Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 10:33, реферат
Творческое мышление – один из видов мышления человека, результатом которого являются новые открытия, а иногда и создаются произведения искусства. Творческое мышление имеет неразрывную связь с воображение и интуицией. Творческое мышление характеризуется рядом отличительных черт: Пластичность, то есть творческие люди готовы предложить несколько решений, в том числе и нестандартных, тех проблемных ситуаций, в которых обычные люди предлагают максимум два варианта.
Введение………………………………………………………………………………….3
1 Определение творческого мышления и его особенности…………………………...5
2 Проявление творческого мышления в различных видах человеческой деятельности………………………………………………………………………………….....10
3 Особенности творческой личности………………………………………………….13
4 Развитие творческого мышления……………………………………………………19
5 Ранние проявления творческого мышления у детей, пути его развития………….21
Заключение…………………………………………………………………………..….25
Список использованных источников………………………………………………….27
Отдельные исследователи отводили ведущие роли таким особенностям творческой личности, как терпение и работоспособность. Например, А. Пуанкаре писал, что бессознательная работа "возможна или, по крайней мере, плодотворна лишь в том случае, если ей предшествует и за ней следует сознательная работа". Большое значение он придавал и эстетическому чувству, которое служит своего рода фильтром при отборе бессознательных идей. В ходе исследований творческого мышления были выявлены условия, которые способствуют или препятствуют быстрому нахождению решения творческой задачи. Серьезные попытки найти ответ на вопрос, что мешает проявлению творческих способностей, предприняли Г. Линдсей, К. Халл и Р. Томпсон. Они обнаружили, что проявлению творчества мешает не только недостаточное развитие определенных способностей, но и наличие определенных личностных черт. Так, одной из ярких личностных черт, препятствующих проявлению творческих способностей, является склонность к конформизму. Данная черта личности выражается в доминирующем над творческими тенденциями стремлении быть похожим на других, не отличаться от большинства людей в своих суждениях и поступках. Другая близкая к конформизму черта личности, мешающая творчеству, это боязнь показаться глупым в своих суждениях. В этих двух характеристиках отражается чрезмерная зависимость человека от мнения окружающих. Существуют и другие черты личности, мешающие проявлению творческого мышления и также связанные с ориентацией на социальные нормы. К этой группе личностных черт относится боязнь критиковать других из - за возмездия с их стороны. Подобное явление обусловлено тем, что в процессе воспитания у детей чувства тактичности и вежливости по отношению к мнению других людей происходит формирование представлений о критике как о чем - то негативном. В результате опасение критиковать других часто выступает в качестве препятствия для появления творческого мышления. Проявлению творческих способностей нередко мешает завышенная самооценка значимости своих собственных идей. Иногда то, что мы сами придумали, нравиться нам больше идей других людей. В одном случае мы не принимаем более передовые идеи, чем наши собственные. В другом случае мы не желаем показать свою идею или вынести ее на обсуждение. Следующая причина, тормозящая проявление творчества, заключается в существовании двух конкурирующих между собой типов мышления: критического и творческого. Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Человек, у которого в большей степени развит именно этот тип мышления, видит только недостатки, но не предполагает своих конструктивных идей, поскольку опять - таки замыкается на поисках недостатков, но уже в своих суждениях. С другой стороны, человек, у которого преобладает творческое мышление, стремится к разработке конструктивных идей, но при этом не уделяет должного внимания тем недостаткам, которые содержатся в них, что так же негативно отражается на разработке оригинальных идей. Выход из этого положения в том, чтобы у ребенка с самого детства развивать как критическое, так и творческое мышление, обращая внимание на то, чтобы они находились в равновесии, сопровождали и периодически сменяли друг друга в любом мыслительном акте. Если человеком высказывается собственная идея, то он сам должен ее сразу же критически осмыслить. Если оригинальная, новая мысль высказана кем - то другим, то наряду с ее критикой необходимо разумное сочетание творческого и критического мышления.
Условия, способствующие проявлению
творческого мышления. Для проявления
творческих способностей людей необходимо
чувство успеха и ощущения правильности
выполнения той или иной задачи.
