Тревожность, ожидаемая оценка со стороны окружающих и формирования самооценки в младшем и подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить развитие самооценки младших подростков.
Задачи исследования:
Теоретический анализ работ отечественных и зарубежных исследователей по проблеме самооценки.
Составление социально-психологической характеристики самооценки младших подростков.
Разработка диагностической программы, позволяющей изучить самооценку младших подростков.
Разработка коррекционной программы.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения развития самооценки и тревожности младших подростков 6
1.1. Структурно-динамическая модель самооценки 6
1.2. Особенности развития самооценки в младшем подростковом возрасте 13
1.3 Факторы и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте 19
Глава 2. Экспериментальное исследование самооценки младших подростков 25
2.1 Обоснование методов исследования 25
2.2 Анализ результатов экспериментальной работы 29
Заключение 40
Список литературы 42
Приложение 46

Файлы: 1 файл

Тревожность, ожидаемая оценка со стороны окружающих и формирования самооценки в младшем и подростковом возрасте.doc

— 344.00 Кб (Скачать файл)

Будучи сложноструктурированной  системой, самооценка функционирует  в разных формах, видах, на разных уровнях  организованности как развивающаяся  система. Ее структура представлена двумя компонентами — когнитивным  и эмоциональным. Некоторые исследователи выделяют третий компонент—поведенческий ([14], [23] и др.), однако его целесообразнее соотносить с регулятивными функциями самооценки и считать производным от первых двух. Когнитивный компонент отражает знания человека о себе разной степени оформленности и обобщенности — от элементарных представлений до концептуально-понятийных; эмоциональный — отношение человека к себе, накапливающийся у него «аффект на себя», связанный с мерой удовлетворенности своими действиями, результатами реализации намечаемых целей [3].

В процессе самооценивания эти компоненты функционируют в неразрывном  единстве; ни то, ни другое, как отмечает И.И. Чеснокова, не может быть представлено в «чистом виде» [23; 112]. Знания о себе человек приобретает в социальном контексте, и они неизбежно обрастают эмоциями, сила и напряженность которых зависят от значимости для него оцениваемого содержания. Любая самохарактеристика содержит оценку, функционирующую в той или иной степени проявленности.

Выполняя регулятивные функции, самооценка выступает необходимым внутренним условием организации субъектом  своего поведения, деятельности отношений. По направленности и конечному результату регулятивные функции самооценки подразделяются на оценочные, контрольные, стимулирующие, блокирующие, защитные. Ее функции не ограничиваются решением задач адаптации, приспособления субъекта к окружающим условиям: она является важнейшим фактором мобилизации человеком своих сил, реализации скрытых возможностей, творческого потенциала. Как механизм саморегуляции самооценка задействована во всех сферах жизнедеятельности человека — в деятельности, в поведении, в познании, в общении. Она опосредствует интерпретацию собственного опыта и внешних воздействий, восприятие самого себя и окружающей среды, определение перспектив собственного развития и отношения с окружающими. В исследованиях получены данные, свидетельствующие о том, что успешность деятельности человека зависит от его представлений о своих способностях не меньше, чем от самих этих способностей [3; 26]. Регулятивные функции самооценки значительно повышаются в личностно значимой для субъекта деятельности.

Самооценка является социально  обусловленным психическим образованием, претерпевающим в своем развитии определенную динамику. Основными условиями ее развития являются общение с окружающими и собственная деятельность ребенка. В общении ребенок усваивает критерии оценок, их виды, формы, способы социального сравнения и оценивания; в индивидуальном опыте происходит их апробация, проверка на практике. Формирование самооценки связано с изменением социальной ситуации развития ребенка: с появлением новых требований к нему со стороны окружающих, с расширением самостоятельности и появлением нового видения себя.

1.2. Особенности развития самооценки в младшем подростковом возрасте

 

Подросток стремится осмыслить  свои притязания на признание; оценить  себя как будущего юношу или девушку; определить для себя свое прошлое, значение личного настоящего, заглянуть в личное будущее; определиться в социальном пространстве — осмыслить свои права и обязанности. Подросток заинтересованно оценивает себя и других, соотнося присущие себе особенности с тем, как ведут себя сверстники и взрослые.

Притязания на признание в отрочестве направлены на реализацию себя в сфере  физического, умственного и личностного  развития. В этом возрасте обострена  потребность в признании «самости», уникальности и одновременно — психологическая  зависимость от сверстников, поэтому подросток эффективно соединяет эго-позицию «Не путайте меня с другими» и конформную позицию «Мы — группа сверстников», т. к. общение со сверстниками выступает как потребность и значимая деятельность.

