Творческая (ролевая) игра дошкольника. Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в творческих играх

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявить особенности взаимоотношений старших дошкольников в творческих играх и их влияние на психологическое состояние (в частности, на уровень тревожности).
Задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы формирования взаимоотношений старших дошкольников в творческих играх.
2. Провести социометрический анализ взаимоотношений в коллективе старших дошкольников.
3. Изучить проявления тревожности старших дошкольников.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………...стр.3
Глава 1. Понятие «игра», взаимоотношение детей дошкольного возраста в творческих играх.
1.1 Характеристика игровой деятельности (Игра как основной вид деятельности в дошкольном возрасте)……………………………………………………………………………………………стр.5
1.2 Игра как ведущая деятельность дошкольников………………………………………………….стр.10
Глава 2. Теоретический анализ проблемы формирования взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в творческих играх.
2.1 Понятие «взаимоотношения» и их особенности в дошкольном возрасте. Этапы формирования взаимоотношений в дошкольном возрасте………………………………………………..……...стр.14
2.2. Влияние творческих игр на формирование взаимоотношений детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………………………..стр.19
Глава 3. Эмпирическое исследование особенностей взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в творческих играх.
3.1 Подбор диагностического инструментария и организация исследования…………………….стр.21
3.2 Результаты исследования…………………………………………………………………………стр.23
Заключение……………………………………………………………………………………………...стр.33
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсач 2.docx

— 145.25 Кб (Скачать файл)

Строительно-конструктивные игры – разновидность творческой игры. В них дети отражают свои знания и впечатления об окружающем мире. В строительно-конструктивных играх происходит замещение одних предметов другими: постройки возводятся из специально созданных строительных материалов и конструкторов или же из природного материала (песка, снега). Все это дает основание считать такую деятельность одним из видов творческой игры. Многие строительно-конструктивные игры протекают в форме ролевой игры. Таким образом, в строительно-конструктивной игре происходит многогранное развитие умственной деятельности детей.[8, 17].

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму  обучения и игровую деятельность. Выделяются следующие структурные  составляющие дидактической игры:

1) дидактическая  задача;

2) игровые  действия;

3) правила  игры;

4) результат.

Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и  отображает его обучающую. Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Игровые действия – основа игры.Чем разнообразней игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

При проведении игр необходимо сохранить  все структурные элементы. Так  как именно с их помощью решаются дидактические задачи. Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог – участники одной игры. Нарушается это условие, и педагог становится на путь прямого обучения.

Дидактическая игра – это игра только для ребенка, а для взрослого – это способ обучения. Цель дидактических игр – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.

Словесные игры

Такие игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания о новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.

С помощью  словесных игр у детей воспитывают  желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

Подвижные игры

В основе их лежат разнообразные движения – ходьба, бег, прыжки, лазанье и  т.п. Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего ребенка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта. Активность ребенка, радостные переживания – все это благотворно влияет на самочувствие, настроение, создавая положительный фон для общего физического развития. Подвижные игры включают комплексы движений разного рода. Эти игры формируют способность действовать сообща, воспитывают честность и дисциплинированность. Дети приучаются сговариваться, объединяться для проведения любимых игр, считаться с мнением своих партнеров, справедливо разрешать возникающие конфликты.

Традиционные (народные) игры

Исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучаемым и  досуговым. Предметная среда народных игр также традиционна, они сами, и чаще представлена в музеях, а  не в детских коллективах. Исследования, проведенные в последние годы, показали, что народные игры способствуют формированию у детей универсальных  родовых и психических способностей человека (сенсомоторной координации, произвольности поведения, символической  функции мышления и другие), а  также важнейших черт психологии этноса, создавшего игру [1, 122].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2  Игра как ведущая деятельность дошкольников

Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал: «В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем  следы действительной жизни, в которую  он не мог еще войти по сложности  ее явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более как дитя, существо, не имеющее еще никакой  самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует  свои силы и самостоятельно распоряжается  своими же созданиями» [15,61].

Игра - это основной вид деятельности дошкольника, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В ней дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого  общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое  развитие ребенка, вне игры нет воспитания личности.

Л.И. Божович  о дошкольном детстве говорит, как  о большом отрезке жизни ребенка. Условия жизни в это время  стремительно расширяются: рамки семьи  раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для  себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное  желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится  к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра - самостоятельная  деятельность детей, моделирующая жизнь  взрослых. Ролевая, или как ее иногда называют творческая игра, появляется в дошкольном возрасте. Это - деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят  деятельность взрослых и отношения  между ними [16 ,61]. Ребенок, выбирая  и исполняя определенную роль, имеет  соответствующий образ - мамы, водителя, пирата и образцы его действий. Образный план игры настолько важен, что без него игра просто не может  существовать. Но хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоционально насыщена и становится для ребенка его действительной жизнью.

З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова считают, что в конце  раннего детства, игра с сюжетом ''вырастает'' из предметно-манипуляционнной деятельности. Первоначально ребенок  был поглощен предметом и действиями с ним. Когда он овладел действиями, вплетенными в совместную деятельность с взрослым, он начал осознавать, что он действует сам и действует  как взрослый [17, 82].

В дошкольном возрасте аффект переносится с предмета на человека, благодаря чему взрослый и его действия становятся образцом не только объективно, но и субъективно.

