Тревожность, ожидаемая оценка со стороны окружающих и формирования самооценки в младшем и подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить развитие самооценки младших подростков.
Задачи исследования:
Теоретический анализ работ отечественных и зарубежных исследователей по проблеме самооценки.
Составление социально-психологической характеристики самооценки младших подростков.
Разработка диагностической программы, позволяющей изучить самооценку младших подростков.
Разработка коррекционной программы.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения развития самооценки и тревожности младших подростков 6
1.1. Структурно-динамическая модель самооценки 6
1.2. Особенности развития самооценки в младшем подростковом возрасте 13
1.3 Факторы и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте 19
Глава 2. Экспериментальное исследование самооценки младших подростков 25
2.1 Обоснование методов исследования 25
2.2 Анализ результатов экспериментальной работы 29
Заключение 40
Список литературы 42
Приложение 46

Файлы: 1 файл

Тревожность, ожидаемая оценка со стороны окружающих и формирования самооценки в младшем и подростковом возрасте.doc

— 344.00 Кб (Скачать файл)

Таблица 3

Сравнительный анализ экспериментальной  группы по результатам проективных  методик «Моя семья», «Автопортрет»

Баллы

Моя семья

Автопортрет

 

Папа

Мама

Ребенок

 

2

10

12

10

8

1

4

4

6

6

0

4

2

2

4


 

Примечание.

В 2 балла оценивались яркие, четкие рисунки, с прорисовыванием всех деталей;

в 1 балл – схематичные рисунки; в 0 баллов – отсутствие рисунка

 

Можно сделать следующие выводы:

Папа встречается в 77,8% рисунков, причем в 22% представлен схематически. 55,6% детей нарисовали папу четко, в эту группу в основном вошли дети с таким типом воспитания как принятие и любовь.(Рис. 1)

 

 

 


Рис. 1.

Мама присутствует в 89% рисунков, процент  схематичных рисунков тот же (рис. 2).

Рис. 2.

 

Ребенок встречается также в 89% рисунков, но доля схематичных рисунков выросла до 33%.(рис. 3)

Рис.3.

 

Весьма настораживающим показателем  является то, что 22,2% детей не нарисовали себя, а 33,3% изобразили схематически (рис. 4).

 

Рис. 4.

 

Таким образом, потеря стабильности образа себя, мамы и папы в целом составляет в среднем порядка 16,6%. Это говорит  о выраженном негативном влиянии  ситуации в семье на развитие самооценки исследуемой группы, так как именно дети из семей с выявленными ранее негативными типами воспитания отражают на рисунке свою семью в неполном объеме, со схематичным отображением отдельных членов семьи и самого себя. Рисунки детей из таких семей выполнены одним или двумя неяркими цветами, нечеткими линиями или же в темной цветовой гамме, что говорит также о негативном эмоциональном состоянии детей.

 

Заключение

 

Анализ имеющихся в исследованиях  теоретических и эмпирических данных позволяет охарактеризовать самооценку как системное образование. Самооценка представляет собой форму отражения человеком самого себя как особого объекта познания, репрезентирующую принятые им ценности, личностные смыслы, меру ориентации на общественно выработанные требования к поведению и деятельности. Как целостная система самооценка включена во множество связей и отношений с другими психическими образованиями, взаимодействие с которыми носит диалектический характер: будучи обусловленной ими, самооценка в то же время сама выступает важнейшей детерминантой их дальнейшего развития. Структура самооценки представлена функционирующими в неразрывном единстве двумя компонентами — когнитивным и эмоциональным, отражающими знания субъекта о себе и отношение к себе, качественное своеобразие этих компонентов придает их единству внутренне дифференцированный характер;

Подростковый возраст - остро протекающий  переход от детства к взрослости, в котором выпукло переплетаются  противоречивые тенденции.С одной  стороны, для этого сложного периода  показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым.С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми, взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т.д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества.

