Тревожность, ожидаемая оценка со стороны окружающих и формирования самооценки в младшем и подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить развитие самооценки младших подростков.
Задачи исследования:
Теоретический анализ работ отечественных и зарубежных исследователей по проблеме самооценки.
Составление социально-психологической характеристики самооценки младших подростков.
Разработка диагностической программы, позволяющей изучить самооценку младших подростков.
Разработка коррекционной программы.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения развития самооценки и тревожности младших подростков 6
1.1. Структурно-динамическая модель самооценки 6
1.2. Особенности развития самооценки в младшем подростковом возрасте 13
1.3 Факторы и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте 19
Глава 2. Экспериментальное исследование самооценки младших подростков 25
2.1 Обоснование методов исследования 25
2.2 Анализ результатов экспериментальной работы 29
Заключение 40
Список литературы 42
Приложение 46

Файлы: 1 файл

Тревожность, ожидаемая оценка со стороны окружающих и формирования самооценки в младшем и подростковом возрасте.doc

— 344.00 Кб (Скачать файл)

3. Тест «Рисунок семьи»

Считают, что идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работы В. Хьюлса, А.И. Захарова, Н. Кормана, Р. Бернса, С. Кауфмана и др.

Методика «Рисунка семьи» доступна и удобна в применении в условиях психологического консультирования, обладает значимостью с точки зрения выбора тактики деятельности психолога-консультанта по психологической коррекции нарушений межличностных отношений, так как дает представление о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с другими членами семьи. В рисунках дети могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами, т. е. язык рисунка более открыто и искренне передает смысл изображенного, чем вербальный язык.

Вследствие привлекательности и естественности задания эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования.

 

2.2 Анализ результатов  экспериментальной работы

 

Результаты исследования по методике выявления детско-родительских отношений показали, что в рассматриваемых семьях чаще всего встречаются такие типы семейного воспитания, как

  • принятие и любовь;
  • противоречивость;
  • непоследовательность;
  • сверхтребовательность.

Некоторые типы семейного воспитания («гипоопека», «гиперопека», «явное отвержение») в ярко выраженном виде в нашем исследовании не встречались.

Для того чтобы сложилось верное представление о результатах  данного исследования, разберем вышеуказанные  типы воспитания и отследим влияние каждого из них на образ Я ребенка и его отношение к родителям.

1. Принятие и любовь.

Этот тип воспитания присутствует в 27% семей. Родители в таких семьях любят своего ребенка, при общении  с ним, как правило, используют демократические методы воздействия (объяснение, беседа, словесная просьба). Родители контролируют своего ребенка, но в меру, проявляют строгость только в определенных ситуациях. Система требований построена с учетом интересов и желаний ребенка. Между такими родителями и детьми устанавливаются близкие, доверительные отношения.

Такой тип воспитания положительно влияет на развитие образа Я ребенка  и на его отношение к родителям.

Так как родители в целом положительно относятся к своему ребенку и  адекватно его оценивают: хвалят, когда он совершил хороший поступок, и ругают, когда он провинился, то вскоре у ребенка формируется положительное отношение к себе в сочетании с конкретной, дифференцированной, достаточно постоянной и адекватной самооценкой (как правило, выше среднего уровня).

В нашем исследовании таких детей  из 27% – 15%, т.е. большинство. Но в полученной выборке есть дети, у которых самооценка еще остается очень высокой и  недифференцированной – 12%.

Что касается отношения ребенка  к родителям, то именно в этих семьях практически все дети любят обоих из родителей, а предпочтение одного из них ситуативно. Оба родителя уделяют ребенку много внимания, четко разделяют свои обязанности по отношению к нему. В таких семьях достаточно низкий уровень конфронтации между родителями. Дети, как правило, рисуют себя в серединке, между родителями. Они считают, что у них очень дружная семья, и их устраивает обстановка, сложившаяся в их семье.

2. Противоречивость.

Данный тип воспитания наблюдается  в 19% семей. Члены семьи в таких  случаях применяют несовместимые воспитательные подходы и предъявляют к ребенку порой противоречивые требования. Один родитель применяет демократические методы воздействия, а другой – авторитарные. При этом они могут конкурировать, а то и открыто конфликтовать друг с другом. Высокий уровень конфронтации в таких семьях, выявленный с помощью методик, подтверждает это. В целом обстановка в этих семьях неблагоприятная. Ребенок не знает, на какую систему требований ему ориентироваться: на ту, что предъявляет мама, или на ту, что предлагает папа. Ориентируясь на чью-то одну систему требований, ребенок вызывает агрессию по отношению к себе другого члена семьи.

