Теория перцептивного научения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2015 в 14:48, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы раскрыть понятие перцепция и апперцепция.
Задачи: описать перцептивные процессы и охарактеризовать понятие апперцепция.
Объект исследования – теоретический подход и исследования перцепции.
Предмет исследования – проблема перцепции в психологических исследованиях, явления в перцепции, её виды и методы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................. 3
Глава I
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПЕРЦЕПТИВНОГО НАУЧЕНИЯ……………………………………………….. ……………………….4
Понятие «перцепция», «научение», «апперцепция»……………………………….. ……………………………...4
Проблема перцептивного научения………………………………………………………………………6
Глава II
МЕТОДЫ ПЕРЦЕПТИВНОГО НАУЧЕНИЯ……………………………………………………………….. ……….7
Теория перцептивного У.Найсера……………………………………………………………………. 7
Перцептивная организация стимула: влияние способа заучивания на память………………………………………………………………………..10
Явления в области перцепции. Нарушение восприятия………………………………………………………………….. 12
Перцептивная обработка информации…………………………………………………………………17
Перцептивная установка, чтение и эффект Струпа………………………………………………………………………. 17
Эффекты перцептивного последействия. Одновременный и последовательный контраст……………………………………………………………………... 20
Перцептивные различия между фигурой и фоном………………………………………………………………………... 25
Заключение………………………………………………………………………… 26
Список литературы………………………………………………………………………… 27

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 1.01 Мб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

           Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра психологии

 

 

 

 

                                                                                                                      ДОПУСКАЮ К ЗАЩИТЕ

                                                                            Руководитель работы

                                                                                  ________________________

«__»_______________2013  г.

 

Теория перцептивного научения

Курсовая работа

по дисциплине

«Общая психология»

 

 

 

 

 

Выполнила студентка группы ПСб-12-2           ________     А.М. Трапезникова

                                                                        

Руководитель - кандидат псих. наук, доцент   ________     О.В. Пуляевская

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа защищена с оценкой  _________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск 2013

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................. 3

Глава I

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПЕРЦЕПТИВНОГО НАУЧЕНИЯ……………………………………………….. ……………………….4

    1. Понятие «перцепция», «научение», «апперцепция»……………………………….. ……………………………...4
    2. Проблема перцептивного научения………………………………………………………………………6

Глава II

МЕТОДЫ ПЕРЦЕПТИВНОГО НАУЧЕНИЯ……………………………………………………………….. ……….7

    1. Теория перцептивного У.Найсера……………………………………………………………………. 7
    2. Перцептивная организация стимула: влияние способа заучивания на память………………………………………………………………………..10
    3. Явления в области перцепции. Нарушение восприятия………………………………………………………………….. 12
    4. Перцептивная обработка информации…………………………………………………………………17
    5. Перцептивная установка, чтение и эффект Струпа………………………………………………………………………. 17
    6. Эффекты перцептивного последействия. Одновременный и последовательный контраст……………………………………………………………………... 20
    7. Перцептивные различия между фигурой и фоном………………………………………………………………………... 25

Заключение………………………………………………………………………… 26

Список литературы………………………………………………………………………… 27

 

 

Введение

Внешние явления, воздействующие на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию. Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте.

Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве.

Отдельные ощущения как бы «привязаны» к специфическим анализаторам, и достаточно бывает воздействия стимула на их периферические органы — рецепторы, чтобы ощущение возникло. Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие. В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемого объекта, различают и виды восприятия. Соответственно выделяют зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Четыре анализатора — зрительный, слуховой, кожный и мышечный — чаще всего выступают как ведущие в процессе восприятия.

Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный и означенный синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения.

Таким образом, актуальность темы настоящей работы вызвана тем, что в общем механизме восприятия окружающей действительности перцептивные процессы – одно из составляющих в процессе познания реальности.

Цель настоящей работы раскрыть понятие перцепция и апперцепция.

Задачи: описать перцептивные процессы и охарактеризовать понятие апперцепция.

Объект исследования – теоретический подход и исследования перцепции.

Предмет исследования – проблема перцепции в психологических исследованиях, явления в перцепции, её виды и методы.

Глава I

Краткая история перцептивного научения

    1. Понятие «перцепция», «научение», «апперцепция»

 

  1. Перцепция (от лат. perceptio — восприятие) — процесс непосредственного активного отражения когнитивной сферой человека внешних и внутренних предметов (объектов), ситуаций, событий, явлений и т. п.

Возникновение первых гипотез о природе перцепции относится к античности. Значительный вклад в развитие научных представлений о перцепции был внесен философами, физиками, физиологами, деятелями искусства.

Перцепция — одна из психических функций, сложный процесс приёма и преобразования сенсорной информации, формирующая субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. Как форма чувственного отражения предмета, перцепция включает различение отдельных признаков в объекте, выделение в ней информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

Свойствами перцепции являются:

  • Предметность — объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущения, а составляют образы конкретных предметов.
  • Структурность — предмет воспринимается сознанием уже в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.
  • Апперцептивность — на перцепцию оказывает влияние общее содержание психики человека.
  • Контекстность — на перцепцию оказывают влияние обстоятельства, в которых она происходит.
  • Осмысленность — предмет сознательно воспринимается, мысленно называется (связывается с определённой категорией), относится к определённому классу.

Будучи необходимым этапом познания, перцепция всегда в большей или меньшей степени связана с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску.

  1. Научение Перцептивное - влияние прошлого опыта на восприятие.

