Творческая (ролевая) игра дошкольника. Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в творческих играх

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявить особенности взаимоотношений старших дошкольников в творческих играх и их влияние на психологическое состояние (в частности, на уровень тревожности).
Задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы формирования взаимоотношений старших дошкольников в творческих играх.
2. Провести социометрический анализ взаимоотношений в коллективе старших дошкольников.
3. Изучить проявления тревожности старших дошкольников.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………...стр.3
Глава 1. Понятие «игра», взаимоотношение детей дошкольного возраста в творческих играх.
1.1 Характеристика игровой деятельности (Игра как основной вид деятельности в дошкольном возрасте)……………………………………………………………………………………………стр.5
1.2 Игра как ведущая деятельность дошкольников………………………………………………….стр.10
Глава 2. Теоретический анализ проблемы формирования взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в творческих играх.
2.1 Понятие «взаимоотношения» и их особенности в дошкольном возрасте. Этапы формирования взаимоотношений в дошкольном возрасте………………………………………………..……...стр.14
2.2. Влияние творческих игр на формирование взаимоотношений детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………………………..стр.19
Глава 3. Эмпирическое исследование особенностей взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в творческих играх.
3.1 Подбор диагностического инструментария и организация исследования…………………….стр.21
3.2 Результаты исследования…………………………………………………………………………стр.23
Заключение……………………………………………………………………………………………...стр.33
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсач 2.docx

— 145.25 Кб (Скачать файл)

Полученный результат можно  объяснить гендерными особенностями  дошкольников.

Учеными было замечено, что интенсивность  переживания тревоги и уровень  тревожности у мальчиков и  девочек различны: девочки более  робки и тревожны.

Половые различия по тревожности не связаны  с возрастом: они примерно одинаковы  у детей и взрослых. Однако, следует  отметить, что данные по различным  видам тревожности (общая и социальная тревожность) противоречивы [1].

Так же объяснением различий уровня тревожности  у девочек и мальчиков может  выступать тот факт, что девочки, как уже упоминалось выше, более  социально-ориентированы. Следовательно, они больше мальчиков заботятся  о том, что думают о них сверстники, а это побуждает тревожность.

Не  следует, однако забывать о том, что  тревожность – психологическая  категория, но уровень, которой влияет множество факторов (личностные особенности, опыт общения со сверстниками, особенности  семейной ситуации и т.д.), поэтому  интерпретация различий уровня тревожности  не может сводиться лишь к рассмотрению гендерных особенностей проявления тревожности.

С целью выявления взаимосвязи  между социометрическим статусом и  уровнем тревожности у старших  дошкольников и гендерных особенностей данной взаимосвязи был проведен корреляционный анализ полученных в  процессе эмпирического исследования данных.

Для того, что бы провести корреляционный анализ, данные были закодированы следующим  образом:

Пол: 1- мужской; 2 – женский

Социометрический  статус: 1- отвергаемые; 2- изолированные; 3- предпочитаемые; 4- звезды

Уровень тревожности: 1- низкий; 2- средний; 3- высокий

Закодированные первичные эмпирические данные были занесены в таблицу (Приложение 4).

Шкала «пол» – дихотомическая => распределение значений по этой шкале  отличное от нормального => следует  использовать непараметрические методы обработки данных.

Для того, что бы установить наличие  взаимосвязи между переменными, был использован коэффициент  ранговой корреляции Спирмена.

Были получены следующие данные (Приложение 5, таблица 3.5):

 

- существует взаимосвязь социометрического  статуса и уровня тревожности  у дошкольников;

- статистически значимой взаимосвязи  пола и социометрического статуса  выявлено не было;

- статистически значимой взаимосвязи  пола и уровня тревожности  выявлено не было.

 

Таблица 3.5 – Сводная таблица  коэффициента корреляции Спирмена

Название переменных

R (коэффициент корреляции)

P (уровень значимости)

Сила зависимости

Направление зависимости

социометрический статус / тревожность

 

-0,69

 

0,05

 

умеренная

 

обратная


 

Социометрический статус /тревожность:

R = |0,69|

0,5<|R|<0,7 => зависимость умеренная.

 

Таким образом, можно сделать следующий  вывод:

У дошкольников, имеющих социометрические статусы «звезды» и «предпочитаемые» тревожность ниже, чем у дошкольников, имеющих социометрические статусы; «изолированные» и «отвергаемые».

Заключение

 

В общении со сверстниками в детском  саду ребенок проводит 50— 70% времени. Ежедневно помногу раз он вступает в контакты, свободно выбирая партнера. Это свидетельствует  том, что  от того, как себя чувствует ребенок  в коллективе сверстников, как он умеет простраивать взаимодействие с ними, зависит его психологический  комфорт и, в целом, формирование его личности. Таким образом, сложно переоценить актуальность изучения проблемы формирования взаимоотношений  дошкольников в творческих играх.

В результате проведенного в рамках курсовой работы исследования, нашла  свое подтверждение гипотеза о том, что особенности взаимоотношений в творческих играх взаимосвязаны с уровнем тревожности у старших дошкольников: у дошкольников, имеющих социометрические статусы «звезды» и «предпочитаемые» тревожность ниже, чем у дошкольников, имеющих социометрические статусы; «изолированные» и «отвергаемые».

