Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 06:35, дипломная работа
Цель курсовой работы – разработка и апробирование комплекса мероприятий по трудовому воспитанию для младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить историю возникновения проблемы воспитания трудовой активности в научно-педагогической литературе.
2. Выявить особенности формирования трудовой активности у младших школьников.
3. Разработать и апробировать комплекс мероприятий, способствующих воспитанию трудовой активности младших школьников.
4. Выявить результативность проведенной опытно-экспериментальной работы.
Введение…………………………………………………………………...…3
Глава I. Теоретические основы воспитания трудовой активности...……14
1.1 Исторический аспект проблемы трудового воспитания в научно-педагогической литературе…………………………………………………14-20
1.2 Психологические особенности трудовой деятельности младших школьников………………………………………………………….……….20-31
Глава II. Анализ опытно-экспериментальной работы по воспитанию трудовой активности у младших школьников…………………………………14
2.1 Исследование педагогического опыта по трудовому воспитанию учащихся начальной школы…………………………………………………14-20
2.2 Выявление эффективности опытной работы по воспитанию трудовой активности у младших школьников………………………………………...20-31
Заключение………………………………………………………………32-36
Список использованной литературы………………
На вопрос «Какие учебные предметы ты любишь больше других?» выбрали труд 36%, музыку 22%, физкультуру 16%, остальные предметы составляют в общей сложности 26 %.
На вопрос «Что ты читаешь?» 18% ответили «Журналы», «разные книги» - 13%, «сказки» - 24%, «не читаю» - 4%, некоторые не ответили на данный вопрос.
Самое любимое занятие в школе в основном ассоциируется с трудовым обучением и дежурством, играми со сверстниками. Любимые занятия дома не так разнообразны, как в экспериментальной группе – лепка, рисование и конструирование (12%), походы в театр, кино, парк, цирк (18%), , различные виды спорта (12%), помощь по дому (16%). Основная проблема этих детей дома – подготовка домашнего задания.
На вопрос «Что ты считаешь самым интересным и важным в жизни?» большинство из них также ответило: «что необходимо хорошо учиться в школе».
Итак, проведя анализ ответов детей мы увидели, что у большинства детей не сформированы представления о необходимости трудиться, нет устойчивого отношения к труду, мотивы выбора будущей профессии в основном престижные или вообще нет осознанного представления о будущей специальности.
Многих детей привлекают профессии легкого содержания, не требующие большого умственного и физического напряжения. Но в основном дети много читают, почти у всех имеются постоянные интересы и увлечения. Таким образом, очевидно, что у детей слабая мотивационно-потребностная сфера трудовой деятельности и с ними необходимо проводить определенную работу.
Наблюдения за реальным поведением ребенка в процессе выполнения трудовой деятельности показывают, что далеко не все дети действуют достаточно самостоятельно и инициативно, несколько детей крайне небрежно относятся к своим ежедневным обязанностям, не умеют ухаживать за своими личными вещами, поддерживать порядок на своем столе. Отмечено также и то, что и в игровой деятельности некоторые дети действуют чисто механически, безынициативно, в основном под нажимом учителя, т.е. не проявляют трудовую активность.
Ввиду полученных результатов решено было в данном экспериментальном классе провести работу по воспитанию трудовой активности.
Формирующий эксперимент
опытно-экспериментальной
Цель разработанного комплекса – воспитать у детей осознанное отношение к труду и развивать активность в трудовой деятельности. Данная цель разбивается на ряд задач:
1) Сформировать осознанное
отношение к трудовым
2) Развить устойчивый
познавательный интерес к
3) Выявить склонности, интересы и увлечения каждого младшего школьника;
4) Развить трудовую активность у младших школьников.
Как видно, начальным этапом профориентационной работы является формирование трудового сознания, которое зависит от развития мотивационно-потребностной сферы ребенка.
