Трактовка проблемы психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 11:24, доклад

Описание работы

Исследуя психическое развитие ребенка. Холл пришел к выводу, что в его основе лежит биогенетический закон, сформулированный учеником Дарвина Э. Геккелем. Однако Геккель говорил о том, что зародыши в своем эмбриональном развитии проходят те же стадии, что и весь этот род за время своего существования. Холл же распространил действие биогенетического закона на человека, доказывая, что онтогенетическое развитие психики ребенка есть краткое повторение всех стадий филогенетического развития психики человека .

Файлы: 1 файл

Трактовка проблемы психического развития в зарубежных подходах биогенетический и социогенетический.doc

— 471.50 Кб (Скачать файл)

Поэтому одно из основных требований психологии - так организовать начальное обучение, чтобы преподавание большинства тем и разделов программы проходило на основе учебных ситуаций, сразу ориентирующих детей на усвоение общих способов выделения свойств некоторого понятия или решения задач определенного класса.

Особенности учебных  действий. Работа детей в учебных  ситуациях складывается из действий разного типа особое место среди  них занимают учебные действия. Посредством  их школьники воспроизводят и  усваивают образцы общих способов решения задач и общие приемы определения условий их применения. Эти действия могут выполняться как в предметном, так и в умственном плане. Их состав неоднороден. Одни учебные действия характерны для усвоения любого учебного материала, другие - для работы внутри данного учебного предмета, третьи - для воспроизведения лишь отдельных частных образцов.

Так, действия, позволяющие ученикам изображать заданные образцы, применяются при изучении любого материала каждого предметам. В зависимости от изучаемого объекта  такое изображение может быть графическим (схемы, формулы), предметно-пространственным (объемные модели), словесно-описательным и т.д. Смысловая перегруппировка материала, смысловое выделение его опорных пунктов, составление его логической схемы и плана - это учебные действия, наиболее адекватные для усвоения материалов описательного характера.

Особые учебные  действия соответствуют усвоению каждого  фундаментального понятия того или  иного учебного предмета.

Как установлено  в специальном исследовании, для  полноценного усвоения грамматических понятий о строении слов и значении морфем младшие школьники должны выполнить ряд учебных действий:

1) изменить исходное  слово и получить его вариантные  формы или родственные слова,

2) сравнить значение  исходного слова и новых слов,

3) сопоставить  формы исходного слова и выделить морфемы,

4) установить  функциональное значение морфем  данного слова и т.д.

На первых этапах изучения грамматики особенно важны  действия изменения и сравнения, позволяющие детям выявить отношение  между значением и формой слова. Без овладения этими учебными действиями дети не могут сознательно выделять, а затем развернуто анализировать указанное отношение и его свойства. Известно, что в школьной практике нередки случаи, когда дети по разным причинам плохо владеют перечисленными действиями. В результате их знакомство с морфологией слов остается на дограмматическом, житейском уровне. Это одна из главных причин, затрудняющих изучение родного языка (исследования Д.Н. Богоявленского, С.Ф. Жуйкова и других).

При усвоении понятия  числа ребенок должен выполнить ряд учебных действий и среди них следующие:

1) предметное  действие (определение кратного  отношения одной величины к  другой, взятой за меру),

2) словесное  действие (пересчитывание количества  мер),

3) умственное  действие (отнесение полученного результата ко всему исчисляемому объекту).

В процессе преподавания учителю необходимо отчетливо представлять себе всю совокупность как общих, так и частных учебных действий при выполнении которых дети полноценно усваивают те или иные понятия  или способы решения задач, тс или иные разделы учебного предмета. У младших школьников нужно специально и настойчиво формировать систему требуемых учебных действий. Без них усвоение материала будет происходить вне рамок учебной деятельности, а это значит - формально, путем заучивания чисто словесных характеристик понятий или приемов решения задач.

