Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 14:38, курсовая работа
Цель исследования: изучить развитие самооценки младших подростков.
Задачи исследования:
Теоретический анализ работ отечественных и зарубежных исследователей по проблеме самооценки.
Составление социально-психологической характеристики самооценки младших подростков.
Разработка диагностической программы, позволяющей изучить самооценку младших подростков.
Разработка коррекционной программы.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения развития самооценки и тревожности младших подростков 6
1.1. Структурно-динамическая модель самооценки 6
1.2. Особенности развития самооценки в младшем подростковом возрасте 13
1.3 Факторы и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте 19
Глава 2. Экспериментальное исследование самооценки младших подростков 25
2.1 Обоснование методов исследования 25
2.2 Анализ результатов экспериментальной работы 29
Заключение 40
Список литературы 42
Приложение 46
Способы обработки данного теста могут быть самые различные — от поверхностного соотнесения с тем или иным типом изображения до сложных и точных измерений и сопоставления с фотографией.
Для обработки этого теста нами разработана специальная схема, которая позволяет выявить как качественные, так и количественные показатели изображения.
На основании схемы обработки мы получаем возможность сравнить индивидуальные и групповые данные выполнения теста, а также сопоставить полученные данные по графической методике с показателями других методик (личностных опросников, параметров восприятия, памяти и др.).
Материал, полученный в тесте «Автопортрет», можно также упорядочить по схеме Рида:
— перечисляющий рисунок —
— органический рисунок — на фоне изображения живой природы, в окружении растений, животных и т.д. — мыслительный интроверт;
— гаптический рисунок —
— эмфатический рисунок — изображение себя в какой-либо эмоциональной атмосфере, идущей извне — сенсорный экстраверт;
— декоративный рисунок — изображение портрета в явно приукрашенном виде, в красивой рамочке, с присутствием цветов и другого декора — сенсорный экстраверт;
— имажинарный рисунок — изображение себя в виде какого-либо персонажа из литературно-художественного произведения, а также созданного в собственном воображении — эмоциональный интроверт;
— ритмический рисунок —
— структурный рисунок —
Для более полной интерпретации теста необходима дальнейшая работа по сопоставлению показателей, выявляемых при обработке рисунка, с показателями других методик и данных наблюдения. Однако уже на этом предварительном этапе можно воспользоваться весьма авторитетной психологической типологией К. Юнга.
Таблица 2.1
Обработка теста «Автопортрет»
№ п/п |
Выделяемый показатель |
1. |
Изображение в виде одного лица |
2. |
Изображение в виде бюста |
3. |
Изображение в полный рост |
4. |
Изображение профиля |
5. |
Изображение анфас |
6. |
Схематическое изображение |
7. |
Реалистическое изображение |
8. |
Метаморфозное изображение |
9. |
Автопортрет в интерьере |
10 |
Более одного изображения — 2, 3 и т. д. |
11 |
Автопортрет на фоне пейзажа |
12 |
Автопортрет в декоративной рамке |
13 |
Автопортрет в эмоциональном состоянии |
14 |
Автопортрет в виде литературного персонажа . |
15 |
Автопортрет, выполненный в виде движущегося изображения |
16 |
Автопортрет с предметом в руках |
17 |
Размер изображения в кв. см |
18 |
Высота изображения " |
19 |
Степень сходства изображения с оригиналом по шкале 1, 2, 3 |
20 |
Степень нажима, толщины линий 1, 2, 3 |
21 |
Наличие штриховки 1, 2, 3 |
22 |
Эмоциональная выразительность изображения 1, 2, 3 |
23 |
Степень прорисовки лица |
24 |
— наличие глаз |
25 |
— наличие носа |
26 |
— наличие рта |
27 |
— наличие бровей |
28 |
— наличие ресниц и т. д. |
Тест «Рисунок семьи»
Цель применения теста: выявление особенностей внутрисемейных отношений.
Задачи: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.
Материал: для работы необходимо использовать лист белой бумаги 15х20 см или 21х29 см, ручку, карандаш, ластик.
Инструкция: «Нарисуй свою семью». При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово «семья», а если возникают вопросы «что нарисовать?», следует лишь еще раз повторить инструкцию. При индивидуальном обследовании время выполнения задания обычно длится около 30 минут. При групповом выполнении теста время чаще ограничивают в пределах 15—30 минут.
