Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 22:16, курсовая работа
Цель исследования - выявить особенности взаимоотношений старших дошкольников в творческих играх и их влияние на психологическое состояние (в частности, на уровень тревожности).
Задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы формирования взаимоотношений старших дошкольников в творческих играх.
2. Провести социометрический анализ взаимоотношений в коллективе старших дошкольников.
3. Изучить проявления тревожности старших дошкольников.
Введение………………………………………………………………………………………………...стр.3
Глава 1. Понятие «игра», взаимоотношение детей дошкольного возраста в творческих играх.
1.1 Характеристика игровой деятельности (Игра как основной вид деятельности в дошкольном возрасте)……………………………………………………………………………………………стр.5
1.2 Игра как ведущая деятельность дошкольников………………………………………………….стр.10
Глава 2. Теоретический анализ проблемы формирования взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в творческих играх.
2.1 Понятие «взаимоотношения» и их особенности в дошкольном возрасте. Этапы формирования взаимоотношений в дошкольном возрасте………………………………………………..……...стр.14
2.2. Влияние творческих игр на формирование взаимоотношений детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………………………..стр.19
Глава 3. Эмпирическое исследование особенностей взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в творческих играх.
3.1 Подбор диагностического инструментария и организация исследования…………………….стр.21
3.2 Результаты исследования…………………………………………………………………………стр.23
Заключение……………………………………………………………………………………………...стр.33
Список использованных источников
Следует
отметить, что игра является и первой
школой воли; именно в игре первоначально
проявляется способность
Положительное воспитательное воздействие оказывают не только ролевые игры, но и дидактические, игры со строительным материалом, драматизации, подвижные игры. Среди последних отметим ценность игр с двойным правилом («пятнашки с колдуном», «палочка-выручалочка»). Здесь непосредственное побуждение ребенка («не дать себя засалить») активно преодолевается моральным мотивом–помочь «заколдованному» товарищу, освободить его.
Преимущество игры по сравнению с другими средствами нравственного воспитания заключается в том, что она является «школой морали в действии, а не только в представлении» (Л. С. Выготский).
Ценность игровой деятельности заключается и в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Она как никакая другая деятельность позволяет детям самостоятельно создавать те или иные формы общения,
В игре формируются или
В игровой деятельности складываются
благоприятные условия для
Почему игра столь благоприятно
воздействует на развитие психических
процессов ребенка, усвоения им знаний,
умений? В психологии установлено, что
внутренние, умственные действия формируются
на основе внешних, материальных действий
путем их поэтапного изменения и
«вращивания» в психику. Эти закономерности
проявляются не только в школьном
обучении, но и в игровой деятельности.
Но в игре поэтапная отработка
умственных действий происходит стихийно
и неорганизованно: одни этапы опускаются,
другие совмещаются между собой,
так что эффективность
Игра как бы создает «зону ближайшего развития ребенка». Л. С. Выготский писал: «Отношение игры к развитию следует сравнить с отношением обучения к развитию. За игрой стоят изменения потребностей и изменения сознания более общего характера. Игра – источник развития и создает зону ближайшего развития. Действие в воображаемом поле, в мнимой ситуации, создание произвольного намерения, образование жизненного плана, волевых мотивов – все это возникает в игре и ставит ее на высший уровень развития, возносит ее на гребень волны, делает ее девятым валом развития дошкольного возраста, который возносится всей глубиной вод, но относительно спокойных» [27].
Таким образом, в процессе игры зарождаются и развиваются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игре впервые появляются элементы обучения. Использование игровых приемов делает обучение в этом возрасте «сообразным природе ребенка» .
Глава 3. Эмпирическое исследование особенностей взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в творческих играх
С целью изучения возможностей творческой игры в формировании взаимоотношений дошкольников было проведено экспериментальное исследование.
Эмпирическое исследование проводилось на базе Детского дошкольного учреждения города Минска «Детский сад № 96».
Экспериментальную группу составили воспитанники детского сада в количестве 30 человек. Возраст детей: 5-5,5 лет (старший дошкольный возраст). В исследовании приняли участие мальчики (14 человек) и девочки (16 человек). На момент проведения экспериментального исследования все дети прошли адаптацию к дошкольному учреждению. В исследовании приняли участие дети, входящие в состав двух групп. Обе группы сформированы давно и дети в них связаны между собой совместным участием в играх, занятиях. У детей сформированы симпатии и антипатии по отношению друг к другу.
