Трудовое воспитание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 06:35, дипломная работа

Описание работы

Цель курсовой работы – разработка и апробирование комплекса мероприятий по трудовому воспитанию для младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить историю возникновения проблемы воспитания трудовой активности в научно-педагогической литературе.
2. Выявить особенности формирования трудовой активности у младших школьников.
3. Разработать и апробировать комплекс мероприятий, способствующих воспитанию трудовой активности младших школьников.
4. Выявить результативность проведенной опытно-экспериментальной работы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...…3
Глава I. Теоретические основы воспитания трудовой активности...……14
1.1 Исторический аспект проблемы трудового воспитания в научно-педагогической литературе…………………………………………………14-20
1.2 Психологические особенности трудовой деятельности младших школьников………………………………………………………….……….20-31
Глава II. Анализ опытно-экспериментальной работы по воспитанию трудовой активности у младших школьников…………………………………14
2.1 Исследование педагогического опыта по трудовому воспитанию учащихся начальной школы…………………………………………………14-20
2.2 Выявление эффективности опытной работы по воспитанию трудовой активности у младших школьников………………………………………...20-31
Заключение………………………………………………………………32-36
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

курс работа.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

Цель опытно-экспериментальной  работы – разработать и апробировать комплекс мероприятий, направленных на формирование и развитие трудовой активности у младших школьников.

Экспериментальная работа по проблеме исследования проводилась  в 3 «А» классе, в условиях естественного  педагогического процесса на базе МБОУ СОШ с. Ээрбек Кызылского кожууна. В исследовании принимали участие 12 детей.

Трудовая активность – личностное качество младшего школьника, которое проявляется в его  отношении к содержанию и процессу труда, в стремлении его к эффективному осуществлению трудовой деятельности. Трудовая активность как качество личности не может состояться без трудового сознания, которое является основой потребностно-мотивационной сферы активности.

Опытно-экспериментальная  работа включала в себя констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

Результаты констатирующего эксперимента следующие: у большинства детей не были сформированы представления о необходимости трудиться, не было устойчивого отношения к труду, у многих учащихся не было осознанного представления о будущей специальности. Таким образом, было выявлено, что у детей слабая мотивационно-потребностная сфера трудовой деятельности. Ввиду полученных результатов решено было в данном экспериментальном классе провести работу по воспитанию трудовой активности.

Формирующий эксперимент  опытно-экспериментальной работы включал в себя разработанный комплекс мероприятий по воспитанию трудовой активности. Было предложено использовать в данной воспитательной работе основы экономического воспитания в начальной школе для формирования осознанного отношения к труду и для активизации познавательного интереса.

Целью разработанного комплекса  являлось воспитание у детей осознанного  отношения к труду и развитие активности в трудовой деятельности. Для активизации мотивации к  труду проводился ряд занятий  в форме бесед, экскурсий, конкурсов, игр. Также в процессе формирующего эксперимента было принято решение интегрировать в трудовое воспитание элементы экономического воспитания.

Формирование устойчивого  познавательного интереса к труду  у младших школьников происходило  путем включения в учебно-познавательный процесс на уроках труда элементов проблемного обучения и творческого проекта.

Большое значение в активизации  трудовой деятельности школьника имели  игровые моменты, которые вносили  элемент занимательности в учебный  процесс, помогали снять усталость и напряжение на уроке.

Также в предлагаемом комплексе трудовая активность младших  школьников развивалась в процессе участия школьника в экономической  деятельности класса и школы (ярмарка  поделок).

Таким образом, нами были выбраны оптимальные формы и методы воспитательной работы, направленные на формирование осознанного отношения к труду и развития трудовой активности у младших школьников. При планировании и проведении эксперимента были учтены психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста.

Контрольный эксперимент, исследовавший результативность проведенной  системы работы, показал, что в  целом у детей улучшились повысились показатели, характеризующие трудовую активность, что положительно характеризует  разработанный учебно-методический комплекс воспитательной работы.

На основании результатов  мы пришли к выводу, что наша опытно-экспериментальная  работа оказала положительное влияние  на трудовое сознание младших школьников и воспитание у них трудовой активности путем постепенного и целенаправленного формирования у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному осознанию своего места в обществе, а также корректировке и реализации перспектив своего развития. Этим можно мотивировать ввод в учебно-воспитательный процесс в с. Ээрбек разработанный учебно-методический комплекс, на основе проделанной работы были сформулированы принципы формирования трудового сознания и трудовой активности младших школьников:

Принципы формирования трудового сознания и трудовой активности младших школьников:

1. Младший школьник  должен осознавать, что его труд  представляет определенную общественную  значимость, приносит пользу людям,  коллективу, обществу. Это может  быть труд на пользу школе  (работа на пришкольном участке,  оформление школы, ремонт учебных пособий, благоустройство и озеленение школьного двора).

