Трудовое воспитание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 06:35, дипломная работа

Описание работы

Цель курсовой работы – разработка и апробирование комплекса мероприятий по трудовому воспитанию для младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить историю возникновения проблемы воспитания трудовой активности в научно-педагогической литературе.
2. Выявить особенности формирования трудовой активности у младших школьников.
3. Разработать и апробировать комплекс мероприятий, способствующих воспитанию трудовой активности младших школьников.
4. Выявить результативность проведенной опытно-экспериментальной работы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...…3
Глава I. Теоретические основы воспитания трудовой активности...……14
1.1 Исторический аспект проблемы трудового воспитания в научно-педагогической литературе…………………………………………………14-20
1.2 Психологические особенности трудовой деятельности младших школьников………………………………………………………….……….20-31
Глава II. Анализ опытно-экспериментальной работы по воспитанию трудовой активности у младших школьников…………………………………14
2.1 Исследование педагогического опыта по трудовому воспитанию учащихся начальной школы…………………………………………………14-20
2.2 Выявление эффективности опытной работы по воспитанию трудовой активности у младших школьников………………………………………...20-31
Заключение………………………………………………………………32-36
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

курс работа.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

На вопрос «Какие учебные предметы ты любишь больше других?» выбрали труд 36%, музыку 22%, физкультуру 16%, остальные предметы составляют в общей сложности 26 %.

На вопрос «Что ты читаешь?» 18% ответили «Журналы», «разные книги» - 13%, «сказки» - 24%, «не читаю» - 4%, некоторые не ответили на данный вопрос.

Самое любимое занятие  в школе в основном ассоциируется  с трудовым обучением и дежурством, играми со сверстниками. Любимые занятия  дома не так разнообразны, как в  экспериментальной группе – лепка, рисование и конструирование (12%), походы в театр, кино, парк, цирк (18%), , различные виды спорта (12%), помощь по дому (16%). Основная проблема этих детей дома – подготовка домашнего задания.

На вопрос «Что ты считаешь самым интересным и важным в жизни?»  большинство из них также ответило: «что необходимо хорошо учиться в школе».

Итак, проведя анализ ответов детей мы увидели, что  у большинства детей не сформированы представления о необходимости  трудиться, нет устойчивого отношения  к труду, мотивы выбора будущей профессии  в основном престижные или вообще нет осознанного представления о будущей специальности.

Многих детей привлекают профессии легкого содержания, не требующие большого умственного  и физического напряжения. Но в  основном дети много читают, почти  у всех имеются постоянные интересы и увлечения. Таким образом, очевидно, что у детей слабая мотивационно-потребностная сфера трудовой деятельности и с ними необходимо проводить определенную работу.

Наблюдения за реальным поведением ребенка в процессе выполнения трудовой деятельности показывают, что далеко не все дети действуют достаточно самостоятельно и инициативно, несколько детей крайне небрежно относятся к своим ежедневным обязанностям, не умеют ухаживать за своими личными вещами, поддерживать порядок на своем столе. Отмечено также и то, что и в игровой деятельности некоторые дети действуют чисто механически, безынициативно, в основном под нажимом учителя, т.е. не проявляют трудовую активность.

Ввиду полученных результатов  решено было в данном экспериментальном  классе провести работу по воспитанию трудовой активности.

Формирующий эксперимент  опытно-экспериментальной работы включает в себя разработанный комплекс мероприятий  по воспитанию трудовой активности. Было предложено использовать в данной воспитательной работе основы экономического воспитания в начальной школе для формирования осознанного отношения к труду и для активизации познавательного интереса.

Цель разработанного комплекса – воспитать у детей  осознанное отношение к труду  и развивать активность в трудовой деятельности. Данная цель разбивается на ряд задач:

1) Сформировать осознанное  отношение к трудовым действиям;

2) Развить устойчивый  познавательный интерес к трудовой  деятельности;

3) Выявить склонности, интересы и увлечения каждого  младшего школьника;

4) Развить трудовую активность у младших школьников.

Как видно, начальным  этапом профориентационной работы является формирование трудового сознания, которое  зависит от развития мотивационно-потребностной  сферы ребенка.

Для активизации мотивации  к труду проводится ряд занятий. Занятия могут проводиться в виде беседы с детьми, экскурсий, конкурсов, игр. (Приложения 5-8) В процессе формирования трудового сознания младшего школьника можно использовать игру «Какие есть пословицы о труде». (Приложение 3) Также можно пригласить на беседу с детьми работников самых разнообразных, лучше всего сложных или непрестижных профессий.

