Тревожность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 20:22, реферат

Описание работы

Проблема тревожности занимает особое место в современном научном знании. Ей посвящено значительное количество исследований, причем не только в психологии, но и в медицине, физиологии, философии, социологии.
При оценке состояния проблемы тревожности отмечаются неразработанность и неопределенность, многозначность и неясность самого понятия «тревожность» как в нашей стране, так и за рубежом.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
1 Феномен тревожности
1.1. Феномен тревожности в зарубежной литературе……………………… 5
1.2. Феномен тревожности в отечественной литературе……………………..14
2 Специфика проявлений детской тревожности 19
3 Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей 28
4 Особенности эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей 36
Заключение ……….44
Список литературы…………………………………………………………………45

Файлы: 1 файл

Копия Тревожность.doc

— 224.50 Кб (Скачать файл)

В тех же случаях, когда  у ребенка имеется достаточно большой репертуар механизмов защиты, и он может в каждом случае «подобрать»  такую, которая предохранит его  от переживаний тревоги и, вместе с тем, не будет препятствовать его нормальному развитию.

Исследования ученых, придерживающихся бихевиористических взглядов, проходят под призмой рассмотрения тревожности как неудачной заученной реакции на угрожающие события, имеющей место в реальной жизни. Возникающая при этом тревожность становится зависимой от обстоятельств, которые ассоциируются с данным событием, и, таким образом, они начинают служить спусковым крючком тревожности человека независимо от какого бы то ни было угрожающего события.

Многие исследователи, принадлежащие к направлению  теории научения придают тревожности, точнее, тенденции к ее уменьшению основное значение в социализации ребенка, причем она может способствовать выработке, как положительных качеств, так и отрицательных, таких, например, как агрессия или чрезмерная зависимость (Дж. Доллард, Н. Е. Миллер, Р. Уолтере и др.). Считается, что многие формы наказания, например, изоляция ребенка, влияют на дальнейшее поведение только при условии опосредующего воздействия тревожности.

Признавая значение полученных в исследованиях данного направления  фактов, многие крупнейшие психологи, как отечественные (Л. И. Божович, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев и др.), так и зарубежные (Ж. Пиаже, Д. Берлайн, К. Левин и др.), доказывали несостоятельность теории редукции побуждения [3].

Однако нельзя уменьшить  значимость полученных в русле исследований теории научения конкретных фактов, касающихся влияния тревожности на успешность деятельности. Важен вывод о том, что источником социально-ситуационной тревоги является как опыт (приобретенная ранее в подобных ситуациях реакция тревожности), так и значимость ситуации для индивида, прямо не связанная с конкретным индивидуальным опытом, но обусловленная ценностью таких ситуаций в культуре, их распространенностью и т.д.

С точки зрения К. Роджерса, внутренние противоречия, которые существует между Я-реальным и Я-идеальным, всегда сопровождаются чувством повышенной тревожности.

Рассматривая тревожность  как разрушающее психику ребенка  состояние, следует указать, что  в клинической психиатрии выделяются расстройства в детском возрасте, где тревога играет доминирующую роль. Следует отметить, что Г. И. Каплан и Б. Дж. Седок различают три основные формы тревожных расстройств.

Во-первых, это «тревожное расстройство изоляции», в основе которого лежат различные страхи, переживания  ребенка, а также, возможно, имеет место генетическая основа для этого расстройства, отражающаяся в той интенсивности, с которой дети выражают тревогу. Авторы указывают, если родитель боязлив, то весьма вероятно, что у ребенка разовьется фобическая адаптация к новым ситуациям.

Во-вторых, «тревожное расстройство в виде избегания». В этом случае у детей нарушаются социальные контакты, общение с незнакомыми людьми, что негативно влияет и на их взаимоотношения  со сверстниками.

В-третьих, «расстройство  в виде чрезмерной тревожности», имеющее генерализованный характер и проявляющееся в самых различных ситуациях. В этом случае периоды тревожности и беспокойства, не имеющие реальных оснований, могут длиться до шести месяцев и более.

Огромное количество работ посвящено изучению влияния тревожности на психические процессы, состояния, поведение, деятельность человека и др., а также зависимости от них.

Так, например, влияние  тревожности (как ситуативной, так  и устойчивой) на деятельность широко изучалось К. Спенсом, Дж. Тейлор, которые рассматривали тревожность (отличая ее от страха), как «приобретенное» влечение, имеющее стойкий характер. Их интересовала энергетическая функция этого феномена, его ненаправленный, общеактивирующий характер.