Завышенные максималистские притязания и возможности их реализации часто вступают в противоречие, что приводит к так называемому кризису идентичности. Подросток испытывает неуверенность в себе, которая борется с чувством собственной уникальности [6].

Притязание на признание в отрочестве направлено на приобретение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых; развитие духовности и интеллектуального потенциала, столь необходимых для гражданской зрелости; выбор и подготовку к профессии; подготовку к браку и семейной жизни.

Самосознание подростка, пусть и в незрелой форме, уже включает в себя все компоненты самосознания взрослой личности. Развивающееся самосознание в отрочестве определяет духовную работу в отношении определения внутренней позиции, в основе которой лежит стремление быть ответственным за себя, за свои личностные качества, за свое мировоззрение и за способность самостоятельно отстаивать свои убеждения. Подросток сенситивен к своему духовному миру, поэтому он начинает интенсивно продвигаться в развитии всех звеньев самосознания.

Подростка начинает волновать он сам  в своем физическом и духовном воплощении. Вопрос «Каким я могу предстать  перед другими?» для него особенно актуален. В первую очередь его  волнует его тело, лицо, имя.

Внешний облик — предмет исследования, заботы, подражания и поиска индивидуальности. Кроме проблемы привлекательности внешности, многих подростков волнует проблема наличия духовности в выражении лица.

Столь же важно в отрочестве пройти правильный путь в отношении к  своему имени. В кругу семьи и  сверстников подросток слышит разное обращение к себе: это и ласкательные детские имена и нежные прозвища, но это и клички, порой беспощадно оценивающие его индивидуальные свойства или вовсе обесценивающие его личность.

Игнорируя ценностное отношение к  именам других, подростки «круто» отстаивают свое право на приемлемое обращение к себе — с должным уважением и в соответствии с культурными нормами социального окружения. Соответствующее обращение по имени — показатель социального признания, регулировать которое проще, чем другие его формы.

Особенности самосознания и самооценки в отрочестве непосредственно отражаются на поведении. При заниженной самооценке подросток недооценивает свои возможности, стремится к выполнению только самых  простых задач, что мешает его  развитию. При завышенной самооценке он переоценивает свои возможности, стремится выполнить то, с чем не в состоянии справиться, что также негативно сказывается на развитии его личности.

Подросток живет в настоящем  времени, но для него большое значение имеют его прошлое и будущее — область предполагаемого. Мир его понятий и представлений переполнен не оформленными до конца теориями о самом себе и о жизни, планами на свое будущее и будущее общества.

Для подростка социальное пространство предстает в реальности общения, а также в самостоятельно существующей в ней Реальности обязанностей и прав.

Обязанности и права имеют особое значение и смысл для подростков. Им приходится лавировать между двумя, часто противоречащими друг другу, системами норм, принятых в социальном пространстве отношений взрослых и в подростковой субкультуре.

Отрочество становится периодом, когда  человек начинает сознательно формулировать  свои ценностные ориентации. Подросток  социально ориентирован, он стремится  быть «как все» в отношении к нормативному поведению. В то же время он стремится утвердить свою уникальность, быть «лучше, чем другие», настаивает на том, чтобы его «не путали с другими». Соединение двух тенденций — быть «как все» и, стало быть, уметь следовать нормативному поведению и одновременно быть «иным», чем другие, создает для подростка большую проблему. В результате подростки нередко проявляют асоциальное поведение, что утверждает его в собственных глазах.

Нарушение подростками нормативного поведения в общении — весьма распространенное явление.

Вхождение в социальное пространство при развитой рефлексии позволяет  подростку проникнуть в глубины  своей индивидуальности. В результате одни начинают тяготеть к существованию  внутри защищающего группового «Мы», другие — к автономности не только во внешнем, но и во внутреннем мире.

Важнейшим новообразованием пубертатного периода можно назвать половую  идентичность — представление о  себе с точки зрения своего сексуального поведения. Осложнить формирование половой идентичности могут следующие  особенности подростковой сексуальности: чрезвычайно высокая интенсивность полового влечения, так называемая юношеская гиперсексуальность, и стремление подростков активно экспериментировать с новой для них функцией — сексуальной. Следствием этого могут стать различного рода экстремальные формы поведения. Кроме того, следует иметь в виду, что достаточно часто подросток рассматривает начало половой жизни как своеобразное посвящение во взрослость и стремится к нему, следуя не сексуальным импульсам, а стремлению быть «как все» или же «круче всех» [6].

Кроме того, в подростковом возрасте последовательно появляются две  особые формы самосознания: чувство  взрослости и «Я-концепция».

Чувство взрослости — новообразование  подросткового возраста. Когда говорят, что ребенок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причем как равноправного участника этой жизни.