Часто можно  наблюдать случаи, когда младшие  школьники стремятся усвоить  учебный материал, опираясь на наглядные  представления и прямое, буквальное запоминание текста. Первоначально это получается легче и скорее, чем развернутое выполнение нужных учебных действий (например, группировки материала по смыслу, выделения опорных пунктов). Но учитель обязан пресекать это стихийное стремление выйти за пределы собственно учебной работы и внутри особых учебных ситуаций последовательно формировать у детей действия, приводящие к подлинному усвоению материала. Сначала это замедляет учение. Но лишь на основе хороших учебных действий школьники смогут в последующем точно и полно воспроизводить значительные по объему материалы различных предметов. Исследования говорят о том, что ряд существенных недостатков в овладении отдельными понятиями и способами решения задач часто связан со следующим обстоятельством: при формировании этих понятий и способов решения задач детям не были указаны все необходимые учебные действия.

Особенности действия контроля. Полноценная работа в учебных  ситуациях требует выполнения еще  одного типа действия - действия контроля. Ребенок должен соотнести свои учебные  действия и их результаты с заданными образцами, связать качество этих результатов с уровнем и полнотой выполненных учебных действий. Благодаря контролю школьник может сознательно установить зависимость между слабым или совсем плохим воспроизведением образца и недостатками собственных учебных действий.

2.1 Строение  учебной деятельности младшего  школьника

Самооценка - компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков.

Самооценка  относится к центральным образованиям личности, ее ядру, в значительной степени  определяя социальную адаптацию  личности, и является регулятором  ее поведения и деятельности. Формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб.: Питер, 2001. - С. 312. .

Самооценка - одна из составляющих Я-концепции человека, она связана с отношением к  себе или отдельным своим качествам, это аффективная оценка представления человека о самом себе. Она может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа-Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением. Предметом самооценки и определенного самовосприятия может, в частности, стать тело человека, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Просвещение, 2002. - С. 187. .

Большая часть  подобных субъективных оценок обусловлена соответствующими стереотипами, бытующими в той или иной социальной среде. Задумавшись над любой из характеристик самоописания, человек, скорее всего, в каждой из них сможет обнаружить хотя бы легкий оценочный оттенок, существующий иногда лишь на периферии сознания. Аффективные состояния Я-концепции существуют в силу того, что ее когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции. Человек усваивает оценочный смысл различных характеристик, присутствующих в его Я-концепции, при этом усвоение новых оценок может изменить значение усвоенных прежде.

Качества, которые  мы приписываем своей личности, далеко не всегда являются объективными, и  очевидно, что с ними не всегда готовы согласиться другие люди. Быть может, лишь возраст, пол, рост, профессия и некоторые другие данные, обладающие достаточной неоспоримостью, не вызовут сильных разногласий. В основном же в попытке себя охарактеризовать, как правило, присутствует субъективный оценочный компонент. Иными словами, самооценка представляет собой всю совокупность оценочных характеристик черт личности человека и связанных с ними переживаний.

Даже такой, на первый взгляд, объективный показатель, как возраст, может для разных людей иметь разное значение. Для  взрослых младший школьный возраст - это все еще начало жизненного пути, отсутствие опыта, а следовательно, "невозможность адекватной самооценки". Ребенок же хотя и соглашается со своим возрастным статусом, но он уже осознает в себе личность и настроен на то, чтобы с его знанием себя считались другие.

Куперсмит определяет самооценку как "отношение человека к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер. Это отношение проявляется как  одобрение или неодобрение, степень  которого определяет убежденность индивида в своей ценности, значимости" Психология человека от рождения до смерти. /под ред.А. А. Реана - СПб.: Еврознак, 2001. - С. 284. .

Таким образом, самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения к своей личности. Поэтому негативная самооценка предполагает самоотрицание, неприятие всего, что входит в сферу человеческого Я; она снижает уровень притязаний человека, ограничивая его жизненные перспективы.

Структура самооценки представлена двумя компонентами - когнитивным и эмоциональным. Первый отражает знания человека о себе, второй - его отношение к себе. В процессе оценивания себя эти компоненты функционируют в неразрывном единстве: ни тот ни другой не может быть представлен в чистом виде. Знания о себе человек приобретает в социальных контактах, и они неизбежно обрастают эмоциями, сила и напряженность которых зависит от значимости для личности оцениваемого содержания.

Качественное  своеобразие когнитивного и эмоционального компонентов придает их единству внутренне дифференцированный характер, определяющий особенности развития каждого из них. В задачи исследования А.В. Захаровой и Б.Ю. Худобиной входило изучение специфики взаимодействия этих компонентов в младшем школьном возрасте.

