Творческое мышление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 10:33, реферат

Описание работы

Творческое мышление – один из видов мышления человека, результатом которого являются новые открытия, а иногда и создаются произведения искусства. Творческое мышление имеет неразрывную связь с воображение и интуицией. Творческое мышление характеризуется рядом отличительных черт: Пластичность, то есть творческие люди готовы предложить несколько решений, в том числе и нестандартных, тех проблемных ситуаций, в которых обычные люди предлагают максимум два варианта.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….3
1 Определение творческого мышления и его особенности…………………………...5
2 Проявление творческого мышления в различных видах человеческой деятельности………………………………………………………………………………….....10
3 Особенности творческой личности………………………………………………….13
4 Развитие творческого мышления……………………………………………………19
5 Ранние проявления творческого мышления у детей, пути его развития………….21
Заключение…………………………………………………………………………..….25
Список использованных источников………………………………………………….27

Файлы: 1 файл

Психология.docx

— 59.05 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Проявление творческого  мышления в различных видах  человеческой деятельности

Многие люди, включая и  самих психологов, воспринимают интуицию и научное творчество как синонимы. Своим происхождением это представление  в значительной мере обязано самоотчетам  ученых, в которых зафиксированы  их собственные переживания творческого  акта. Вот как передает свои впечатления  К. Гаусс: "Решение одной арифметической задачи, над которой я бился  несколько лет, пришло, наконец, два  дня назад не благодаря моим мучительным  усилиям, а благодаря благоволению Бога. Решение пришло как неожиданный  проблеск молнии. Я не могу сказать, какова та ведущая ступенька, которая  соединила мои прежние знания с тем, что сделало возможным  этот мой успех". Сходные наблюдения описаны А. Пуанкаре, Ж. Адамаром, М. Планком и многими другими  учеными, удивленными и заинтригованными внезапными и, казалось бы, не зависящими от сознательной работы решениями занимавших их проблем.

Основываясь на этих, а также  многих других "свидетельских показаниях", Г. Уоллас в 1926 г. предложил свою теорию творческого решения научных и изобретательских задач, в котором он выделил 4 стадии: подготовка, инкубация (или созревание), озарение, верификация (проверка полученного решения) (Wallas, 1926). Аналогичные стадии были описаны и другими исследователями творческого мышления в науке.

На стадии подготовки происходит сознательное изучение условий решаемой задачи, выдвигаются и проверяются  различные версии относительно стратегии  и тактики ее решения. Все это, по мысли Уолласа, проделывается на основе уже имеющихся знаний и с использованием знакомых приемов, успешно применявшихся ранее в похожих ситуациях. Если в результате этого находится требуемое решение, то такая задача, равно как и процесс ее решения, не считаются, по мнению Уолласа, творческими, так как представляют собой модификацию уже известного материала и способов оперирования с ним. Если же желаемый результат не достигается, то процесс переходит на следующую стадию - инкубации, на которой происходит не контролируемое сознанием вызревание нужного решения. Внешне это выглядит так, что исследователь откладывает в сторону неподдающуюся проблему и переключается на другие дела, в то время как в его бессознательном продолжается дальнейшее соединение и перегруппировка идей, т.е. неосознаваемый мыслительный процесс, приводящий в конце концов к озарению - допуску в сознание той комбинации, которая может оказаться полезной для решения задачи. И, наконец, сущность последней стадии - верификации - состоит в проверке соответствия найденного решения критериям логики и рациональности, а также в восстановлении (или конструировании) цепи возможных рассуждений, которые должны убедить других исследователей или людей в правомерности полученных выводов.

Это озарение, наступающее  вслед за инкубацией, есть интуиция - непосредственное усмотрение истины, казалось бы, без всяких логических обоснований. Именно таким, непонятно  откуда взявшимся, решение выступает  для самого исследователя. Ведь его  сознанию дан лишь результат, тогда  как пути его получения скрыты где-то в глубинах психики.

Для объяснения феномена озарения А. Кёстлером была выдвинута теория бисоциации (Koestler, 1964). Он полагал, что механизмом продуктивного мышления является соединение двух далеких, разнородных идей, относящихся к разным областям знания или опыта. Этим оно отличается от репродуктивного мышления, в основе которого лежит ассоциация или объединение сходных, близких элементов опыта. Работа бессознательного как раз и заключается в бисоциации, т.е. образовании новых комбинаций идей, которые затем проверяются бессознательным. Потенциально полезные комбинации допускаются в сознание в форме озарения.

