Теория по когнитивно-ориентированному консультированию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 12:24, реферат

Описание работы

Главная цель когнитивно-поведенческого подхода – изменить то, как думает человек о мире.
Когнитивно-поведенческий подход сформировался как альтернатива доминировавшему в первой половине 20 века психоанализу. Корни когнитивной терапии можно обнаружить у Адлера (сформулировал положение о субъективном восприятии действительности, которое легло в основу многих когнитивно-ориентированных концепций. Значительный вклад внесла Хорни. Ее термин «тирания должествования» (это постоянные внутренние требования, звучащие в сознании человека, по Хорни) и представление о ее разрушительном влиянии на психику легли в основу многих когнитивно-ориентированных подходов.

Содержание работы

1. Общая характеристика когнитивно-ориентированного консультирования.
2. Рационально-эмоциональная поведенческая терапия Эллиса.
3. Когнитивная терапия Аарона Бека.
4. Теория личностных конструктов Келли (когнитивно-аналитический подход).
5. Мультимодальное консультирование Арнольда Лазаруса.
6. Реальностная терапия Уильяма Глассера.
7. Скилл-терапия Дональда Мейхенбаума.

Файлы: 1 файл

n1.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

- техника вызывания отвращения – используется в клиниках.

- «жетонные» программы Скиннера. Цель – формулируется как изменение поведения в соответствии с социальной ролью, предписанной индивиду обществом. «Жетонная экономика» представляет собой такую форму внешней организации поведения индивида, в которой он в контролируемой среде получает привилегии, деньги или какие-нибудь другие материальные блага в обмен на «жетоны», которыми он вознаграждается за выполнение социально-одобряемого поведения.

- моделирование поведения (Бандура).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Теория личностных конструктов Келли (когнитивно-аналитический подход), род. В США 1905 г.

Келли считал, что именно неадекватные способы мышления порождают психологические проблемы. Однако эти мыслительные паттерны (шаблоны) не осознаются человеком.

Цель психотерапии по Келли – помочь клиенту осознать свои убеждения и проверить их.

Проблемы невротика  порождаются настоящими способами  мышления, а не его прошлым. Поэтому необходимо обучить клиента новым, продуктивным способам мышления, и тогда он избавится от проблем.

 

Каждый человек обладает уникальной, свойственной только ему, иерархически организованной системой личностных конструктов, которая определяет его поведение и позволяет  прогнозировать будущие события (личность – организованная система конструктов).

Конструкт – это биполярная шкала, описывающая сходство и различие между объектами (например, добрый-злой, умный-глупый). Эти шкалы взаимосвязаны между собой и в целом образуют систему, лежащую в основе мировосприятия человека.

Именно на основе своей  системы конструктов человек  выдвигает гипотезы о мире, о том, каким образом будет вести  себя тот или иной человек и  каков будет исход событий. Эти  представления определяют собственное  поведение человека.

Система конструктов у каждого человека своя, поэтому каждый интерпретирует ситуацию по-своему. Это приводит к тому, что на одну и ту же ситуацию существуют самые различные точки зрения её участников. Нет истинного способа интерпретации поведения человека. Этот постулат своей теории Келли назвал конструктивным альтернативизмом. Для того чтобы люди понимали друг друга, они должны обладать сходной системой конструктов, но это маловероятно. Поэтому успешны в социальной среде будут те люди, которые могут воссоздавать, понимать систему конструктов других людей.

Св-ва конструктов:

  1. биполярность и дихотомичность, т.е. наличие двух, как правило, противоположных полюсов
  2. прогностическая эффективность – способность конструкта эффективно предсказывать события
  3. диапазон применимости – спектр событий, к которым конструкт применим
  4. фокус применимости – явления в рамках диапазона применимости, к которым конструкт наиболее применим (специфичен для каждого чел-ка, например, «честный-нечестны2 один человек применяет по отношению к женщинам, а другой к политикам)
  5. проницаемость – непроницаемость. Способность конструкта допускать в свой диапазон применимости новые объекты. Непроницаемый конструкт не пропускает новые объекты, проницаемый – пропускает.

 

Согласно модели Келли, психологические проблемы возникают в результате использования неадекватных конструктов и нежелания их изменять несмотря на их очевидную прогностическую неэффективность.

