Строительно-конструктивные игры
– разновидность творческой игры. В них дети отражают свои знания и
впечатления об окружающем мире. В строительно-конструктивных
играх происходит замещение одних предметов
другими: постройки возводятся из специально
созданных строительных материалов и конструкторов
или же из природного материала (песка,
снега). Все это дает основание считать
такую деятельность одним из видов творческой
игры. Многие строительно-конструктивные
игры протекают в форме ролевой игры. Таким
образом, в строительно-конструктивной
игре происходит многогранное развитие умственной деятельности
детей.[8, 17].
Дидактические игры – это разновидность
игр с правилами, специально создаваемых
педагогической школой в целях обучения
и воспитания детей. Дидактические игры
направлены на решение конкретных задач
в обучении детей, но в то же время в них
появляется воспитательное и развивающее
влияние игровой деятельности.
Дидактическая
игра имеет определенную структуру,
характеризующую игру как форму
обучения и игровую деятельность.
Выделяются следующие структурные
составляющие дидактической игры:
1) дидактическая
задача;
2) игровые
действия;
3) правила
игры;
4) результат.
Дидактическая
задача определяется целью обучения
и воспитательного воздействия.
Она формируется педагогом и
отображает его обучающую. Игровая
задача осуществляется детьми. Дидактическая
задача в дидактической игре реализуется
через игровую задачу. Она определяет
игровые действия, становится задачей
самого ребенка. Игровые действия – основа
игры.Чем разнообразней игровые действия,
тем интереснее для детей сама игра и тем
успешнее решаются познавательные и игровые
задачи.
При
проведении игр необходимо сохранить
все структурные элементы. Так
как именно с их помощью решаются
дидактические задачи. Взаимоотношения
между детьми и педагогом определяются
не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог
– участники одной игры. Нарушается это
условие, и педагог становится на путь
прямого обучения.
Дидактическая
игра – это игра только для ребенка, а
для взрослого – это способ обучения.
Цель дидактических игр – облегчить переход
к учебным задачам, сделать его постепенным.
Словесные игры
Такие
игры построены на словах и действиях
играющих. В таких играх дети учатся, опираясь
на имеющиеся представления о предметах,
углублять знания о них, так как в этих
играх требуется использовать приобретенные
ранее знания о новых связях, в новых обстоятельствах.
Дети самостоятельно решают разнообразные
мыслительные задачи: описывают предметы,
выделяя характерные их признаки; отгадывают
по описанию; находят признаки сходства
и различия; группируют предметы по различным
свойствам, признакам; находят алогизмы
в суждениях и др.
С помощью
словесных игр у детей воспитывают
желание заниматься умственным трудом.
В игре сам процесс мышления протекает
активнее, трудности умственной работы
ребенок преодолевает легко, не замечая,
что его учат.
Подвижные игры
В основе
их лежат разнообразные движения
– ходьба, бег, прыжки, лазанье и
т.п. Подвижные игры удовлетворяют
потребность растущего ребенка в движении,
способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта. Активность
ребенка, радостные переживания – все
это благотворно влияет на самочувствие,
настроение, создавая положительный фон
для общего физического развития. Подвижные
игры включают комплексы движений разного
рода. Эти игры формируют способность
действовать сообща, воспитывают честность и дисциплинированность.
Дети приучаются сговариваться, объединяться
для проведения любимых игр, считаться
с мнением своих партнеров, справедливо
разрешать возникающие конфликты.
Традиционные (народные) игры
Исторически
они лежат в основе многих игр,
относящихся к обучаемым и
досуговым. Предметная среда народных
игр также традиционна, они сами,
и чаще представлена в музеях, а
не в детских коллективах. Исследования,
проведенные в последние годы,
показали, что народные игры способствуют
формированию у детей универсальных
родовых и психических способностей
человека (сенсомоторной координации,
произвольности поведения, символической
функции мышления и другие), а
также важнейших черт психологии
этноса, создавшего игру [1, 122].
1.2 Игра как ведущая деятельность
дошкольников
Великий
русский педагог К.Д. Ушинский писал:
«В игре дитя живет, и следы этой
жизни глубже остаются в нем, чем
следы действительной жизни, в которую
он не мог еще войти по сложности
ее явлений и интересов. В действительной
жизни дитя не более как дитя,
существо, не имеющее еще никакой
самостоятельности, слепо и беззаботно
увлекаемое течением жизни; в игре же
дитя, уже зреющий человек, пробует
свои силы и самостоятельно распоряжается
своими же созданиями» [15,61].