Сравнивая себя со взрослым, подросток  приходит к заключению, что между  ним и взрослым никакой разницы  нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает, что также обладает правами. Центральное новообразование этого возраста — возникновение представления о себе как о «не-ребенке». Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям. У него нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.

Таким образом, чувство взрослости становится центральным новообразованием пубертатного периода, а к его концу, примерно в 15 лет, подросток делает еще один шаг в развитии своего самосознания. После поисков себя, личностной нестабильности у него формируется «Я-концепция» (образ собственного «Я») ~-система внутренне согласованных представлений о самом себе, образов «Я». При этом она может и не совпадать с реальным «Я». Я-концепция с момента своего зарождения становится важным фактором в формировании личности, способствует достижению ее внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию жизненного опыта и является источником представлений о том, что должно произойти.

По выражению А.Н. Леонтьева, «личность  рождается дважды»: первый раз —  внутри социального индивида (восприятие «Я» как части коллективного  «мы»), второй — как самостоятельный субъект. Для него характерна не только самостоятельность решений, но и ответственность за совершенный выбор — при «втором рождении личности» происходит выход за рамки социального индивида. Обычно это «рождение» проходит в конце подросткового возраста. Тогда же происходит и формирование Я-концепции (образа «Я») [11].

Образ «Я» — это представление  человека о себе самом, относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений  индивида о самом себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими.

Я-концепция включает в себя набор  неких устойчивых характеристик, с  помощью которых человек описывает  себя самого и дает себе эмоциональную  оценку. Эти характеристики очень  разнообразны, но любая из них относится к одному из трех видов «Я»:

1- Социальное «Я» возникает благодаря  включенности личности в жизнь  общества в целом, а также  в игру «социальных ролей», в  рамках которой поведение человека  начинает подчиняться определенным  правилам. «Человек», «школьник», «сын (дочь)», «друг», «спортсмен», «отличник», «юноша (девушка)» — это лишь краткий перечень ролей, которые могут исполняться в подростковом возрасте.

2. Физическое «Я». Внутренний  мир человека во многом определяется  свойствами его тела: биологическим полом, физическим здоровьем, особенностями устройства нервной и а гормональной систем. Внешний облик — предмет исследования, заботы, подражания и поиска индивидуальности. Подростку в процессе развития его самосознания предстоит приспособиться к своему телесному, физическому облику. Ототрицания себя через кризисные переживания и усилия, направленные на приближение своего лица и тела к некоему идеалу, он должен прийти к принятию уникальности своей телесной оболочки и принять ее как единственно возможное условие своего материального бытия. Идентификация с телом происходит в соответствии с традиционным отношением к нему в культуре, к которой принадлежит подросток.

3. Психологическое «Я» представляет  собой набор характеристик, с  помощью которых каждый из  нас описывает себя как индивидуальность, как существо, обладающее определенными психологическими свойствами: характером, личностными особенностями, способностями, привычками, странностями и склонностями. Здесь можно выделить:

  • «Я — реальное» — восприятие человеком его реальных, объективно существующих свойств, то есть того, каков он на самом деле;
  • «Я — идеальное» — представление о том, каким следует i стать, чтобы соответствовать внутреннему критерию успешности;
  • «Я — глазами других» — то, как, по нашему мнению, нас видят другие.

Я-концепция возникает на основе взаимодействия человека с окружающей средой и развивается в процессе самоактуализации личности на протяжении всей жизни. Она обеспечивает внутреннюю согласованность и самореализацию личности, ее удовлетворенность жизнью, регулирует эмоциональное состояние, интерпретирует опыт, выступает как системообразующий субъективный мир личности. Я-концепция участвует в сохранении стабильных систем социальной стратификации, раскрывает содержание микросоциальных процессов и внутриличностных механизмов адаптации и дезадаптации.

Для становления Я-концепции современных  подростков характерны:

  • ярко выраженное стремление к индивидуальному достижению определенной цели;
  • скачкообразный характер возрастной динамики процесса становления Я-концепции и уровней личностно-ролевой рефлексии;
  • неустойчивость, подвижность самооценки; в скачкообразное увеличение с возрастом коэффициента социально-психологической адаптированное, открытости реальной практике деятельности и отношений;
  • растущее вместе с развитием личности значение категорий личностных особенностей, отношения к себе, родственных уз и семейных отношений, отношения к противоположному полу, увлечений и интересов, социальных контактов;
  • низкая значимость потребностей в поисках смысла жизни, самоутверждении, положительной оценке, творчестве, самовоспитании, самореализации.

Информация о работе Тревожность, ожидаемая оценка со стороны окружающих и формирования самооценки в младшем и подростковом возрасте