Психологически здоровый человек остается открытым для новых  возможностей роста и развития. Личностный рост по Келии подразумевает изменение системы конструктов в соответствии с актуальной ситуацией существования индивида.

При псих.расстройстве человек  упорно использует очевидно непригодную  для достижения своих целей систему  конструктов.

 

Цель терапии  по Келли – помочь клиенту изменить его систему конструктов, увеличив ее прогностическую эффективность.

Процесс терапевтической  работы Келли понимает как исследовательский процесс, процесс совместного с клиентом научного поиска. Терапевт ставит клиента в позицию исследователя, и совместно они исследуют систему конструктов клиента, проверяют ее прогностическую эффективность, а затем реконструируют.

Позиция психолога  в процессе терапии – директивная, близкая позиция учителя, наставника.

Основные  этапы терапии:

  1. диагностический
  2. активного взаимодействия
  3. перерыв в течение 2-3 месяцев
  4. заключительный этап

 

Техники и  методы когнитивно-аналитического подхода:

  1. метод «фиксированных ролей» (Келли) – основан на представлении о связи когнитивных структур и поведения. Если человек изменит свое поведение, он сможет иначе интерпретировать свой опыт, осознает, что он мжет быть другим, и это приведет к изменению системы конструктов.

Этапы терапии «фиксированных ролей»:

- ОЦЕНКА. Психолог просит  написать клиента небольшую пьесу,  в которой главный герой был бы сам клиент. Позволяет получить более развернутый образ личности клиента, чем если бы он просто писал набор самохарактеристик

- ЗАТЕМ психолог просит  клиента описать себя в 3-м  лице, глазами другого человека, которого клиент хорошо знает

- ПСИХОЛОГ анализирует тексты клиента и выявляет основные конструкты. Потом готовит очерк (сценарий) фиксированной роли. В этом сценарии главное действующее лицо – вымышленный персонаж, описание личности которого включает хотя бы один конструкт, использованный клиентом, но противоположного полюса. Так, если клиент использует конструкт «осторожный-смелый», и себя характеризует как осторожного, то персонажу следует дать характеристику «смелый».

- НА следующем сеансе  клиенту предлагается сценарий  фиксированной роли для проверки усвоения, чтобы определить, насколько ему понятен этот персонаж. Затем клиента просят представить, что в течение ближайшего времени он будет отсутствовать, а его место займет данный персонаж. Клиенту дается инструкция: читать сценарий фискированной роли трижды в день и стараться думать, действовать, выглядеть как герой этого сценария. Длится 1-2 недели.

- Психолог разрешает  клиенту вернуться к свойственному  ему ранее ролевому поведению.  Обсуждают опыт.

2) «подъем по лестнице». Техника позволяет учить иерархию конструктов клиента. Состоит в том, что терапевт задает клиенту вопрос: «Почему вы это делаете? Что это вам дает?», и на каждый последующий ответ клиента опять задает вопрос: ПОЧЕМУ?

3) «складывание пирамиды» - вместо вопроса ПОЧЕМУ? Задается вопрос КАК? И КАК вы это делаете?, что ведет к конкретизации описания поведения вследствие действия того или иного конструкта. Таким образом клиенту показывается связь между его конструктами и поведение.

4) исследование полюсов конструкта. Клиента просят охарактеризовать каждый полюс исследуемого конструкта (например, у женщины избыточный вес. Психолог: Какие преимущества дает вам избыточный вес? Какие минусы? Также и с противоположным конструктом).

5) метод репертуарных решеток (Келли) – для исследования системы конструктов клиента. Создается модель психологической проблемы клиента. В этой модели выдвигаются логические взаимосвязанные временные гипотезы, в которой выстраиваются в определенную последовательность восприятие, эмоции, действия, мысли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Мультимодальное консультирование Арнольда Лазаруса (Южная Америка, 1932 г).

Свой  подход назвал «техническим эклектизмом». Он разводит два вида эклектизма: несистематический и систематический, или технический. При несистематическом – психолог фактически отказывается от объяснительных принципов, от теоретического обоснования своей работы. При теоретическом эклектизме психолог сочетает теоретические принципы различных подходов. При техническом – психолог руководствуется определенной теорией для объяснения причин поведения клиента, но использует отдельные техники из других видов консультирования. Этот принцип технического эклектизма в полной мере воплощается в мультимодальном консультировании. Базовая теоретическая модель, которой он придерживается – бихевиоризм, или точнее когнитивно-поведенческий подход, т.к. когнициям Лазарус отводит значительное место. Сам Лазарус говорит, что основывается на теории социального научения Бандуры.

