Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 06:35, дипломная работа
Цель курсовой работы – разработка и апробирование комплекса мероприятий по трудовому воспитанию для младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить историю возникновения проблемы воспитания трудовой активности в научно-педагогической литературе.
2. Выявить особенности формирования трудовой активности у младших школьников.
3. Разработать и апробировать комплекс мероприятий, способствующих воспитанию трудовой активности младших школьников.
4. Выявить результативность проведенной опытно-экспериментальной работы.
Введение…………………………………………………………………...…3
Глава I. Теоретические основы воспитания трудовой активности...……14
1.1 Исторический аспект проблемы трудового воспитания в научно-педагогической литературе…………………………………………………14-20
1.2 Психологические особенности трудовой деятельности младших школьников………………………………………………………….……….20-31
Глава II. Анализ опытно-экспериментальной работы по воспитанию трудовой активности у младших школьников…………………………………14
2.1 Исследование педагогического опыта по трудовому воспитанию учащихся начальной школы…………………………………………………14-20
2.2 Выявление эффективности опытной работы по воспитанию трудовой активности у младших школьников………………………………………...20-31
Заключение………………………………………………………………32-36
Список использованной литературы………………
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ТУВИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Выпускная квалификационная работа
по теме:
Трудовое воспитание младших школьников
Научный руководитель
кандидат психологических наук,
…
Дипломник
студентка V курса
…
Кызыл - 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические основы воспитания трудовой активности...……14
1.1 Исторический аспект проблемы трудового
воспитания в научно-педагогической литературе…………………………………………………
1.2 Психологические особенности трудовой
деятельности младших школьников……………………………………………………
Глава II. Анализ опытно-экспериментальной работы по воспитанию трудовой активности у младших школьников…………………………………14
2.1 Исследование педагогического опыта по трудовому воспитанию учащихся начальной школы…………………………………………………14-20
2.2 Выявление эффективности
опытной работы по воспитанию
трудовой активности у младших
школьников………………………………………...
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………..……37-38
Приложения
Введение
Трудовое воспитание школьников, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста – составная часть целостного педагогического процесса, которая включает в себя передачу школьникам трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудового сознания и активности.
Научить детей некоторым трудовым приемам еще не означает сближение школы с жизнью, необходимо изменить сам учебно-воспитательный процесс, используя разнообразные формы и методы обучения с опорой на конкретный материал, взятый из окружающей жизни и природы, на непосредственный опыт и наблюдение детей.
Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. Задачами воспитания трудовой активности в начальной школе является как формирование добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и общества, установки на выбор профессии, так и развитие интереса к трудовой деятельности, творческого подхода к процессу труда. Этим характеризуется актуальность темы курсовой работы.
Воспитание у младших школьников трудовой активности выполняет задачу – привлечь внимание учеников к труду, пробудить у них любознательность, познавательный интерес, трудолюбие. Одновременно необходимо развивать у учащихся чувства долга и ответственности, активизирующие трудовое сознание.
Проблема воспитания трудовой активности, в силу своей практической значимости, постоянно обращала на себя внимания великих ученых. Вопросами трудового обучения и воспитания учащихся школ занимались такие видные ученые, как К.Н. Вентцель, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, К.Д.Ушинский, С.Л.Рубинштейн. Также огромный вклад в развитие теории и практики воспитания трудовой активности внесли видные просветители тувинской народной педагогики К.Б. Салчак, Л.П. Салчак, А. С.Шаалы, Г Д. Сундуй и др.
Труд в народной педагогике занимает особенное место. Пустословие и деловитость взаимно исключают друг друга. Детям постоянно внушается мысль о необходимости мало говорить, много делать. В традиционной культуре воспитания присутствует идея самоценности бескорыстного труда, что очень важно в условиях разбойничьего рынка, когда предлагается ни шагу не делать бесплатно. Не все продается и не все покупается. Бесплатный труд может быть полезен знаниями, умениями, навыками, приобретенными в деятельности, и определенными личностными качествами, нравственными свойствами. В народе ценится единство слова и дела. Отвергается хвастовство. Деятельные люди словам, не подкрепленным делом, не доверяют. Они судят по видимому результату. Люди видят невыполняющиеся законы, указы. И результат - развал, хаос. Другого ничего не видно - и это печально. Народу очень важно знать дела правителей, видеть результаты их забот, иначе возникают сомнения в нравственной сути их слов и намерений.
Чтобы выявить наиболее результативные методы формирования у школьников трудовой активности, необходимо исследовать как многовековой педагогический опыт, так и достижения современной педагогики и передовой педагогической практики.
Объект исследования – педагогический процесс в начальной школе по трудовому воспитанию.
Предмет исследования: разработка и апробирование комплекса мероприятий по воспитанию трудовой активности у младших школьников.
Цель курсовой работы – разработка и апробирование комплекса мероприятий по трудовому воспитанию для младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить историю возникновения проблемы воспитания трудовой активности в научно-педагогической литературе.
2. Выявить особенности
формирования трудовой
3. Разработать и апробировать
комплекс мероприятий,
4. Выявить результативность
проведенной опытно-
Методологическая основа – основные положения концепции дидактического материализма, теории познания, теории личности и ее развития в деятельности, теория целостного педагогического процесса, труды педагогов и психологов по проблеме исследования.
