Теория Лжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 15:50, реферат

Описание работы

Исследование лжи может помочь понять многое в человеческих взаимоотношениях вообще. Областей, в которых ложь или, по крайней мере, возможность лжи не используется, очень немного. Родители обманывают своих детей, чтобы скрыть от них вещи, к которым дети, по их мнению, еще не готовы. Так же точно и дети, подрастая, скрывают от своих родителей то, что считают недоступным родительскому пониманию. Лгут друг другу приятели (даже ваш лучший друг не говорит вам всего), преподаватели и студенты, врачи и больные, мужья и жены, свидетели и присяжные, адвокаты и их клиенты, продавцы и покупатели.

Содержание работы

Введение 3
1. Ложь и её формы . 4
2. Почему ложь не удается 6
2.1. Неудачная линия поведения 6
2.2. Ложь и чувства 7
2.2.1.Страх разоблачения 8
2.2.2.Муки совести 10
2.2.3. Восторг надувательства 11
3. Обнаружение обмана по словам, голосу и пластике. 12
3.1 Слова 15
3.2. Голос 17
3.3. Пластика 18
3.4. Признаки, обусловленные вегетативной нервной системой 22
Выводы 23
Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

Теория Лжи.docx

— 66.28 Кб (Скачать файл)

Так что ложь выдает не только количество или тип иллюстраций. Признаком обмана служит и уменьшение количества иллюстраций по сравнению  с обычной манерой говорящего. Нужны более подробные объяснения того, в каких именно случаях люди прибегают к иллюстрациям, чтобы  избежать неправильного толкования снижения количества иллюстраций.

Иллюстраций становится меньше и когда человек говорит нерешительно. Если кто-то тщательно взвешивает каждое слово, предварительно обдумывая сказанное, он не будет много иллюстрировать. При первом или втором выступлении, независимо от того, выступаете ли вы с  лекцией или рекламируете товар, иллюстраций будет гораздо меньше, чем впоследствии, когда не нужно  будет тратить много сил на поиски слов. Число иллюстраций снижается  всегда, когда говорят с осторожностью. Это может и не иметь никакого отношения к обману.

Противоречивость чувств также приводит к тому, что люди подбирают слова с осторожностью. Если лжец как следует не проработал линию поведения заранее, ему  также придется быть осторожным и  тщательно обдумывать каждое слово, прежде чем произнести его. Лжецы  с небольшим опытом, плохо отрепетировавшие свою ложь, не сумевшие предугадать, что  и когда у них спросят, обязательно  продемонстрируют уменьшение количества иллюстраций. Но даже если лжец хорошо проработал и отрепетировал свою речь, количество иллюстраций у него может сократиться под влиянием эмоций. Некоторые эмоции, особенно страх, могут мешать связности речи. Необходимость подавлять сильную  эмоцию, как правило, отвлекает от процесса создания словесных конструкций. Мало справиться с сильной эмоцией, надо еще и скрыть ее; даже лжец, хорошо подготовивший свою роль, вероятно, будет испытывать сложности в  такой ситуации, и иллюстраций  будет меньше.У человека лгущего  иллюстрации менее очевидны, чем  у человека, говорящего правду.

Важно отличать ее от эмблемы, потому что в случае лжи их проявления меняются по-разному: количество эмблематических  оговорок увеличивается, а количество иллюстраций снижается. Решающее различие между эмблемами и иллюстрациями  состоит в точности движений и  значений. Для эмблем и то и другое в высшей степени необходимо: годится далеко не всякое движение; только определенное движение передает значение с достаточной точностью. Взять хотя бы эмблему ОК, в которой большой палец соединен с указательным. Ее можно показать только одним способом. Если приставить большой палец к среднему или к мизинцу, смысл будет не вполне ясен. Значение жеста тоже очень конкретно: OK – «хорошо», «порядок».

В иллюстрациях же более расплывчатых самих по себе, напротив, могут использоваться самые разнообразные движения. Иллюстрации  не имеют особого значения, если их рассматривать отдельно от слов. Если не слышно слов, по одним только иллюстрациям мало что удастся понять из беседы. Другое дело, когда человек  показывает эмблему. Еще одно различие между эмблемами и иллюстрациями  заключается в том, что хотя и  те и другие демонстрируются во время  разговора, эмблемы могут заменять слова в тех ситуациях, когда  люди молчат или не могут говорить. Иллюстрации, согласно определению, встречаются  только в процессе речи, они не замещают речь и не используются молчащими  людьми.

