Теория перцептивного научения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2015 в 14:48, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы раскрыть понятие перцепция и апперцепция.
Задачи: описать перцептивные процессы и охарактеризовать понятие апперцепция.
Объект исследования – теоретический подход и исследования перцепции.
Предмет исследования – проблема перцепции в психологических исследованиях, явления в перцепции, её виды и методы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................. 3
Глава I
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПЕРЦЕПТИВНОГО НАУЧЕНИЯ……………………………………………….. ……………………….4
Понятие «перцепция», «научение», «апперцепция»……………………………….. ……………………………...4
Проблема перцептивного научения………………………………………………………………………6
Глава II
МЕТОДЫ ПЕРЦЕПТИВНОГО НАУЧЕНИЯ……………………………………………………………….. ……….7
Теория перцептивного У.Найсера……………………………………………………………………. 7
Перцептивная организация стимула: влияние способа заучивания на память………………………………………………………………………..10
Явления в области перцепции. Нарушение восприятия………………………………………………………………….. 12
Перцептивная обработка информации…………………………………………………………………17
Перцептивная установка, чтение и эффект Струпа………………………………………………………………………. 17
Эффекты перцептивного последействия. Одновременный и последовательный контраст……………………………………………………………………... 20
Перцептивные различия между фигурой и фоном………………………………………………………………………... 25
Заключение………………………………………………………………………… 26
Список литературы………………………………………………………………………… 27

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 1.01 Мб (Скачать файл)

С позиций деятельностной модели формирования образов факт появления галлюцинаций - это следствие видения исключительно собственной перцептивной гипотезы из-за переутомления, болезни, истощения организма и т.п. Если, например, в силу каких-то неблагоприятных обстоятельств человек оказался в одиночестве среди песчаной пустыни и испытывает мучительную жажду, то в его сознании возникает обманчивый образ источника питьевой воды.

В основу классификации галлюцинаций положены различные признаки: вид сенсорной системы, связь с реальными объектами, моменты и место появления, характер провоцирования (рис. 2.14).


Наибольшее разнообразие галлюцинаций присуще основанию вида сенсорности. Зрительные галлюцинации проявляются в появлении природных явлений (человек может «видеть» лесной пожар или водную поверхность, находясь в центре огромного песчаного региона; он может рассматривать собственное изображение (своего «двойника») в статике или в движении). Слуховые галлюцинации заставляют человека реагировать на несуществующий, но тревожный для него шум надвигающегося с огромной скоростью урагана, на голоса, якобы произносящие его имя. Кожные галлюцинации порождают ложные ощущения холода, болевого прикосновения. Обонятельные галлюцинации могут вызывать рвоту из-за резкого неприятия запаха совершенно непахучего пищевого продукта.

По признаку связи с реальными объектами выделяют галлюцинации реальной и абстрактной ситуации. Первые появляются исключительно в связи с объектами, присутствующими в данный момент. Вторые не связываются с каким-то реальным объектом, а проявляются как бы изнутри.

Увязка галлюцинаций с моментом и местом их появления приводит к выделению висцеральных  и гипнагогических типов. Первые дают ощущения наличия в собственном организме посторонних неживых и живых объектов. Вторые появляются непосредственно перед моментом засыпания или сразу после пробуждения при закрытых глазах .

По характеру провоцирования выделяют внушенные и функциональные галлюцинации. Первые появляются под влиянием постороннего или собственного психического воздействия. Вторые появляются под влиянием реальных раздражителей различной природы и «живут» только во время их непосредственного воздействия.

Агнозия — явление заключается в трудности узнавания объектов различной природы из-за потери способности анализировать и обобщать поступающую информацию.

Это расстройство проявляется в том, что человек не в состоянии объективно оценить свой рост, величину ног и рук, плохо воспринимает, откуда они растут. Порой ему кажется, что у него абсолютно отсутствуют отдельные части тела или, наоборот, их размеры стали слишком большими. Правда, способность самоконтроля при этом не теряется полностью и мысли возвращают ему реальность собственного бытия. Но стоит человеку «погрузиться в себя», как симптомы агнозии возвращаются вновь.

С точки зрения тех последствий, к которым приводит данное расстройство, выделяют следующие разновидности агнозии:

- микропсия (явление восприятия объектов в их уменьшенном виде);

- макропсия (восприятие размеров объектов в преувеличенном виде);

- полиопсия (восприятие одного объекта в «размноженном» виде);

- оптическая аллестезия (восприятие неподвижных объектов подвижными даже в том случае, если они не предназначены для перемещения);

- «оптическая буря» (восприятие  объектов, несущихся прямо на  человека);

Дереализация — расстройство восприятия, проявляющееся в том, что человеку все окружающее кажется отчужденным от натурального мира, неестественным, нереальным, словно нарисованным кем-то. Человек может лишаться возможности узнавать себя в зеркале. Подобным дефектам восприятия могут подвергаться все сенсорные системы, включая и восприятие времени. При этом вполне осознается тот факт, что это лишь восприятие, но не действительность.

