Теория по когнитивно-ориентированному консультированию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 12:24, реферат

Описание работы

Главная цель когнитивно-поведенческого подхода – изменить то, как думает человек о мире.
Когнитивно-поведенческий подход сформировался как альтернатива доминировавшему в первой половине 20 века психоанализу. Корни когнитивной терапии можно обнаружить у Адлера (сформулировал положение о субъективном восприятии действительности, которое легло в основу многих когнитивно-ориентированных концепций. Значительный вклад внесла Хорни. Ее термин «тирания должествования» (это постоянные внутренние требования, звучащие в сознании человека, по Хорни) и представление о ее разрушительном влиянии на психику легли в основу многих когнитивно-ориентированных подходов.

Содержание работы

1. Общая характеристика когнитивно-ориентированного консультирования.
2. Рационально-эмоциональная поведенческая терапия Эллиса.
3. Когнитивная терапия Аарона Бека.
4. Теория личностных конструктов Келли (когнитивно-аналитический подход).
5. Мультимодальное консультирование Арнольда Лазаруса.
6. Реальностная терапия Уильяма Глассера.
7. Скилл-терапия Дональда Мейхенбаума.

Файлы: 1 файл

n1.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Общая характеристика  когнитивно-ориентированного консультирования.

2. Рационально-эмоциональная  поведенческая терапия Эллиса.

3. Когнитивная терапия  Аарона Бека.

4. Теория личностных  конструктов Келли (когнитивно-аналитический  подход).

5. Мультимодальное консультирование Арнольда Лазаруса.

6. Реальностная терапия  Уильяма Глассера.

7. Скилл-терапия Дональда  Мейхенбаума.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общая характеристика когнитивно-ориентированного консультирования.

 

Когниция - (от лат cognitio) - знание, познание, когнитивный - соответствующий когниции, или познанию, познаваемый.

 

Основные философские  идеи, оказавшие влияние на становление  когнитивно-поведенческого подхода:

- греческие и римские  стоики, Эпикур, Марк Аврелий (людей рассматривают не сами события таковые, а мнение людей об этих событиях).

- Конфуций, Будда Гаутама,  Лао-Цзы (зависимость эмоциональных  переживаний от идей, убеждений,  взглядов).

- Платон.

- серьезное влияние  оказала экзенциальная философия, Сартр, Тиллих (каждый человек находится в центре своей вселенной, обладает свободой выбора – выбора эмоционального и поведенческого реагирования).

- Эллис указывает еще  на один источник – христианская  идеология о необходимости порицания  греха и прощения грешника. Не  существует однозначно «плохих» или «хороших» людей, есть люди, совершающие плохие и хорошие поступки. Оценивать надо определенные действия и поступки, а не личность в целом, т.к. глобальное оценивание личности есть сверхобобщение, что является когнитивным искажением.

Главная цель когнитивно-поведенческого подхода – изменить то, как думает человек о мире.

Когнитивно-поведенческий  подход сформировался как альтернатива доминировавшему в первой половине 20 века психоанализу. Корни когнитивной терапии можно обнаружить у Адлера (сформулировал положение о субъективном восприятии действительности, которое легло в основу многих когнитивно-ориентированных концепций. Значительный вклад внесла Хорни. Ее термин «тирания должествования» (это постоянные внутренние требования, звучащие в сознании человека, по Хорни) и представление о ее разрушительном влиянии на психику легли в основу многих когнитивно-ориентированных подходов.

 

Непосредственным  теоретическими источниками когнитивно-бихевиорального  направления в консультировании являются бихевиоральный и когнитивный подходы.

 

Поведенческая терапия возникает в 30-х годах, и окончательно оформляется в самостоятельное направление в 50-е годы 20 века. Выделяют три направления, этапы становления поведенческой терапии:

  1. классические работы Вольпа, Лазаруса, основан. на принципах обусловливания Павлова и теории научения Холла
  2. работы по оперантному обусловливанию Скиннера
  3. работы по когнитивному научению Бандуры.

 

Когнитивная психология возникла в конце 50-х начале 60-х  годов как реакция на господствующее представление в рамках бихевиоризма об отрицании роли внутренней организации психических процессов (модель человека в когнитивном подходе – человек думающий, основное внимание уделяется процессу познания; в бихевиоральном – человек реагирующий, S-R).