Методы исследования
– изучение и анализ педагогической
литературы; организация целенаправленной
опытно-экспериментальной
Краткая структура курсовой работы:
Во введении обосновывается актуальность исследования, проводится методологический аппарат.
В первой главе рассматривается исторический аспект проблемы воспитания трудовой активности, а также условия воспитания трудовой активности в учебном процессе начальной школы.
Вторая глава посвящена выявлению наиболее эффективных методов стимулирования трудовой активности у младших школьников, а также разработке и проведению опытно-экспериментальной работы по проблеме исследования.
В заключении делаются выводы о проделанной работе и даются рекомендации для учителя начальных классов по воспитанию трудовой активности у младших школьников в педагогическом процессе.
Глава I. Теоретические основы воспитания трудовой активности
научно-педагогической литературе
Важнейшим социальным требованием к школе является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, умений и навыков, но и на развитие личности школьника, на формирование у него познавательных и созидательных способностей, необходимых для успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Трудовое воспитание имеет также своей задачей осуществление начального профессионального образования и ориентации, формирование нравственных черт, творческого отношения к целям, процессу и результатам труда.
Проблема трудового воспитания, в силу своей практической значимости, постоянно обращала на себя внимания великих ученых. Вопросами трудового обучения и воспитания учащихся школ занимались такие видные ученые, как Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, К.Д.Ушинский, С.Л.Рубинштейн. [12,с.72-75]
Большое значение в воспитании К.Д.Ушинский придавал выработке у ребенка любви к труду. В работе «Труд в его психическом и воспитательном значении» он сделал попытку дать обоснование значимости труда как фактора правильного психического развития ребенка и его воспитания, о необходимости развивать идею соединения обучения с производительным трудом [17, с.28).
Макаренко.А.С. говорил: «Труд - важнейшее средство воспитания, в процессе трудового воспитания формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов». [11,с.12]
Понимая огромную роль труда
в воспитании подрастающего поколения,
в своих работах часто
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы указывает на то, что воспитание положительного отношения к труду у школьников являются важнейшими сторонами воспитательного процесса в современной школе.
Таким образом, трудовое воспитание младших школьников ставит цель формировать самостоятельность, инициативность, готовность творчески различать проблемные ситуации, старательно и активно участвовать в труде.
Основная цель трудового воспитания разбивается на две задачи:
- формирование трудового сознания школьника;
- развитие его трудовой
Содержанием трудового сознания является производственный опыт: профессиональные знания, умения и навыки. В него входят также добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, направленность к труду, понимание общественного значения личного долга и ответственности каждого за результаты труда, эмоциональное, нравственное и эстетическое отношение к труду.
Развитое трудовое сознание способствует формированию в человеке трудовой активности, проявляющейся в личной заинтересованности в труде, инициативности, творческому отношению к нему. Трудовая активность также включает в себя умение соотносить свои потребности и формы их удовлетворения с объемом и качеством личного труда.
Трудовая активность – это положительное отношение человека к умственному и физическому труду. Самыми важными чертами трудовой активности являются интерес к труду, желание трудиться и достигать положительных результатов, нести ответственность за результаты своего труда, быть бережливым.
Макаренко А.С. считал, что трудовая
воспитанность школьника
Серьезное внимание творческой разработке путей развития трудового воспитания, методике организации детского труда, Н.К. Крупская писала, что при целесообразном применении труд может стать не только рычагом духовного развития детей, но и рычагом развития волевых черт характера. Для этого труд должен интересовать ребенка, результат труда ребенок должен понимать, труд для ребят должен быть посильным, творческим. [9,с.201]
В. А. Сухомлинский в своей практической деятельности стремился так организовать труд учащихся, чтоб он был одухотворен мыслью, высокой идеей, был связан с трудом родителей, с потребностями города и села. Творческое отношение к труду стимулирует воспитание у школьников трудовых увлечений. Интерес к труду развивает дух пытливости, исследования. По связи с духовной жизнью школьника В. А. Сухомлинский различал три группы стимулов к труду: стимулы идейные, связанные с убеждениями, взглядами; стимулы интеллектуальные, связанные с нравственной оценкой, интеллектуальной насыщенностью труда, стремлением к высокой трудовой культуре; стимулы эстетические, связанные с оценкой красоты трудового процесса и материальных результатов труда. [9,с.202]
Народная педагогика в республике представляет собой синтез педагогической мысли, традиции и этнических особенностей, из которых формировались передовой опыт.
Народные педагоги располагали многочисленными средствами, методами и приемами воспитания, подготовки подрастающего поколения к самостоятельной трудовой жизни. Им издавна были известны средства и методы как убеждения и приучения, так и стимулирования и оценки поведения, труда и поступков воспитанников. [7, с.5]
Огромный вклад в развитие теории и практики воспитания трудовой активности внесли видные просветители тувинской народной педагогики Сундуй Г.Д., Шалы А.С., Салчак К.Б., Салдчак Л.П. и др.
Подводя итог всему выше сказанному, можно сделать вывод, что в зарубежной, русской, советской и тувинской народной педагогике, большое значение оказывалось воспитанию личности ребенка в труде, формированию трудового сознания и трудовой активности.