Следует подчеркнуть, что воспитатель  и психолог могут корректировать взаимоотношения дошкольников и  тем самым влиять на социометрические статусы дошкольников. Были разработаны  следующие практические рекомендации по коррекции социометрических статусов старших дошкольников:

- При работе с детьми с  низким социометрическим статусом  эффективно  использовав игры  и  занятия, включающие телесный  контакт. Очень полезны упражнения  на релаксацию, техника глубокого  дыхания, занятия йогой, массаж  и просто растирание тела.

- Еще один способ избавиться  от излишнего напряжения - раскрашивание  лица специальными красками. При  отсутствии специальных материалов, можно использовать старую косметику  мам. 

- Можно также устроить импровизированный  маскарад, шоу. Для этого надо  приготовить маски, костюмы или  просто старую, взрослую одежду. Участие в представлении поможет  детям расслабиться. А если маски  и костюмы будут изготовлены  руками детей (конечно, с участием  взрослых), игра принесет им еще  больше удовольствия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы:

 

  1. Абубакирова, Н.И. Что такое «гендер» / И.Н. Абубакирова // Общественные науки  и совместимость. – 2006. – №6. С. 123–125.
  2. Аникеева, Н.П. Игра в педагогическом процессе / Н.П. Аникеева. - М, 1989.
  3. Антонова Т. В. Особенности социального поведения детей в игре / Т.в. Антонова // Руководство играми в дошкольных учреждениях / Под ред. М. А. Васильевой. - М.: Педагогика, 2006. - 250 с.
  4. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. - 320 с.
  5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: инфра-М, 1998. - 126с.
  6. Богуславская, З.М. Роль игры в нравственном развитии ребёнка  / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. - М.: Просвещение, 1991. - 116с.
  7. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика / Л.Р. Болотина, Т.С.  Комарова, С.П. Баранов. - М.: Академия, 1998. с - 93. .
  8. Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик - М.: Просвещение, 1983. - 192 с.
  9. Венгер, Л.А. Возрастная психология: феноменология развития, детство и отрочество / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1988г.
  10. Введение в гендерные исследования. Учебное пособие. МГУ, 2000.
  11. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка Текст. / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. 1966. - № 6. - С. 62 – 68
  12. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480с.
  13. Гайдова, Ю.В.  Формирование межличностных отношений детей с нарушением слуха младшего школьного возраста / Ю.В. Гайдова.
  14. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - М, 2005. Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-03/dissertaciya-formirovanie-mezhlichnostnyh-otnosheniy-detey-s-narusheniem-sluha-mladshego-shkolnogo-vozrasta#ixzz2O29Q8fwF
  15. Дошкольная педагогика / Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина. -  М: Просвещение, 1978 г.
  16. Дубина, Л. Развитие у детей коммуникативных способностей / Л. Дубина // Дошкольное воспитание. - 2005. - №10. С.26-35.
  17. Запорожец, А. В. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста  / А.В. Запорожец, Т.А. Маркова. – М., 1978
  18. Запорожец,  А. В. Примерное планирование занятий по конструированию. Некоторые педагогические проблемы детской игры / А.В. Запорожец.// Дошкольное воспитание. - 1965. - №10. С. 12-15.
  19. Иванова,  Р.А. Развитие взаимоотношений в игре: некоторые проблемы детской психологии / Р. А. Иванова. – М.: Просвещение, 1972.
  20. Козлова,  А.В.  Работа ДОУ с семьей / А.В. Козлова. – М.: Творческий центр, 2005 
  21. Коломинский, Я.Л. Детская психология / Я.Л. Колминский, Е.А. Панько. - Мн.: Университетское, 1998. - 361 с.
  22. Коломинский, Я. Л. Психология педагогического взаимодействия: Учебное пособие / Я.Л. Коломинский, Н.М. Плескачева, И.И. Заяц, О.А. Митрахович. Под ред. Я. Л. Коломинского. – СПб.: Речь, 2007. – С. 124.
  23. Коломинский, Я. Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Кн. для учителя  / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - М.: Просвещение, 1988. - 190 с.
  24. Коссаковская, Е.А.  Игрушка / Е.А. Коссаковская. -  М.: Просвещение, 1980 г.
  25. Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко; Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.- М.: Политиздат, 1985.- 431 с. 
  26. Ладутько, Л.К. .  Познаём мир и себя  / Л.К.  Ладутько, С.В. Шкляр. - Мн.: И.В.Ц. Минфина, 2002. - 259с.
  27. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 1975. - 315 с.
  28. Мид, М. Развитие ребенка / М. Мид. - М., 1968
  29. Нечаева, В.Г. Воспитание дошкольника в труде / В.Г. Нечаева. – М.: Просвещение, 1983
  30. Оталора, М.К. Игра, ее место и развитие у детей индейских племен Колумбии / М. К. Олатора. Канд. дисс. - М , 1984
  31. Палагина, Н.Н. Психология развития и возрастная психология /Н.Н. Палагина. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. - 288 с.
  32. Пидкасистый, П.И. Технология игры в обучении / П.И. Пидкасистый. – М., 1992.
  33. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. - М.: ВЛАДОС, 2003. – С. 60.
  34. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные труды / Д.Б. Эльконин. - М. - Воронеж.: НПО МОДЭК, 2001. - 417 с.
  35. Ядэшко, В.И. Дошкольная педагогика / В.И. Ядэшко. – М.: Просвещение, 1986.
  36. Интернет источник: http://agespsyh.ru/detskaya-psikhologiya.html

 

 

 

 


Информация о работе Творческая (ролевая) игра дошкольника. Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в творческих играх