Около трех лет ребенок становится гораздо  более самостоятельным, и его  совместная деятельность с близким  взрослым начинает распадаться. В то же время игра социальна и по своему происхождению, и по содержанию. Она не сможет развиваться без частого полноценного общения с взрослыми и без тех разнообразных впечатлений от окружающего мира, которые ребенок приобретает тоже благодаря взрослым. Нужны ребенку и различные игрушки, в том числе неоформленные предметы, не имеющие четкой функции, которые он мог бы легко использовать в качестве заместителей других.

Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько говорят о том, что  сюжет - та сфера действительности, которая отражается в игре. Сначала  ребенок ограничен рамками семьи, и поэтому игры его связаны  главным образом с семейными, бытовыми проблемами. Затем, по мере освоения новых областей жизни, он начинает использовать более сложные сюжеты - производственные, военные т.д. более разнообразными становятся и формы игры на старые сюжеты, скажем в ''дочки-матери''. Кроме  того, игра на один и тот же сюжет  постепенно становится более устойчивой, длительной. Если в 3-4 года ребенок может  посвятить ей только 10-15 минут, а  затем ему нужно переключиться  на что-то другое, то в 4-5 лет одна игра уже может продолжаться 40-50 минут. Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по несколько часов  подряд, а некоторые игры у них  растягиваются на несколько дней [17, 341].

Те  моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводятся  ребенком, составляют содержание игры. Младшие дошкольники имитируют  предметную деятельность - режут хлеб, трут морковку, моют посуду. Они поглощены  процессом выполнения действий и  подчас забывают о результате - для  чего и для кого они это сделали, действия различных детей не согласуются  друг с другом, не исключены дублирование и внезапная смена ролей во время игры. Для средних дошкольников главное - отношения между людьми, игровые действия производятся ими  не ради самих действий, а ради стоящих  за ними отношений. Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими жестко контролируется.

По  словам Л.К. Ладутько в развитии игры выделяются две основные стадии. Для  первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение  логики реальных действий людей; содержанием  игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми и содержанием  игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого  человека [19, 221]. Как уже говорилось игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся общению  друг с другом, умение устанавливать  со сверстниками определенные взаимоотношения. Младшие дошкольники еще не умеют  по-настоящему общаться со сверстниками. Постепенно общение между детьми становится более интенсивным и  продуктивным. Игра, особенно коллективная, требует от ребенка мобилизации  всех его сил и возможностей: и  физических, и умственных. Игра предъявляет  высокие требования к развитию речи ребенка: ведь он должен объяснить, во что и как он хотел бы играть, договориться с другими детьми, кто какую роль может сыграть, произнести свой текст так, чтобы его поняли остальные. В среднем и старшем дошкольном возрасте дети, несмотря на присущий эгоцентризм, договариваются друг с другом, предварительно распределяя роли, а также и в процессе самой игры. Содержательное обсуждение вопросов, связанных с ролями и контролем за выполнением правил игры, становится возможным благодаря включению детей в общую, эмоционально насыщенную для них деятельность.

А.К. Бондаренко, А.И. Матусик считают, что игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного  поведения ребенка [20, 54]. Механизм управления своим поведением - подчинение правилам - складывается именно в игре, а затем  проявляется в других видах деятельности. Произвольность предполагает наличие  образца поведения, которому следует  ребенок, и контроля. В игре образцом служат не моральные нормы или  иные требования взрослых, а образ  другого человека, чье поведение  копирует ребенок.

В игре также развивается мотивационно-потребностная  сфера ребенка. Возникают новые  мотивы деятельности и связанные  с ними цели.

В развитой ролевой игре с ее замысловатыми  сюжетами и сложными ролями, создающими достаточно широкий простор для  импровизации, у детей формируется  творческое воображение. Игра способствует становлению произвольной памяти, в  ней преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм. Вообще в  игре коренным образом изменяется позиция  ребенка. Играя, он приобретает возможность  смены одной позиции на другую, координации разных точек зрения.

Рассматривая  в своих работах дошкольный возраст  Л.С. Выготский ставит акцент на том, что основным средством сенсорного воспитания считается дидактическая  игра. На нее почти полностью возлагается  задача формирования сенсорики ребенка: знакомство с формой, величиной, цветом, пространством, звуком. Дидактическая  игра как игровая форма обучения - явление очень сложное [21, 182].

Игра - это серьезно для самого ребенка, это сама жизнь, это детская непосредственность, наивность, иногда лукавство, иногда удивительная серьезность. Для ребенка игра не всегда милая забава, часто - это  труд, преодоление себя. Игра - это  целый мир… И руководство детской  игрой - серьезная проблема для взрослых. Пожалуй, именно здесь от родителей  требуется наибольшее внимание, терпение, такт, умение наблюдать, постоянно и  беспристрастно вглядываться в своего ребенка, и конечно же умение любить.

Родители  сами могут прийти к выводу, что  не следует жалеть времени на игру. Отношение родителей к игре своих  детей должно быть проникнуто сознанием  глубокой ценности игровой деятельности - как орудия самовоспитания ребенка.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что игра - это основной вид деятельности дошкольника, в ней дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых. Это - деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. В развитии игры выделяются две основные стадии: воспроизведение логики реальных действий людей; моделирование реальных отношений между людьми и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека Игра предъявляет высокие требования к развитию речи ребенка. В игре также развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка.

Информация о работе Творческая (ролевая) игра дошкольника. Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в творческих играх