В нашей выборке 19% детей с противоречивым типом воспитания в семье. Один родитель за какой-то поступок может хвалить ребенка и поощрять его, а другой за этот же поступок – ругать и наказывать. В результате у ребенка формируется неустойчивая и порой неадекватная самооценка. В нашей выборке из 19% детей с противоречивым типом воспитания в семье 7,5% имеют самооценку среднего уровня, что свидетельствует о неблагополучном развитии их личности и образа Я. Особенности такой самооценки следующие: ее уровень значительно ниже, чем у большинства младших подростков, наблюдаются большие колебания в пределах шкалы: они могут быть одновременно плохими и добрыми, счастливыми, но нелюбимыми. Что касается представлений о себе, то эти дети больше других говорят о своих недостатках, считают, что им часто не везет.

Отношение детей к родителям  в таких семьях имеет свои особенности. Дети, как правило, больше любят одного родителя, того, который использует более гуманные методы воспитания. Другого родителя любят намного меньше или вообще не любят. Таким образом, ребенок начинает ориентироваться на систему требований одного родителя, на ту, которая учитывает его интересы, желания и возможности. Вследствие этого возникают конфликты между другим родителем и ребенком, а также между самими родителями. Уровень конфронтации в семье возрастает.

3. Непоследовательность.

Этот тип воспитания присутствует у 31% семей. Суть непоследовательного воспитания состоит в том, что родители занимаются воспитанием ребенка от случая к случаю, осуществляют резкую смену стиля, приемов воспитания, представляющих собой переход от очень строгого к либеральному и затем наоборот, а также переход от истинного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению. В семье нет какого-то одного типа воспитания, система требований, а также система наказаний и поощрений постоянно меняются. За один и тот же поступок родители могут наказать, а могут и похвалить ребенка. Отношение родителей к ребенку тоже часто меняется и определяется либо поведением ребенка, либо их настроением. В результате такого поведения родителей, по А.И.Захарову, у ребенка может развиться истерический невроз: ребенок чрезмерно капризен, то и дело устраивает истерики, падает на пол, бьется. В нашей выборке данный тип воспитания оказался наиболее распространенным.

Непоследовательный тип воспитания неблагоприятно сказывается на развитии образа Я ребенка. Так как родители непоследовательны в своем отношении к ребенку, то эта непоследовательность проявляется и в их оценке. Ребенок может быть хорошим, а уже через пять минут плохим. Такие родители, как правило, оценивают не поступки ребенка, а его самого. Все это приводит к тому, что у ребенка формируется неустойчивый, непостоянный, ситуативный образ Я. В состоянии успеха такие дети могут достаточно высоко себя оценивать, но при неуспехе (даже самом незначительном) их самооценка может опускаться до низкого для подростка уровня. У ребенка не формируется общее представление о себе, оно подчиняется той ситуации, в которой он находится в данный момент. Это может привести к возникновению неполноценной, диффузной идентичности. В обследованной группе у 11,5% детей наблюдается средняя, неустойчивая самооценка.

Отношение детей к родителям  в таких семьях тоже неустойчиво. Когда родители ругают и наказывают своих детей, дети их не очень любят, а когда хвалят и относятся  как к личности, любят их очень  сильно. Ребенку, конечно, не хватает  родительского тепла, и поэтому, когда его хвалят, он готов забыть все обиды и простить всех. У такого ребенка нет привязанности к какому-то одному родителю. В зависимости от ситуации ребенок лучше относится и больше любит то одного родителя, то другого.

4. Сверхтребовательность.

Данный тип воспитания отмечен  у 23% семей. Этот тип воспитания заключается  в том, что родители устанавливают  для ребенка высокие уровни достижений в различных областях жизни, питают большие надежды в отношении  будущего своего ребенка, его способностей и талантов. Ребенок чувствует, что от него ждут очень многого. Любовь родителей к ребенку «условна»: ребенок признаваем и любим тогда, когда он оправдывает ожидания и требования родителей. Родители любят не столько самого ребенка, сколько его соответствие тому образу Я ребенка, который у них сформировался.

