Творческое мышление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 10:33, реферат

Описание работы

Творческое мышление – один из видов мышления человека, результатом которого являются новые открытия, а иногда и создаются произведения искусства. Творческое мышление имеет неразрывную связь с воображение и интуицией. Творческое мышление характеризуется рядом отличительных черт: Пластичность, то есть творческие люди готовы предложить несколько решений, в том числе и нестандартных, тех проблемных ситуаций, в которых обычные люди предлагают максимум два варианта.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….3
1 Определение творческого мышления и его особенности…………………………...5
2 Проявление творческого мышления в различных видах человеческой деятельности………………………………………………………………………………….....10
3 Особенности творческой личности………………………………………………….13
4 Развитие творческого мышления……………………………………………………19
5 Ранние проявления творческого мышления у детей, пути его развития………….21
Заключение…………………………………………………………………………..….25
Список использованных источников………………………………………………….27

Файлы: 1 файл

Психология.docx

— 59.05 Кб (Скачать файл)

 

            Психология. Тема 2. Творческое мышление.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3

1 Определение творческого мышления и его особенности…………………………...5

2 Проявление творческого мышления в различных видах человеческой деятельности………………………………………………………………………………….....10

3 Особенности творческой личности………………………………………………….13

4 Развитие творческого мышления……………………………………………………19

5 Ранние проявления творческого мышления у детей, пути его развития………….21

Заключение…………………………………………………………………………..….25

Список использованных источников………………………………………………….27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Творческое мышление –  один из видов мышления человека, результатом  которого являются новые открытия, а иногда и создаются произведения искусства. Творческое мышление имеет  неразрывную связь с воображение  и интуицией. Творческое мышление характеризуется  рядом отличительных черт: Пластичность, то есть творческие люди готовы предложить несколько решений, в том числе  и нестандартных, тех проблемных ситуаций, в которых обычные люди предлагают максимум два варианта.

Подвижность, то есть для  творческого человека нет особого  труда при переходе от одного предмета разговора и мышления к совершенно другому, то же касается и проблем, на которые творческий человек готов  предложить несколько точек зрения. Оригинальность, то есть творческое мышление способно генерировать новые идеи, предлагать нестандартные решения.

Любой человек содержит в  себе творческий потенциал и способности  к Творческому мышлению. Однако реализация данных природой задатков напрямую зависит  от той среды, в которой пребывает  человек. Творческое мышление нельзя создать, его можно развить и освободить.

Этому отлично способствуют различные игровые методы обучения, когда перед его участниками  ставится неоднозначная проблема и  основная задача – это ее решение. В отечественной психологии наиболее разработанную концепцию творчества как психического процесса предложил  Я. А. Пономарев, который разработал структурно-уровневую модель творческого  мышления. Это предполагает наличие  нескольких уровней Творческого  мышления. Так, верхний уровень составляет логическое мышление (уровень компьютерной логики), на нижнем мы находим мышление интуитивное (уровень чутья животных).

Межу ними располагаются  промежуточные уровни. Во время решения  творческой задачи мы сначала обращаемся к верхнему уровню, затем опускаемся к интуитивному и снова поднимаемся  на логический. Творческий акт состоит  из четырех этапов: Подготовка (работа сознания) - формулировка задачи, проверка традиционных способов решения, знакомство с условиями решения проблемы; Созревание (работа бесознательного) - решение проблемы получает отсрочку, человек его все время обдумывает, вынашивает в голове; Вдохновение, или инсайт (переход в сознание) - человеку приходит в голову идея решения проблемы, но она носит форму предположения; Проверка гипотезы и окончательное решение (работа сознания). Основываясь на экспериментах разного рода, ученые установили определенную последовательность Творческого мышления. Сначала человек сталкивается с серьезной проблемой, которую невозможно решить традиционными методами.

Поэтому он пока откладывает  ее решение, постоянно его обдумывая. В это время окружающая действительность случайно подбрасывает для него некий  образ или факт, наступает инсайт, и человек сразу же осознает решение проблемы, затем более четко его формулирует.

Целью написания данной работы является изучение творческого мышления.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- дать определение творческого  мышления и его особенностей;

- изучить проявление творческого  мышления в различных видах  человеческой деятельности;

- рассмотреть особенности творческой личности;

- изучить развитие творческого мышления;

- рассмотреть ранние проявления творческого мышления у детей, пути его развития.