Игра
- это основной вид деятельности
дошкольника, она оказывает многогранное
влияние на психическое развитие
ребенка. В ней дети овладевают новыми
навыками и умениями, знаниями. Только
в игре осваиваются правила человеческого
общения. Вне игры не может быть достигнуто
полноценное нравственное и волевое
развитие ребенка, вне игры нет воспитания
личности.
Л.И. Божович
о дошкольном детстве говорит, как
о большом отрезке жизни ребенка.
Условия жизни в это время
стремительно расширяются: рамки семьи
раздвигаются до пределов улицы, города,
страны. Ребенок открывает для
себя мир человеческих отношений, разных
видов деятельности и общественных
функций людей. Он испытывает сильное
желание включиться в эту взрослую
жизнь, активно в ней участвовать,
что, конечно, ему еще недоступно.
Кроме того, не менее сильно он стремится
к самостоятельности. Из этого противоречия
рождается ролевая игра - самостоятельная
деятельность детей, моделирующая жизнь
взрослых. Ролевая, или как ее иногда
называют творческая игра, появляется
в дошкольном возрасте. Это - деятельность,
в которой дети берут на себя роли
взрослых людей и в обобщенной
форме, в игровых условиях воспроизводят
деятельность взрослых и отношения
между ними [16 ,61]. Ребенок, выбирая
и исполняя определенную роль, имеет
соответствующий образ - мамы, водителя,
пирата и образцы его действий.
Образный план игры настолько важен,
что без него игра просто не может
существовать. Но хотя жизнь в игре
протекает в форме представлений,
она эмоционально насыщена и становится
для ребенка его действительной
жизнью.
З.М. Богуславская,
Е.О. Смирнова считают, что в конце
раннего детства, игра с сюжетом
''вырастает'' из предметно-манипуляционнной
деятельности. Первоначально ребенок
был поглощен предметом и действиями
с ним. Когда он овладел действиями,
вплетенными в совместную деятельность
с взрослым, он начал осознавать,
что он действует сам и действует
как взрослый [17, 82].
В дошкольном
возрасте аффект переносится с предмета
на человека, благодаря чему взрослый
и его действия становятся образцом
не только объективно, но и субъективно.
Около
трех лет ребенок становится гораздо
более самостоятельным, и его
совместная деятельность с близким
взрослым начинает распадаться. В то
же время игра социальна и по своему
происхождению, и по содержанию. Она не
сможет развиваться без частого полноценного
общения с взрослыми и без тех разнообразных
впечатлений от окружающего мира, которые
ребенок приобретает тоже благодаря взрослым.
Нужны ребенку и различные игрушки, в том
числе неоформленные предметы, не имеющие
четкой функции, которые он мог бы легко
использовать в качестве заместителей
других.
Я.Л. Коломинский,
Е.А. Панько говорят о том, что
сюжет - та сфера действительности,
которая отражается в игре. Сначала
ребенок ограничен рамками семьи,
и поэтому игры его связаны
главным образом с семейными,
бытовыми проблемами. Затем, по мере освоения
новых областей жизни, он начинает использовать
более сложные сюжеты - производственные,
военные т.д. более разнообразными
становятся и формы игры на старые
сюжеты, скажем в ''дочки-матери''. Кроме
того, игра на один и тот же сюжет
постепенно становится более устойчивой,
длительной. Если в 3-4 года ребенок может
посвятить ей только 10-15 минут, а
затем ему нужно переключиться
на что-то другое, то в 4-5 лет одна игра
уже может продолжаться 40-50 минут.
Старшие дошкольники способны играть
в одно и то же по несколько часов
подряд, а некоторые игры у них
растягиваются на несколько дней
[17, 341].
Те
моменты в деятельности и отношениях
взрослых, которые воспроизводятся
ребенком, составляют содержание игры.
Младшие дошкольники имитируют
предметную деятельность - режут хлеб,
трут морковку, моют посуду. Они поглощены
процессом выполнения действий и
подчас забывают о результате - для
чего и для кого они это сделали,
действия различных детей не согласуются
друг с другом, не исключены дублирование
и внезапная смена ролей во
время игры. Для средних дошкольников
главное - отношения между людьми,
игровые действия производятся ими
не ради самих действий, а ради стоящих
за ними отношений. Для старших дошкольников
важно подчинение правилам, вытекающим
из роли, причем правильность выполнения
этих правил ими жестко контролируется.
