очень конкретное значение, известное  каждому, принадлежащему к определенной культурной группе.

Многие жесты мало что  значат без сопроводительных слов. Эмблемы же, в отличие от просто жестов, можно использовать вместо слов или там, где слова использовать нельзя. В Соединенных Штатах сегодня  повсеместно используется около  шестидесяти эмблем. (Свой эмблематический словарь существует для каждой страны, а зачастую и для региональных групп внутри страны.) Примерами других хорошо известных эмблем являются: кивок головой – «да» и горизонтальное движение головой – «нет», движения рукой – «иди сюда» и «привет/пока», палец на палец – «стыдись», приставление руки к уху – просьба говорить погромче, поднятие большого пальца – «остановись» и т. д.

Эмблемы всегда показывают намеренно. Человек, показывающий эмблему, точно  знает, что делает. Он принял осознанное решение передать некое сообщение. Бывают, правда, и исключения. Так  же как случаются оговорки в речи, бывают промахи и в телодвижениях  – это и есть эмблемы, выдающие информацию, которую человек пытается скрыть. Определить, что эмблема  является промахом, а не делается намеренно, можно по двум моментам. Один из них  – действие выполняется не полностью, а лишь фрагментарно. Пожать плечами  можно, подняв оба плеча или повернув руки ладонями вверх, это можно сделать  мимикой – поднятием бровей с  одновременным опусканием век и  приданием рту подковообразной  формы – или сочетанием всех этих действий, иногда еще и с наклоном головы вбок. Когда эмблема является ненамеренной утечкой информации, обычно показывается только один элемент, да и тот не полностью. Можно поднять  только одно плечо, и к тому же не очень высоко, или выпятить нижнюю губу; или лишь чуть-чуть повернуть  руки ладонями вверх. Эмблема с выставленным пальцем включает в себя не только особым образом сложенные пальцы, но и выброс самой руки вперед и  вверх, причем часто несколько раз.

Вторым признаком того, что эмблема является скорее «оговоркой», нежели намеренным действием, является то, что она выполняется не в  привычной позиции. Большинство  эмблем демонстрируется прямо перед  собой, между талией и областью шеи. Эмблему, демонстрируемую в привычной  позиции, не заметить невозможно. При  «оговорках» же эмблему никогда  не выполняют в привычной позиции.

Хотя и не каждый лжец демонстрирует  эмблематические оговорки, но, когда  они случаются, это вполне надежный признак: Эмблематическим оговоркам  можно доверять. Они являются подлинными признаками невольно вырвавшейся информации.

Иллюстрация – это еще один тип телодвижений, который может быть признаком  обмана. Иллюстрации часто путают с эмблемами, однако важно уметь  их различать, потому что в процессе лжи они подвержены противоположным  изменениям: если количество эмблематических  оговорок увеличивается, количество иллюстраций  обычно уменьшается.

Этот тип телодвижений назван так потому, что иллюстрирует речь. Способов иллюстраций много: можно  делать особое ударение на слове или  фразе, подобно тому как ставят знак ударения или подчеркивают что-либо на письме; можно прослеживать в воздухе ход мысли рукой, как бы дирижируя своей речью; можно рисовать руками в воздухе или изображать действия, повторяющие или усиливающие сказанное. Именно руки обычно иллюстрируют речь, хотя движения бровей и век часто тоже являются иллюстрациями, так же как и все тело или верхняя часть торса.

Информация о работе Теория Лжи