Предпосылки формирования когнитивной терапии в психологии:

- гештальт-психология (идеи образа; изоморфизма – подобия материальных и психических процессов; господства «хороших фигур»; идею ассимиляции и контраста – контраст воспринимается больше, чем на самом деле, и, наоборот, мало различающиеся группы кажутся совсем одинаковыми; имманентной динамики гештальта – человек воспринимает мир как целостный образ, но гештальт может изменяться при изменении даже одного элемента).

- теория поля Левина (использование понятия «мотив»; идея взаимодействия индивида и среды; идея валентности – социальные установки: положительные и отрицательные).

- теории когнитивного соответствия (основаны на представлении о том, что у человека есть потребность иметь связное, непротиворечивое представление о внешнем виде. Если в этой картине возникают несоответствия, возникает ощущение дискомфорта и стремление восстановить соответствие. Теория структуры баланса Хайдера – 2 постулата: баланса (когнтивная структура стремится к балансу); приписывание (человек приписывает другому определенные качества и причины поведения).

- когнитивная психология.

 

Концептуальный  аппарат когнитивной терапии. Основное понятие – когнитивные структуры или когнитивные элементы. Когнитивные элементы – это любые знания человека о мире, себе, других людях, элементы информации. Когнитивные структуры – это целостная организация когнитивных элементов.

 

Основные представители  когнитивно-ориентированного подхода:

  1. Альберт Эллис (разработал подход в 50-60 г) – рационально-эмотивная терапия РЭТ (РЭПТ).
  2. Аарон Бек (60-е г) – когнитивная терапия
  3. Мейхенбаум (1985 г) – тренинг прививки стресса; скилл-терапия
  4. Лазарус (1971) – мультимодальная терапия
  5. Глассер (50-60 г., переработал 2 80-х г.) – реальностная терапия.

 

 

Когнитивно-ориентированное консультирование – краткосрочная психотерапия (10-15 сессий, иногда в сложных случаях до 1,5 лет).

Техники:

- когнитивные (оспаривание,  разубеждение)

- эмоциональные (юмор, ирония)

- поведенческие ( клиенты  выполняют определенные действия, домашние задания, которые помогают им убедиться в том, что их убеждения на самом деле ложные и их надо поменять).

Келли считал, что психотерапевт  разрушает собственные (вредные) убеждения  клиента.

Когнитивно-ориентированное  консультирование характерно тем, что в основе лежит важнейший теоретический тезис: эмоциональные проблемы клиентов и дисфункциональное поведение являются следствием иррационального мышления.

Терапевты сначала  выявляют неправильное (дисфункциональное) мышление, а потом воздействуют, коррелируют их. После того, как это паттерное мышление преобразовано, меняются эмоции и поведение человека. Действуют методом логики, оспаривания - «сократовский диалог».

Отношения партнерские между терапевтом и клиентом. Терапевта не волнует, что было у клиента в прошлом, не интересуется причинами расстройств, а работает с настоящим клиента, о чем думает человек в настоящем. Дает домашние задания. Открыто рассказывает, как будет работать с клиентом, обсуждает каждую сессию, ближайшие цели. Отношения основаны на уважении, на принятии клиента (такой, какой он есть), похожи на отношения учителя и ученика. Если терапевт критикует, то критикует отдельные действия, а не личность в целом. Критикуют клиент-центрированный подход Роджерса, не надо чрезмерной заботы, т.к. они препятствуют личностному росту, теплота поддерживает иррациональные мысли, которые и надо разрушить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Рационально-эмоциональная поведенческая терапия Эллиса (создана в 1955 г.) Эллис родился в США в 1913 г.

Рациональность, по Эллису, - здравое определение человеком того, какому из желаний или предпочтений целесообразно следовать, она тесно связана с эмоциями и поведением. Рациональность в теории РЭТ означает то, что помогает людям в достижении их основных целей и задач, а иррациональное – это то, что препятствует их осуществлению. РЭПТ ставит на особое место среди других психических процессов когнитивные, приписывая им ведущую роль в психологическом здоровье и эмоциональных нарушениях.

РЭТ активно-директивно-убеждающая, обучающая форма консультирования.

Применяется РЭТ в индивидуальном, групповом, брачном, семейном консультировании, а также в сфере психологического образования. РЭТ придерживается гуманистически–экзистенциального подхода к человеческим проблемам и их решениям. Придает большое значение свободе выбора и воле, но при этом допускает вероятность того, что некоторые поступки людей частично определяются биологическими, социальными и др.факторами.