По
словам Л.К. Ладутько в развитии игры
выделяются две основные стадии. Для
первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение
логики реальных действий людей; содержанием
игры являются предметные действия. На
второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные
отношения между людьми и содержанием
игры становятся социальные отношения,
общественный смысл деятельности взрослого
человека [19, 221]. Как уже говорилось
игра - ведущая деятельность в дошкольном
возрасте, она оказывает значительное
влияние на развитие ребенка. Прежде
всего, в игре дети учатся общению
друг с другом, умение устанавливать
со сверстниками определенные взаимоотношения.
Младшие дошкольники еще не умеют
по-настоящему общаться со сверстниками.
Постепенно общение между детьми
становится более интенсивным и
продуктивным. Игра, особенно коллективная,
требует от ребенка мобилизации
всех его сил и возможностей: и
физических, и умственных. Игра предъявляет
высокие требования к развитию речи
ребенка: ведь он должен объяснить, во
что и как он хотел бы играть, договориться
с другими детьми, кто какую роль может
сыграть, произнести свой текст так, чтобы
его поняли остальные. В среднем и старшем
дошкольном возрасте дети, несмотря на
присущий эгоцентризм, договариваются
друг с другом, предварительно распределяя
роли, а также и в процессе самой игры.
Содержательное обсуждение вопросов,
связанных с ролями и контролем за выполнением
правил игры, становится возможным благодаря
включению детей в общую, эмоционально
насыщенную для них деятельность.
А.К. Бондаренко,
А.И. Матусик считают, что игра способствует
становлению не только общения со
сверстниками, но и произвольного
поведения ребенка [20, 54]. Механизм управления
своим поведением - подчинение правилам
- складывается именно в игре, а затем
проявляется в других видах деятельности.
Произвольность предполагает наличие
образца поведения, которому следует
ребенок, и контроля. В игре образцом
служат не моральные нормы или
иные требования взрослых, а образ
другого человека, чье поведение
копирует ребенок.
В игре
также развивается мотивационно-потребностная
сфера ребенка. Возникают новые
мотивы деятельности и связанные
с ними цели.
В развитой
ролевой игре с ее замысловатыми
сюжетами и сложными ролями, создающими
достаточно широкий простор для
импровизации, у детей формируется
творческое воображение. Игра способствует
становлению произвольной памяти, в
ней преодолевается так называемый
познавательный эгоцентризм. Вообще в
игре коренным образом изменяется позиция
ребенка. Играя, он приобретает возможность
смены одной позиции на другую,
координации разных точек зрения.
Рассматривая
в своих работах дошкольный возраст
Л.С. Выготский ставит акцент на том,
что основным средством сенсорного
воспитания считается дидактическая
игра. На нее почти полностью возлагается
задача формирования сенсорики ребенка:
знакомство с формой, величиной, цветом,
пространством, звуком. Дидактическая
игра как игровая форма обучения
- явление очень сложное [21, 182].
Игра
- это серьезно для самого ребенка,
это сама жизнь, это детская непосредственность,
наивность, иногда лукавство, иногда удивительная
серьезность. Для ребенка игра не
всегда милая забава, часто - это
труд, преодоление себя. Игра - это
целый мир… И руководство детской
игрой - серьезная проблема для взрослых.
Пожалуй, именно здесь от родителей
требуется наибольшее внимание, терпение,
такт, умение наблюдать, постоянно и
беспристрастно вглядываться в своего
ребенка, и конечно же умение любить.
Родители
сами могут прийти к выводу, что
не следует жалеть времени на игру.
Отношение родителей к игре своих
детей должно быть проникнуто сознанием
глубокой ценности игровой деятельности
- как орудия самовоспитания ребенка.
Таким
образом, можно сделать вывод о том, что
игра - это основной вид деятельности дошкольника,
в ней дети овладевают новыми навыками
и умениями, знаниями. Ролевая игра - самостоятельная
деятельность детей, моделирующая жизнь
взрослых. Это - деятельность, в которой
дети берут на себя роли взрослых людей
и в обобщенной форме, в игровых условиях
воспроизводят деятельность взрослых
и отношения между ними. В развитии игры
выделяются две основные стадии: воспроизведение
логики реальных действий людей; моделирование
реальных отношений между людьми и содержанием
игры становятся социальные отношения,
общественный смысл деятельности взрослого
человека Игра предъявляет высокие требования
к развитию речи ребенка. В игре также
развивается мотивационно-потребностная
сфера ребенка. Игра способствует становлению
не только общения со сверстниками, но
и произвольного поведения ребенка.