Было введено понятие  уровня тревожности, которое, по мнению Дж. Тейлор не следовало приравнивать к уровню побуждения: тревожность «некоторым образом связана с эмоциональной чувствительностью, которая в свою очередь вносит свой вклад в уровень побуждения».

К. В. Спенс ввел особую переменную между уровнем побуждения и проявлением тревожности, которая вызывается угрожающим стимулом и проявляется на операциональном уровне в виде возбуждения и соответствующих физиологических реакций, что может фиксироваться в процессе внешнего наблюдения, а также в самоотчетах испытуемых.

Было выдвинуто и  доказано предположение, что самоотчеты испытуемых могут свидетельствовать  о наличии определенных реакций, характеризуемых как симптомы хронической  тревожности. Согласно теории социального  научения, отрицательные факторы – раздражители (например, травмы, конфликты) обычно вызывают тревогу и страх, а избегание этих раздражителей служит положительным подкреплением. Фиксация неправильных, неадекватных форм их преодоления приводит к возникновению психических и невротических нарушений. В результате такого закрепления индивид приобретает не то, что ему выгодно, а то, что ему невыгодно.

В данном подходе предлагаются пути преодоления страха и тревоги, а также лечения неврозов и  психозов, как у взрослых, так  и у детей – избавление от симптома или «переучивание». «Бихевиоральная терапия» – направленность на симптом (неправильную форму поведения, неверно закрепленную реакцию). Отсюда и критерий эффективности терапии – ликвидация симптома или выучивание адаптивных форм поведения. В русле этого направления разработано множество тренингов, конкретных техник, в том числе направленных на преодоление тревожности и страха, которые часто оказываются весьма эффективными.

В современном научном  мире изучение проблемы тревожности  является первостепенной задачей, т.к. в нашем быстроменяющемся обществе необходимо успеть помочь людям преодолеть свою тревогу, негативные проявления и последствия высокой тревожности; выработать адаптивное поведение к частым изменениям, неблагополучным социальным ситуациям.

 

 

 

 

 

 

1.2. Феномен  тревожности в отечественной  литературе

 

Тревожность рассматривается  как психическое состояние, которое вызывается возможными или вероятными неприятностями, изменениями в привычной обстановке и деятельности, задержкой приятного, желаемого и выражающееся в специфических переживаниях (опасение, волнение, нарушение покоя и др.) и реакциях; как «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности; как «индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге ее возникновения» .

Различают тревожность  как эмоциональное состояние  и как устойчивое свойство, черту  личности или темперамента. Принято разделение понятий «тревога» и «тревожность» и использование последнего термина для обозначения всего понятия в целом .

В соотношении с понятием «тревога» – эмоциональным состоянием острого внутреннего беспокойства, связываемого в сознании индивида с прогнозированием опасности, тревожность определяется, во-первых, как индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к переживаниям тревоги; во-вторых, как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов .

А. М. Прихожан указывает, что тревожность как переживание  эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности является «выражением неудовлетворения значимых потребностей человека: актуальных при ситуативном переживании тревоги и устойчиво доминирующих по гипертрофированному типу при устойчивой тревожности».

Отмечая высокую тревожность  как субъективное проявление неблагополучия личности, дается следующее определение: тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся поведением.

По Н. Д. Левитову состояние  беспокойства, тревоги – это, прежде всего, психическое состояние, которое хотя и выражается в своеобразии, как реакций, так и мотивов, но полностью к ним не сводится. Как и всякое психическое состояние, оно сложно и только условно, по преобладающему в нем компоненту, может быть охарактеризовано как эмоциональное состояние. Автор предупреждает, что важно учитывать особенности как ситуаций, провоцирующих это состояние, так и его внешних и внутренних проявлений, в том числе переживаний, которые могут существенным образом влиять на поведение. Во многих состояниях беспокойства, тревоги значительное место занимает страх в форме опасения, однако, было бы неправильным считать состояние беспокойства, тревоги и страх синонимами, так как бывают состояния беспокойства, тревоги, в которых страх отсутствует или занимает незначительное место.

Неоднократно возвращаясь  к определению тревожности, Р. С. Немов приходит к выводу, что «тревожность – психологическое состояние повышенного беспокойства, эмоционального напряжения человека. Тревожность может выступать как ситуативное, т.е. временное, состояние человека и как устойчивая черта его личности. Соответственно различают ситуативную и личностную тревожность».

Принято считать нормальным проявление некоторой тревожности, однако устойчиво сохраняющаяся, сильная, хроническая или возникающая  вновь и вновь тревожность, которая  проявляется не в результате возникших  в реальной жизни стрессов, относится к признакам эмоциональных нарушений.