Роль экономического воспитания в формировании мотивационно-потребностной  сферы ребенка сводится к следующему: дети узнают о результативности трудовых действий, т.е. о вознаграждении за труд. Здесь не обойтись без базовых экономических сведений.

Выделенная система  базовых понятий начального курса  профориентации и экономики в  средней школе с. Ээрбек может быть охарактеризована следующим образом:

1. Потребности, ресурсы, выбор, ограниченность. Начиная с 1-го класса дети на доступном им уровне знакомятся с различными видами ресурсов (природными, экономическими, финансовыми и др.) и потребностей: физиологическими (в пище, воде, сне, воздухе, тепле), в безопасности и сохранении здоровья, в образовании, в общении и уважении, в проявлении интересов, в самореализации (наивысшими в данной иерархии). При этом второклассники знакомятся с потребностями, ресурсами и проблемами выбора, существующими в семье; третьеклассники – в школе; четвероклассники рассматривают данные понятия в разрезе своего региона.

Рассматривая проблему ограниченности ресурсов, дети осознают невозможность удовлетворения всех потребностей человека и необходимость  выбора при определении приоритетов  и очередности. Развитию экономического мышления детей способствуют математические задачи на оптимизацию с вопросами "Хватит ли?", "Что выгоднее?" и т.п. (Приложение 9)

2. Труд, профессия. С ними школьник имеет дело с 1-го класса, постепенно углубляя свое представление. Так, если в 1-м классе ребенку достаточно назвать профессии, изображенные на картинках, а во 2–3-м классах ему предлагается имитировать действия некоторых профессионалов, то к 4-му классу он уже способен исследовать мир профессий своего родного города (края). Знания о мире труда, разделении труда, экономике ближайшего окружения (школы, города, края) – также важнейшая составляющая данных понятий. (Приложение 10)

При этом в процессе профориентационной подготовки школьников важно не только увеличивать количество известных школьникам названий профессий, но и обеспечить более глубокое их изучение:

- содержание профессии,  ее престижность, условия труда  и т.д.;

- классификация профессий  по группам, основанная на развитии  умений выделять общее и особенное в профессиях;

- определение профессионально  важных качеств представителей  известных профессий.

3. Доход, расход, бюджет, собственность, богатство. Эти понятия вводятся начиная со 2-го класса. При их изучении у детей формируется взгляд на труд людей как основной источник доходов семьи, предприятия, государства, развиваются умения анализировать источники доходов и основные направления расходов. Важно показать детям, каким образом они могут участвовать в увеличении доходов семьи и школьных подразделений и экономить имеющиеся ресурсы. Необходимо формировать представления о богатстве, воплощенном не только в денежном выражении, но и в богатстве природы, искусства, в результатах труда людей. Говоря о собственности, важно акцентировать внимание на таких понятиях, связанных с собственностью, как "мое", "наше", "чужое". (Приложение 11)

Учебно-методический комплект "Экономика и профориентация для  младших школьников" включает: тетрадь  творческих заданий для школьников (далее ТТЗ); методическое пособие  для учителя (которое, по существу, представляет собой поурочные разработки); сборник дидактических материалов "Азбука экономики". Тетрадь творческих заданий содержит как задания для индивидуальной творческой работы, так и материал для организации коллективной творческой деятельности школьников.

2) Познавательный интерес  к труду у младших школьников  педагог формирует в процессе  включения в учебно-познавательный  процесс на уроках труда элементов  проблемного обучения и творческого  проекта. Например, конкурс поделок  в соответствие со склонностями и увлечениями детей «Наши руки не для скуки».

Организация и проведение данного конкурса очень просты. Ребята дома заранее готовят поделки, кто  что умеет и приносят их в школу. Девиз конкурса произносится всеми  детьми хором перед началом выставки поделок.

«Твои работники –  взгляни –

Десяток дружных братцев.

Как славно жить,

Когда они работы не боятся». (дети поднимают руки вверх).

Жюри оценивает поделки  детей по сложности и оригинальности. Главное условие – никто не должен быть обижен. Лучше всего придумать категории для детских работ, например: самая сладкая, самая вкусная, самая красивая, самая оригинальная, самая сложная и т.д.