2. Результатом труда  обязательно должен быть полезный  продукт, имеющий определенную  общественную ценность. Школьник  должен ясно, зримо видеть реальные  результаты своего труда. Здесь  очень важно на деле знакомить школьника с общественным назначением цели его труда, показать ученику кому нужен его труд. Но если школьники не видят, что их работа приносит пользу, у них пропадает всякое желание трудиться, они работают по принуждению, неохотно.

3. Труд школьника должен  быть коллективным. Коллективный  труд – это совместное выполнение  общих трудовых задач, это труд, объединенный общей целью. Только  такой труд вырабатывает умение  подчинять свое поведение в  интересах коллектива. Коллективный  труд позволяет ставить и решать задачи, выполнение которых не под силу каждому отдельному человеку, дает возможность школьникам приобрести опыт трудовой взаимопомощи и солидарности.

4. Труд школьника должен  быть инициативным и творческим. Желательно, чтобы он предоставлял школьникам возможность проявить инициативу, стремиться к новому, поискам. Чем больше интеллектуальных усилий требует труд, тем с большей готовностью занимаются им школьники.

5. В труде должны  применяться различные формы  самоуправления, самоорганизации и самодеятельности. Самокоординация помогает развивать самостоятельность, навыки руководства и подчинения, творческую инициативу, чувство ответственности.

6. Труд школьников  должен быть посильным для  них. Если труд непосилен, то  он угнетающе действует на психику и ученик может потерять веру в себя, отказываясь выполнять даже посильную работу.

7. При возможности  труд школьников должен быть  увязан с их учебной деятельностью.  Взаимосвязь между теоретическими  знаниями школьников и их практической  трудовой деятельностью.

9. Необходимо требовать  от школьника не просто выполнения  работы, а тщательного, аккуратного,  добросовестного выполнения, бережного  отношения к оборудованию, материалам, орудиям труда.

Если все указанные  условия соблюдаются, то труд для младших школьников становится весьма привлекательной деятельностью, вызывает у них чувство большого морального удовлетворения. В таком труде они приобретают практический опыт правильного общественного поведения, а также формируются такие качества личности составляющие трудовую активность, как трудовая направленность, инициативность, целеустремленность, общительность и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Абрамова, Г. С. Возрастная  психология. – М.: Академ. Проект, 2003. – 998 с.

2. Алоева, М.А. Родительские  собрания в 1-2 классах.- Ростов  н/Д: изд-во «Феникс», 2004 г.

Бабанский Ю.К. Педагогика: Учебное пособие для студентов  пед.ин-тов. – М.: Просвещение, 1983.

3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.:Просвещение,1995.

4. Возрастная и педагогическая психология. // Под ред. А.В. Петровского. М. 1979.

5. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: хрестоматия.: учеб. пособие для студ. пед. вузов / сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 624 с.

5. Приказ министерства образования и науки РФ «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации» от 6 октября 2009 г. № 373.

6. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии, 1992. № 3—4. С. 14—19.

7. Дьяконова В.П. Детство  в традиционной культуре тувинцев теленгитов // Традиционное воспитание детей у народов Сибири. – Л, 1988. – с.152

8. Дереклеева Н.И. Справочник  классного руководителя 1-4 классов. -М.: ВАКО, 2003.

9. История педагогики  и образования /Под.ред. Пискунова  А.И. 2 изд. М.: 2001, 512с.

10. Указ Президента Российской Федерации от 18 августа 1994 г. N1696 «О Президентской программе «Дети России».

11. Каптерев П.Ф. История  русской педагогики. //Педагогика  – 1993 - №1 - с.72-75 – 98с.

12. Немов Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:  В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2002. – кн. 1: Общие основы психологии. –688 с.

13. Немов Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:  В 3  кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2002. – кн. 2: Психология образования. – 608 с.

14. Коркина В.И. Дидактика  в схемах и таблицах: Учебное  пособие для студентов дневной  и заочной формы обучения специальности  «Педагогика и методика начального  обучения». – Караганда: Издательство  КарГУ, 2004.–211с.

15. Потапов Л.П. Очерки народного быта тувинцев. – М., 1989. – 362 с. 
16. Развитие трудового творчества у младших школьников: Кн. для учителя/Под ред. П.Н.Адрианова, М.А.Галагузовой. – М.: Просвещение, 1990. – 452 с.

17. Салчак К.Б., Салчак  Л.П. Развитие тувинской народной педагогики. – Кызыл: Тув.кн.изд., 1984.-170с.

 

 

 




Информация о работе Трудовое воспитание младших школьников