Устойчивый высокий  уровень тревожности обуславливает  мнительность, навязчивое чувство некомпетентности, чувствительности в отношении критических замечаний в свой адрес. Их пугают новые ситуации и собственные выступления в новой роли. Необходимо отметить, что устойчивая тревожность как показывают многочисленные исследования, во многом препятствует здоровым силам «Я», блокирует личностную активность и мешает адекватно воспринимать отношения других людей.

По А. И. Белкину люди, пребывающие в состоянии тревожного напряжения, характеризуются таким образом: «у них снижается способность реалистически воспринимать мир, усиливаются настороженность, подозрительность. Все трактуется в худшую сторону, все болезненно преувеличивается – неодобрение тревожная психика часто принимает за ненависть, холодность – за враждебность, несогласие – за жажду стереть в порошок. Потому, наверное, самая скорая и универсальная реакция тревоги – агрессия».

Рассматривая тревожность как устойчивое личностное образование, которое сохраняется длительное время, имеет устойчивые формы реализации в поведении с преобладанием защитных и компенсаторных проявлений и собственную побудительную силу, отмечают ее сложное строение, которое включает в себя когнитивный, операциональный и доминирующий эмоциональный аспекты.

Под формой тревожности  как личностного образования  понимается сочетание характера переживания, вербальное и невербальное проявление в поведении и деятельности, и осознания. Рассматривая тревожность как личностное образование, выделяют ее открытую и скрытую формы. Открытая тревожность – сознательно переживаемая и проявляемая в поведении и деятельности в состоянии тревоги. Скрытая тревожность – неосознаваемая, проявляется чрезмерным спокойствием к реальному неблагополучию или отрицанием его, либо проявляется через неадекватные формы поведения. Скрытая тревожность встречается реже, чем открытая. Одна из форм скрытой тревожности «неадекватное спокойствие», в этих случаях человек скрывает тревогу, как от окружающих, так и от самого себя, вырабатывает негибкие способы защиты от нее, которые препятствуют осознанию реальных угроз и собственных переживаний. Другая форма скрытой тревожности – это «уход от ситуации», которая встречается крайне редко.

Особое внимание уделяется замаскированной тревожности, или «маскам» тревожности. «Маски» тревожности – это формы поведения, позволяющие человеку пережить тревожность в смягченном виде и не проявлять ее вовне . При такой форме тревожности могут наблюдаться агрессивность, мечтательность, фантазирование, лживость, зависимость, апатия. Они позволяют скрыть тревожность от окружающих, но не избавляют от субъективных переживаний тревоги.

В. Н. Мясищев впервые  рассмотрел проблему тревожности через внутренний конфликт. Причиной конфликта выступают противоречия между личностными возможностями и предъявляемыми к ней требования, с которыми человек по различным причинам не может справиться. Именно значимость, личностный смысл определяет силу конфликтующих переживаний, создает эмоциональное напряжение, которое переживается, как тревожность.

Ю. Л. Ханин определил, что особую роль в детерминации эмоциональных реакций поведения человека, включенного в значимую деятельность, играют его личностные характеристики: эмоциональная устойчивость (неустойчивость), тревожность, уровень самооценки, агрессивность и др.

Так, например, соревновательная личностная тревожность, по мнению автора, дает представление о склонности эмоционально реагировать в условиях соперничества с другими людьми. Показатель такой тревожности интерпретируется и как стремление избежать неудачи.

Полученные им результаты свидетельствуют о том, что «в ситуациях, не связанных с соревновательной деятельностью, личностная тревожность  в большей мере, чем соревновательная личностная тревожность может быть использована для предсказания уровня ситуативной тревоги. Напротив, соревновательная личностная тревожность коррелирует больше с состоянием тревоги...».

Многократно изучалась  зависимость между тревожностью (как ситуативной, так и устойчивой) и деятельностью, тем не менее в связи с противоречивыми результатами по данным исследованиям, как своего рода компромисс, был принят вариант об индивидуализированном влиянии тревожности на успешность деятельности, индивидуальной «оптимальной зоне».

В исследованиях Л. В. Бороздиной было установлено, что тревожность  вызывается конфликтом, рассогласованием уровней самооценки и притязаний. Рассогласование самооценки и притязаний препятствует выбору целей деятельности, поведения, соответствующих оценке своих возможностей, что приводит к внутреннему дискомфорту, выражением которого является повышение личностной тревожности. Желания человека не соответствуют внутренней оценки самого себя, что и приводит к напряжению, выражение которого и является повышение личностной тревожности.

Информация о работе Тревожность