В качестве информационной базы привлекались теоретические материалы  исследования различных авторов, учебники и учебные пособия, периодические  издания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Определение творческого  мышления и его особенности

Раздел «психология мышления»  впервые выделяется психологами, относящимися к Вюрцбургской школе. В противоположность ассоцианистам, представители этой школы (О. Кюльпе, К. Марбе, Н. Ах) рассматривали мышление как внутреннюю деятельность по решению задач. Именно в Вюрцбургской школе для исследования мышления впервые был применен метод экспериментальной интроспекции. Исследования привели к открытию феномена «безобразного мышления», а также показали, что каждая ассоциация определяется не предшествующей ассоциацией, а направляется задачей - явление, получившее название детерминирующей тенденции. Выделив мышление в самостоятельную деятельность, Вюрцбургская школа фактически противопоставила и оторвала ее от практической деятельности, мышления, языка и чувственных образов. Вместе с тем был в значительной мере предопределен круг вопросов, которые впоследствии стали основными в рамках психологии мышления: соотношение внешней и внутренней деятельности, мышления и языка, мышления и чувственных образов, детерминация мышления и его избирательность, задача и средства ее решения.

Нельзя обойти вниманием  и психоаналитический подход к исследованию творческого мышления. В рамках этого  подхода впервые была предпринята  попытка выделения фактора, лежащего в основе мыслительной активности.

Основатель психоанализа и приверженец энергетической теории человека З.Фрейд считал, что творческий продукт является результатом косвенного выражения сексуальной и агрессивной  энергии, которой не дали выразить себя более прямым путем.

А. Адлер смещает акценты  с сексуальной сферы на социальную, а творчество трактовал как специфический  способ компенсации комплекса неполноценности.

К. Юнг рассматривал стремление к творчеству как часть базовой  энергии либидо. В самом же феномене творчества он видел проявление архетипов  коллективного бессознательного, пропущенных  сквозь призму индивидуального опыта  и восприятия творца.

Психоанализ впервые акцентировал важность проблемы мотивов и значимость бессознательного в мышлении.

Новый аспект мышления был  выделен в трудах представителей гештальт-психологии - М. Вертхаймера, К. Дункера, В. Келера и других. В рамках данной школы в основном проводились экспериментальные исследования восприятия, затем некоторые выводы были перенесены на изучение мышления. Основным положением данной школы являлось утверждение, что целостный образ - гештальт - возникает не путем синтеза, а сразу как целостный. Сам гештальт истолковывался как функциональный, т. е. как некоторая структура, характеризуемая через функцию, а мышление - как деятельность последовательного переструктурирования, продолжающегося вплоть до нахождения необходимого по ситуации гештальта (структуры), что и было названо «инсайтом», или «озарением».

Психологи-гуманисты (Г. Олпорт, А. Маслоу) считали, что первоначальный источник творчества - мотив личностного роста. По Маслоу - это потребность в самоактуализации, полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей.

Творческое мышление изучалось  также в рамках психометрического  подхода. Здесь можно выделить концепцию  креативности Дж. Гилфорда и Э.П. Торренса, представляющую креативность как универсальную познавательную творческую способность. Гилфорд выделил два типа мышления: конвергентное и дивергентное. В рамках своей концепции Гилфорд считал операцию дивергенции наряду с операциями преобразования и импликации, основой креативности как общей творческой способности.

Исследованиями уровня креативности и зависимости степени проявления креативности от воздействующих факторов занимался Р. Стернберг. Согласно его концепции интеллектуальное поведение по отношению к внешнему миру может выражаться в адаптации, выборе типа внешней среды или ее преобразовании. Если человек реализует третий тип отношений, то при этом он проявит творческое поведение.

Свершившееся в середине ХХ в. изобретение ЭВМ, способных  решать задачи, которые ранее были доступны только человеческому интеллекту, оказало большое влияние на развитие психологии мышления. Впервые зазвучала  идея «искусственного интеллекта», которая нашла отражение в  исследованиях А.Ньюэлла и Г. Саймона, М. Минского и Дж. Маккарти. Таким образом, в связи с зарождением информационных технологий исследования творческого мышления стали развиваться также в новом направлении: появился так называемый информационный, или когнитивный, подход.

Когнитивная психология сформировалась на стыке необихевиоризма и гештальт-психологии, объединенных компьютерной метафорой: человек стал рассматриваться как средство переработки информации. Один из основоположников когнитивной психологии - Линдсей - так разъясняют эту позицию: «Мы рассматриваем организм человека как активный преобразователь информации, всегда стремящийся к обобщению и истолкованию поступающих сенсорных данных и к интерпретации и восстановлению информации, хранящейся в его памяти, с помощью разного рода алгоритмов и стратегий». Таким образом, первоначально в качестве основной задачи в когнитивной психологии выступало изучение преобразования информации, происходящее с момента поступления сигнала до получения ответа. При этом специалисты исходили из уподобления процессов переработки информации человеком и вычислительным устройством. Исследования в этой области связаны также с именем У. Найссера. В 1967 г. вышла его книга «Cognitive Psychology», которая стала в определенном смысле программной. В настоящее же время все больше подчеркивается ограниченность подобного рода аналогий. Тем не менее, нельзя не признать, что методы смежных отраслей знания дали психологам новые способы видения старых проблем.