Разновидностью дереализации является потеря человеком на короткое время (на несколько секунд) способности узнавать давно знакомые объекты. Например, на знакомой улице вдруг на короткое время теряется ориентировка, как будто все это видится впервые. Или, что еще удивительнее и хуже объяснимо, человек на такое же время «узнает» улицу , на которой никогда не находился. У здоровых людей подобные явления могут проявляться в период сильной усталости.

 

    1. Перцептивная обработка информации

Изучению организации восприятия в целом и восприятия формы в частности. Этот раздел посвящен преимущественно структурно-физиологическим механизмам и некоторым биологическим аспектам тех процессов, в результате которых внешняя стимуляция достигает зрительной системы, и процессов первичной обработки визуальной информации. Однако восприятие — нечто значительно большее, нежели передача нервной системой нейронных импульсов в определенные участки мозга. Восприятие также предполагает осознание субъектом самого факта стимулирования и определенные представления о нем, а чтобы это произошло, сначала необходимо ощутить «ввод» сенсорной информации, т. е. испытать ощущение. Иными словами, восприятие есть процесс осмысления стимуляции наших сенсорных рецепторов. Следовательно, пока что есть основания взглянуть на восприятие как на задачу, которая заключается в сосредоточении на сенсорном сигнале, анализе и интерпретации для создания осмысленного представления об окружающем мире. В следующем подразделе мы таким образом рассмотрим восприятие, как если бытальных операций, последовательно выполняемых наблюдателем под воздействием раздражителя, и попутно отметим некоторые отличительные особенности процесса обработки информации.

    1. Перцептивная установка, чтение и эффект Струпа.

Одной только совокупности внешних визуальных раздражителей — паттернов отдельных объектов, образованных линиями, точками и изменениями светлоты, — еще недостаточно для создания того осмысленного, структурированного визуального мира, который мы на самом деле воспринимаем. На самом деле в обработке входящей визуальной информации важную роль играют и психологические процессы, более избирательные и изменчивые, чем описанные выше гештальтистские принципы. На восприятие влияют и прошлый опыт, и воспоминания, и ожидания, и внушение, и окружающая обстановка, и именно этим влиянием определяется готовность определенным образом — беспристрастно или предвзято — реагировать на визуальное стимулирование. То, что человек настроен на определенное восприятие окружающего мира, является результатом всех этих влияний — определенной перцептивной установки.

В «Гамлете» Шекспир намекает на роль внушения в организации восприятия и придании смысла знакомым, но кажущимся бесформенными конфигурациям — облакам. Именно об этом идет речь в отрывке из диалога, в котором Гамлет откровенно издевается над Полонием:

Гамлет. Вы видите вон то облако, почти-что вроде верблюда?

Полоний. Ей-богу, оно действительно похоже на верблюда.

Гамлет. Но, по-моему, оно похоже на ласточку.

Полоний. У него спина, как у ласточки.

Гамлет. Или как у кита?

Полоний. Совсем как у кита.

Следовательно, перцептивная установка — это своего рода определение перцептивных приоритетов, или готовность воспринимать мир, в котором происходит восприятие. С помощью нисходящего процесса обработки информации перцептивная установка привлекает к участию в восприятии необходимые для выработки генеральные стратегии, применимые ко всем конфигурациям. В свою очередь, эти подходы определяют восприятие элементов и их деталей.

Экспериментальное подтверждение. Перцептивная установка.

Если вы сначала посмотрите на рисунок  то, скорее всего, вы увидите силуэт молодой женщины, а затем  вы решите, что перед вами пожилая женщина. В данном случае определяющую роль в восприятии играет перцептивная установка, которая зависит оттого, с какого рисунка вы начали - с А или с Б.

Перцептивная установка играет определенную роль не только при восприятии фигур, не только при восприятии знакомых предметов.

Перцептивная установка может облегчить осмысленное восприятие в тех случаях, когда условия наблюдения далеки от оптимальных, например, когда объект находится в тени, когда между ним и наблюдателем находится еще что-то или когда он плохо различим на фоне других предметов. Эта роль перцептивной установки важна, ибо в реальных условиях объекты зачастую предстают в нечетком и неполном виде. Перцептивный top-down-uponecc, обеспечивающий осмысленное восприятие, при недостаточной освещенности обладает очевидной и значительной адаптивностью и способен играть доминирующую роль в восприятии конкретного объекта. Нередко ожидание, основанное на предшествующем опыте  человека, знающего, что «должно здесь быть», создает условия для осмысленной интерпретации и результативного восприятия того, что «здесь есть на самом деле».

Перцептивная установка, чтение и эффект Струпа

Поскольку чтение — хорошо изученный и распространенный вид деятельности, оно может быть использовано для демонстрации перцептивной установки. Прочтите две строчки.