Исследователями были выделены три уровня сформированности когнитивного компонента Захарова А.В. Худобина Б.Ю. Взаимодействие когнитивного и эмоционального компонентов и  эмоционального компонентов самооценки в младшем школьном возрасте //Новые  исследования в психологии и возрастной физиологии. - М., 1990. - № 1. - С. 3. .

1-й уровень. "Наиболее" высокий уровень  характеризуется реалистичной самооценкой  ребенка: преимущественная ориентация  ребенка при обосновании самооценки  на знание своих особенностей; наличие способности ребенка к обобщению ситуаций, в которых реализуются оцениваемые качества; каузальная атрибуция за счет внутренних условий; глубокое и разностороннее содержание самооценочных суждений и употребление их преимущественно в проблематичных формах.

Заключение

Таким образом, на основании проанализированной литературы можно сделать вывод, что проблеме психологические особенности младшего школьного возраста придаётся большое  значение. В современной периодизации психического развития младший школьный возраст охватывает период от 6-7 до 9-11 лет.

В младшем школьном возрасте, по сравнению с дошкольным, происходит значительное укрепление скелетно-мышечной, системы, относительно устойчивой становится сердечнососудистая деятельность, большее  равновесие приобретают процессы нервного возбуждения и торможения. Все это исключительно важно потому, что начало школьной жизни - это начало особой учебной деятельности, требующей от ребенка не только значительного умственного напряжения, но и большой физической выносливости.

Ведущей в младшем  школьном возрасте становится учебная  деятельность. Она определяет важнейшие  изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

Для первого  этапа школьной жизни характерно то, что ребенок подчиняется новым  требованиям учителя, регулирующим его поведение в классе и дома, а также начинает интересоваться содержанием самих учебных предметов.

Безболезненное  прохождение ребенком этого этапа  свидетельствует о хорошей готовности к школьным занятиям. Но далеко не все  дети семилетнего возраста обладают ею. Многие из них первоначально испытывают те или иные трудности и не сразу включаются в школьную жизнь.

Одно из важных требований учебной деятельности состоит  в том, что дети должны развернуто обосновывать справедливость своих  высказываний и действий. Многие приемы такого обоснования указывает учитель. Необходимость различать образцы рассуждения и самостоятельные попытки их построить предполагают формирование у младших школьников умения как бы со стороны рассматривать и оценивать собственные мысли и действия. Это умение лежит в основе рефлексии как важного качества, позволяющего разумно и объективно анализировать свои суждения и поступки с точки зрения их соответствия замыслу и условиям деятельности.

На протяжении младшего школьного возраста наблюдается определенная динамика отношения детей к учению. Первоначально они стремятся к нему как к общественно полезной деятельности вообще. Затем их привлекают отдельные приемы учебной работы.

Наконец, они  начинают самостоятельно преобразовывать  конкретно-практические задачи в учебно-теоретические, интересуясь внутренним содержанием учебной деятельности.

Психологическая характеристика младшего школьного возраста

Склярова Т. В.

К началу школьного обучения ребёнок  осознает свои возможности, он готов подчиняться требованиям и предписаниям, он в состоянии видеть иную точку зрения (произошла децентрация процессов мышления), он активен и ему хочется учиться. Младший школьный возраст – время обретения умелости и компетентности. У взрослых почти не возникает никаких проблем, первоклассники – старательные ученики и послушные воспитанники. Школьник – первый социальный статус ребёнка. Почти каждый ребёнок стремится делать всё правильно. Ведущая деятельность – учёба. Мир в этом возрасте представляется системой научных знаний и понятий, которыми надо овладеть. В своей деятельности школьник ориентируется на общекультурные образцы действия, которые принимает в диалоге с взрослыми. Учитель – очень значимая личность, так как он является «социально установленным» авторитетом. Разница в позициях родителей и учителя для младшего школьника заключается именно в том, что учитель является «представителем общества», «носителем общего знания», который по определению не может знать меньше родителей или ошибаться. Такое однозначное отношение к личности учителя со стороны ребенка обуславливает и позицию родителей к учителю. Мудрым житейским советом родителям будущего первоклассника является совет «выбирать не школу, а учительницу».

Информация о работе Трактовка проблемы психического развития