Для активизации мотивации к труду проводится ряд занятий. Занятия могут проводиться в виде беседы с детьми, экскурсий, конкурсов, игр. (Приложения 5-8) В процессе формирования трудового сознания младшего школьника можно использовать игру «Какие есть пословицы о труде». (Приложение 3) Также можно пригласить на беседу с детьми работников самых разнообразных, лучше всего сложных или непрестижных профессий.
Роль экономического воспитания в формировании мотивационно-потребностной сферы ребенка сводится к следующему: дети узнают о результативности трудовых действий, т.е. о вознаграждении за труд. Здесь не обойтись без базовых экономических сведений.
Выделенная система базовых понятий начального курса профориентации и экономики в средней школе с. Ээрбек может быть охарактеризована следующим образом:
1. Потребности, ресурсы, выбор, ограниченность. Начиная с 1-го класса дети на доступном им уровне знакомятся с различными видами ресурсов (природными, экономическими, финансовыми и др.) и потребностей: физиологическими (в пище, воде, сне, воздухе, тепле), в безопасности и сохранении здоровья, в образовании, в общении и уважении, в проявлении интересов, в самореализации (наивысшими в данной иерархии). При этом второклассники знакомятся с потребностями, ресурсами и проблемами выбора, существующими в семье; третьеклассники – в школе; четвероклассники рассматривают данные понятия в разрезе своего региона.
Рассматривая проблему ограниченности ресурсов, дети осознают невозможность удовлетворения всех потребностей человека и необходимость выбора при определении приоритетов и очередности. Развитию экономического мышления детей способствуют математические задачи на оптимизацию с вопросами "Хватит ли?", "Что выгоднее?" и т.п. (Приложение 9)
2. Труд, профессия. С ними школьник имеет дело с 1-го класса, постепенно углубляя свое представление. Так, если в 1-м классе ребенку достаточно назвать профессии, изображенные на картинках, а во 2–3-м классах ему предлагается имитировать действия некоторых профессионалов, то к 4-му классу он уже способен исследовать мир профессий своего родного города (края). Знания о мире труда, разделении труда, экономике ближайшего окружения (школы, города, края) – также важнейшая составляющая данных понятий. (Приложение 10)
При этом в процессе профориентационной подготовки школьников важно не только увеличивать количество известных школьникам названий профессий, но и обеспечить более глубокое их изучение:
- содержание профессии, ее престижность, условия труда и т.д.;
- классификация профессий
по группам, основанная на
- определение профессионально важных качеств представителей известных профессий.
3. Доход, расход, бюджет, собственность, богатство. Эти понятия вводятся начиная со 2-го класса. При их изучении у детей формируется взгляд на труд людей как основной источник доходов семьи, предприятия, государства, развиваются умения анализировать источники доходов и основные направления расходов. Важно показать детям, каким образом они могут участвовать в увеличении доходов семьи и школьных подразделений и экономить имеющиеся ресурсы. Необходимо формировать представления о богатстве, воплощенном не только в денежном выражении, но и в богатстве природы, искусства, в результатах труда людей. Говоря о собственности, важно акцентировать внимание на таких понятиях, связанных с собственностью, как "мое", "наше", "чужое". (Приложение 11)
Учебно-методический комплект "Экономика и профориентация для младших школьников" включает: тетрадь творческих заданий для школьников (далее ТТЗ); методическое пособие для учителя (которое, по существу, представляет собой поурочные разработки); сборник дидактических материалов "Азбука экономики". Тетрадь творческих заданий содержит как задания для индивидуальной творческой работы, так и материал для организации коллективной творческой деятельности школьников.
2) Познавательный интерес
к труду у младших школьников
педагог формирует в процессе
включения в учебно-
Организация и проведение данного конкурса очень просты. Ребята дома заранее готовят поделки, кто что умеет и приносят их в школу. Девиз конкурса произносится всеми детьми хором перед началом выставки поделок.
«Твои работники – взгляни –
Десяток дружных братцев.
Как славно жить,
Когда они работы не боятся». (дети поднимают руки вверх).