Знания появляются у нас  посредством наблюдений, мы собираем факты, накапливаем их в памяти, затем  располагаем их в том порядке, который диктуется рациональным мышлением. Иногда этого вполне достаточно для достижения приемлемого решения. Но если после сознательного процесса рассуждений и умозаключений  факты не образуют гармоничную картину, тогда сознание должно отойти в сторону  и дать свободу фантазии. При этом раскрепощенное воображение управляет  порождением бесчисленных более  или менее случайных ассоциаций. Они похожи на сны, и обыденный  интеллект отверг бы их как явную  глупость. Но иногда одна из множества  мозаичных картин, созданных фантазией  из калейдоскопа фактов, настолько  приближается к реальности, что вызывает интуитивное прозрение, которое  как бы выталкивает соответствующую  идею в сознание. Другими словами  воображение - это бессознательная  способность комбинировать факты  новыми способами, а интуиция - это  способность переносить нужные воображаемые образы в сознание.

Творчество само по себе всегда бессознательно: только при  проверке и использовании продуктов  творческой деятельности применяется  сознательный анализ. Инстинкт порождает  мысли, не осознавая способы мышления, интеллект же пользуется мыслями, но не способен их создавать.

Таким образом, в решении  задач интуиция выступает как  компонент генерирования гипотез  и стратегий решений в виде комплексных ориентиров поиска, которые  объединяют смысловые и логические признаки в нестандартных сочетаниях. Эти ориентиры поиска позволяют в ходе решения одновременно учитывать целый ряд признаков, каждого их которых недостаточно для правильного решения. Таким образом, достигается интуитивная модель, которая позволяет избежать последовательного перебора логически возможных вариантов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Особенности творческой  личности

Способностью к творческому  мышлению, в какой - то мере обладает, каждый человек. Но, тем не менее, не каждого человека можно назвать  творческой личностью.

Творческим обычно называют человека, совершившего научное открытие, гениальное изобретение или создавшего произведение искусства, т.е. совершившего творческий акт, который был высоко оценен большинством, а также человека неординарного в своем восприятии действительности и реакции на нее.

Долгое время способности  к интеллектуальному творчеству исследовались так, как подсказывал  здравый смысл: чем выше уровень  умственных способностей, тем больше творческая отдача человека.

Основоположником эмпирического  подхода к исследованию индивидуальных качеств творческой личности является Ф. Гальтон, который совместно с Ч. Пирсоном заложил основы психометрии и психодиагностики. А впервые применили психометрический метод для исследования креативности Дж. Гилфорд и Э.П. Торренс. Они провели ряд исследований взаимосвязи интеллекта и креативности с применением тестов, где под креативностью понималась, прежде всего, способность к дивергентному мышлению. В результате эмпирических исследований Гилфорд и Торренс сделали вывод о наличии положительной корреляции между уровнями IQ и креативности. При этом они утверждали, что более высокий уровень интеллекта, обуславливает большую вероятность того, что у испытуемого будут высокие показатели по тестам креативности, хотя у лиц, продемонстрировавших высокоразвитый интеллект, могут встречаться низкие показатели креативности. В то же время их исследования показали, что при низком IQ высокая дивергентная продуктивность никогда не обнаруживалась. Торренс даже предложил теорию интеллектуального порога, которая состоит в том, что при IQ ниже 115 - 120 баллов интеллект и креативность неразличимы и образуют единый фактор, а при IQ выше 120 - творческие способности и интеллект становятся независимыми факторами.

Позже Гилфорд выделил 6 параметров креативности:

- Способность к обнаружению и постановки проблем;

- Способность к генерированию большого числа идей;

- Гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи;

- Оригинальность - способность отвечать на раздражители нестандартно;

- Способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

- Способность решать проблемы, т.е. способности к синтезу и анализу.

