3. Тестирующий должен
обеспечить конфиденциальность
информации, полученной от испытуемого
на основе «личного доверия».
2.Тестирование «Незаконченные предложения».
2.1 Описание методики.
Тест
незаконченных предложения Сакса был
разработан Джозефом М. Саксом в 1950г. Создание
теста осуществлялась следующим образом:
20 клинических психологов попросили предложить
на рассмотрение по три пункта на завершение
предложений, имеющих целью выявить значимые
установки по каждой из указанных категорий.
К ним были добавлены пункты, отобранные
из литературы по завершению предложений.
Таким образом, было получено 280 пунктов.
Их распределили в количестве от 14 до 28
на категорию. Например, 19 пунктов относились
к категории установки к матери, 22 - к категории
установки к отцу и так далее. Затем 20 психологов
попросили выбрать в каждой категории
четыре пункта, которые, на их взгляд, лучше
всего подходят для выявления значимых
установок в этой категории. Пункты, выбираемые
наиболее часто, вошли в тест.
Методика "незаконченных предложений"
является вариацией техники словесных
ассоциаций. Тест добился того, что он
уменьшает количество ассоциаций, вызываемых
отдельным словом, дает возможность лучше
определять контекст, проникать в тон,
качество установок и специфические объекты
или области внимания, он предоставляет
большую свободу индивиду и большую вариативность
ответов и отражает большую площадь поведенческого
мира респондента.
Проективная психологическая методика,
относится к методикам дополнения, и именно
- аддитивным методикам, одному из видов
проективных методик. Методика включает
60 незаконченных предложений, которые
разделяются на 15 групп, характеризующих
в той или иной степени систему отношений
обследуемого к семье, к представителям
своего или противоположного пола, к сексуальным
отношениям, к вышестоящим по служебному
положению и подчиненным. Некоторые группы
предложений имеют отношение к испытываемым
человеком страхам и опасениям, к имеющемуся
у него чувству осознания собственной
вины, свидетельствуют о его отношении
к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения
с родителями и друзьями, собственные
жизненные цели.
Для каждой группы предложений выводится
характеристика, определяющая данную
систему отношений как положительную,
отрицательную или безразличную. Такая
количественная оценка облегчает выявление
у обследуемого дисгармоничной системы
отношений. Но более важно, конечно, качественное
изучение дополнительных предложений.
В советской патопсихологии
методика апробирована Г.Г. Румянцевым
(1969), показавшим ее значение для проведения
реабилитационных мероприятий.
2.2 Процедура проведения.
Исследованию
методом "незаконченные предложения"
должно предшествовать установление контакта
с обследуемым для получения искренних,
естественных ответов. Но даже если тестируемый
рассматривает исследование как нежелательную
процедуру и, стремясь скрыть мир своих
глубоких переживаний, дает формальные,
условные ответы, опытный психолог может
извлечь массу информации, отражающей
систему личностных отношений.
Методика
может применяться индивидуально и в группах,
а также в устной и письменной формах.
При проведении методики в письменной
форме начальные части предложений могут
предъявляться либо на специальных бланках,
либо на отдельных карточках. При письменном
варианте испытуемый получает лист бумаги
и ручку или готовый бланк с незавершенными
предложениями. При использовании карточного
или устного варианта предъявления начала
предложений испытуемый записывает на
листе бумаги только завершающую часть
предложения — свой ответ; при использовании
бланка — ответ пишется прямо на бланке
под соответствующим началом предложения.
При устном варианте исследования ответы
испытуемого фиксируются либо письменно
экспериментатором, либо с помощью магнитофона.
Тестирование (без обработки) занимает
от 20 минут до нескольких часов (в зависимости
от личности испытуемого).
Инструкция:
Перед вами список незаконченных
предложений. Вам предлагается завершить
каждое предложение одним или несколькими
словами, вложив в него содержание характерное
для вас. Выполняйте работу по возможности
быстро. Завершайте начало предложения,
не раздумывая, первым, что приходит в
голову.
2.3 Количественный и качественный
анализ.
Как уже было сказано выше, 60
утверждений методик распределяются по
15 категориям.
Ключ
№ |
Группы предложений |
NN заданий |
1 |
Отношение к отцу |
1 |
16 |
31 |
46 |
2 |
Отношение к себе |
2 |
17 |
32 |
47 |
3 |
Нереализованные возможности |
3 |
18 |
33 |
48 |
4 |
Отношение к подчиненным |
4 |
19 |
34 |
49 |
5 |
Отношение к будущему |
5 |
20 |
35 |
50 |
6 |
Отношение к вышестоящим лицам |
6 |
21 |
36 |
51 |
7 |
Страхи и опасения |
7 |
22 |
37 |
52 |
8 |
Отношение к друзьям |
8 |
23 |
38 |
53 |
9 |
Отношение к своему прошлому |
9 |
24 |
39 |
54 |
10 |
Отношение к лицам противоположного
пола |
10 |
25 |
40 |
55 |
11 |
Сексуальные отношение |
11 |
26 |
41 |
56 |
12 |
Отношения к семье |
12 |
27 |
42 |
57 |
13 |
Отношение к сотрудникам |
13 |
28 |
43 |
58 |
14 |
Отношение к матери |
14 |
29 |
44 |
59 |
15 |
Чувство вины |
15 |
30 |
45 |
60 |
Количественная анализ.
