Творческое мышление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 10:33, реферат

Описание работы

Творческое мышление – один из видов мышления человека, результатом которого являются новые открытия, а иногда и создаются произведения искусства. Творческое мышление имеет неразрывную связь с воображение и интуицией. Творческое мышление характеризуется рядом отличительных черт: Пластичность, то есть творческие люди готовы предложить несколько решений, в том числе и нестандартных, тех проблемных ситуаций, в которых обычные люди предлагают максимум два варианта.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….3
1 Определение творческого мышления и его особенности…………………………...5
2 Проявление творческого мышления в различных видах человеческой деятельности………………………………………………………………………………….....10
3 Особенности творческой личности………………………………………………….13
4 Развитие творческого мышления……………………………………………………19
5 Ранние проявления творческого мышления у детей, пути его развития………….21
Заключение…………………………………………………………………………..….25
Список использованных источников………………………………………………….27

Файлы: 1 файл

Психология.docx

— 59.05 Кб (Скачать файл)

Давно известно, что для  творчества необходимо комфортная психологическая  обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие  успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера  в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения  ребенка из творческого поиска и  собственных открытий. Важно постоянно  стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода  замечания и осуждения.

Но создание благоприятных  условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что  творчество изначально присуще ребенку  и, что надо только не мешать ему  свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.

Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет  представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд  частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. И в  данной курсовой работе, на основе изучения литературы по данной теме, попытались определить основные направления и  педагогические задачи по развитию таких  важнейших компонентов творческих способностей как творческое мышление и воображение в дошкольном возрасте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итоги данной работы можем сделать следующие выводы.

Творческое мышление - один из интереснейших феноменов, выделяющих человека из мира животных. Уже в  начале жизни у человека проявляется  настоятельная потребность самовыражения  через творчество, человек учится мыслить творчески, хотя способность  к такому мышлению не является необходимой  для выживания. Творческое осмысление является одним из способов активного  познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в  целом.

Попытки объяснить феномен  творческого мышления делались еще  античными философами и не прекращаются до сих пор. В ХХ веке его изучением  занялись также психологи и специалисты  по кибернетике. Несмотря на столь долгое внимание к проблеме, не все ее аспекты  до конца раскрыты, поэтому исследования в этой области продолжаются.

В современной культуре творческое мышление - общепризнанная ценность. Его формирование и развитие - одна из часто провозглашаемых задач современной общеобразовательной (а тем более альтернативной, специальной и, конечно же, высшей) школы в разных странах мира.

Способностью к творческому  мышлению в какой-то мере обладает, наверное, каждый. Тем не менее, не каждого  человека мы можем назвать личностью  творческой. Однако ее можно стать, если использовать детство - чуть ли не единственный отрезок человеческой жизни, где творчество становится универсальным и естественным способом существования для развития этого вида мышления. В детстве, когда преобладает образное мышление, эта способность часто проявляется в рисунках, лепках, построениях из подручных материалов, а в зрелом она, как правило, помогает решать прикладные задачи разного уровня (от повседневных до научно-технических и т.д.).

Развитие творческого  мышления совершается в процессе обучения и воспитания. Оно формируется  в процессе взаимодействия с миром, посредством овладения в процессе обучения содержания материальной и  духовной культуры, искусства. Поэтому  есть возможность говорить о специальном, целенаправленном формировании творческого  мышления, о системном формирующем  воздействии

У детей, необходимо выявлять и развивать интеллектуально-творческие задатки. Эффективны развивающие игры и комплекс методов фантазирования (с придумыванием сказок) и развития творческого воображения.

У детей способности к творчеству развиваются постепенно, проходя несколько стадий развития. Эти стадии протекают последовательно: прежде чем быть готовым к следующей стадии, ребенок обязательно должен овладеть качествами, формирующихся на существующих.

 Исследования детского  творчества выделяет три стадии  развития творческого мышления: наглядно-действительное, причинное  и эвристическое. 

У детей необходимо выявлять и развивать интеллектуально-творческие задатки. Для этого применяются  развивающие игры и комплекс методов  фантазирования (с придумыванием  сказок) и развития творческого воображения.

Плоскостное моделирование  для общего развития детей имеет  огромное значение. У детей развивается  мышление, логика, стремление к познанию.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Но создание благоприятных  условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими  способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1 Боно Э. Серьезное творческое мышление. Минск, 2005.

2 Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб: Питер, 2009

3 Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии. – М., 2000

4 Кашапов М.М. О надситуативности в творческом мышлении профессионала // ЧФ: Социальный психолог, 2007. Выпуск № 2 (10). С. 31 – 39.

5 Коноваленко С. Развитие мышления и памяти у детей с трех лет. – Москва: Эксмо, 2006.

6 Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - Спб.: Питер, 2007. - 583 с.: ил.-(Серия «Учебник нового века»).

7 Матюшкин А.А. Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей. – Москва: ЧеРо, 2008.

8 Николаева Е.И. Психология детского творчества. 2-е изд. – СПб: Питер, 2010.

9 Реан А.А. Психология детства. – СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.

Щадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. – М.: Логос, 2002.


Информация о работе Творческое мышление