Диагностический инструментарий:
Во время индивидуальной беседы ребенку показывают игрушечный кораблик и задают следующие вопросы:
Ответы детей заносятся в
специальный протокол (матрицу). Сумма
отрицательных и положительных
выборов, полученных каждым ребёнком,
позволяет выявить его
Критерии и оценка результатов:
· популярные («звёзды») - дети, получившие в 2 раза больше положительных выборов от среднего показателя (3 балла);
· предпочитаемые - дети, получившие как положительные, так и отрицательные выборы (2 балла);
· изолированные - дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются как бы незамеченными своими сверстниками) (1 балл);
· отвергаемые - дети, получившие в основном отрицательные выборы (0 баллов).
При анализе результатов важным показателем является также взаимность выборов детей.
2) С целью выявления уровня
тревожности дошкольников в
Данная методика представляет собой 20 утверждений, правомерность которых в отношении каждого ребенка оценивает воспитатель. Затем общее количество «плюсов» суммируется, и получается общий балл тревожности.
При анализе данных были использованы методы статистической обработки. Для обработки данных использовалась прикладная компьютерная программа STATISTICA 6.
На основе анализа результатов исследования социометрических статусов дошкольников, полученных при помощи методики «Капитан корабля» (Приложение 1), можно сделать вывод о том, что в экспериментальной группе 3человека (10%) имеют статус «звезды», 15 человек (50%) – «предпочитаемые», 10 человек (33,3%) – «изолированные», 2 человека (6,7%) – «отвергаемые» (Таблица 3.1, Рисунок 3.1, Приложение 1).
Таблица 3.1 - Сводная таблица эмпирических данных, полученных при помощи социометрической методики «Капитан корабля»
Статус |
Количество человек |
% | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Звезды |
3 |
10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Предпочитаемые |
15 |
50 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Изолированные |
10 |
33,3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Отвергаемые |
2 |
6,7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Рисунок 3.1- Социометрические статусы дошкольников
Для большей ясности картины в работе приведены некоторые ответы детей. (Положительные выборы)
Исследователь: представь, что ты капитан этого прекрасного корабля. Кого из детей ты взяла бы к себе в помощники? Ты можешь выбрать троих детей. Аня: Я возьму Сашу: он сильный и защищает меня от Володи. Веру тоже возьму, потому что мы дружим… И Машу. У нее красивые игрушки и, наверное, она даст мне поиграть, если я ее возьму. Олег: хм… ну Антона точно возьму: он мой лучший друг. Девчонок брать на корабль не стоит. Кого же взять… Павлика можно взять: с ним интересно играть. И Максима: с ним тоже интересно. Саша: я в помощники возьму девочек: они умные и красивые. Таню возьму и Машу. Они умнее всех у нас в группе. А Катя хорошо читает. Будет карту читать, когда мы искать сокровища поплывем. Отрицательные выборы Исследователь: а кого из ребят ты вообще не возьмешь на корабль и оставишь на берегу? Света: Олю не возьму: вечно она дерется. И Иру тоже не возьму: нечего ей делать на корабле. Лена жадина: никогда не делится игрушками – ее тоже не возьму. Паша: Андрея не возьму и Никиту: они драчуны и ко мне пристают все время. Никита к тому же еще и глупый. Олю тоже не возьму. Она тоже глупая. Маша: Лена и Катя – ябиды. Не возьму их. Чуть что – сразу ябедничают воспитательнице. А Никита никогда не слушается и во время тихого часа шумит. Пусть на берегу поскучает. Из приведенных выше ответов видно, что критерием положительных выборов служат такие особенности взаимоотношения дошкольников как - дружеские отношения; - наличие общих интересов; - субъективная оценка высоких умственных способностей; - оценка наличия хороших Критерием отрицательных выборов
служат субъективные оценки наличия