Если верификатор отмечает снижение количества иллюстраций, он должен проверить все другие возможные  причины тщательности подбора слов (помимо лжи). В эмблематических оговорках  двусмысленности меньше; значение, которое они передают, обычно достаточно отчетливо, и верификатору легче  их интерпретировать. Кроме того, верификатору не нужно быть знакомым с подозреваемым, чтобы интерпретировать эмблематическую  оговорку. Такое действие, даже отдельно взятое, имеет определенный смысл  само по себе. В случае же иллюстраций  невозможно судить о каких-либо изменениях, не имея данных для сравнения, поскольку  разные люди проявляют их по-разному. Интерпретация иллюстраций, как  и большинства других признаков  обмана, требует предварительного знакомства. При первых встречах заметить обман  очень сложно. И одну из немногих возможностей сделать это дают эмблематические  оговорки.

Обычно считается, что, когда  люди чувствуют себя не в своей  тарелке или нервничают, они ерзают и совершают беспокойные движения, и это довольно хорошо обосновано наукой. Манипуляции почесывания, сдавливания, ковыряния, прочищения отверстий и  отряхивания становятся более интенсивными по мере увеличения дискомфорта любого вида.

Когда ставки высоки, манипуляции  могут прерываться, потому что на человека воздействуют противоположные  силы. Высокие ставки заставляют лжеца  прослеживать и контролировать столь  доступные и широко известные  признаки обмана, как манипуляции; но те же высокие ставки, вызвав боязнь разоблачения и увеличив испытываемый от этого дискомфорт, могут увеличить число манипуляций в поведении. Человек может замечать участившиеся манипуляции, подавлять их до полного исчезновения или на время, через некоторое время опять замечать (когда они вновь появятся) и снова подавлять.

Позы (еще один аспект, в  котором можно рассматривать  тело) изучали многие исследователи, но утечки информации или признаков  обмана благодаря им было обнаружено мало. Люди знают, как в какой обстановке следует сидеть или стоять. Поза, подходящая для официальной беседы, отличается от позы при разговоре  с приятелем. Обманывая кого-то, человек, по-видимому, хорошо контролирует свою позу и успешно ею управляет, поскольку  ни я, ни другие исследователи лжи  не обнаружили различий в позах людей  лгущих и говорящих правду.

3.4. Признаки, обусловленные вегетативной нервной  системой

Вегетативная нервная  система (ВНС) также производит в  организме определенные изменения, заметные в случае возникновения  эмоций: изменения частоты и глубины  дыхания, частоты сглатывания, интенсивности  потоотделения. Эти изменения, сопровождающие возникновение эмоций, происходят непроизвольно, их очень трудно подавить, и по этой причине они являются вполне надежными признаками обмана.

Детектор лжи замеряет эти изменения в вегетативной нервной системе, но многие из них  видны и без использования  специальной аппаратуры. Если лжец испытывает страх, гнев, возбуждение, огорчение, вину или стыд, это часто сопровождается учащением дыхания, вздыманием грудной  клетки, частым сглатыванием, запахом  пота или выступающей испариной. Десятилетиями психологи спорили  о том, существует ли для каждой конкретной эмоции характерный набор изменений  ВНС.

Большинство психологов думают, что это не так; они считают, что любые эмоции вызывают учащенное дыхание, усиленное потоотделение и глотательные движения. Изменения ВНС зависят от силы эмоции, а не от ее характера. Эта точка зрения противоречит опыту большинства людей. Люди испытывают разные физические ощущения в состоянии, например, испуга и в состоянии гнева.

В этом пункте описаны встречающиеся  в поведении признаки, которые  могут свидетельствовать о наличии  скрываемой информации, указывать, что  человек плохо продумал линию  поведения, или свидетельствовать  об эмоциях, которые данной линии  поведения не соответствуют.

Оговорки языковые и эмблематические, а также тирады могут выдать любую  скрытую информацию: эмоции, совершенные  поступки, планы, намерения, фантазии, идеи и т. д.

Уклончивая речь, паузы, речевые  ошибки и снижение количества иллюстраций  могут означать, что говорящий  высказывается очень осторожно, поскольку не продумал линию поведения  заранее. Эти признаки могут сопутствовать  любым отрицательным эмоциям. Снижение количества иллюстраций может происходить  также от скуки.

Повышение тона, громкости  и темпа речи сопровождают страх, гнев и, возможно, возбуждение. Противоположным  образом изменяют голос печаль и, быть может, чувство вины.

Изменения в  дыхании и потоотделении, учащенное  сглатывание вследствие сильной  сухости во рту являются признаками сильных эмоций, и, вероятно, в будущем  по характеру таких изменений  удастся устанавливать, каких именно.