Более поздние исследования М. Воллаха и Н. Когана, которые также применяли тестовый метод, но при этом модифицировали его в соответствии со своим пониманием условий, благоприятных для проявления креативности: они сняли лимиты времени, вели к минимуму соревновательность участников в ходе выполнения тестов и сняли ограничение единственного критерия правильности ответа. В результате они пришли к выводу, что при соблюдении в ходе исследования условий, наиболее приближенных к обычным жизненным ситуациям, корреляция креативности и тестового интеллекта будет близка к нулю. Действительно, человек может быть интеллектуалом и не быть креативом, и наоборот. Так, например, Левинсон-Лессинг разделял творчески мало продуктивных ученых-эрудитов, называя их "ходячими библиотеками", и творчески продуктивных ученых, не отягощенных переизбытком оперативных знаний, обладающих мощно развитой фантазией и блестяще реагирующих на всякого рода намеки. Кроме того, различными авторами разрабатывались различные модели креативной личности. Так, в гештальт-психологии считались обязательными следующие требования к умственному складу творца:

- не быть ограниченным, ослепленным привычками;

- не повторять просто и раболепно то, чему вас учили;

- не действовать механически;

- не занимать частичную позицию;

- не действовать со вниманием, сосредоточенным на ограниченную часть проблемной структуры;

- не действовать частичными операциями, но свободно, с открытым для новых идей умом оперировать с ситуацией, стараясь найти ее внутренние соотношения.

А. Маслоу указывает креативность в ряду 15 существенных черт самоактуализирующейся личности. Соответственно, можно считать, что наличие остальных 14 черт, по Маслоу, относятся к особенностям творческой личности.

По Стернбергу, творческая личность должна обладать следующими индивидуальными чертами:

- способность идти на разумный риск;

- готовность преодолевать препятствия;

- толерантность к неопределенности;

- готовность противостоять мнению окружающих.

А. Олах указывает на следующие личностные черты, присущие творческим людям:

- независимость - личностные стандарты важнее стандартов группы, неконформность оценок и суждений

- открытость ума - готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному;

- высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;

- развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.

Особый интерес, представляет взгляд Мак-Киннона, который выделяет в числе отличительных черт одаренных людей способность более эффективно оперировать противоречивой информацией. Сознательная настроенность человека на возможное допущение противоречия в собственном представлении мира уменьшает порог восприятия неосознаваемого, в результате чего данные подсознательной переработки информации оказываются более доступными осознанию. Поэтому внутренняя готовность субъекта принять противоречие, а не отбросить какую-либо информацию, при первом подозрении несоответствия ее действительности - является, по мнению Мак-Киннона, важнейшим эвристическим фактором, способствующим осознанию самой проблемы.

Сложность, однако, заключается  в том, что в случае наличия  существенных расхождений между  системами ценностей, действующими на уровне сознания и подсознания, проникновение  компонентов подсознательного в  сознание может поколебать или даже разрушить Я- концепцию данного  индивида, что неизбежно приведет к необходимости переоценки и  пересмотра всей картины мира и понимания  своего места в ней.

А это, в свою очередь, затруднит  адаптацию человека к условиям постоянно  изменяющейся внешней среды и  нарушит более или менее устойчивое равновесие, в условиях которого он жил. Такую дезадаптацию человека предотвращают механизмы психологической защиты, открытые З. Фрейдом. Действие этих механизмов препятствует проникновению на уровень сознания продуктов подсознательного, способных нарушить стабильность всей системы.

На уровне подсознания  происходит ослабление действия разного  рода стереотипов, устойчивых представлений  и т.п. В пользу этого утверждения  свидетельствуют факты свершений  открытия во сне или в переходном периоде между сном и пробуждением, творчества в измененных состояниях сознания (например, под воздействием гипноза, психотропных средств).

Можно предположить, что  для лиц с высоким творческим потенциалом изначально, или в  результате индивидуального процесса становления личности, характерно ослабление механизмов психологической защиты. Таким образом, творческой личности требуется определенная смелость воспринимать и принимать образную информацию собственного подсознания, несоответствующую тем "правильным", "моральным" мотивам, которые признаются допустимыми в данной культуре и которые человек принимает и включает в свою систему ценностей. Сам Мак-Киннон говорит об этом так: «Наиболее выдающийся признак творческой личности, главная черта его внутренней сущности, как я это вижу, - это определенная смелость. … Смелость личности, смелость разума и духа, психологическая и духовная смелость, которая является внутренним стержнем креативной личности: смелость подвергать сомнению общепринятое; смелость быть разрушительным для созидания лучшего; смелость думать так, как не думал никто; смелость быть открытым восприятию изнутри и извне; смелость следовать интуиции, а не логике; смелость вообразить невозможное и попытаться его реализовать; смелость стоять в стороне от коллективности и, если это необходимо, конфликтовать с ней; смелость становиться и быть самим собой».

Информация о работе Творческое мышление