Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2015 в 14:48, курсовая работа
Описание работы
Цель настоящей работы раскрыть понятие перцепция и апперцепция. Задачи: описать перцептивные процессы и охарактеризовать понятие апперцепция. Объект исследования – теоретический подход и исследования перцепции. Предмет исследования – проблема перцепции в психологических исследованиях, явления в перцепции, её виды и методы.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................. 3 Глава I КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПЕРЦЕПТИВНОГО НАУЧЕНИЯ……………………………………………….. ……………………….4 Понятие «перцепция», «научение», «апперцепция»……………………………….. ……………………………...4 Проблема перцептивного научения………………………………………………………………………6 Глава II МЕТОДЫ ПЕРЦЕПТИВНОГО НАУЧЕНИЯ……………………………………………………………….. ……….7 Теория перцептивного У.Найсера……………………………………………………………………. 7 Перцептивная организация стимула: влияние способа заучивания на память………………………………………………………………………..10 Явления в области перцепции. Нарушение восприятия………………………………………………………………….. 12 Перцептивная обработка информации…………………………………………………………………17 Перцептивная установка, чтение и эффект Струпа………………………………………………………………………. 17 Эффекты перцептивного последействия. Одновременный и последовательный контраст……………………………………………………………………... 20 Перцептивные различия между фигурой и фоном………………………………………………………………………... 25 Заключение………………………………………………………………………… 26 Список литературы………………………………………………………………………… 27
Когнитивные предвосхищающие
схемы не имеют модальноспецифического
характера, т.е. это не зрительные, слуховые
или тактильные способы отображения информации,
скорее это обобщенные способы поиска,
получения, переработки и обобщения любой
чувственной информации. Функционально
схемы — это широкие распределенные системы,
создающиеся для осуществления разного
рода познавательной активности. Для более
широкого описания этого понятия У.Найссер
использовал термин из программирования
— «формат», как своего рода план или общая
рамка представления чувственного опыта
или осуществления перцептивной активности.
Возможность создания схем
различной степени обобщенности и их постоянная
модификация в ходе получения нового опыта
обеспечивает нашему восприятию неограниченное
развитие.
Схематическое изображение
перцептивного цикла:
В этом цикле схема направляет нашу перцептивную
активность, выбирая объект и исследуя
чувственные качества объекта, извлекая
информацию, в ходе этого процесса сама
модифицируется. Образ восприятия можно,
таким образом, представить в виде временного
среза этого цикла. У.Найссер подчеркивал
относительную независимость схемы и
цикла: одинаковые схемы могут входить
в различные циклы, и различные циклы могут
быть реализованы разными схемами.
В качестве наглядного примера
циклического перцептивного процесса
У. Найссер приводил гаптическое восприятие:
активное осязание, ощупывание1 незнакомого
предмета связано с осуществлением целого
ряда моторных и перцептивных действий,
в нем наглядно проявляется слитность
сенсорной стимуляции, ее интерпретации
и начала новой фазы обследования.
По своей структуре восприятие
— это действие, точнее, одна из форм действия
— действия внутреннего, ментального,
почти скрытого от непосредственного
наблюдения или самонаблюдения. Его структура
аналогична предметному действию, включающему
общую ориентировку в ситуации, поиск
способов выполнения, исполнение и коррекцию
плана действия после его окончания.
Резюмируя описание функций
когнитивной схемы, сформулируем ее общее
определение — это внутренняя часть перцептивного
цикла, специфичная воспринимаемому объекту,
событию, ситуации, которая модифицируется
опытом. Физиологически —это распределенная
система, состоящая из функциональных
единиц: рецептор, анализаторная система,
эффекторы.
Схема перцептивного
цикла в теории У.Найссера
Предвосхищающая функция перцептивных
схем обеспечивает восприятию его избирательность,
поскольку ничто не может быть воспринято
без предвосхищения. Каждая схема обеспечивает
исполнение плана перцептивного действия,
поэтому это не только структура действия,
но и, как отмечал У. Найссер, структура
для развертывания самого действия.
