Теория по когнитивно-ориентированному консультированию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 12:24, реферат

Описание работы

Главная цель когнитивно-поведенческого подхода – изменить то, как думает человек о мире.
Когнитивно-поведенческий подход сформировался как альтернатива доминировавшему в первой половине 20 века психоанализу. Корни когнитивной терапии можно обнаружить у Адлера (сформулировал положение о субъективном восприятии действительности, которое легло в основу многих когнитивно-ориентированных концепций. Значительный вклад внесла Хорни. Ее термин «тирания должествования» (это постоянные внутренние требования, звучащие в сознании человека, по Хорни) и представление о ее разрушительном влиянии на психику легли в основу многих когнитивно-ориентированных подходов.

Содержание работы

1. Общая характеристика когнитивно-ориентированного консультирования.
2. Рационально-эмоциональная поведенческая терапия Эллиса.
3. Когнитивная терапия Аарона Бека.
4. Теория личностных конструктов Келли (когнитивно-аналитический подход).
5. Мультимодальное консультирование Арнольда Лазаруса.
6. Реальностная терапия Уильяма Глассера.
7. Скилл-терапия Дональда Мейхенбаума.

Файлы: 1 файл

n1.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

 

Терапия может  быть эффективной лишь в том случае, если клиент откажется от отрицания  действительности, признает существование  реальности и поймет, что ее законы таковы, что человек должен удовлетворять свои потребности только в рамках реальности.

Психолог, знакомясь с клиентом, подробно изучает, чего хочет человек, в чем он нуждается, каковы его удачи и неудачи… Терапевт не подстраивается под интересы клиента, он стремиться помочь ему понять и принять, что этот мир несовершенен, и научить его действовать позитивно. Мировоззрение терапии реальности состоит в том, что человек властен над своей судьбой, если он реалистично рассматривает себя и окруж.мир.

Подход Глассера строится на формировании ответственности и сознательном, целенаправленным поведении. Прошлое рассматривается как нечто закончившееся; важно только настоящее и будущее. Главное, чтобы клиент принял ответственность и сделал выбор. Ответственность, по Глассеру, способность выполнять свои желания без ущемления желаний других людей.

Специфика этого подхода  состоит в том, что психолог работает вне стен своего кабинета – на спортивной площадке, в школе для трудных  подростков, в тюрьмах, общественных местах.

Терапия реальности, по сути, представляет собой помощь в преодолении реальных, ежедневных проблем жизни клиента.

Один из аспектов терапии – помощь в осознании клиентом последствий своих поступков. В отличии от РЭПТ, акцент делается не на внутренних (чувства), а на внешних последствиях определенного поведения – что произойдет во  внешнем мире. Это помогает сформировать ответственность и научиться воспринимать реальность.

Глассер утверждает, что мы всегда контролируем все, что  мы делаем. Логика терапии в том, что если мы можем контролировать свои мысли и поступки при помощи деструктивных средств (конфликты, психоактивные вещества, избегание активности), то можно управлять своим сознанием при помощи более позитивного контроля. Выбор за нами.

Теория контроля рассматривает людей как индивидуумов, движимых базисными потребностями.

Базисные потребности, по Глассеру:

- потребность в выживании  и воспроизводимости

- потребность в принадлежности (любить, сотрудничать..)

- потребность в могуществе (высокий статус, признание…)

- потребность в свободе (свободный выбор как жить, выражать себя…)

- потребность в развлечении  (интересы, игры, забавы. Усиливает мотивацию  в процессе обучения).

Основное понятие  в теории контроля – мотивация.

 

Любую терапию  Глассер считает обучением.

Задачи:

- объяснить суть теории  контроля

- повысить уровень  осознания их выбора поведения  и того, как клиенты пытаются  контролировать свою жизнь

- повысить ответственность  за сделанные выборы

- помочь идентифицировать  базисные потребности

- создать и сохранить  в голове реалистичные картины для удовлетворения потребностей

- научить оценивать  эффективность своего целостного  поведения с позиции потребностей

- помочь развить поведение,  которое будет способствовать  удовлетворению потребностей в  настоящем и будущем

- научит не попадать под влияние негативного контроля других людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Скилл-терапия Дональда Мейхенбаума.

