Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 22:16, курсовая работа
Цель исследования - выявить особенности взаимоотношений старших дошкольников в творческих играх и их влияние на психологическое состояние (в частности, на уровень тревожности).
Задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы формирования взаимоотношений старших дошкольников в творческих играх.
2. Провести социометрический анализ взаимоотношений в коллективе старших дошкольников.
3. Изучить проявления тревожности старших дошкольников.
Введение………………………………………………………………………………………………...стр.3
Глава 1. Понятие «игра», взаимоотношение детей дошкольного возраста в творческих играх.
1.1 Характеристика игровой деятельности (Игра как основной вид деятельности в дошкольном возрасте)……………………………………………………………………………………………стр.5
1.2 Игра как ведущая деятельность дошкольников………………………………………………….стр.10
Глава 2. Теоретический анализ проблемы формирования взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в творческих играх.
2.1 Понятие «взаимоотношения» и их особенности в дошкольном возрасте. Этапы формирования взаимоотношений в дошкольном возрасте………………………………………………..……...стр.14
2.2. Влияние творческих игр на формирование взаимоотношений детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………………………..стр.19
Глава 3. Эмпирическое исследование особенностей взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в творческих играх.
3.1 Подбор диагностического инструментария и организация исследования…………………….стр.21
3.2 Результаты исследования…………………………………………………………………………стр.23
Заключение……………………………………………………………………………………………...стр.33
Список использованных источников
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. М. ТАНКА
Факультет социально-педагогических технологий
Кафедра возрастной и педагогической психологии
231 группа
Курсовая работа
Творческая (ролевая) игра дошкольника.
Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в творческих играх
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 2. Теоретический анализ проблемы формирования взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в творческих играх.
2.1 Понятие «взаимоотношения»
и их особенности в дошкольном возрасте.
Этапы формирования взаимоотношений
в дошкольном возрасте………………………………………………..……
2.2. Влияние творческих
игр на формирование взаимоотношений
детей дошкольного возраста…………
Глава 3. Эмпирическое исследование особенностей взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в творческих играх.
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………………………
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Введение
«Игра возникает в ходе исторического развития общества
в результате изменения места ребенка
в системе общественных отношений».
(Д.Б.Эльконин)
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре. Именно игра является основным видом деятельности детей в дошкольном возрасте. В процессе игры формируется личность дошкольника, его морально-волевых качества, в игре реализуется потребность воздействия на мир.
Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. В игре дошкольников объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. В процессе игры ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Иными словами, игра является первым проживанием реального опыта, репетицией взрослой жизни. Задача педагога помочь детям сформировать продуктивные взаимоотношения в рамках игры, которые станут основой умения строить адекватные взаимоотношения с окружающими во взрослой жизни. А для того, что бы помочь детям сформировать взаимоотношения, необходимо разобраться в механизмах их формирования. Именно поэтому проблема изучения механизмов формирования взаимоотношений дошкольников в творческих играх не теряет свою актуальность.
В данной работе был сделан акцент на изучение социометрических статусов старших дошкольников, проявляющихся в процессе творческих игр, а так же на изучении наличия и характера взаимосвязи социометрического статуса и уровня тревожности у старших дошкольников.
Цель исследования - выявить особенности взаимоотношений старших дошкольников в творческих играх и их влияние на психологическое состояние (в частности, на уровень тревожности).
Объект исследования - старшие дошкольники.
Предмет исследования - взаимоотношения старших дошкольников в творческих играх.
Гипотеза исследования - особенности взаимоотношений в творческих играх взаимосвязаны с уровнем тревожности у старших дошкольников.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ
проблемы формирования
2. Провести социометрический анализ взаимоотношений в коллективе старших дошкольников.
3. Изучить проявления
4. Установить наличие, характер и степень взаимосвязи социометрического статуса и тревожности у старших дошкольников.
Методы исследования:
- теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
- изучение характера взаимоотношений старших дошкольников при помощи социометрической методики «Капитан корабля»;
- изучение уровня тревожности у старших дошкольников при помощи методики «Признаки тревожности»;
- анализ эмпирических данных с помощью методов математической статистики: корреляционный анализ (с расчетом коэффициента ранговой корреляции Спирмена).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Существует большое количество определений понятия «игра».
Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре как особом исторически возникшем виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности [3].
Игра – это особая деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем рационально осваивает всю систему человеческих отношений.
Игра – это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования [11].
По определению Г.К. Селевко –
игра – это вид деятельности в
условиях ситуаций, направленных на воссоздание
и усвоение общественного опыта,
в котором складывается и совершенствуется самоуправле
По мнению психологов, игра – ведущий
вид деятельности детей дошкольного
возраста. Именно игра определяет психическое
развитие ребенка, поэтому успешное
решение задач воспитания требует
пристального внимания к проблемам
детской игры. Игра – наиболее доступный
для детей вид деятельности, способ
переработки полученных из окружающего
мира впечатлений, знаний. В игре ярко
проявляются особенности
Следует отметить, что дети играли не всегда. По мнению Д.Б. Эльконина: «Игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений» [22,5].
Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников, Поэтому столь актуальной для дошкольного возроста является проблема использования игры в целях всестороннего воспитания, и в первую очередь формирования нравственной стороны личности.
В настоящее время перед дошкольными специалистами стои
В советской психологии теорию игры, исходящую из признания ее социальной природы, разрабатывали Е.А.Аркин, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев. Связывая игру с ориентировочной деятельностью, Д. Б. Эльконин определяет игру как деятельность, в которой складывается и совершенствуется управление поведением. Отличительными признаками развертывания игры являются быстро меняющиеся ситуации и быстрое приспособление действий к новой ситуации [3].
Рубинштейн
С.Л. выделил основные положения, характеризующие сущность
игры. Первое положение, определяющее сущность
игры, состоит в том, что мотивы игры заключаются
не в утилитарном эффекте и вещном результате,
не в самой деятельности безотносительно
к ее результату, а в многообразных переживаниях
Для осуществления в практическом плане тех действий, которые ребенок переносит в игровой план, человечество выработало в процессе развития науки и техники необходимые для практической эффективности сложные способы их осуществления. Эта техника, недоступная ребенку, оказывается по самому смыслу игры и не нужной для выполнения игрового действия, поскольку игровое действие не стремится к вещному результату и к утилитарному эффекту. Этим определяется вторая – характерная – особенность игры: в игровой деятельности действия являются скорее выразительными актами, чем оперативными приемами.
Именно в силу этой своей особенности игра является деятельностью, в которой разрешается противоречие между быстрым ростом потребностей и запросов ребенка, определяющим мотивацию его деятельности, и ограниченностью его оперативных возможностей. Игра – способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей.
Из этой особенности игры, вытекает то, что одни предметы могут в игровой деятельности замещаться другими (палка – лошадь, стул – автомобиль и т.д.). Поскольку в игре существенны не абстрактные свойства предмета, а отношение человека к предмету, изменяются требования, предъявляемые к предмету. Во-первых, предметы должны удовлетворять тем условиям, которые существенны для игрового действия и во-вторых, оперирование данным предметом должно быть доступно для ребенка [4].
Игры
детей отличаются большим разнообразием.
Создано множество классификаци
- игры,
возникающие по инициативе
- игры,
возникающие по инициативе
- игры,
идущие от исторически
Творческие сюжетно-ролевые
Понятие
«творческая игра» охватывает сюжетно-ролевые
игры, игры драматизации, строительно-конструктивные
игры. Содержание творческих игр придумывают
сами дети. Свобода, самостоятельность, самоорганиз
Сюжетно-ролевая игра – это основной
вид игры ребенка дошкольного возраста.
Ей присущи основные черты игры: эмоциональная
насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность,
активность, творчество. Первые сюжетные
игры протекают как игры безролевые или
игры со скрытой ролью. Действия детей
приобретают сюжетный характер и объединяются
в цепочку, имеющей жизненный смысл. Действия
с предметами, игрушкой осуществл
Игры драматизации: им присущи основные
черты творческих игр: наличие замысла,
сочетание ролевых и реальных действий
и отношений и других элементов воображаемой
ситуации. Игры строятся на основе литературного произведе