Этот тип воспитания в ярко выраженном состоянии тоже отрицательно влияет на образ Я ребенка. Как правило, родители ставят перед ребенком очень  сложные задачи, не считаясь с возможностями  и желаниями ребенка. Ребенок часто не может соответствовать требованиям родителей, и у него формируется комплекс неполноценности, ощущение, что он ни на что не способен и ничего не добьется в жизни. Такие дети чаще других говорят о своих недостатках, считают, что им не везет, что у них нет способностей. А.И. Захаров пишет, что в результате такого отношения родителей у ребенка может развиться неврастения, болезненное перенапряжение психофизиологических возможностей ребенка, он не в силах соответствовать завышенным требованиям окружающих и заранее считает себя не способным справиться с любыми предстоящими трудностями, что приводит к формированию низкой самооценки.

В нашей выборке, как правило, один из родителей более требователен, чем другой. Если очень требовательный родитель ставит перед ребенком чересчур сложные задачи, то он больше стремится к общению с другим, менее строгим родителем и больше его любит. Бывают случаи, когда ребенок больше любит строгого и требовательного родителя. Это можно объяснить тем, что такой родитель считается с возможностями своего ребенка, а также часто занимается с ним и уделяет ему много своего времени.

Анализ результатов методик, направленных на выявление отношения ребенка  к родителям, показал, что в основном ребенок любит одного из родителей больше, чем другого, или другого совсем не любит (69% детей). В ходе исследования выяснилось, что с одним из родителей у него складываются хорошие, близкие отношения, такой родитель редко наказывает своего ребенка, уделяют ему много внимания. А другой родитель, как правило, выполняет контролирующую функцию: часто ругает, наказывает, мало уделяет внимания, общение с детьми редко носит личностный характер и возникает в основном в случае плохого поведения ребенка. В результате у ребенка складывается негативное отношение к родителям. Тип воспитания в таких семьях в основном носит характер сверхтребовательного, противоречивого или непоследовательного.

Семьи, в которых ребенок одинаково  любит своих родителей и равно  хорошо к ним относится, встречаются значительно реже (31%). Обстановка в таких семьях более благоприятная. Если ребенок провинился, то родители используют по отношению к нему гуманные методы воздействия (словесная просьба, предупреждение, беседа, замечание и т.п.), и ребенок знает, за что его наказывают. В таких семьях к ребенку относятся как к личности, учитывают его интересы и желания, но не потакают во всем. Как правило, тип воспитания в таких семьях – принятие и любовь.

В ходе проведения бесед с детьми и родителями нарушения эмоционального развития такие как агрессивность поведения были выявлены лишь у 48% детей; гиперактивность была отмечена у 21% детей; апатия, эмоциональная тупость, депрессия были отмечены у 36% детей.

Таким образом, сгруппировав данные по каждому типу воспитания, можно получить следующую таблицу:

Таблица 1

Сводная таблица показателей (от количества детей) по каждому типу воспитания (%)

Самооценка

Типы воспитания

Принятие и любовь (27)

Противоречивость (19)

Непоследовательность (31)

Сверхтребователь-ность (23)

Высокая

12

4

11,5

15

Выше среднего

15

7,5

8

0

Средняя

0

7,5

11,5

8


 

Таким образом, можно сделать вывод  о том, что высокую самооценку имеют 42,5% детей, самооценку выше среднего – 30,5% и среднюю – 27%.

Проведем анализ результатов с  помощью метода ранговой корреляции.

Таблица 2

Ранговая корреляция типов семейного воспитания в  зависимости от формируемой самооценки

Уровень самооценки

Ранговая корреляция типов семейного воспитания

высокая

1. Сверхтребовательность 

 

2. Принятие и любовь 

3. Непоследовательность

4. Противоречивость 

выше среднего

1. Принятие и любовь 

 

2. Непоследовательность 

3. Противоречивость 

средняя

1. Непоследовательность 

 

2. Сверхтребовательность 

3. Противоречивость 


 

Данная таблица показывает, что  формированию адекватной самооценки способствуют в наибольшей мере такие типы семейного воспитания как принятие и любовь и непоследовательность.

В целом позитивное отношение ребенка  к родителям наблюдается только у 27% исследуемых семей, где преобладает  такой тип воспитания как принятие и любовь.

Исходя из вышесказанного, можно  сделать вывод, что типы семейного  воспитания действительно оказывают  существенное влияние на особенности  эмоционального развития младших подростков.

Анализ обстановки, которая сложилась  в семьях с негативными типами воспитания, позволяет сделать вывод, что родители часто ругают и наказывают своих детей, воспитание в основном носит характер непоследовательного, противоречивого или сверхтребовательного. Как показало наше исследование, такая ситуация в семье неблагоприятно влияет на полноценное развитие и становление системы представлений о себе у младшего подростка.

Информация о работе Тревожность, ожидаемая оценка со стороны окружающих и формирования самооценки в младшем и подростковом возрасте