Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 06:35, дипломная работа
Цель курсовой работы – разработка и апробирование комплекса мероприятий по трудовому воспитанию для младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить историю возникновения проблемы воспитания трудовой активности в научно-педагогической литературе.
2. Выявить особенности формирования трудовой активности у младших школьников.
3. Разработать и апробировать комплекс мероприятий, способствующих воспитанию трудовой активности младших школьников.
4. Выявить результативность проведенной опытно-экспериментальной работы.
Введение…………………………………………………………………...…3
Глава I. Теоретические основы воспитания трудовой активности...……14
1.1 Исторический аспект проблемы трудового воспитания в научно-педагогической литературе…………………………………………………14-20
1.2 Психологические особенности трудовой деятельности младших школьников………………………………………………………….……….20-31
Глава II. Анализ опытно-экспериментальной работы по воспитанию трудовой активности у младших школьников…………………………………14
2.1 Исследование педагогического опыта по трудовому воспитанию учащихся начальной школы…………………………………………………14-20
2.2 Выявление эффективности опытной работы по воспитанию трудовой активности у младших школьников………………………………………...20-31
Заключение………………………………………………………………32-36
Список использованной литературы………………
Проведение игры «Посадка и уборка картофеля» может осуществляться по следующему сценарию. В игре участвуют две команды. Число участников в каждой команде – от 6 до 20. Место проведения игры – большая площадка или спортивный зал. Пособия – два мешочка с картофелем. Число картофелин в каждом мешочке должно соответствовать числу участников в команде. Команды выстраиваются шеренгами. На расстоянии 10–15 метров напротив каждой команды учитель рисует круги (лунки) по числу картофелин. Расстояние между лунками – 40–50 сантиметров. По сигналу ведущего ученики, стоящие в шеренгах первыми, бегут к лункам с мешочками, «высаживают» картофель и возвращаются назад. Следующие участники принимают от прибежавших мешочки и бегут «собирать» урожай. Мешочки с картофелем передаются далее по очереди. Выигрывает та команда, которая быстрее соберет и посадит картофель.
В предновогодни дни в школе проводится ролевая игра «Фабрика». Школьники распределяют между собой роли: одним поручается подготовить оформление помещения к новогоднему вечеру, другим – организовать выставку юмористических рисунков, третьим – навести порядок и чистоту в школе, четвертым – изготовить кормушки и домики для птиц и т.д. В результате все заняты конкретными делами, в школе поддерживается бодрое трудовое настроение, дети с охотой выполняют свои обязанности, расширяется сфера их потребностей в новых видах труда и практической деятельности.
Таким образом, сущность проблемного обучения сводится к тому, что в процессе обучения в корне изменяется характер и структура познавательной деятельности учащегося, приводящее к развитию творческого потенциала личности учащегося. Главным и характерным признаком проблемного обучения является проблемная ситуация.
2. Метод творческого проекта.
В современном подходе к обучению особое место занимает метод проектов. Это самостоятельная творческая работа учащихся – от выдвижения идеи до воплощения её в готовом изделии – выполняется или под контролем и при непосредственной консультативной помощи преподавателя. Педагоги школы-гимназии № 9 г. Кызыла используют метод творческого проекта на уроках трудового обучения, начиная со II класса.
Проектный метод ориентирован на творческую самореализацию развивающей личности, развитие воли, находчивости, целеустремленности.
Выполнение творческого
Проектирование как метод
В российских школах метод проектов становится не только популярным, но и «модным». В нашей республике метод творческих проектов тоже введен, и полностью еще не исследован. По данной проблеме в школе № 3 г. Кызыла успешно работает Кара-Сал Ч.Д. В своей работе она использует данный метод для развития как эстетических и творческих способностей младших школьников, так и для активизации учебно-познавательного процесса.
В качестве примера можно привести творческий проект. На первоначальном этапе педагог формирует у детей представление о быте тувинского народа, о предметах и животных, окружающих быт народа.
На втором этапе дети должны выбрать объект труда в зависимости от сформированности умений и навыков младших школьников. На каждом возрастном этапе объект труда все усложняется, а тема может оставаться. В качестве объекта труда девочки могут выбрать: аппликации орнамента на бумаге – это будет ковер в юрте, вышивку орнамента на материале – это покрывало или одеяло, мальчики – лепка из глины, гипса и пластилина верблюда, овечку, лошадь, а также юрта из бумаги или картона. Дети работают на уроках труда и дома. Педагог по мере работы помогает детям, развивает умения и навыки (лепка, рисование, вышивка, вырезание деталей), показывает как аккуратней выполнить работу, подбирает материал. На последнем этапе дети должны защитить свой проект. Процесс защиты включает в себя короткий доклад о выполнении работы, об использованном материале, о возможных ошибках и т.д.
Трудовую активность младших школьников повышают смотры, выставки, конкурсы на изготовление лучшего проекта.
Для того чтобы пробудить интерес к трудовой деятельности, необходим и коллективный подход: поставить перед классом цель, познавательную задачу, создать поисковую ситуацию, раскрыть важность поиска и помочь каждому включиться в труд.
Приветствуется выполнение
творческого проекта
Наблюдения показывают, что не сразу все учащиеся начинают проявлять интерес к новому, включаются в активную трудовую деятельность. Некоторым детям необходима индивидуальная помощь. Если сразу не обратить внимание на этих детей, то они останутся пассивными на протяжении всего выполнения творческого проекта.