Эллис считал, что не существует однозначно «плохих» или «хороших» людей, есть люди, совершающие плохие и хорошие поступки. Оценивать надо определенные действия и поступки, а не личность в целом, т.к. глобальное оценивание личности есть сверхобобщение, что является когнитивным искажением, ошибкой. Человек, каким бы он не был, всегда достоин уважения, просто потому, что это живой человек.

Ввел важное различение – рациональные (здоровые) и иррациональные (нездоровые) идеи. Рациональные – это оценочные мысли, имеющие личностную значимость и являющиеся предположительными, неабсолютными по своей природе. Выражаются в форме предпочтений, стремлений, предрасположенности или неприязни. Являются гибкими, ведут к здоровым эмоциям, не мешают претворению в жизнь основных целей и задач. Лежат в основе здорового поведения.

Иррациональные – абсолютизированы и выражаются в форме жестких «должен», «обязан», «надо». Ведут к тягостным негативным эмоциям (депрессии, тревоге, вине, гневу). Препятствуют осуществлению целей и задач. Лежат в основе – дисфункционального поведения (уход, привычка откладывать важные дела на потом, алкоголизм и пр.).

РЭТ-теория постулирует, что в основе невротических расстройств  лежит склонность людей давать воспринимаемым событиям категоричные оценки. Они  воплощаются в форме «ДОЛЖЕН, ОБЯЗАН, НЕОБХОДИМО». Эти когниции – ядро философии должествования, являются центральной чертой многих эмоциональных и поведенческих расстройств. Именно должествования составляют ядро иррациональных убеждений, ведущих к эмоциональному дисбалансу.  Если не проникнуть в эти базовые схемы и не изменить их в ходе консультирования, то клиенты будут порождать новые иррациональные схемы.

Философия должествования приводит:

  1. драматизации (человек преувеличивает последствия ситуации)
  2. « я этого не переживу» (если событие случится, то никогда не будет счастлив)
  3. Осуждению (человек либо винит себя, либо других, если он чего-то не достиг).

Философия предпочтения (рациональные идеи) приводит к оценке. Человек может оценить насколько плохо случившееся событие, а не драматизировать. Мир не совершенен и я тоже не совершенен, не всегда всё зависит от меня.

Стремление мыслить  иррационально свойственно всем людям. Человек признает, что нежелательное событие произошло, пытается изменить ситуацию или принять суровую правду (оценка, толерантность, принятие).

Основные иррациональные мысли по Эллису.

  1. идея о том, что существует крайняя необходимость быть любимым и одобряемым всеми значимыми людьми
  2. я должен быть компетентен и добиваться успеха во всем
  3. убеждения, что есть люди плохие и они должны быть наказаны и, наоборот
  4. мир должен быть справедлив
  5. убеждения, что человеческая неудовлетворенность вызывается внешними причинами, на которые человек не может повлиять
  6. обязательно зависеть от других, есть обязательно кто-то сильный, на которого можно опереться
  7. события нашего детства однозначно определяют наше поведение во взрослой жизни
  8. существует единственно правильный выход из этой ситуации (на самом деле выходов много).

Основные  техники РЭПТ

  1. когнитивные:

- оспаривание (дискутирование) иррациональных идей клиента. Предоставляет собой множество вопросов, которые психолог задает клиенту, чтобы побудить отказаться от своих иррациональных идей (Есть ли доказательства того, что это именно так? В чем это верование точно, а в чем нет? Из чего следует, что это так, а не так?), т.е формула АВС преобразуется в формулу АВСДЕ, где Д-дискутирование иррациональных идей, а Е – формулирование новой рациональной идеи.

- библиотерапия – изучение популярных книг по РЭПТ и самопомощи проведения РЭПТ с другими людьми. Клиент практикуется оспаривать иррациональные идеи друзей.

-  прослушивание аудиозаписей сессий.

2) эмоциональные:

- юмор, ирония

- самораскрытие (делятся собственным опытом с клиентом)

- используют рассказы, песни, стихи, которые представляют рациональную философию в смешной манере

- техника Эллиса «атака стыда» - клиенту предлагается вести себя неприлично на публике, чтобы научиться принимать себя и переносить дискомфорт. Приводит к фрустрации.

- упражнение на принятие риска – клиент умышленно идет на просчитанный риск там, где хотят что-либо изменить

- повторение рациональных убеждений с чувством и силой.

3) поведенческие:

- наводнение и десенсибилизация ин вито (эти техники поднимают уровень толерантности к фрустрации).

Информация о работе Теория по когнитивно-ориентированному консультированию