Тревожность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 20:22, реферат

Описание работы

Проблема тревожности занимает особое место в современном научном знании. Ей посвящено значительное количество исследований, причем не только в психологии, но и в медицине, физиологии, философии, социологии.
При оценке состояния проблемы тревожности отмечаются неразработанность и неопределенность, многозначность и неясность самого понятия «тревожность» как в нашей стране, так и за рубежом.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
1 Феномен тревожности
1.1. Феномен тревожности в зарубежной литературе……………………… 5
1.2. Феномен тревожности в отечественной литературе……………………..14
2 Специфика проявлений детской тревожности 19
3 Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей 28
4 Особенности эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей 36
Заключение ……….44
Список литературы…………………………………………………………………45

Файлы: 1 файл

Копия Тревожность.doc

— 224.50 Кб (Скачать файл)

Эмоциональная незрелость характеризуется тем, что у детей  отсутствует типичная для здорового  ребёнка живость и яркость  эмоций, характерны слабая заинтересованность в оценке, низкий уровень притязаний, повышенная внушаемость, отсутствие критики. Эмоциональные реакции этих детей примитивны и поверхностны. У детей эмоциональное развитие задержано, они постоянно испытывают трудности со средой адаптации, что нарушает их эмоциональный комфорт и психическое равновесие.

Несформированность или  нарушения эмоционально-волевых  особенностей вызывает у ребенка  в затруднении интеллектуальных заданий, что в свою очередь оказывает отрицательное влияние на развитие личности ребенка. Расстройства в эмоциональной сфере детей не только снижают интеллектуальные возможности, но и могут приводить к нарушению поведения, а также вызывать явления социальной дезадаптации. Проводимые исследования указывают на то, что среди подростков с умственной отсталостью процент различных девиантных форм поведения составляет от 20 до 40%.

О.Е. Шаповалова, изучая эмоции умственно отсталых школьников, отмечает, что в своих переживаниях, так же как и в мыслительной деятельности, умственно отсталые школьники затрудняются в отделении главного от второстепенного. Поэтому они могут давать бурные реакции по ничтожным поводам и слабо реагировать на серьёзные события.

Эмоции умственно отсталых детей часто бывают, неадекватны, непропорциональны воздействиям окружающего мира. У одних детей можно наблюдать чрезмерную лёгкость и поверхностность восприятия серьёзных жизненных событий, быстрые переходы от одного настроения к другому, у других детей (такие встречаются часто) наблюдается чрезмерная сила и инертность переживаний, возникающих по малосущественным признакам и поводам.

Присущая таким детям  интеллектуальная недостаточность  и скудный жизненный опыт затрудняют понимание и адекватное оценивание ситуаций, в которых они оказываются. Некоторые дети в незнакомой обстановке бегают, кричат, берут без спроса всё, что попадается им на глаза, кривляются. Другие, напротив, молчат, испуганно смотрят по сторонам, прячутся за родителей, не вступают в контакт с врачом или педагогом,

Л.М. Шипицына исследовавшая тревожность у умственно отсталых детей, выявила, что у умственно отсталых детей, воспитывающихся в проблемных семьях, тревожность выше соответствующих показателей умственно отсталых детей, воспитывающихся в детском доме. Вероятно, это может быть связано с тем, что дети из детского дома находятся в более стабильной обстановке с постоянным режимом дня. Это обстоятельство является важным для детей с умственной отсталостью, так как их характерной особенностью является стереотипное мышление, трудно поддающееся переделке. Обследованные дети из семей, а эти семьи неблагополучные, часто находятся в состоянии эмоционального стресса, и поэтому, вероятно, уровень тревожности у них выше, чем у детей из детского дома.

Умственно отсталым бывает доступно понимание значения слова страх, но в то же время уровень усвоения этого и сопутствующих ему понятий является недостаточно высоким. Склонность к острым переживаниям, бездумным впечатлениям оказывается у этих детей значительно сильнее осознания нежелательности того или иного действия. В психике умственно отсталых отмечаются нарушения восприятия, мышления, воображения, а также повышенная внушаемость, поэтому различные воздействия на психику этих детей в виде фильмов-ужасов, «сказок-страшилок» и других вещей, вызывающих страх и переживания, могут оказать негативное влияние. Таким детям необходима помощь по преодолению страхов, особенно это касается детей, склонных к иррациональным, надуманным страхам.

 

Заключение

 

Курсовое исследование было посвящено изучению специфики тревожно-фобических состояний у детей с умственной отсталостью.

Анализ литературных источников позволил сопоставить феномены: страх, фобия, тревога и тревожность, встречающиеся как у нормально развивающихся детей, так и у детей с различными видами дизонтогенеза, а так же проанализировать причины и механизмы формирования страха.

Таким образом, страх – это первичная эмоциональная реакция на конкретную, определённую реальную опасность. Фобия – это патологически сильный страх, объектом которого могут быть различные предметы и ситуации (события). Тревога – это ситуативное эмоциональное состояние, которое вызывается угрозой безопасности или неопределённостью, тесно связанной с ощущением страха, Тревожность – это свойство личности, предполагающее повышенную склонность к переживаниям состояния тревоги. Вес перечисленные понятия, такие как: страх, фобия, тревога и тревожность, – являются неотъемлемой частью нормального психического развития. Поэтому важно чётко отграничивать их и отличать нормальное и патологическое проявление этих состояний.