Совершенно очевидно, что метод творческого проекта на уроках трудового обучения открывает перед каждым школьником возможности проявить себя, выявить свои способности, наметить будущую профессиональную деятельность. Проще говоря, школьнику предоставляются возможности самому попробовать и испытать себя в разных сферах, выявить что-то более близкое и интересное и сконцентрировать на этом свои желания, силы, способности. Это позволяет включить в учебный процесс самое важное: трудовую активность, интерес и сознательную самореализацию главного участника — обучаемого. [16,с. 29]
Таким образом, рассмотрев опыт педагогов в области трудового воспитания младших школьников, можно сделать вывод, что наиболее продуктивными методами формирования трудовой активности являются: технология проблемного обучения, метод творческого проекта. В области традиционной педагогики в трудовом воспитании младших школьников важное место отводится коллективным формам работы, а также игровым методам.
2.2 Выявление
эффективности опытной работы
по воспитанию трудовой
Рассматривая состояние теории и практики по исследуемой проблеме, был получен положительный опыт по организации воспитания трудовой активности младших школьников. Соотношение материалов теоретического анализа и выводов, полученных в результате изучения педагогического опыта, явилось отправным моментом разработки программы опытно – экспериментальной работы по ее совершенствованию.
Цель опытно-экспериментальной работы – разработать и апробировать комплекс мероприятий, направленных на формирование и развитие трудовой активности у младших школьников.
Экспериментальная работа по проблеме исследования проводилась в 3 «А» классе, в условиях естественного педагогического процесса на базе школы с. Ээрбек Кызылского кожууна В исследовании принимали участие 12 детей.
Экспериментально-практическая работа по воспитанию у младших школьников трудовой активности включала в себя:
1. Изучение становления проблемы воспитания трудовой активности в педагогической науке.
2. Подборка критериев и формирование критериального аппарата.
3. Подготовка и проведение эксперимента и выявление его результатов.
4. Разработка и апробирование системы мероприятий, по формированию и развитию у младших школьников трудовой активности.
5. Формирование выводов и рекомендаций по проблеме исследования.
Трудовую активность как свойство личности можно охарактеризовать следующими показателями:
1) Познавательный интерес
– это свойство личности, обеспечивающее
состояние готовности и
Интерес – это форма проявления познавательных потребностей, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствует ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности (по Петровскому).
Однако интерес не всегда побуждает личность к активной деятельности. Эти интересы только тогда превращаются в необходимую жажду познания, поднимаются на уровень духовной потребности, когда они включаются в общую систему мотивов, определяющих жизненные позиции личности, ее направленность. Таким образом, для определения трудовой активности необходим еще один показатель – направленность к трудовой деятельности.
2) Направленность к трудовым действиям - это:
- понимание младшими школьниками цели трудового действия, которую необходимо достигнуть и готовность подчинять свои действия данной цели.
- определение путей,
средств, способов и приемов
достижения цели трудового
3) Настойчивость –
это умение личности
Таким образом, критериальный аппарат по проблеме исследования включает в себя следующие критерии:
- уровень сформированности трудового сознания;
- уровень трудовой активности.
Сформированность трудового сознания характеризуется наличием у младшего школьника представлений о мире профессий, понятия о необходимости труда, о необходимость работы, о связи между экономическим благосостоянием семьи, общества.
Данный показатель разбивается на следующие уровни:
А) Высокий – младший школьник имеет представление о труде, существующих профессиях, имеет устойчивые интересы к какой-либо трудовой деятельности, понимает необходимость труда;
Б) Средний – младший школьник имеет представление о мире профессий, но у него нет каких-либо увлечений и мотивации к труду.
В) Низкий уровень характеризуется полным отсутствием у младшего школьника представлений о трудовой деятельности.
Методика определения данного показателя представлена в Приложении 1.
Уровень трудовой активности разбивается по степени сформированности качества на высокий, средний, низкий.
Высокий – проявляет устойчивый познавательный интерес и направленность к труду, инициативен в выполнении работы, а также может мобилизовать свои силы для относительно длительной работы над заданием;
Средний – познавательный интерес имеется, но неустойчивый, ребенок как будто действует по указке, работу над заданием начинает самостоятельно, но не доводит до конца.
Низкий – школьник безразличен к трудовым действиям, предпочитает «отсидеться», настойчивости не проявляет вообще.
Данные для определения уровня трудовой активности учитель собирает в ходе их трудовых и игровых действий, отмечая для себя их интерес, инициативность и настойчивость. Учитываются также суждения детей, высказывания, полученные в ходе работы, игры.
В процессе исследовательской работы на этапе констатирующего эксперимента по выявлению уровня сформированности трудовой активности младших школьников были получены результаты (Приложение 4), которые мы определили в таблицах 1 и 2.
Таблица 1 – Результаты констатирующего эксперимента по выявлению трудовой активности младших школьников
№ п/п |
Показатели |
% | ||
В |
С |
Н | ||
1 |
Уровень сформированности трудового сознания |
33,3 |
50 |
16,7 |
2 |
Уровень трудовой активности |
25 |
66,7 |
58,3 |
Таким образом, было выявлено, что у большинства младших школьников не сформировано осознанное отношение к труду.
Анализируя результаты
анкетирования младших