Подростки, начиная с 12-13 лет (девочки  несколько раньше), копируют поведения  взрослых, которые пользуются авторитетом  в их среде; сюда входят мода, одежда, прически, украшения, косметика, особый лексикон, манера поведения, способы отдыха, увлечения и т.п. Помимо взрослых, образцами для подражания со стороны подростков могут стать и их старшие сверстники. Тенденции походить на них, а не на взрослых в подростковой среде с возрастом увеличивается. [6]

Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется  в ходе общения с окружающими  людьми. Но самооценка младших подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому и в их поведении может  возникнуть много немотивированных поступков. [13]

Однако фактическое сохранение у подростков в их психологии и  поведении многих чисто детских  черт, в частности недостаточно серьезного отношения к своим обязанностям, а также отсутствие у них способности  действовать ответственно и самостоятельно нередко препятствует быстрому изменению отношения подростка к взрослому. И, тем не менее, промедление со стороны взрослого в изменении отношения к подростку в нужном направлении почти всегда вызывает сопротивление со стороны подростка. Это сопротивление при неблагоприятных условиях может перерасти в стойкий межличностный конфликт, сохранение которого нередко приводит к задержкам в личностном развитии подростка. У него появляется апатия, отчуждение, укрепляется убеждение в том, что взрослые вообще не в состоянии его понять.

 

Список литературы

 

  1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие – М.: Академия, 1998
  2. Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания // Изв. АПН РСФСР. Вып. 18. М., 1948. С. 101—124.
  3. Ананьев Б.Г., Дворяшина М.А., Кудрявцева Н.А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. Л.: ЛГУ, 1968.
  4. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. СПб.: Питер, 2003.
  5. Байярд Р.Т., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. М.: Просвещение, 1991
  6. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание – М., 1986
  7. Бодалев А. А. Субъективная значимость другого человека и определяющие ее факторы // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1985. № 2. С. 13—17.
  8. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 464 с.
  9. Будасси С. А. Способ исследования количественных характеристик личности в группе // Вопр. психол. 1971. № 3. С. 138—143.
  10. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. - М. : Изд-во МГУ, 1976.
  11. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др. ; Под ред. А. В. Петровского. - 2-е изд., испр. И доп. -М. : Просвещение, 1979.
  12. Гаджиева Н.М., Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Основы самосовершенствования: тренинг самосознания – Екатеринбург: Деловая книга, 1998
  13. Детская психология: Учеб. пособие/Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др. : под. Ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько – Мн. : Университетское, 1988.
  14. Джемс У. Психология – М., 1991 – с.80-81
  15. Заззо Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды // Вопр. психол. 1967. № 2. С. 111—134.
  16. Захарова А. В. Деятельностный подход к изучению самооценки // Психодиагностика и школа: Тезисы симпозиума. Таллин, 1980. С. 11—14.
  17. Захарова А. В. Когнитивные аспекты оценочной деятельности школьника // Психологические проблемы учебной деятельности школьника / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1977. С. 270—273.
  18. Захарова А. В., Боцманова М. Э. Особенности рефлексии как психического новообразования в учебной деятельности // Формирование учебной деятельности школьников. М., 1982. С. 152—163.
  19. Клайн В. Как подготовить ребенка к жизни. М.—Л.: Прогресс — Уч. центр «Антарес», 1991
  20. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение. 1988.
  21. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1984. 335 с.
  22. Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 1980. 355 с.
  23. Корнеева Л. Н. Самооценка как фактор саморегуляции пилота: Автореф. канд. дис. Л., 1984. 17 с.
  24. Краткий психологический словарь/Сост. Л.А.Карпенко;под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.-М., 1995
  25. Липкина А. И. Психология самооценки школьника: Автореф. докт. дис. М., 1968. 35 с.
  26. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. 144 с.
  27. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Academia, 2003
  28. Мухина В.С. Детская психология: [Учеб. Для пед. ин-тов] / Под ред. Л.А.Венгера – М.: Просвещение, 1985.
  29. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. -М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
  30. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1996.
  31. Орлов Ю М Восхождение к индивидуальности -М 1991 -С 90-91
  32. Практическая психология: Учебно-методическое пособие/Под. Ред. доктора психологических наук, профессора С. В. Кондратьевой. - Мн. : Ред. Журн. “Адукацыя i выхаванне”, 1997.
  33. Профессиональная деятельность детского городского психологического центра. /Под ред. Е.И.Рогова. – М.: Шахты, 1993, с.402-581.
  34. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное посоие. -М. : ВЛАДОС, 1996.
  35. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. -М.: Педагогика, 1988.
  36. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М.,1970.
  37. Самоукина Н.В. Психотехнические игры и упражнения для учителей. – М.: Прогресс, 1994, -198 с.
  38. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. - Тбилиси, 1989.
  39. Сафин В. Ф. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения // Вопр. психол. 1975. № 3. С. 62—72.
  40. Семья и психологические консультации. / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Смолина. –М.: Педагогика, 1980, - 206 с.
  41. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. -М.: Изд-во МГУ, 1989
  42. Столин В. В. Самосознание личности. М., 1983. 285 с.
  43. Федотова Е. О. Нарушение устойчивости самооценки при неврозах: Автореф. канд. дис. М., 1985.
  44. Филипчук Г. Знаете ли вы своего ребенка. – М.: Просвещение, 1980, с.92-108.
  45. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 1986. Т. 1. 407 с.; Т. II. 392 с.
  46. Хомектаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. – М.: Прогресс, 1999, с.61-242.
  47. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977. 142 с.
  48. Шульц-Вильд Л. Наш ребенок. –М.: Республика, 1999, -341 с.
  49. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. – Л.: Санкт-Арт, 1996.-246с.
  50. Якобсон П. М. Психология чувств. М., 1956.