Большинство испытуемых воспринимают верхнюю строчку как ряд чисел от 11 до 14, а нижнюю — как первые четыре буквы алфавита. Однако обратите внимание на то, что числительное «13» и буква «В» в обеих строчках представлены одинаково. Мы склонны воспринимать неоднозначный символ в соответствии с ожиданиями, созданными контекстом.

Точно так же всякий раз, сталкиваясь с такими текстуальными символами, как слова, мы испытываем непреодолимую потребность прочесть их. Справедливость этих слов подтверждается эффектом Струпа. Этот эффект, названный именем психолога, проявляется в том, что испытуемые, которых просят сказать, какого цвета данные слова, медленно справляются с заданием и допускают ошибки, если слово напечатано одним цветом, а обозначает другой, никак не связанный с первым. Как правило, тестирование проводится следующим образом: испытуемый получает список слов, обозначающих цвета, причем каждое слово напечатано краской, цвет которой отличается от цвета, обозначаемого данным словом.

Тестируемый должен выполнить задание как можно быстрее, называя только цвет краски, которой напечатано каждое из слов. Иными словами, тест Струпа требует от испытуемых игнорирования семантики цветных слов и внимания только к цвету красок. Однако в ходе выполнения этого задания проявляется сильная автоматическая перцептивная установка, или тенденция к чтению, мешающая перечислению названий цветов. Иногда испытуемые сами чувствуют результат попыток подавить эту тенденцию, и бывает даже заметно, каких усилий им стоит выполнение этого задания: они начинают говорить тише, в голосе появляется неуверенность, а порой вместо того, чтобы назвать цвет, читают слово.

Одно из объяснений эффекта Струпа заключается в том, что назвать цвета — непростое задание, ибо трудно игнорировать или подавлять процесс чтения и семантическую релевантность стимулов: присутствие слов запускает автоматическую, но ошибочную перцептивную установку на чтение. Однако значение слов конкурирует с правильным выполнением задания, заключающегося в том, чтобы назвать цвета красок, которыми напечатаны слова, мешая ему и создавая «конфликт ответов».

    1. Эффекты перцептивного последействия. Одновременный и последовательный контраст.

По аналогии с последовательной маскировкой можно выделить ряд очень важных перцептивных эффектов, связанных с влиянием предыдущего стимула на последующее восприятие, известные в психологии восприятия как феномены перцептивного последействия. Эти феномены вписываются в общий контекст адаптационных эффектов, в целом свойственных восприятию и характеризующих его как инерционный процесс.

Окончание действия зрительного стимула отнюдь не означает, что одновременно с этим полностью исчезает соответствующий образ или его влияние на последующее восприятие. Если привязать к веревке небольшой электрический фонарик и вращать его в темноте вокруг себя, то мы не увидим быстрого перемещения светящейся точки, а будет ясно виден сплошной световой круг. Этот феномен можно вполне логично объяснить по-разному, исходя из представлений гештальтпсихологов или теории перцептивного цикла У. Найссера, либо подтвердить нашими знаниями о физиологии зрения. Важно другое — наше восприятие всегда зависит не только от того, какой стимул актуально попадает на рецепторную поверхность, но и от того, что мы воспринимали до этого.

Рассмотрение эффектов последействия начнем с феномена так называемого отрицательного послеобраза. Если мы сидим в темной комнате, и кто-то на мгновение включает фотовспышку, то результаты самонаблюдения показывают нам очень интересную смену последовательных образов: прежде всего мы видим, что перед нами несколько раз появляются и исчезают окружающие предметы, возникает своего рода пульсирующий послеобраз. После этого в течение 0,5 с. следует короткий период темноты, затем появляется отрицательный послеобраз, далее — опять темная фаза, и, наконец, более продолжительный и постепенно затухающий послеобраз. Если в темноте действует не короткий световой импульс лампы-вспышки, а более длительный раздражитель, например мы включаем и сразу же выключаем настольную лампу, то все описанные выше фазы сливаются в один послеобраз, затухающий сначала быстро, а затем медленно. Некоторые фазы смены послеобразов получили название по имени того ученого, который их впервые обнаружил, например: послеобраз Геринга (1-я фаза) или послеобраз Пуркинье (2-я фаза).

Если первоначально действующий стимул был достаточно интенсивным, то длительность послеобраза может достигать нескольких минут и, таким образом, влиять на восприятие яркости и цвета видимых нами объектов. В общем случае и яркость, и длительность, и ритмичность смены фаз послеобраза непосредственно зависят от интенсивности, длительности и контраста действовавшего ранее стимула. Видимый размер последовательного образа непосредственно зависит от расстояния до той поверхности, на которой мы его наблюдаем: чем больше расстояние, тем больше его размер. Эта закономерность получила название закона Эммерта.

А. Н. Леонтьев в своих лекциях по общей психологии подчеркивал, что считать послеобразы полноценными перцептивными образами вряд ли правильно: это преимущественно сенсорный феномен, продукт самой зрительной системы. Однако, в отличие от фосфенов или звона в ушах, он явно обладает признаком объективированности или вынесенности вовне.

Информация о работе Теория перцептивного научения