Выводы

Гораздо проще улучшить способности  человека к выявлению обмана, чем  к совершению его. Этому и научиться  гораздо проще. В то время как  для верификаторов неплохо было бы открыть школу, для лжецов такая  затея бессмысленна. Прирожденным лжецам не нужна никакая школа, а для  большинства из нас в этом не было бы никакого прока. Прирожденные лжецы  и так знают и используют большую  часть того, о чем  здесь написано, хотя иногда и не осознают этого. Умение хорошо лгать – это особый талант, приобрести который нелегко. Для этого человек должен быть прирожденным артистом и обладать обаянием и умением очаровывать людей. Некоторые люди умеют, не задумываясь, управлять выражением своего лица и создавать именно то впечатление, которое хотят произвести. Таким людям не нужна никакая помощь.

Большинству же людей такая  помощь нужна, но, не имея природного артистического дара, они никогда не научатся лгать очень хорошо. Объяснения по поводу признаков обмана и способов, с помощью которых лжец может показаться убедительным, не особенно помогут таким людям. Даже могут навредить. Нельзя научиться лгать лучше, узнав, что следует и чего не следует делать. И я сильно сомневаюсь, что упражнения в этом принесут кому-нибудь большую пользу. Смущающийся лжец, продумавший каждое свое движение, похож на лыжника, который, съезжая по склону, думает о каждом своем движении.

Представьте себе, на что  стала бы похожа жизнь, если бы все  в совершенстве владели искусством лгать или если бы никто не умел обманывать. Я думал об этом в  основном по отношению ко лжи, касающейся эмоций, поскольку это самая трудная  ложь, и меня больше всего интересуют именно эмоции. Если бы мы никогда не могли узнать об истинных чувствах человека и знали бы, что не можем о них узнать, то жизнь стала бы беднее. Если бы люди были уверены в том, что любые проявления эмоций являются только маской, надеваемой для того, чтобы доставить удовольствие, манипулировать или вводить в заблуждение, люди стали бы более отчужденными друг от друга, а их привязанности – менее сильными. Представьте себе на мгновение, в какое трудное положение попали бы родители месячного младенца, если бы он мог скрывать и фальсифицировать свои эмоции так же хорошо, как это делают большинство взрослых. Каждый его крик мог бы быть ложной тревогой. Мы живем, считая, что существует некая глубинная эмоциональная правда, что большинство людей не могут или не будут обманывать нас по поводу того, что они чувствуют. Если бы эмоциональное притворство давалось так же легко, как интеллектуальное, если бы выражения лица и мимику можно было маскировать и подделывать с такой же простотой, как слова, наша эмоциональная жизнь стала бы беднее и сдержаннее, чем она есть сейчас.

А если бы мы вообще не могли  лгать, если бы улыбка была надежным признаком, который присутствует всегда, когда  ощущается удовольствие, и отсутствует  всегда, когда удовольствия нет, то жизнь стала бы грубее и многие отношения было бы поддерживать намного  труднее. Не стало бы ни вежливости, ни попыток как-то сгладить неприятную ситуацию или скрыть чувства, которые  человеку не хотелось бы показывать. Не было бы возможности иметь свою тайну, грустить или зализывать раны, оставшись  в одиночестве. Представьте себе, что ваш друг, коллега или возлюбленный находится на уровне трехмесячного  ребенка в смысле контроля над  своими эмоциями, а во всех прочих отношениях – по интеллекту, умениям и так  далее – имеет способности  взрослого человека. Это тяжелое  зрелище.

Нас нельзя видеть насквозь, как детей, но мы не обладаем и умением  безупречно притворяться. Мы можем  лгать или говорить правду, заметить обман или пропустить его, заблуждаться или узнавать истину. У нас есть выбор; такова наша природа.

 

Список  использованной литературы

  1. Экман П. Психология лжи - Питер 2009.
  2. Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь -Питер 2010.
  3. Шейнов В.П. Психология манипулирования -Питер 2009.
  4. Вемъ А. Не дай себя обмануть!- Питер 2010.
  5. Пиз А. - Язык телодвижений - Эксмо 2010.
  6. Бакиров А. - НЛП. Роли, которые играют люди -Питер 2002.
  7. Бойко В.В. - Энергия эмоций в общении- "Филинъ", 1996.
  8. Биркенбил В. - Язык интонации, мимики, жестов - Питер 2001.
  9. Выготский Л.С. - Учение об Эмоциях -Москва: Педагогика, 1984.
  10. Гласс Л. Я читаю ваши мысли -«Ермак», 2003.
  11. Гленн Вилсон, Крис Макклафлин - Язык жестов -BLOOMSBURY 2001.
  12. Егидес - Как разбираться в людях, или Психологический рисунок личности- АСТ-Пресс, 2008.
  13. Калеро Г. - Как читать человека словно книгу. Язык тела; -Сада 1992.
  14. Кэррол Изард - Психология эмоций Питер, 1999.
  15. Конева О. В. Психология общения. — Ярославль, 1992.

 


Информация о работе Теория Лжи