Творческая (ролевая) игра дошкольника. Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в творческих играх

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявить особенности взаимоотношений старших дошкольников в творческих играх и их влияние на психологическое состояние (в частности, на уровень тревожности).
Задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы формирования взаимоотношений старших дошкольников в творческих играх.
2. Провести социометрический анализ взаимоотношений в коллективе старших дошкольников.
3. Изучить проявления тревожности старших дошкольников.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………...стр.3
Глава 1. Понятие «игра», взаимоотношение детей дошкольного возраста в творческих играх.
1.1 Характеристика игровой деятельности (Игра как основной вид деятельности в дошкольном возрасте)……………………………………………………………………………………………стр.5
1.2 Игра как ведущая деятельность дошкольников………………………………………………….стр.10
Глава 2. Теоретический анализ проблемы формирования взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в творческих играх.
2.1 Понятие «взаимоотношения» и их особенности в дошкольном возрасте. Этапы формирования взаимоотношений в дошкольном возрасте………………………………………………..……...стр.14
2.2. Влияние творческих игр на формирование взаимоотношений детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………………………..стр.19
Глава 3. Эмпирическое исследование особенностей взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в творческих играх.
3.1 Подбор диагностического инструментария и организация исследования…………………….стр.21
3.2 Результаты исследования…………………………………………………………………………стр.23
Заключение……………………………………………………………………………………………...стр.33
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсач 2.docx

— 145.25 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 ИМ. М. ТАНКА

 

Факультет социально-педагогических технологий

     Кафедра возрастной и педагогической психологии

 

231 группа

 

Курсовая  работа

 

 

 

 

 

 

Творческая (ролевая) игра дошкольника.

Формирование  взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в творческих играх

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                              Минск, 2013

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………...стр.3

Глава 1. Понятие  «игра», взаимоотношение детей дошкольного  возраста в творческих играх.

    1. Характеристика  игровой деятельности (Игра как основной вид деятельности в дошкольном возрасте)……………………………………………………………………………………………стр.5

    1. Игра  как ведущая деятельность дошкольников………………………………………………….стр.10

Глава 2. Теоретический анализ проблемы формирования взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в творческих играх.

2.1 Понятие «взаимоотношения» и их особенности в дошкольном возрасте. Этапы формирования   взаимоотношений в дошкольном возрасте………………………………………………..……...стр.14

2.2. Влияние творческих  игр на  формирование взаимоотношений  детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………………………..стр.19

Глава 3. Эмпирическое исследование особенностей взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в творческих играх. 

    1. Подбор диагностического инструментария и организация исследования…………………….стр.21
    2. Результаты исследования…………………………………………………………………………стр.23

Заключение……………………………………………………………………………………………...стр.33

Список использованных источников…………………………………………………………………стр.34

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

«Игра возникает в ходе исторического  развития общества

  в результате изменения места  ребенка 

в системе общественных отношений».

(Д.Б.Эльконин)

          Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре. Именно игра является  основным  видом деятельности детей в дошкольном возрасте. В процессе игры формируется личность дошкольника, его морально-волевых качества, в игре реализуется потребность воздействия на мир.

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. В игре дошкольников  объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. В процессе игры ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Иными словами, игра является первым проживанием реального опыта, репетицией взрослой жизни. Задача педагога помочь детям сформировать продуктивные взаимоотношения в рамках игры, которые станут основой умения строить адекватные взаимоотношения с окружающими во взрослой жизни. А для того, что бы помочь детям сформировать взаимоотношения, необходимо разобраться в механизмах их формирования. Именно поэтому проблема изучения механизмов формирования взаимоотношений дошкольников в творческих играх не теряет свою актуальность.

В данной работе был сделан акцент на изучение социометрических статусов старших дошкольников, проявляющихся  в процессе творческих игр, а так  же на изучении наличия и характера  взаимосвязи социометрического  статуса и уровня тревожности  у старших дошкольников.

Цель  исследования - выявить особенности взаимоотношений старших дошкольников в творческих играх и их влияние на психологическое состояние (в частности, на уровень тревожности).

Объект  исследования - старшие дошкольники.

Предмет исследования - взаимоотношения старших дошкольников в творческих играх.

Гипотеза  исследования - особенности взаимоотношений в творческих играх взаимосвязаны с уровнем тревожности у старших дошкольников.

Задачи:

1. Провести теоретический анализ  проблемы формирования взаимоотношений  старших дошкольников в творческих  играх.

2. Провести социометрический анализ взаимоотношений в коллективе старших дошкольников.

3. Изучить проявления тревожности  старших дошкольников.

4. Установить наличие, характер и степень взаимосвязи социометрического статуса и тревожности у старших дошкольников.

Методы  исследования:

-    теоретический анализ литературы по проблеме исследования;

- изучение характера взаимоотношений старших дошкольников при помощи социометрической методики «Капитан корабля»;

-  изучение уровня тревожности  у старших дошкольников при  помощи методики «Признаки тревожности»;

- анализ эмпирических данных с помощью методов математической статистики: корреляционный анализ (с расчетом коэффициента ранговой корреляции Спирмена).

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие «игра», взаимоотношение детей дошкольного возраста в творческих играх.

    1. Характеристика  игровой деятельности (Игра как основной вид деятельности в дошкольном возрасте)

 

Существует  большое количество определений  понятия «игра».

Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре как особом исторически возникшем виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности [3].

Игра – один из основных видов деятельности человека, наряду с учением и трудом.

Игра – это особая деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем рационально осваивает всю систему человеческих отношений.

Игра – это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования [11].

По определению Г.К. Селевко –  игра – это вид деятельности в  условиях ситуаций, направленных на воссоздание  и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

По мнению психологов, игра – ведущий  вид деятельности детей дошкольного  возраста. Именно игра определяет психическое  развитие ребенка, поэтому успешное решение задач воспитания требует  пристального внимания к проблемам  детской игры. Игра – наиболее доступный  для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего  мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность  в общении.

Следует отметить, что дети играли не всегда.  По мнению Д.Б. Эльконина: «Игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений» [22,5].

Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь  в обществе сверстников, Поэтому  столь актуальной для дошкольного возроста является проблема использования игры в целях всестороннего воспитания, и в первую очередь формирования нравственной стороны личности.

В настоящее время перед дошкольными специалистами стоит задача дальнейшего изучения игры как формы организации жизнедеятельности детей [1, 92].

В советской  психологии теорию игры, исходящую из признания ее социальной природы, разрабатывали Е.А.Аркин, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев. Связывая игру с ориентировочной деятельностью, Д. Б. Эльконин определяет игру как деятельность, в которой складывается и совершенствуется управление поведением. Отличительными признаками развертывания игры являются быстро меняющиеся ситуации и быстрое приспособление действий к новой ситуации [3].

Рубинштейн  С.Л. выделил основные положения, характеризующие сущность игры. Первое положение, определяющее сущность игры, состоит в том, что мотивы игры заключаются не в утилитарном эффекте и вещном результате, не в самой деятельности безотносительно к ее результату, а в многообразных переживаниях сторон действительности, значимых для ребенка.

Для осуществления в практическом плане  тех действий, которые ребенок  переносит в игровой план, человечество выработало в процессе развития науки  и техники необходимые для  практической эффективности сложные  способы их осуществления. Эта техника, недоступная ребенку, оказывается  по самому смыслу игры и не нужной для  выполнения игрового действия, поскольку  игровое действие не стремится к  вещному результату и к утилитарному эффекту. Этим определяется вторая – характерная – особенность игры: в игровой деятельности действия являются скорее выразительными   актами, чем оперативными приемами.

Именно  в силу этой своей особенности игра является деятельностью, в которой разрешается противоречие между быстрым ростом потребностей и запросов ребенка, определяющим мотивацию его деятельности, и ограниченностью его оперативных возможностей. Игра – способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей.

Из  этой особенности игры, вытекает то, что одни предметы могут в игровой  деятельности замещаться другими (палка  – лошадь, стул – автомобиль и  т.д.). Поскольку в игре существенны  не абстрактные свойства предмета, а отношение человека к предмету, изменяются требования, предъявляемые  к предмету. Во-первых, предметы должны удовлетворять тем условиям, которые  существенны для игрового действия и во-вторых, оперирование данным предметом  должно быть доступно для ребенка [4].

Игры  детей отличаются большим разнообразием. Создано множество классификаций детских игр [5, 6, 7]. Игры различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявления психологических особенностей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т.д. Все это затрудняет классификацию игр, однако для правильного руководства играми группировка их необходима. Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. Наблюдаемое сегодня в теории и практике стирание граней между самодеятельными и обучающими играми недопустимо. Можно выделить три основных класса игр, характерных для детей дошкольного возраста:

- игры, возникающие по инициативе ребенка  – самодеятельные игры;

- игры, возникающие по инициативе взрослого,  внедряющего их с образовательной  и воспитательной целью;

- игры, идущие от исторически сложившихся  традиций этноса – народные  игры, которые могут возникать  как по инициативе взрослого,  так и более старших детей.

Творческие сюжетно-ролевые игр.

Понятие «творческая игра» охватывает сюжетно-ролевые  игры, игры драматизации, строительно-конструктивные игры. Содержание творческих игр придумывают  сами дети. Свобода, самостоятельность, самоорганизация и творчество детей в этой группе проявляется с особой полнотой. Разнообразные жизненные впечатления не копируются, они перерабатываются детьми, одни из них заменяются другими и т.д.

Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Первые сюжетные игры протекают как игры безролевые или игры со скрытой ролью. Действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку, имеющей жизненный смысл. Действия с предметами, игрушкой осуществляются каждым из играющих самостоятельно. Совместные игры возможны при участии взрослого [9, 14].

Игры драматизации: им присущи основные черты творческих игр: наличие замысла, сочетание ролевых и реальных действий и отношений и других элементов воображаемой ситуации. Игры строятся на основе литературного произведения: сюжет игры, роли, поступки героев и их речь определяются текстом произведения. Игра драматизация оказывает большое влияние на речь ребенка. Ребенок усваивает богатства родного языка, его выразительные средства, использует различные интонации, соответствующие характеру героев и поступкам, старается говорить четко, чтобы его все поняли. Начало работы над игрой-драматизацией состоит в подборе художественного произведения. Важно, чтобы оно заинтересовало детей, вызвало сильные чувства и переживания. Воспитатель принимает участие в сговоре и подготовке игры. На основе содержания произведения с детьми составляется сюжет игры, распределяются роли, отбирается речевой материал.

Информация о работе Творческая (ролевая) игра дошкольника. Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в творческих играх