Аналогичные зрительные эффекты возникают
не только в темноте. И на свету после того,
как 20 —30 с мы посмотрим на черный квадрат
в центре серого экрана монитора компьютера,
а затем уберем его из поля зрения, то на
его месте на сером экране или там, куда
мы перевели взгляд, возникнет характерный
отрицательный белый послеобраз. Это явление
получило название ахроматического последовательного
контраста.
Яркость последовательного
образа будет зависеть от яркости объекта,
который мы наблюдали и продолжительности
наблюдения.
Еще более 150 лет назад французский
ученый Ж. Плато (1830) и уже известный нам
Г. Гельмгольц (1860) описали явление цветового
или хроматического последовательного
контраста.
Разумеется, что явления последовательного
цветового контраста возникают не только
при взгляде на белую поверхность, но и
на цветную. В силу значительности подобных
перцептивных эффектов, они должны безусловно
приниматься во внимание, когда наблюдатель
решает задачу оценки, сравнения или подбора
цветов. В табл. 5, дается общее представление
о том, какой оттенок приобретают различные
цветовые поверхности после того, как
мы до этого смотрели на другие цвета.
Соответствующие опыты каждый может провести,
нарисовав цветовые фигуры на экране своего
компьютера. Не нужно специально доказывать,
что, учитывая подобные феномены зрения,
при создании компьютерных игр можно проектировать
очень интересные перцептивные эффекты.
Явления одновременного контраста (ахроматического
или хроматического) возникают в том случае,
когда в одном поле зрения мы одновременно
наблюдаем объекты, различающиеся по светлоте
или цветовому оттенку. Эти феномены проявляются
в том, что восприятие светлоты или цветового
оттенка объекта зависят от светлоты или
цвета их фонового окружения, а также светлоты
и цвета рядом расположенных объектов.
Классическим примером изменения светлоты
объекта в зависимости от контраста с
окружающим его фоном является рис. 52.
Все четыре серых круга, расположенных
внутри квадратов, отражают абсолютно
одинаковое количество света, тем не менее
левый круг воспринимается как заметно
более светлый, чем правый.
Эффекты одновременного контраста
могут быть хорошо объяснены механизмом
латерального торможения, и вследствие
этого иллюстрируют работу преимущественно
периферических механизмов зрения. Другим
классическим примером феномена одновременного
контраста являются так называемые полосы
Маха, названного в честь австрийского
физика и философа Э.Маха (1860), впервые
описавшего иллюзорное восприятие одновременного
краевого контраста.
На рис. 53, а изображены два прямоугольника
разной яркости — слева темный, справа
— светлый, которые разделяет область
плавного перехода яркости от темного
к светлому (обозначенная стрелками). Смотря
на этот стимульный паттерн, наблюдатель
видит не плавный переход от меньшей яркости
к большей, а две иллюзорные полоски: на
границе светлого прямоугольника — еще
более светлую полоску, на границе темного
— еще более темную. Таким образом, мы
сталкиваемся с феноменальным эффектом
подчеркивания контраста (рис. 54).
На рис. 53, б также четко видно,
что левая сторона каждого прямоугольника
кажется немного светлее, чем его правая
сторона. Тем не менее реально поверхности
этих прямоугольников абсолютно однородны,
в чем можно легко убедиться, внимательно
рассматривая каждый из них, прикрыв листом
бумаги остальные.
Еще одним примером «работы» механизма
латерального торможения, изменяющего
такой феноменальный параметр, как светлота,
является черно-белый стимульный паттерн,
называемый решеткой Германа (рис. 55).
Несмотря на то что яркость
белых полос, разделяющих черные квадраты,
везде одинакова, в местах пересечения
вертикальных и горизонтальных белых
полос видны иллюзорные серые пятна. Появление
этих пятен является следствием взаимодействия
ганглиозных клеток сетчатки, имеющих
характерные концентрические рецептивные
поля. Эффект латерального торможения
максимален в местах пересечения белых
линий, по этому возбуждение рецепторов
световым воздействием в этих местах минимально,
и как результат — эти участки кажутся
менее светлыми.