Рассуждая о проблеме активности
восприятия, У.Найссер писал о самоактивности
перцептивных схем: для их функционирования
нужна лишь чувственная информация адекватного
вида. Вопрос о развитии восприятия в
теории У. Найссера решается достаточно
ясно и логично. Человек уже рождается
с ограниченным набором достаточно общих
и готовых к модификации перцептивных
схем, например: выделение контуров из
фона, грубая оценка удаленности объектов
в поле зрения и др.
Оценивая данную теорию как
описывающую различные уровни переработки
сенсорной информации, отметим, что восприятие
понимается в ней не как линейная последовательность
определенных этапов, а как циклический
процесс одновременного анализа и синтеза
информации, который описывается как параллельная
работа нескольких вложенных друг в друга
схем. Мы воспринимаем объекты и события,
а не сенсорные сигналы.
У. Найссер приводил
в качестве примера одновременной «работы»
различных когнитивных схем достаточно
сложную и детальную систему чувственной
ориентировки в окружающем мире мореплавателей
острова Палават, расположенного в Тихом
океане. Он подчеркивал, что не совсем
верно называть такого рода ориентировку
во внешней среде старым необихевиористским
термином «когнитивная карта», и предложил,
на наш взгляд, блестящее название — ориентировочная
схема как структура, направленная на
активный и направленный поиск информации.
Как эти люди безо всяких навигационных
приборов уходят на 50—100 миль от берега?
Оказалось, что у них существуют очень
детальные способы ориентировки в пространстве
воды и береговой линии: цвет воды, характер
течения, направление ветра, движение
звезд относительно островов и т.д. Эту
систему навигационной ориентировки местные
мореплаватели называют «этак». Восприятие
соотношения всех признаков позволяет
увидеть свое местоположение в океане
и выбрать направление обратного пути.
Наблюдения показали, что местные жители
решают эту навигационную задачу именно
как задачу перцептивную, данную по своим
условиям и по конечному результату в
непосредственно чувственной форме.
Перцептивная организация стимула: влияние способа заучивания на память.
Бесспорно, что любой процесс
памяти начинается с перцептивного процесса,
потому что нельзя вспомнить или узнать
то, что не было бы предварительно воспринято.
Как правило, в процессе восприятия стимул
наделяется некоторыми свойствами, обогащающими
непосредственные сенсорные данные: то,
что я воспринимаю в данный момент на этом
столе, это не просто сферическая форма
определенного цвета, это теннисный мяч
или апельсин. И идентифицируя объект
как ту или иную вещь, акт восприятия относит
этот объект к определенной категории
аналогичных ему объектов и отличает его
тем самым от объектов, относящихся к другим
категориям; эта операция категоризации
- или классификации воспринимаемого -
имеет первостепенное значение для памяти,
потому что она способствует мнемической
интеграции стимула, связывая с этим стимулом
привычный ответ или комплекс ответов,
образующих организованную схему. Эта
схема в свою очередь может в некоторой
степени предопределить воспроизведение
стимула: так, "сферическая и окрашенная"
форма будет вспоминаться неодинаково
в зависимости от того, воспринимали ли
мы ее как теннисный мяч или апельсин.
Большинство проведенных в
этой области исследований касается зрительного
восприятия объектов. Бартлетт (1932) предъявлял
испытуемым на непродолжительное время
фигуру. Сразу же после предъявления испытуемым
предлагали воспроизвести эту фигуру.
Один из испытуемых, смог правильно ее
воспроизвести, двое других, соответственно
нет.
