Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 20:22, реферат
Проблема тревожности занимает особое место в современном научном знании. Ей посвящено значительное количество исследований, причем не только в психологии, но и в медицине, физиологии, философии, социологии.
При оценке состояния проблемы тревожности отмечаются неразработанность и неопределенность, многозначность и неясность самого понятия «тревожность» как в нашей стране, так и за рубежом.
Введение……………………………………………………………………………3
1 Феномен тревожности
1.1. Феномен тревожности в зарубежной литературе……………………… 5
1.2. Феномен тревожности в отечественной литературе……………………..14
2 Специфика проявлений детской тревожности 19
3 Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей 28
4 Особенности эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей 36
Заключение ……….44
Список литературы…………………………………………………………………45
Содержание
Введение
Проблема тревожности занимает особое место в современном научном знании. Ей посвящено значительное количество исследований, причем не только в психологии, но и в медицине, физиологии, философии, социологии.
При оценке состояния проблемы тревожности отмечаются неразработанность и неопределенность, многозначность и неясность самого понятия «тревожность» как в нашей стране, так и за рубежом.
Отечественные исследования по данной проблеме достаточно редки и носят разрозненный и фрагментарный характер. В значительной степени это связано, по-видимому, с хорошо известными всем социальными причинами – условиями, не поощрявшими анализа явлений, отражающих восприятие человеком окружающей его действительности как угрожающей и нестабильной. В последнее десятилетие интерес российских ученых к изучению тревожности существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость будущего и, как следствие, переживания эмоциональной напряженности, тревогу и тревожность. Вместе с тем, необходимо отметить, что и в настоящее время в нашей стране тревожность исследуется преимущественно в узких рамках конкретных, прикладных проблем.
Изучение тревожности на разных этапах детства важно как для раскрытия сути данного явления, так и для понимания возрастных закономерностей развития и состояния эмоционально-волевой сферы, становления, закрепления и развития эмоционально-личностных образований. Именно тревожность, как отмечают многие исследователи и практические психологи, лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства, в том числе многих нарушений развития. Следует также отметить, что изучение детской тревожности заслуживает особого внимания в связи с проблемой эмоционально-личностного развития детей, с возникновением эмоциональных расстройств, нарушением эмоционально-волевой сферы.
Методологической основой исследования являются: учение об общих и специфических закономерностях развития детей с различными видами дизонтогенеза (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Ж.И. Шиф); концепция А. Адлера – Л.С. Выготского о природе компенсаторных процессов и видов компенсации, как в норме, так и при патологии развития; зарубежные и отечественные теории о месте и роли тревожно-фобических состояний в становлении и развитии здоровой личности (С. Гроф, А.И. Захаров, Ф. Риман, З. Фрейд, К. Хорни).
Цель работы – выявление особенностей тревожных состояний у детей с умственной отсталостью.
1.1. Феномен тревожности в зарубежной литературе
В научном мире существуют и используются различные определения понятия «тревожность». Часто рассматриваются сравнительные характеристики понятия тревожности с близкими понятиями, такими как: тревога, страх; обсуждаются особенности возникновения и развития тревожности; изучаются детерминанты ее формирования, негативные последствия высокой тревожности и др.
С исторически сложившихся
философских позиций
Наиболее распространенной в психологии на сегодняшний день является точка зрения, где страх рассматривается как реакция на конкретную реальную угрозу, а тревожность – как переживание безобъектной неопределенной опасности.
В теории дифференциальных эмоций страху дан статус первичной базовой эмоции, которая, сочетается с другими базовыми эмоциями, такими как, стыд, страдание, гнев, интерес, превращается в более сложное образование, называемое тревожностью.
Определяя понятия страха и тревоги, К. Э. Изард указывает, что страх нельзя отождествлять с тревогой. «Страх – это совершенно определенная, специфическая эмоция, заслуживающая выделения в отдельную категорию. Рассмотрение страха как специфической эмоции позволяет отделить его от феномена тревоги. Тревога – это комбинация, или паттерн эмоций, и эмоция страха – лишь одна из них».
Делая акцент на содержательных элементах тревожности, К. Э. Изард отмечает: «важно понимать, что в состоянии тревоги мы, как правило, переживаем не одну эмоцию, а некую комбинацию или паттерн различных эмоций, каждая из которых оказывает влияние на наши социальные взаимоотношения, на наше соматическое состояние, на наше восприятие, мысли и поведение» . Поэтому «нельзя рассматривать тревогу как некий отдельный, самостоятельный феномен. Для того чтобы понять и успешно лечить состояния тревоги у взрослых и детей, необходимо понимать, какие дискретные эмоции участвуют в нем. Состояние тревоги у разных людей может быть вызвано разными эмоциями, поэтому представляется полезным построение эмоционального профиля в каждом конкретном случае тревоги».
В психологических исследованиях
широкое распространение
Анализируя причины устойчивой тревожности, обращают внимание на рассмотрение тревожности как свойства темперамента и как личностного образования.
Тревожность проявляется
на психологическом и
К физиологическим реакциям тревожности относят учащенное дыхание, усиленное сердцебиение, снижение порогов чувствительности, повышение артериального давления, тремор кистей рук, возрастание общей возбудимости, повышение скорости обменных процессов, когда ранее нейтральный стимулы приобретают отрицательную эмоциональную окраску.
М. Кордуэлл понятие тревожности трактует как «чувство страха и мрачные предчувствия, которые сопровождаются усиленной и продолжительно физиологической активацией. Как таковые, симптомы тревожности могут присутствовать во многих психических расстройствах». Указывает, что уровень тревожности можно измерить различными способами: самоотчетом, измерением кожно-гальванической реакции или наблюдением за особенностями поведения, например, за возбужденными движениями, быстрой речью или потливостью.