Готовность организма к научению имеет первостепенное значение для его выживания, и эта готовность в значительной степени зависит от его перцептивных навыков. Перцептивные навыки непосредственно включены в выработку более эффективных реакций на раздражители. Гештальтпсихологи полагают, что научение позволяет человеку замечать стимулы, на которые он до того не обращал внимания, например, как происходит восприятие обычных пространственных отношений. Человека учат, что тарелка остается круглой, даже если под различными углами зрения она выглядит эллиптической, и эти виды допущений существенны для снижения неопределенности при восприятии. Перцептивные способности не являются неизменными и меняются при обучении.

  1. Апперцепция (лат. восприятие) — термин, введенный Г. Лейбницем для обозначения процессов актуализации элементов восприятия и опыта, обусловленных предшествующим знанием и составляющих активное самосознание монады. С тех пор апперципция является одним из ведущих понятий философии и психологии. Наиболее сложное содержание этот термин имеет в философии Канта. Последний выделяет два вида апперцепции: эмпирическую и трансцендентальную.

С помощью трансцендентальной апперцепции "все данное в наглядном представлении многообразие объединяется в понятие объекта", что обеспечивает единство самого познающего субъекта. Эмпирическая апперцепция является производной от трансцендентального единства апперцепции и проявляется в единстве продуктов познавательной деятельности. В психологии идея трансцендентальной апперцепции была использована Гербартом, превратившем ее в понятие апперцептивной массы. Под апперцептивной массой понимался запас представлений, силой которых удерживается определенное актуализированное содержание сознания. Сам термин апперцепция являлся синонимом объема внимания. Однако, в отличие от кантовского понимания, апперцептивная масса Гербарта могла быть сформирована в процессе воспитания. По Вундту, апперцепция — это особая внутренняя сила, локализованная в лобных долях головного мозга. Вундт выделял два уровня сознания: перцептивный и апперцептивный, которым соответствовали два типа "объединения элементов": ассоциативный и апперцептивный. Второй тип "творческий синтез", который подчиняется, по Вундту, законам особой психологической причинности. Эта причинность трактовалась Вундтом по аналогии с химическими реакциями, а психические элементы, составляющие ощущения, представления и чувства рассматривались по аналогии с химическими элементами. Продолжение исследований в этой области привело к появлению гештальтпсихологии. В настоящее время апперцепция рассматривается в основном только в связи с изучением сенсорно-перцептивных процессов и определяется как влияние прошлого опыта на восприятие.

    1. Проблема перцептивного научения

Перцептивное научение- дифференциация или обогащение?

Термин “перцептивное научение” понимается психологами различно. Одни считают, что человеческое восприятие является в значительной степени результатом научения: мы учимся, например, воспринимать глубину, или форму, или осмысленные объекты. В этом случае главный вопрос теории: какая часть восприятия есть продукт научения? Ему соответствует спор между нативизмом и эмпиризмом. Другие психологи считают, что человеческое научение полностью или частично зависит от восприятия, ожидания или внезапного постижения ситуации (инсайта) и что процесс научения скорее следует отнести к центральным познавательным процессам, чем к моторным действиям. Во втором случае главный вопрос теории: следует ли изучать восприятие человека до того, как будет понято его поведение, действия, реакции? Ему соответствует давнишний спор, начатый устарелым вариантом бихевиоризма.

Эти две тенденции далеко не одно и то же, и следует отделить обе проблемы друг от друга. Для обсуждения роли научения в восприятии нам следует рассмотреть восприятие и влияние на него прошлого опыта или практики. Для решения проблемы роли восприятия в научении нам следует рассматривать поведение, а также вопрос о том, можно ли научиться определенному действию путем восприятия или это возможно только путем выполнения данного действия.

Отсюда возникают два вопроса:

а) каким образом мы учимся воспринимать?

б) какова роль восприятия в процессе научения?

Оба вопроса имеют важное значение для решения практических проблем обучения и тренировки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II

Методы перцептивного научения

    1. Теория перцептивного цикла У.Найссера

Один из наиболее общих взглядов на природу перцептивных процессов принадлежит известному американскому психологу Ульриху Найссеру (1928 г.), а его книга «Когнитивная психология» дала название целому направлению психологических исследований. Позже в своей монографии «Познание и реальность», написанной во многом под влиянием общения с Дж. Гибсоном, он попытался обобщить имеющиеся теории восприятия и сформулировать интегральный взгляд на проблемы формирования перцептивного образа, вписав их в более общий контекст проблем когнитивной психологии. Мы относим его теорию к субъектно-ориентированному подходу, поскольку в ней делается акцент на внутренних когнитивных структурах субъекта, опосредующих возникновение образов восприятия.

Общая направленность теории У. Найссера — согласовать имеющиеся теории восприятия, разработав для описания перцептивного процесса достаточно общие и универсальные когнитивные структуры.

Центральное понятие в этой теории когнитивная схема — это психическая структура, предвосхищающая принятие перцептивной системой поступающей информации. Следовательно, когнитивные схемы управляют познавательной активностью человека. В качестве набора предвосхищений схемы выступают как своего рода планы для перцептивных действий, эти планы имеются до появления образа и постоянно модифицируются в процессе его создания.

Когнитивные схемы опосредствуют восприятие на разных уровнях формирования перцептивного образа — от установочных движений органов чувств до межмодального взаимодействия анализаторных систем. Они представляют собой иерархическое образование. Фактически представление о разноуровневых схемах снимает в теории У. Найссера вопрос о традиционном различении уровней восприятия — сенсорная основа образа, его предметное значение и наполненность личностным смыслом. По У. Найссеру, уровни репрезентации чувственного опыта отражают включение в процесс восприятия различных когнитивных схем.

Информация о работе Теория перцептивного научения