 

Приложение

Приложение 1

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ РОДИТЕЛЬСКОГО  ОТНОШЕНИЯ А. Я. ВАРГА, В. В. СТОЛИНА

Текст опросника

1. Я всегда сочувствую своему  ребенку. 

2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

3. Я уважаю своего ребенка.

4. Мне кажется, что поведение  моего ребенка значительно отклоняется  от нормы.

5. Нужно подольше держать ребенка  в стороне от реальных жизненных  проблем, если они его травмируют.

6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.

7. Хорошие родители ограждают  ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто неприятен  мне.

9. Я всегда стараюсь помочь  своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда издевательское  отношение к ребенку приносит  ему большую пользу.

11. Я испытываю досаду по отношению  к своему ребенку.

12. Мой ребенок ничего не добьется  в жизни.

13. Мне кажется, что дети потешаются  над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто совершает  такие поступки, которые, кроме  презрения, ничего не стоят.

15. Для своего возраста мой  ребенок немножко незрелый.

16. Мой ребенок ведет себя  плохо специально, чтобы досадить  мне.

17. Мой ребенок впитывает в  себя все дурное как «губка».

18. Моего ребенка трудно научить  хорошим манерам при всем старании..

19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

20. Я люблю, когда друзья моего  ребенка приходят к нам в  дом.

21. Я принимаю участие в своем  ребенке.

22. К моему ребенку «липнет»  все дурное.

23. Мой ребенок не добьется  успеха в жизни.

24. Когда в компании знакомых  говорят о детях, мне немного  стыдно, что мой ребенок не  такой умный и способный, как  мне бы хотелось.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю своего  ребенка со сверстниками, они  кажутся мне взрослее и по  поведению, и по суждениям.

27. Я с удовольствием провожу  с ребенком все свое свободное  время.

28. Я часто жалею о том, что  мой ребенок растет и взрослеет,  и с нежностью вспоминаю его  маленьким.

29. Я часто ловлю себя на  враждебном отношении к ребенку.

30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.

31. Родители должны приспосабливаться  к ребенку, а не только требовать  этого от него.

32. Я стараюсь выполнять все  просьбы моего ребенка.

33. При принятии семейных решений  следует учитывать мнение ребенка.

34. Я очень интересуюсь жизнью  своего ребенка.

35. В конфликте с ребенком  я часто могу признать, что  он по-своему прав.

36. Дети рано узнают, что родители  могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь с. ребенком.

38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства. .

39. Основная причина капризов  моего ребенка — эгоизм, упрямство  и лень.

40. Невозможно нормально отдохнуть,  если проводить отпуск с ребенком.

41. Самое главное, чтобы у ребенка  было спокойное и беззаботное  детство.

42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения своего  ребенка.

44. Мой ребенок может вывести  из себя кого угодно.

45. Я понимаю огорчения своего  ребенка.

46. Мой ребенок часто раздражает  меня.

47. Воспитание ребенка — сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина в детстве  развивает сильный характер.

49. Я не доверяю своему ребенку.

50. За строгое воспитание дети  благодарят потом.

51. Иногда мне кажется, что  ненавижу своего ребенка.