Лазарус расширяет сферу  поведенческой терапии, вводя понятие модальности. Люди реагируют на различные стимулы посредством различных моделей деятельности НС. Модель включает порядок запуска модальностей, т.е. порядок включения модальностей при переработке информации.

Система модальностей:

- Поведение

- Эмоции

- Ощущения

- Воображение, представление

- Когниции, мышление

- Межличностные отношения

- Лекарственная и другие зависимости, биологическая, телесная организация индивида.

У каждого чел-ка присутствуют все модальности. Однако в течение  детства (в основном первых 10 лет) у человека формируются предпочтения в отношении некоторых модальностей перед другими. Так, некоторые люди отдают предпочтения эмоциям перед когнициями, другие – наоборот.

Каждая модальность  имеет свой порог. Порог во многом определяет предпочтения модальностей. Пороги определяются особенностями НС и яв-ся врожденными. Модальный профиль чел-ка определяется как генетически, так и социальными факторами.

У каждого клиента  существует свой порядок «запуска модальностей». В зависимости от порядка запуска модальностей подбирается индивидуальная программа коррекции для клиента.

 

Происхождение проблем  Лазарус интерпретирует как результат  научения. Он рассматривает все виды научения – классическое обусловливание, оперантное обусловливание, викарное научение, но акцент делает на последнем. В тоже время он уделяет большое внимание когнитивным процессам. Люди реагируют не на реальные стимулы, а на воспринимаемые, т.е. определяющее значение имеет интерпретация событий людьми. На восприятие и интерпретацию влияют ожидания, избирательное внимание, особенности языка, цели, ценности, убеждения чел-ка.

 

Особенностью  мультимодального консультирования является ориентация на потребности клиента  и его личностные особенности. Цель консультирования формулируется для каждого клиента индивидуально, исходя из ведущей модальности.

В основном отношения  между клиентом и психологом строятся по типу сотрудничества. Необходимо четко соблюдать границы и избегать сексуального и иного близкого контакта с клиентом.

Этапы:

- первичное интервью

- построение профиля  модальностей

- построение структурного  профиля

- отслеживание моделей  порождения отрицательных эмоций (порядок запуска модальностей)

- анализ модальностей  второго порядка

- выбор техник и  их применение

- оценка эффективности  и окончание терапии.

 

Техники мультимодальной  терапии.

Выбор зависит от модальности, с которой работает терапевт. Использует практически все известные техники.

Специфические техники  мультимодального консультирования:

- наведение моста – состоит в том, чтобы войти в предпочитаемую клиентом модель (например, когнии) и через несколько минут спросить о другой, менее предпочитаемой модальности (например, ощущениях). Используется тогда, когда клиент не готов или не умеет говорить о тех областях, которые консультант хочет исследовать. В основном это касается сферы чувств. Сначала войти в предпочитаемую клиентом модальность, потом «перекинуть мост» к следующей по предпочтению модальности и так постепенно дойти до обсуждения чувств.

- отслеживание – обычно применяется в тех случаях, когда клиенты озадачены необъяснимыми эмоциональными реакциями (я не знаю, почему испытываю такие чувства). Клиента просят рассказать самый последний случай, когда он испытывал данное чувство.

Также применяются опросные методы, опросники заполняются дома клиентом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Реальностная терапия Уильяма Глассера.

В 50-60 г. она опиралась  на тезис о том, что люди несут  ответственность за свое поведение, но не имела в своей основе разработанной  теории. В 80-х г. Глассер создал теорию контроля, согласно которой люди всегда стремятся контролировать мир и себя с целью наиболее полного удовлетворения своих потребностей (теория по реализму).

Цель данного  подхода – научить людей эффективно контролировать свою жизнь.

 

Ранняя: все пациенты имеют одну общую черту – они отрицают реальность окруж.мира. Одни совершают преступления, отрицая этим созданные обществом законы; другие злоупотребляют алкоголем, отрицая свою болезненную зависимость; третьи обвиняют в своих проблемах членов семьи, отрицая собственную роль в создании проблем. Отрицание реальности может быть полным или частичным.

Информация о работе Теория по когнитивно-ориентированному консультированию