Количественный анализ предполагает
предварительную экспертную оценку эмоциональной
насыщенности каждого предложения. Для
оценки ответов испытуемого предлагается
следующая шкала:
"+2" — максимальное, отчетливо выраженное, сильно положительное отношение к объекту или субъекту, о котором идет речь в предложении;
"+1" — положительное отношение;
"0" — нейтральное отношение к тому, о чем идет речь, отсутствие выраженности каких-либо эмоций;
"-1" — отрицательное отношение;
"-2" — максимальное, отчетливо выраженное, сильно отрицательное отношение к объекту или субъекту, о котором идет речь в предложении".
Количественный показатель
подсчитывается для каждой сферы отдельно
в виде общей суммарной оценки каждого
из 4-х входящих в нее предложений. Его
величина располагается в пределах от
"+8" до "-8", может быть нулевой.
Всего таких показателей 15, в соответствии
с количеством сфер.
Пример. Отношение к семье -
утверждения 12, 26, 42, 57.
Ответы испытуемого и их экспертная
оценка:
(12) По сравнению с большинством других семей, моя семья … достаточно крепкая (оценка +2 – положительная эмоциональная нагрузка) .
(26) Моя семья обращается со мной, как с … взрослым человеком достаточно часто (оценка +1 – скорее положительная, чем отрицательная эмоциональная нагрузка).
(42) Большинство известных мне семей … нередко ограничивают свободу своих детей (оценка –1 – скорее отрицательная, чем положительная эмоциональная нагрузка).
(57) Когда я был ребенком моя семья … прислушивалась к моему мнению (оценка +1 – скорее положительная, чем отрицательная).
Таким образом сумма баллов
по шкале "Отношение к семье" составит:
В результате тестирования
определяются сферы, в которых преобладают
положительные установки (положительный
опыт, положительное восприятие, положительные
ожидания), и области, в которых преобладают
установки близкие к отрицательным или
отрицательные (отрицательный опыт, отрицательное
восприятие, отрицательные ожидания).
Качественный анализ.
Качественный (содержательный)
анализ проводится, прежде, всего, для
выявления возможных причин сфер, имеющих
отрицательные индексы по результатам
количественной оценки и зависит от целей
исследования.
3. Анализ результата тестирования.
Проанализируем
результаты тестирования на примере ответов
дизайнера ОАО «Все инструменты».
1.
Думаю, что мой отец редко……………………бывает
свободен………..
2.
Если все против меня, то……….я
задумаюсь о своем поведении….
3.
Я всегда хотел…………………..быть
счастливым………………………………..
4.
Если бы я занимал руководящий
пост…………то конкретней излагал свои
мысли……………………………………………………………………………………………….
5.
Будущее кажется мне…………………………….счастливым………………………
6.
Мое начальство……………………..часто
не знает чего хочет……………….
7.
Знаю, что глупо, но боюсь………………..быть
одиноким……………………..
8.
Думаю, что настоящий друг…………………тот
что в трудную минуту рядом……………………………………………………………………………………………………….
9.
Когда я был ребенком…………………….я
много фантазировал…………..
10.
Идеалом женщины (мужчины) для меня
является…………….моя жена…………………………………………………………………………………………………………..
11.
Когда я вижу женщину рядом
с мужчиной………………….задумываюсь
о том счастливы ли они………………..
12.
По сравнению с большинством
других моя семья……………….очень
дружная……………………………………………………………………………………………………..
13.
Лучше всего мне работается
с…………………………профессионалами…
14.
Моя мать и я………………похожи……………………………………………………………
15.
Сделал бы все, чтобы забыть…………………………..обиды…………………..
16.
Если бы мой отец только
захотел…………………….он смог бы все………
17.
Думаю, что я достаточно способен,
чтобы….заниматься творческой деятельностью……………………………………………………………………….
18.
Я мог бы быть очень счастливым,
если бы………………я счастлив…..
19.
Если кто-нибудь работает под
моим руководством……………..я стараюсь
быть объективным………………………………………………………………….
20.
Надеюсь на………………………лучшее………………………………………………………
21.
В школе мои учителя…………………….были
заботливыми…………………..
22.
Большинство моих товарищей не
знают, что я боюсь……………одиночества……………………………………………………………………….
23.
Не люблю людей, которые………………….двуличны,
негативны……………………………
24.
Когда-то я…..прыгну с парашютом…………………………………………………….
25.
Считаю, что большинство юношей (девушек)……….ведут
себя ужасно…………………………………………………………………………………………….
26.
Супружеская жизнь кажется мне
……счастливой…………………………
27.
Моя семья обращается со мной
как с……………близким человеком..
28.
Люди, с которыми я работаю…………позитивны……………………………
29.
Моя мать……………………..самая добрая…………………………………………………
30.
Моей самой большой ошибкой
было………………принимать все близко к
сердцу………………………………………………………………………………………
31.
Я хотел бы, чтобы мой отец……………..был
ответственнее……………
32.
Моя наибольшая слабость заключается
в том…………………..я люблю сладкое……………………………………………………………………………………………
33.
Моим скрытым желанием в жизни
является………………….иметь счастливую
семью………………………………………………………………………………
34.
Мои подчиненные………………………прислушиваются
ко мне………….
35.
Наступит тот день, когда…………………..я
буду путешествовать….
36.
Когда ко мне приближается мой
начальник…………он занят……..
37. Хотелось
бы мне перестать бояться……………..высоты………………….
38.
Больше всех люблю тех людей,
которые…………..добры и веселы…
39.
Если бы я снова стал молодым…………..у
меня все впереди………..
40.
Считаю, что большинство женщин (мужчин)…………в
душе добрые и ранимые………………………………………………………………………………………………..
41.
Если бы у меня была нормальная
половая жизнь……………..у меня все хорошо…………………………………………………………………………………………….