52. В моем ребенке больше недостатков,  чем достоинств.

53. Я разделяю интересы своего  ребенка.

54. Мой ребенок не в состоянии  что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно  не так.

55. Мой ребенок вырастет не  приспособленным к жизни.

56. Мой ребенок нравится мне  таким, какой он есть.

57. Я тщательно слежу за состоянием  здоровья моего ребенка.

58. Нередко я восхищаюсь своим  ребенком.

59. Ребенок не должен иметь  секретов от родителей.

60. Я не высокого мнения о  способностях моего ребенка и  не . скрываю этого от него.

61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Ключи к Опроснику

1. Принятие-отвержение: 3,4,8,10, 12,14,15,16,18,20,24,26, 27,29,37,38,39,40,42,43,44,45,46,47,49,52,53,55,56,60.

2. Образ социальной желательности  поведения: 6, 9 21, 25, 31,34,35,36.

3. Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41,58.

4. Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19,30,48,50,57,59.

5. «Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17,22,28,54,61.

Порядок, подсчета тестовых, баллов При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно». Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:

— отвержение,

— социальная желательность,

— симбиоз,

—гиперсоциализация,

— инфантилизация (инвалидизация). Тестовые нормы проводятся в виде таблиц процентильных  рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам = 160

 

 

Приложение 2

Методика «Автопортрет»

 

Цель методики — выявление индивидуально-типологических особенностей человека.

Материал: карандаш или ручка, лист бумаги размером 10х15 см.

Инструкция: «Нарисуйте свой портрет».

При анализе рисунков выделяются признаки изображения, на основе которых все  рисунки можно объединить следующим  образом.

1. Эстетическое изображение —  выполняется лицами, имеющими художественные  способности. По графическим тестам  и по тесту «Автопортрет», в частности, всегда можно различить лиц, обладающих «рукой художника». Легкость, гибкость линий, выразительность черт, лаконичность образа отличают рисунки этих людей.

2. Схематическое изображение —  в виде лица, схемы тела, бюста,  нарисованных в профиль и анфас; чаще к такому типу изображения тяготеют лица интеллектуального склада (мыслители, по И. П. Павлову), для которых важно получить наиболее общие представления о явлении; частности и детали их интересуют по мере надобности. По-видимому, это изображение соответствует синтетическому когнитивному стилю с тенденцией к обобщению.

3. Реалистическое изображение - Выполненное с более тщательными  подробностями, т. е. прорисовкой  лица, волос, ушей, шеи, одежды. Обычно  так рисуют люди, отличающиеся большой педантичностью, склонные к детализации, аналитичному когнитивному стилю.

4. Метафорическое изображение —  человек изображает себя в  виде какого-либо предмета, например, чайника или химической пробирки, спортивного снаряда, животного,  растения, литературного персонажа и т. д. Такое изображение выполняют лица художественного склада, обладающие развитой фантазией воображения, творческими способностями и, разумеется, известной долей чувства юмора.

5. «Автопортрет в интерьере»  — изображение человека в окружении каких-либо предметов, на фоне пейзажа, комнаты и т. д.

По-видимому, к такого рода изображению  склонны лица, обладающие способностью к сюжетному описанию, а также  направленностью на внешне-предметное окружение.

6. Эмоциональный автопортрет —  человек отразил себя в каком-либо эмоциональном состоянии, часто является шаржем или напоминает его. По-видимому, лица, обладающие более высокой эмоциональностью, рефлектирующие собственное состояние, склонны к такого рода рисунку. Причем переживаемая эмоция может быть часто противоположна той, которая изображается. Например, грустный человек часто рисует улыбающееся лицо и т. п.

7. Изображение позы или движения  — человек изображает себя  в период совершения какого-либо  действия. По-видимому, такой тип  изображения свойствен лицам с выразительными движениями, увлеченностью спортом, танцами и т. п.

8. Изображение автопортрета со  спины — вместо лица рисуется  затылок; обычно такое изображение  свойственно людям, обладающим  противоречивостью в отношении  к инструкции, например, экспериментатору и т. д., либо при нежелании рисовать лицо и другие изображения.

Выделенные группы рисунков позволяют  выполнить первый этап обработки  материала.

Информация о работе Тревожность, ожидаемая оценка со стороны окружающих и формирования самооценки в младшем и подростковом возрасте