Разработал когнитивную  коррекционную программу, направленную на развитие саморегуляции, которая  получила название скилл-терапии или тренинг самоинструктирования. Базируется на том факте, что люди склонны к самоинструктированию в тех случаях, когда сталкиваются с трудными ситуациями. Эти самоинструкции аналогичны автоматическим мыслям Бека. Самоинструкции могут оказаться дезадаптивными, если они, например, концентрируют внимание на негативных, угрожающих аспектах ситуации (это очень трудно, я сейчас обязательно ошибусь).

В технике скилл  обучают клиента позитивному  самоинструктированию, что повышает его возможности решать сложные  жизненные задачи.

Этапы программы:

- моделирование. П ставит задачу и решает ее, рассуждая при этом вслух. Таким образом моделируется самоинструктирование.

- совместное выполнение задачи – участвующее моделирование. К выполняет задачу, а П при этом вслух произносит инструкции.

- вербализованное самостоятельное выполнение задачи – открытое самоинструктирование. К. выполняет действие, при этом вслух сам произносит инструкции. Постепенно происходит фединг (затухание) открытого самоинструктирования, т.е. К. произносит инструкции всё тише и тише, вплоть до шепота.

- «скрытое» самоинструктирование – выполнение субъектом задачи во внутреннем плане. К выполняет действия, произнося инструкцию про себя.

Мейхенбаумом подчеркивает необходимость диалога по поводу решения задачи.

 

Метод вакцинации против стресса представляет собой формирование когнитивных механизмов переработки стресса и обучение многочисленным способам овладения стрессом. Метод объединяет в себе несколько приемов когнитивной (переформулирование, самоинструкция, когнитивная проба и др) и классической поведенческой (десенсибилизация, моделирование, релаксация) терапии.

Психотерапевтический  процесс проводится в несколько  этапов при активном участии клиента.

На первом (выявление) клиент определяет существенные для него стрессоры и с помощью самонаблюдения выявляет свои ожидания и планы в связи со стрессорами. Приводит к рациональному пониманию природы реагирования реакции на стресс.

На  втором (вмешательство) проводится практическое обучение конкретным навыкам по преодолению стрессовых ситуаций и их тренировка в заданных и контролируемых условиях.

Здесь используется метод  самоинструктирования (выше, разработал Мейхенбаумом).

На  третьем (применении навыков) клиент учится применять эффективные техники овладения стрессом в повседневной жизни. Функция психолога здесь – контроль, в случае необходимости коррекция поведения клиента.

 

Процесс когнитивного преодоления  стресса М. делит на 4 этапа, для  каждого из которых характерны различные  стрессоры и возможности преодоления:

  1. Подготовка к стрессору.  Кл. пытается сориентироваться, выясняет, что делать, убеждается в наличии у него возможности справиться со стрессом (что следует немедленно предпринять? Как поступить? Ты способен разработать стратегию преодоления! Нервничать и волноваться бесполезно, это не поможет. Подумай, что можно сделать в этой ситуации.).
  2. Конфронтация со стрессом. Пациент должен вспомнить, что ему следует делать при встрече со стрессовой ситуацией: постепенно приспособиться к ней, расслабиться, не впадать в панику (Ты способен справиться со всеми опасностями и трудностями. Делай одно за другим, с ситуацией можно справиться. Дыши глубже, всё будет в порядке!).
  3. Предчувствие грозящей опасности. Пациент предугадывает наступление реальной опасности и принимает меры по предупреждению паники (сконцентрируйся на самом главном. Что следует делать дальше? Страх не подавить, но я знаю, как надо себя вести дальше…)
  4. Саморефлексия. Прибегает к самовнушению, которое управляет его уверенностью в собственные силы и возможности справиться со стрессом и закрепляет навыки по преодолению стресса (Ура! Я справился! Получилось! Каждый раз, когда я тренируюсь, мне становится легче преодолеть стресс…).

 




Информация о работе Теория по когнитивно-ориентированному консультированию