Применение теста предполагает (допускает) использование дополнительных заданий, выраженных в следующих инструкциях:
При индивидуальном тестировании следует отмечать в протоколе:
а) последовательность рисования деталей;
б) паузы более 15 секунд;
в) стирание деталей;
г) спонтанные комментарии ребенка;
д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.
После выполнения задания следует стремиться получить максимум дополнительной информации (вербальным путем). Обычно задаются следующие вопросы:
1. Скажи, кто тут нарисован?
2. Где они находятся?
3. Что они делают? Кто это придумал?
4. Им весело или скучно? Почему?
5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?
6. Кто из них самый несчастный? Почему?
Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать. Поэтому, если он не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на эксплицитном (явном) ответе.
При опросе психолог должен пытаться выяснить смысл нарисованного ребенком: чувства к отдельным членам семьи, почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло). Следует избегать прямых вопросов, не настаивать на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции. Часто продуктивными оказываются проективные вопросы (например: «Если бы вместо птички был нарисован человек, то кто бы это был?», «Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?», «Кого мама позовет идти с собой?» и т. п.).
Можно задать ребенку для выбора решения 6 ситуаций:
3 из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, -3 — позитивные.
1. Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал с собой?
2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?
3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы), и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь?
4. Ты имеешь ... билетов (на один
меньше, чем членов семьи) на
интересную кинокартину. Кто
5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?
6. Ты получил в подарок
Для интерпретации также надо знать:
а) возраст исследуемого ребенка;
б) состав его семьи, возраст братьев и сестер;
в) если возможно, иметь сведения о поведении ребенка в семье, детском саду или школе.
Обработка теста «Рисунок, семьи» проводится по следующей схеме:
Обработка теста «Рисунок, семьи»
№ п/п |
Выделяемые признаки |
Отметки о наличии признаков |
1. |
Общий размер рисунка (его площадь) |
|
2. |
Количество членов семьи |
|
3. |
Соответствующие размеры членов семьи |
|
мать |
||
отец |
||
сестра |
||
брат |
||
дедушка |
||
бабушка и т. д. |
||
4. |
Расстояние между членами семьи |
|
Наличие каких-либо предметов между ними |
||
5. |
Наличие животных |
|
6. |
Вид изображения: |
|
схематическое изображение |
||
реалистическое изображение |
||
эстетическое изображение |
||
в интерьере, на фоне пейзажа и т. д. |
||
метафорическое изображение |
||
в движении, действии |
||
7. |
Степень проявления положительных эмоций (в баллах 1, 2. 3...) |
|
8. |
Степень проявления негативных эмоций (в баллах 1, 2, 3) |
|
9. |
Степень аккуратности исполнения (1,2,3) |
При выполнении задания по данным
инструкциям оценивается
Интерпретация теста «Рисунок семьи».
На основании особенностей изображения можно определить:
1) степень развития
2) особенности состояния ребенка во время рисования.
Наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, степени напряженности, скованности и т. п., тогда как большие размеры, применение ярких цветовых оттенков часто говорят об обратном: хорошем расположении духа, раскованности, отсутствии напряженности и утомления;
3) особенности внутрисемейных
При интерпретации результатов авторы обращают внимание на случаи, когда испытуемый рисует большую или меньшую семью, чем она есть на самом деле (авторы считают, что это указывает на функционирование определенных защитных механизмов, — чем больше несовпадение, тем больше неудовлетворенность существующей ситуацией). В рисунках (по Л. Корману) анализируют:
а) графическое качество (характер линий, пропорции фигур, использование пространства, аккуратность);
б) формальную структуру (динамичность рисунка, расположение членов семьи), содержание (анализ смысла рисунка).
Параллельно с традиционным проведением обследования (чтение и выполнение задания) предлагают специальные вопросы, подталкивающие испытуемого к обсуждению темы отношений в семье (например: «Кто в семье самый плохой?»), предусматривающий прямой положительный или отрицательный выбор (например: «Отец задумал поездку в автомобиле, но в нем не хватает места для всех. Кто останется дома?»), а также вопросы, уточняющие в процессе беседы смысл нарисованной ситуации для ребенка. «Рисунок семьи» доступен и детям с пониженным интеллектуальным развитием.