Аналогичные примеры, производил
Гибсон (1929) на взрослых испытуемых. Во
всех этих случаях воспроизводимый стимул
больше напоминает объект, с которым этот
стимул мысленно связывается испытуемым,
чем предъявленный на самом деле. Однако,
когда незаконченная фигура воспринимается
как целостная геометрическая форма, она
соответственно и воспроизводится как
законченная. Феномен реорганизации стимула
под влиянием мысленной схемы, обусловленный
ассоциированием данного стимула с какой-либо
определенной фигурой, получил название
"нормализации" (Вульф, 1922), "сведения
к привычной форме" (Бартлетт, 1932), "ассимиляции
объекту" (Гибсон, 1929). Этот феномен наблюдался
в многочисленных исследованиях памяти,
в которых применялся метод воспроизведения
.
Однако наряду с обобщением,
ассимиляцией стимула привычному объекту,
возможна также и аналитическая установка
в отношении данного стимула. Часто при
соответствующей фигуре аналитическая
установка приводит к тому, что субъект
разлагает фигуру на составляющие ее геометрические
элементы. Многие авторы, анализируя интроспективные
отчеты испытуемых, обнаружили, что при
таком способе восприятия в памяти часто
сохраняется не столько сама фигура, сколько
осуществленный анализ ее. В этом случае
адекватность анализа особенностям фигуры
и степень точности припоминания этого
анализа будут основными факторами.
Когда фигура слишком сложна
или необычна и поэтому не допускает никакой
схематизации, то для запоминания этой
фигуры, необходима ее оптимальная перцептивная
организация. Исследование Пьерона (1914-1919)
показало, какими трудностями сопровождается
запоминание таких стимулов. Испытуемые
должны были запомнить фигуру, образованную
из 10 перекрещивающихся линий; эта фигура
предъявлялась в течение последовательных;
5-секундных периодов, разделенных 2-минутными
интервалами. Во время каждого 2-минутного
перерыва испытуемым предлагалось графически
воспроизвести данную фигуру. Упражнения
продолжались до первого правильного
воспроизведения. Наблюдения Пьерона
показали, какой сложной является деятельность,
связанная с выполнением этой задачи:
как правило, испытуемые в первую очередь
обращают внимание на самые заметные элементы
фигуры - длинные линии - и образуют из
этих элементов "арматуру", в соответствии
с которой и располагают остальные, второстепенные
элементы - более короткие линии. В результате
многочисленных дополнений, пропусков
и исправлений изображение постепенно
приобретает черты все большего соответствия
оригиналу . Последующее представление
о фигуре зависит от сохранения зрительного
образа этой фигуры, от запоминания вербального
анализа.
И наконец, независимо от применяемого
субъектом способа запоминания, по мере
того как воспоминание о предъявляющейся
фигуре постепенно ослабевает, репродукция
фигуры мало-помалу заменяется ее реконструкцией,
основанной на тех элементах, которые
еще сохранились в памяти. Реконструкция
фигуры базируется на основных, сохранившихся
в памяти элементах, однако воспроизводимая
в этом случае фигура будет уже существенно
отличаться от оригинала. Для реконструированной
фигуры характерны разнообразные искажения,
приводящие к упрощению или к усложнению
фигуры. Стечением времени воспоминания
о деятельности по упорядочению элементов
фигуры становятся все более неопределенными,
уменьшается число воспроизводимых деталей,
испытуемый действует неуверенно, медленно,
начинает все сначала, воспроизводимая
фигура утрачивает целостность и становится
непохожей на оригинал.
Явления в области
перцепции. Нарушения восприятия.
О нарушениях процессов восприятия
можно вести речь в тех случаях, когда
субъективный образ восприятия не идентичен
по основным признакам образу воспринимаемому.
Подобные нарушения могут носить характер:
- ситуативных явлений, обусловленных
складывающейся на данный момент
времени ситуацией или текущим
психическим состоянием человека;
- патологических нарушений,
вызванных различными поражениями
коры головного мозга и подкорковых
структур (рис. 2.11).
Иллюзии (ошибка, заблуждение) - это искаженное
отражение действительности при восприятии
реальных объектов и их отдельных свойств.