При понимании тревожности как свойства темперамента некоторыми авторами в качестве основных факторов признаются природные предпосылки: свойства нервной и эндокринной систем, в частности, слабость нервных процессов.
Ряд авторов объясняют тревожность с точки зрения особенностей межличностных отношений. Например, Г. С. Салливен рассматривал тревожность как чувство неуверенности и изоляции, продукт межличностных отношений, возникающий в том случае, если существует угроза для безопасности человека.
По мнению В. С. Мерлина, тревожность – это «эмоциональное состояние, возникающее в ситуации угрозы при опасности, а также во всяком психологическом конфликте типа фрустрации».
Рассматривая тревожность как психическое явление, выделяют три ее формы: «кратковременная эмоциональная реакция слабо выраженного неадекватного страха, влияющая на суждения и решения; аналогичное психическое состояние; свойство личности, предрасполагающее к частым проявлениям реакций и состояний тревожности».
Впервые тревожность была описана З. Фрейдом. Он выделил и акцентировал состояние беспокойства и тревоги, как эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и неопределенности, чувство беспомощности. На тревожность он смотрел как на симптоматическое проявление внутреннего эмоционального конфликта, вызванного тем, что человек бессознательно подавляет в себе ощущения, чувства или импульсы, которые являются для него слишком угрожающими или раздражающими. Тревожность возникает в ответ на угрозу Я или самооценке, и представляет возможным реагировать в угрожающих ситуациях адаптивным способом.
3. Фрейд выделил следующие
По 3. Фрейду «реальная опасность – это такая, которая нам известна, реальный страх – это страх перед такой известной нам опасностью. Невротический страх – это страх перед опасностью, которая нам неизвестна».
В свою очередь невротическая тревожность может существовать в следующих основных формах:
Страх, возникающий при истерии и тяжелых неврозах и характеризующийся полным отсутствием связи с какой-либо внешней опасностью.
З. Фрейд указывает, что «боязливость детей является чем-то весьма обычным, и достаточно трудно, по-видимому, различить, невротический это страх или реальный». При этом следует учитывать, что в немецком языке слово «боязливый» (angstlich) – прилагательное от слова «страх». В современной психологической литературе это слово чаще переводится как «тревожный».
Рассматривая вопросы, связанные с появлением детской тревожности, З Фрейд отмечает: «первые фобии ситуаций у детей – это страх перед темнотой и одиночеством; первый часто сохраняется на всю жизнь, в обоих случаях отсутствует любимое лицо, которое за ним ухаживает, т.е. мать». Здесь следует заметить, что «во всех ситуациях, которые позднее могут стать условиями [для возникновения] фобий, – на высоте, на узком мостике над водой, при поездке по железной дороге и по морю, – ребенок не проявляет страха, и проявляет его тем меньше, чем более он не сведущ. В действительности ребенок сначала переоценивает свои силы и свободен от страха, потому что не знает опасностей. Он будет бегать по краю воды, влезать на карниз окна, играть с острыми предметами и с огнем, короче, делать все, что может повредить ему и вызвать беспокойство нянек». По этой причине он придает важную роль воспитанию, так как нельзя позволить, чтобы ребенок научился всему на собственном опыте, это может быть опасным для его жизни и здоровья.
Обобщая сведения, полученные при помощи наблюдений за проявлениями тревожности, боязливости детей, 3. Фрейд делает выводы о том, что «инфантильный страх имеет очень мало общего с реальным страхом и, наоборот, очень близок к невротическому страху взрослых. Как и последний, он возникает из неиспользованного либидо и замещает недостающий объект любви внешним предметом или ситуацией».
Рассматривая вопросы, касающиеся генеза тревожности, А. Фрейд [38] отмечает, что первоначально возникает объективная тревожность. Она предвосхищает формирование супер-эго ребенка. Эта тревога сталкивается с инстинктивными требованиями ребенка, с внутренней тревожностью, порождаемой его фантазиями, в результате чего и возникают, с одной стороны, те стороны эго, которые в дальнейшем позволят ему противостоять требованиям инстинктов, а с другой – симптомы детского невроза.
В «латентный» период происходит ослабление инстинктов и становление более устойчивой позиции по отношению к внешнему миру, объективная тревожность ослабляется, постепенно уступая место тревожности супер-эго, которая вместе с эго защищает ребенка от воздействия силы инстинктов.
В предпубертатный период
объективной тревоги и
В пубертатный период – на генитальной стадии – значительную роль приобретает тревожность перед силой инстинктов.
В целом, в работах А. Фрейд выделяется три основных вида тревожности детей:
• объективная тревожность;
Тревожность рассматривается А. Фрейд как основной фактор, с одной стороны, порождающий защитный процесс и, с другой стороны, ведущий к неврозу, как в детском, так и во взрослом возрасте.
В литературе по психоанализу в качестве
источника тревожности
Однако некоторые
В качестве основной функции тревожности выделяется сигнальная, предупреждающая об угрозе и дающая ему возможность прибегнуть к защите до того, как возникает реальная угроза. Индивидуальные различия между детьми обнаруживаются как в силе конкурирующих бессознательных импульсов, так и в том, насколько сильны и лабильны те защитные механизмы, к которым прибегает ребенок, чтобы защититься от тревожности. При этом эффективность защитных механизмов рассматривается как с точки зрения успешности защиты от тревоги, так и с позиции их влияния на весь процесс развития ребенка, его активность. Предполагается, что наличие устойчивой тревожности связано с тем, что у ребенка сложились ригидные защитные механизмы, мешающие его развитию.