Это направление продолжает развиваться и сейчас. Проводимые в рамках когнитивного подхода исследования объединены тематикой, которую в  самом общем виде можно охарактеризовать как анализ различных аспектов мыслительной деятельности индивида, широким использованием экспериментальных данных, а также  достаточно общим представлением о  значимости для анализа мыслительной активности методов, разрабатываемых  в теории информации и структурной  лингвистике. Когнитивный подход унаследовал  от бихевиоризма уверенность в значимости контролируемых лабораторных исследований, а также отношение к проблематике научения и памяти как принципиально важной для понимания мышления и поведения.

Одним из крупнейших исследователей творческого мышления в отечественной  психологии является Я.А. Пономарев. В  своих работах Пономарев подчеркивает принципиальное отличие человеческого  мышления от «мышления» машинного: «машина  способна работать только с системами  знаковых моделей и не способна работать с моделями надстроечно-базальными», т.е. субъектными вторичными моделями действительности. Согласно его концепции первичных и вторичных объектных и субъектных моделей действительности, представляющих собой разные структурные уровни взаимодействия субъекта и объекта, для решения творческих задач в первую очередь требуется «способность действовать в уме» (СДУ), отсутствующая у животных, и определяемая высоким уровнем развития внутреннего плана действий (ВПД). В качестве ментальной единицы творческости мышления Пономарев предлагает рассматривать разность уровней, доминирующих при постановке и решении задач.

Другой признанный исследователь, Д.Б. Богоявленская, подходит к исследованию творческого мышления с позиций  системного подхода и предлагает выделить в качестве единицы исследования творчества интеллектуальную активность. Выдвигая ее в качестве психологического аспекта изучения творчества, она  утверждает, что «… мерой интеллектуальной активности, ее наиболее важной качественной характеристикой, может служить  интеллектуальная инициатива, понимаемая как продолжение мыслительной деятельности за пределами ситуативной заданности, не обусловленное ни практическими нуждами, ни внешней или субъективной отрицательной оценкой работы». Таким образом, она рассматривает творчество как «дериват интеллекта, преломленного через мотивационную структуру, которая либо тормозит, либо стимулирует умственные способности».

Творческое мышление, во-первых, Пластично. Творческие люди предлагают множество решений в тех случаях, когда обычный человек может найти лишь одно или два.

Творческое мышление Подвижно: для него не составляет труда перейти  от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной единственной точкой зрения.

И наконец, главное - это то, что творческое мышление Оригинально. Оно порождает неожиданные, небанальные и непривычные решения (Guilford, 1967).

Творческая личность разглядит  в силуэте горной цепи очертания  головы крокодила, сравнит пустые полки  в библиотеке с «пустыми глазами  идиота» (Barron, 1958), найдет два десятка различных применений зубочистке или газете.

Пикассо говорил: «Я не ищу, я нахожу». Очевидно, именно в этом кроется главное различие между  интеллектуальной и творческой личностью. С другой стороны, совершенно ясно, что эти два качества должны сочетаться, и для того, чтобы творческий дух  проявил себя в полную силу, необходим  определенный уровень интеллекта. У  людей «среднего ума» интеллект  и творческие способности обычно тесно связаны друг с другом; у  человека с нормальным интеллектом  обычно имеются и нормальные творческие способности. Лишь начиная с определенного  уровня пути интеллекта и творчества расходятся. Этот уровень, по-видимому, лежит где-то в области IQ 120; дальше корреляция между творческой и интеллектуальной деятельностью исчезает.

С другой стороны, между женщинами  и мужчинами в отношении творческих способностей не было выявлено различий. Невольно возникает вопрос: почему женщин, создавших яркие и оригинальные произведения, так немного? При ответе на этот вопрос надо, во-первых, учесть, что в неэмансипированном обществе оригинальность и независимость у мальчиков всегда поощрялись, тогда как девочки воспитывались в строго конформистском духе. Кроме того, под творчеством часто понимают крупные достижения в технике или искусстве, т. е. в тех областях, доступ в которые для женщин был ограничен. К счастью, ситуация в этом отношении начинает меняться. Тем не менее следует подчеркнуть, что творчество может проявляться во всех областях человеческой деятельности. Поэтому, несмотря на то, что женщинам традиционно отводится вполне определенная роль в обществе, их повседневная творческая деятельность в быту и воспитании детей, а также на работе, где женщины часто остаются на второстепенных ролях, имеет не меньшее, а иногда даже и большее значение для равновесия и прогресса общества, чем некоторые выдающиеся идеи или престижные достижения, порой исчезающие вместе с модой.

Информация о работе Творческое мышление