Жюри оценивает поделки детей по сложности и оригинальности. Главное условие – никто не должен быть обижен. Лучше всего придумать категории для детских работ, например: самая сладкая, самая вкусная, самая красивая, самая оригинальная, самая сложная и т.д.
3) Повышение направленности
к труду и выбору профессии
у младших школьников
Также педагог должен раскрыть талант, увлечение каждого ребенка. Например, младший школьник умеет сосредоточенно просидеть в одной позе большое количество времени, внимательно разбирая и собирая что-либо. При этом он не обладает какими-либо ярко выраженными другими способностями. Нужно обратить его внимание на это качество, возможно из него выйдет хороший часовщик, техник, инженер и т.д. Правильная ориентация его на выбор профессии может скорректировать его выбор в дальнейшем.
Большое значение в активизации трудовой деятельности школьника имеют игровые моменты, вносящие элемент занимательности в учебный процесс, помогающие снять усталость и напряжение на уроке. Занимательный материал помогает сделать каждый трудовой день подарком для детей, подарить им радость познания. Загадки о труде (см.приложение 4) вносят элементы новшества в урок и оживление, помогают хорошо работать, активизируют учащихся.
Загадки могут быть использованы при объяснении нового материала, во время отдыха, для снятия напряжения во время труда. Но обязательным условием для загадок является связь с темой урока, с терминами и различными элементами. Процесс отгадывания, по мнению современных педагогов, является своеобразной гимнастикой, мобилизирующей и тренирующей умственные силы ребенка. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Отгадывание загадок можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу. После отгадки нужно добиваться обоснованного, доказательного ответа на вопрос: «Как ты догадался? Объясни, пожалуйста». Это позволяет ребенку еще раз выделить все признаки указанные в загадке, сопоставить их.
4) Трудовая активность
у школьников включает в себя
инициативу к трудовой
Таким образом, нами были выбраны оптимальные формы и методы воспитательной работы, направленные на формирование осознанного отношения к труду и развития трудовой активности у младших школьников.
При планировании и проведении эксперимента были учтены психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста.
На заключительном этапе, состоящем из контрольного эксперимента, мы исследовали результативность проведенной системы работы. Как и на первом этапе предлагались анкеты, и изучалось поведение детей в процессе трудовой деятельности.
Полученные результаты (Приложение 12) были систематизированы и определены в таблице 2.
Таблица 2 – Результаты контрольного эксперимента по выявлению профессиональной ориентированности младших школьников
№ п/п |
Показатели |
% | ||
В |
С |
Н | ||
1 |
Уровень сформированности трудового сознания |
58,3 |
41,7 |
|
2 |
Уровень трудовой активности |
66,7 |
25 |
8,3 |
Результаты, приведенные нами в таблице, показывают, что в целом у детей улучшились повысились показатели, характеризующие трудовую активность, что положительно характеризует разработанный учебно-методический комплекс воспитательной работы. Динамика показателей следующая:
Количество детей с
высоким уровнем
Трудовая активность детей также повышается: всего у одного ребенка (8,3%) она осталась на низком уровне, количество детей с высоким уровнем повысилось на 41,7% и составило 8 человек против 3-х на начальном этапе.
На основании результатов мы пришли к выводу, что наша опытно-экспериментальная работа оказала положительное влияние на трудовое сознание младших школьников и воспитание у них трудовой активности путем постепенного и целенаправленного формирования у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному осознанию своего места в обществе, а также корректировке и реализации перспектив своего развития.
Заключение
В результате исследования проблемы развития трудовой активности был получен положительный опыт в данном классе. Можно сделать вывод, что наиболее продуктивными методами формирования трудовой активности являются: технология проблемного обучения, метод творческого проекта. В области традиционной педагогики в трудовом воспитании младших школьников важное место отводится коллективным формам работы, а также игровым методам. Соотношение материалов теоретического анализа и выводов, полученных в результате изучения педагогического опыта, явилось отправным моментом разработки программы опытно – экспериментальной работы.