Природа иллюзий может быть различной:
- физическая (например, ложка
в стакане с водой кажется
изломанной на границе поверхности
воды);
- физиологическая (например,
если слегка надавить пальцем глазное
яблоко сбоку, то предмет, на который направлен
взгляд, раздваивается);
- психологическая (например,
на фоне человека высокого, низкорослый
воспринимается еще ниже, чем на самом
деле).
По совокупности
различных причин иллюзии иногда подразделяются
на:
- зрительные (реальные объекты
предстают в некой фантастической
форме);
- вербальные (искажения слов
и их смысла воспринимаются
человеком как адресованные лично
ему);
- видимого движения (стробоскопического,
индуцированного и автокинетического,
при котором неподвижная точка в темноте
кажется находящейся в хаотическом движении);
- аффективные (возникают
в состоянии сильного психического
возбуждения);
- оптико-геометрические (состоят
в кажущемся искажении метрических соотношений
компонентов объекта);
- установочные (возникают под воздействием
внешнего внушения) (рис. 2.12).
Иллюзорное восприятие возникает
как у психически здоровых людей, так и
у людей с расстройствами нервной системы.
Основа их лежит в психологических механизмах
восприятия окружающей среды . Так, согласно
статистике, автомашины светлых цветов
сталкиваются друг с другом в 6,1% от всех
других происшествий подобного рода. Это
связано с тем, что светлые машины создают
иллюзию их дистанционной близости, а
темные увеличивают субъективную дистанцию
и притупляют бдительность водителя.
Для объяснения иллюзий нет
единой теоретической основы. По мнению
Г. Гельмгольца, «вину» за их появление
должен взять на себя механизм, отвечающий
за формирование свойства константности
восприятия. В самом общем виде можно предположить,
что иллюзии вызываются различием в субъективной
потребности человека проверять признаки
воспринимаемых объектов, появляющихся
с различной вероятностью, на их реальность,
объективность. Так, признаки с высокой
вероятностью появления проверяются человеком
слабее («а, что их проверять!»), чем маловероятные
события («э-э-э-э, здесь что-то не так!»).
Вот здесь-то и подстерегает опасность
ошибочного восприятия.
В частных случаях иллюзионное
восприятие объясняют:
- аффективными состояниями
индивида, вызываемыми тревогами
и страхами (например, за причудливыми
формами растений ночного леса
могут мерещиться недружелюбно
настроенные фигуры каких-то существ)
;
- различиями в восприятии
вертикальных и горизонтальных
линий объекта (на рис. 2.13, а вертикальные
линии кажутся длиннее горизонтальных
из-за того, что движение глаз
по вертикали требует больших
усилий);
- явлением переноса размеров
площади на длину сторон (на
рис. 2.13, б стороны фигур воспринимаются
как неравные из-за различия
площадей фигур);
- явлением соотношения частей
и целого (на рис. 2.13, в верхняя
линия кажется длиннее нижней
из-за соотношения самих линий и стрелок);
- эффектом контраста объектов,
возникающим из-за влияния окружения,
в котором находится воспринимаемый
объект (на рис. 2.13, один и тот же круг
среди больших кругов кажется меньше,
чем среди малых).
Галлюцинации (бред, видение)
- искажение перцептивной деятельности,
состоящее в восприятии объектов, которые
в данный момент не воздействуют на органы
чувств. Галлюцинации есть следствие непроизвольного
проецирования образов вовне с четким
видением их формы, места расположения
в пространстве и состояния. Причем переживания
этих образов происходят с той же интенсивностью,
как если бы они существовали в реальности.
Иногда галлюцинации относят
к непроизвольным формам воображения
на том основании, что реальный объект
восприятия отсутствует. Однако образы
воображения традиционно относят к продуктам
творческой деятельности. Впрочем, эти
точки зрения не изменяют психической
сущности явления галлюцинации.