О влиянии формы рецептивных
полей ганглиозных клеток сетчатки на
восприятие яркости свидетельствуют оригинальные
эксперименты Дж.Вестхаймера. Он установил,
что порог восприятия светового пятна,
предъявляемого на фоне светового диска
надпороговой интенсивности зависит от
углового размера этого диска. Для небольших
размеров фонового диска пороговая величина
тестового стимула была минимальна, она
возрастала с увеличением диаметра фонового
диска, достигая максимума при 9—11 угловых
минутах, а затем опять снижалась. Эта
кривая получила название функции Вестхаймера
(рис. 56).
Многие исследователи используют пороговую функцию Вестхаймера
для измерения диаметра on-центра рецептивного
поля, а точку выхода кривой на плато после
перегиба для оценки размера его off-периферии.
Таким образом, данные современной нейрофизиологии
и сенсорной психофизики взаимно подтверждают
друг друга.
Вышеприведенные примеры показывают,
что особенности базовых нейрофизиологических
механизмов зрения могут существенным
образом определять содержание перцептивного
образа, создавая определенные ограничения
или даже неадекватность психического
отражения окружающей нас реальности.
- Перцептивные различия между фигурой и фоном.
Рубин идентифицировал следующие
основные перцептивные различия между
фигурой и фоном:
1. Фигура представляет
собой «вещь», а контур воспринимается
как ее очертания. В отличие
от фигуры фон воспринимается
как некая «субстанция» и кажется
относительно бесформенным.
2. Наблюдателю кажется, что
фигура находится ближе к нему,
перед фоном, а фон кажется
менее четко локализованным, беспредельно
простирающимся за фигурой. Известно,
что стимул лучше виден, если
появляется на участке, воспринимаемом
как фигура, а не фон. Например,
когда наблюдателю предъявляли
стимул — вспышку света —
на участке, воспринимаемом как
фигура в конфигурации, которую
можно трактовать двояко, он примерно
в три раза точнее определял
ориентацию стимула, чем когда
тот же самый участок воспринимался
как фон.
3. Благодаря фону фигура
кажется более впечатляющей, значительной
и лучше запоминается, кроме того,
фигура вызывает больше ассоциаций
с узнаваемыми, привычными объектами,
чем фон.
Светлота и восприятие
фигуры и фона.
Между фигурой и
фоном существуют не только
перцептивные различия, отмеченные Рубином;
сочетание фигуры и фона оказывает поразительное
влияние на восприятие светлоты. Участок
поля зрения с постоянной светлотой более
подвержен эффекту светлотного контраста,
если он воспринимается как фигура, нежели
участок, воспринимаемый как фон.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате данного исследования
можно сделать следующие выводы:
В данной работе была достигнута
поставленная цель по изучению возможных
проблем перцепции, при выполнении пунктов
поставленных задач, как этапов изучения
темы курсовой, а именно:
- Были изучены материалы многих
учебников по когнитивной психологии, общей
психологии и анатомии ЦНС человека, книги многих знаменитых
психологов, ранее изучавших перцепцию, а именно: Гиппенрейтер Ю.Б., Рубинштейн С.Л., Дж.Р. Андерсон и др.
- Итогом изучения материала
стало появление знаний по проблемам, исследованиям и разновидностям перцепции.
- Информация была проанализированная
и на основе анализа были сделаны выводы. Существуют такие виды нарушения
как, нарушения на уровне ощущений и восприятия: Иллюзии, Галлюцинации.
- В настоящее время изучение
перцепции интенсивно ведется представителями
психологии, физиологии, кибернетики и
других научных дисциплин. В этих исследованиях
широко используются наблюдение и эксперимент,
сочетаются методы эмпирического анализа
и моделирования. Данные о функции, развития
и структуре перцепции имеют как общенаучное,
так и прикладное значение. Они используются
при создании систем отображения информации, в технической эстетики и художественном конструировании, в педагогике, спорте и т.п.
Список литературы
Большой
психологический словарь. Под редакцией
Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П.- М.,2003, 672 с.
Гусев А.Н. Ощущение
и восприятие - М.: Издательский центр "Академия", 2007.
- 416 с.
Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие - 3-е изд. - Минск: Алмафея, 2008 - 368 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии
- 2-е изд. (1946г.) - СПб.: Питер, 2002 - 720 с.
Солсо Роберт Л. Когнитивная психология 6-е изд. - СПб.: Питер, 2006 - 589 с.
Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие 5-е изд. - СПб.: Питер, 2003 - 928 с.
Эббингауз Г., Бэн А. Ассоциативная психология М.: Аст, 2004 - 528 с.