3) Повышение направленности  к труду и выбору профессии  у младших школьников происходит  в результате систематического вовлечения детей в игровые задания с элементами труда. С детьми можно обыграть следующие игровые ситуации: «Путешествие в профессию врача», «Наша семья в магазине», «Мы в самолете» и др.

Также педагог должен раскрыть талант, увлечение каждого  ребенка. Например, младший школьник умеет сосредоточенно просидеть в одной позе большое количество времени, внимательно разбирая и собирая что-либо. При этом он не обладает какими-либо ярко выраженными другими способностями. Нужно обратить его внимание на это качество, возможно из него выйдет хороший часовщик, техник, инженер и т.д. Правильная ориентация его на выбор профессии может скорректировать его выбор в дальнейшем.

Большое значение в активизации  трудовой деятельности школьника имеют  игровые моменты, вносящие элемент занимательности в учебный процесс, помогающие снять усталость и напряжение на уроке. Занимательный материал помогает сделать каждый трудовой день подарком для детей, подарить им радость познания. Загадки о труде (см.приложение 4) вносят элементы новшества в урок и оживление, помогают хорошо работать, активизируют учащихся.

Загадки могут быть использованы при объяснении нового материала, во время отдыха, для снятия напряжения во время труда. Но обязательным условием для загадок является связь с  темой урока, с терминами и различными элементами. Процесс отгадывания, по мнению современных педагогов, является своеобразной гимнастикой, мобилизирующей и тренирующей умственные силы ребенка. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Отгадывание загадок можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу. После отгадки нужно добиваться обоснованного, доказательного ответа на вопрос: «Как ты догадался? Объясни, пожалуйста». Это позволяет ребенку еще раз выделить все признаки указанные в загадке, сопоставить их.

4) Трудовая активность  у школьников включает в себя  инициативу к трудовой деятельности, целенаправленность и настойчивость  в труде. В традиционной педагогике трудовая активность младших школьников развивалась только на уроках трудового воспитания. В предлагаемом же комплексе трудовая активность развивается посредством участия школьника в экономической деятельности класса и школы, например ярмарка.

Таким образом, нами были выбраны оптимальные формы и методы воспитательной работы, направленные на формирование осознанного отношения к труду и развития трудовой активности у младших школьников.

При планировании и проведении эксперимента были учтены психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста.

На заключительном этапе, состоящем из контрольного эксперимента, мы исследовали результативность проведенной  системы работы. Как и на первом этапе предлагались анкеты, и изучалось  поведение детей в процессе трудовой деятельности.

Полученные результаты (Приложение 12) были систематизированы  и определены в таблице 2.

 

Таблица 2 – Результаты контрольного эксперимента по выявлению  профессиональной ориентированности  младших школьников

п/п

Показатели

%

В

С

Н

1

Уровень сформированности трудового сознания

58,3

41,7

 

2

Уровень трудовой активности

66,7

25

8,3


 

Результаты, приведенные  нами в таблице, показывают, что в  целом у детей улучшились повысились показатели, характеризующие трудовую активность, что положительно характеризует разработанный учебно-методический комплекс воспитательной работы. Динамика показателей следующая:

Количество детей с  высоким уровнем сформированности трудового сознания увеличилось  на 25%. Со средним уровнем – уменьшилось  на 8,3%. С низким уровнем – уменьшилось на 16,7%. Таким образом, у детей сформировались не только представления о мире профессий, но и понятие о необходимости труда.

Трудовая активность детей также повышается: всего  у одного ребенка (8,3%) она осталась на низком уровне, количество детей с высоким уровнем повысилось на 41,7% и составило 8 человек против 3-х на начальном этапе.

На основании результатов  мы пришли к выводу, что наша опытно-экспериментальная  работа оказала положительное влияние  на трудовое сознание младших школьников и воспитание у них трудовой активности путем постепенного и целенаправленного формирования у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному осознанию своего места в обществе, а также корректировке и реализации перспектив своего развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В результате исследования проблемы развития трудовой активности был получен   положительный   опыт в данном классе. Можно сделать вывод, что наиболее продуктивными методами формирования трудовой активности являются: технология проблемного обучения, метод творческого проекта. В области традиционной педагогики в трудовом воспитании младших школьников важное место отводится коллективным формам работы, а также игровым методам. Соотношение материалов теоретического анализа и выводов, полученных в результате изучения педагогического опыта, явилось отправным моментом разработки программы опытно – экспериментальной работы.

Информация о работе Трудовое воспитание младших школьников