следующих особенности - непослушание; - жадность; - задиристость; - склонность к ябедничеству - низкие интеллектуальные По результатам исследования (Приложение 1) видно (Рис.3.1), что в экспериментальной группе подавляющее большинство детей имеют социометрический статус «предпочитаемые» (50%). Однако следует отметить, что большой процент детей имеет социометрический статус «изолированные» (33,3%), т.е. остается незамеченным сверстниками, как бы вытесненным из группы. Такие показатели не могут не волновать. Было проведено дополнительное изучение особенностей состава группы и выявлено, что одна из групп детского сада в начале учебного года была расформирована и 7 человек, имеющих социометрический статус «изолированные» пришли из других групп и, судя по всему, еще не успели адаптироваться и «влиться» в коллектив. 3 человека из числа тех, кто имеет социометрический статус «изолированный» большую часть времени находятся на больничном и не участвуют в жизни группы. Так же из наблюдений за особенностями
взаимоотношений старших По результатам исследования (Приложение 1) так же можно судить о гендерных особенностях социометрических статусов старших дошкольников (Таблица 3.2, Рис.3.2, Рис.3.3, Рис.3.4, Рис.3.5). Таблица 3.2 - Гендерные особенности социометрических статусов старших дошкольников
Рисунок 3.2 – Гендерные характеристики дошкольников, имеющих социометрический статус «звезды» |
Рисунок 3.3 – Гендерные характеристики дошкольников, имеющих социометрический статус «предпочитаемые»
Рисунок 3.4 – Гендерные характеристики дошкольников, имеющих социометрический статус «изолированные»
Рисунок 3.5 – Гендерные характеристики дошкольников, имеющих социометрический статус «отвергаемые»
Можно сделать следующие выводы:
- Абсолютное большинство (100%) детей,
имеющих социометрический
- Дошкольники, имеющие
Такие результаты можно объяснить гендерными особенностями дошкольников:
- В социальном поведении мужчины характеризуются более высоким уровнем развития таких черт, как агрессивность и доминантность, а женщины - дружелюбность и контактность [10].
- Мальчики
стремятся к независимости,
- Мальчики, прежде всего, ищут смысл и, ухватив его, готовы действовать. А девочки более эмоциональны, тоньше чувствуют, но смысл «считывают» хуже [4].
- У девочек уже в раннем возрасте проявляется «инстинкт материнства», выражающийся в интересе к другим малышам, в играх, в заботливом отношении к куклам. Их внимание привлекает, прежде всего, человек, его взаимоотношения с другими людьми. Чем они становятся старше, тем сильнее возрастает их интерес к внутреннему миру человека, его переживаниям, поведению. Для девочек характерно также проявление преимущественного интереса к тому, что их непосредственно окружает (обстановка, утварь, одежда и т.п.) [27].
Вышеперечисленные
психологические особенности
На основе анализа результатов исследования, полученных при помощи методики «Признаки тревожности», можно сделать вывод о том, что в экспериментальной группе 5 человек (16,7 %) имеют высокий уровень тревожности, 6 человек (20 %) – средний уровень тревожности, 19 человек (63,3 %) – низкий уровень тревожности (Таблица 3.3, Рисунок 3.6, Приложение 3).
Таблица 3.3 - Сводная таблица эмпирических данных, полученных при помощи методики «Признаки тревожности»
Уровень тревожности |
Количество человек |
% |
Высокий |
5 |
16,7 |
Средний |
6 |
20 |
Низкий |
19 |
63,3 |
Рисунок 3.6 –Уровень тревожности дошкольников
Таким образом, можно утверждать, что
в экспериментальной группе подавляющее
большинство детей имеют низкий
уровень тревожности (63,3 %). Средний
уровень тревожности
Можно констатировать, что в целом в группе сложились теплые, доброжелательные отношения между детьми, что и объясняет относительно низкий уровень тревожности членов группы.
По результатам исследования (Приложение 3) так же можно судить о гендерных особенностях тревожности старших дошкольников (Таблица 3.4, Рис.3.7, Рис.3.8, Рис.3.9).
Таблица 3.4 - Гендерные особенности тревожности старших дошкольников
Уровень тревожности |
Количество человек |
% | ||
мальчики |
девочки |
мальчики |
девочки | |
Высокий |
1 |
4 |
20 |
80 |
Средний |
6 |
0 |
100 |
0 |
Низкий |
7 |
12 |
36,8 |
63,2 |
Рисунок
3.2 – Гендерные характеристики дошкольников,
имеющих высокий уровень
Рисунок
3.3 – Гендерные характеристики дошкольников,
имеющих средний уровень
Рисунок 3.4 – Гендерные характеристики дошкольников, имеющих низкий уровень тревожности
Можно сделать следующий вывод:
Подавляющее большинство (80 %) детей, имеющих высокий уровень тревожности – девочки.