В ходе теоретического исследования были выявлены особенности детей с умственной отсталостью. Страхи и тревожность умственно отсталых детей действительно отражают особенности их дефекта, они испытывают больше страхов по сравнению с нормально развивающими детьми.

 

 

Список литературы

Астапов В. М. Тревожность  у детей / В.М. Астапов. – М. : ПРИОР, 2004.

Балашова Ю. Ю. Диагностика  реактивной тревожности и ее понижение  с помощью учебников нового типа / Ю.Ю. Балашова // Доклады юбилейной научной сессии, посвященной 85-летию Психологического института им. Л.Г. Щукиной / под ред. В.В. Рубцова. – М. : Наука, 1999.

Божович Л.И. Избранные  психологические труды: Психология формирования личности / Л.И. Божович / под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Международная пед. академия, 2008.

Бороздина Л.В. Увеличение индекса тревожности при расхождении  самооценки и притязаний / Л.В. Бороздина, Е.А. Залученова// Вопросы психологии. – 1993. – № 1.

Вилюнас В. Психология эмоций / В. Вилюнас. – СПб.: Питер, 2008.

Винникотт Д.В. Разговор с родителями / Д.В. Винникот // пер. с англ. М. Н. Почукаевой, В. В. Тимофеева. – М: Независимая фирма «Класс», 2007.

Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Лань, 2003.

Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости // Собр. соч. в 6 т., М. : Наука, 1984.

Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.

Граник Г.Г. Проблема диагностики  уровня ситуативной тревожности школьников и ее снижения с помощью учебников нового типа (на примере школьных учебников «русский язык» и «чтение») / Г.Г. Граник, P.M. Баевский, Ю.Ю. Балашова, А.Л. Сыркин // Наука и образование. Материалы к международному конгрессу: «Стрессы в повседневной жизни детей». – Одесса, 2000.

Данилова Е.Е. Детский  тест «рисуночной фрустрации» С. Розенцвейга / Е.Е. Данилова. – М., 1997.

Захаров А.И. Неврозы у  детей и психотерапия / А.И. Захаров. – СПб.: Союз, 1998. – 336 с.

Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка / А.И. Захаров. – СПб.: Союз, 2000.

Изард К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. – СПб.: Питер, 1999.

Кордуэлл М. Психология / М. Кордуэлл. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.

Кочубей Б.И. Снимем маску  с тревоги / Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова // Семья и школа. – 1988. – № 11.

Лангмейер И. Психическая  депривация в детском возрасте / И. Лангмейер, Матейчек. – Прага: Авиценум, 1984.

Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. – М. : Наука, 2008.

Левитов Н.Д. Психическое  состояние беспокойства, тревоги / Н.Д. Левитов // Вопросы психологии. – 1969. – № 1.

Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок. – М. : Просвещение, 1960.

Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности / B.C. Мерлин. – М.: Педагогика, 1986.

Мясищев В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. – М. : МПСИ, 2004.

Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М.: Владос, 1998.

Обучение детей с  нарушениями интеллектуального  развития (олигофренопедагогика) / под ред. Б.П. Пузанова. – Москва : Наука, 2001.

Пасечник Л.В. Коррекция  тревожности и гиперактивности в детском возрасте / Л.В. Пасечник. – М.: Сфера, 2007.

Певзнер М. С., Лубовский В. И. Динамика развития детей олигофренов. – М. : Просвещение: 1975.

Петрова В. Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников.– М. : Издательский центр «Академия», 2002.

Поливанова К.Н. Психологическое  содержание возрастных кризисов / К.Н. Поливанова // Доклады юбилейной  научной сессии, посвященной 85-летию Психологического института им. Л.Г. Щукиной / под ред. В.В. Рубцова. – М., 1999.

Прихожан A.M. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / A.M. Прихожан. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 192 с.

Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / A.M. Прихожан. – Воронеж: ИПО «МОДЭК», 2000.

Психология мотиваций  и эмоций / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2006.

Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М. : Просвещение, 1995.

Салливен Г.С. Интерперсональная  теория в психиатрии / Г.С. Салливен. – М.: КСП+, 1999.

Спок Б. Ребенок и  уход за ним / Б. Спок. – М.: Диамант, 1994.

Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / под ред. С.Ю. Циркина. – СПб.: Питер, 1999.

Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции / 3. Фрейд. – М.: Наука, 1989.

Фрейд 3. Страх / 3. Фрейд // Пер.  М.В. Вульфа. - М.: Книгоизд-во «Современные проблемы», 1927.

Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы / А. Фрейд / Пер. с англ. – М., 1993.

Ханин Ю.Л. Краткое руководство  к шкале реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера / Ю.Л. Ханин. – Л., 1976.

Хорни К. Невротическая личность нашего времени / К. Хорни. – СПб.: Питер, 2002.

Хьелл Л. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер, 2007.

Шаповалова О.Е. Эмоциональное  развитие умственно отсталых школьников : автореф. дис.  ... д-ра психол. наук. – Н.Новгород : НГУ, 2006.

Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок  в семье и обществе. – СПб. Питер, 2002.


Информация о работе Тревожность