В ряде исследований было установлено,
что эффективность в решении
мыслительных задач достигается
при наличии определенного
Еще одно, очень важное условие проявления творчества, это необходимо научиться предоставлять своим мыслям полную свободу и не пытаться направить их по определенному руслу. Следующее условие состоит в том, что бы научиться самостоятельно находить путь решения той или иной задачи не прибегая к посторонней помощи. Степень проявления творческих способностей зависит так же не только от одаренности, но и от внутренней и внешней мотивации. Под внешней мотивацией творчества понимается реакция социального окружения, как положительная (поощрение вниманием, признание, одобрение, а также материальное вознаграждение), так и отрицательная (резкая критика, наказание). Причем следует отметить, что значимость внешней мотивации проявляется наиболее полно лишь в случае, если она исходит от референтной группы. Существенность влияния внешней мотивации напрямую зависит от уровня внутренней мотивации, т.е. чем меньше уровень внутренней мотивации, тем существеннее сказывается мотивация внешняя.
Можно выделить следующие факторы, влияющие на уровень внутренней мотивации к творчеству:
- интериоризированные личностью ценностные - ориентационные установки;
- самооценка;
- стабильность эмоционального состояния.
4 Развитие творческого мышления
Развитие творческого
мышления совершается в процессе
обучения и воспитания. Оно формируется
в процессе взаимодействия с миром,
посредством овладения в
Важную роль в подготовке
к творческому труду играет
начальная школа. Именно в
Творческое мышление
выступает главным образом как
решение задач, вопросов, проблем,
которые выдвигаются перед
Творческой личности присущи также следующие качества:
1) Независимость - личностные стандарты для них выше стандартов группы, оценки и суждения отличаются неконформностью.
2) "Открытость ума" - готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному.
3) Высокая толерантность к неопределённым и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях.
4) Развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.
Для развития творческого
мышления необходимы следующие
факторы: способность
Можно выделить некоторые
предпосылки развития
1) Развитие базы знаний и умений, накопление и систематизация того запаса информации, на основе которого можно творить что-то новое, а так же совершенствование навыков, необходимых для соответствующего вида деятельности.
2) Создание атмосферы, располагающей к творчеству. Ключевая характеристика этой атмосферы - отсутствие критики на стадии порождения идей, что позволяет преодолеть внутренние ограничения, препятствующие тому, чтобы увидеть проблему в новом ракурсе.
3) Поиск аналогий. Шансы на творческое решение задачи возрастают, если удаётся разглядеть аналогии между ней и какими-то другими проблемными ситуациями, даже если они на первый взгляд и не сходны между собой.
5 Ранние проявления творческого мышления у детей, пути его развития
Каждый ребенок неповторим,
но при всем индивидуальном своеобразии
реальных проявлений детской одаренности
существует довольно много черт, характерных
для большинства одаренных
Эти свойства выделяли и описывали не только психологи. Успех всегда был привлекателен, а потому первыми стали выделять особенности мышления и специфические поведенческие характеристики талантливых людей историки и биографы. Большинство из них пришли к выводу о том, что в детстве у многих выдающихся чаще всего встречались такие характеристики:
- 90 % из них обладали высоким интеллектом, любознательностью, задавали много вопросов, стремились выделиться;
- 75 % выдающихся людей рано "созрели", были не по годам развиты в умственном отношении, отличались нравственностью, критичностью, прямолинейной честностью, были серьезны;
- почти 90 % из них были настойчивы, обладали сильной волей и ярко выраженным стремлением к высоким достижениям;
- по крайней мере, 75 % были усердными тружениками, хорошо переносили одиночество и отличались твердостью. Они получали удовлетворение от своей работы, были экспрессивны, открыты духовному опыту и фантазиям.
Вот еще один список качеств,
характерных для будущих
4) Демонстрировали ярко выраженную независимость, стремление работать в одиночку, индивидуализм.
5) Умели контролировать себя.
6) Имели стремление контактировать с другими одаренными, юными и взрослыми.
7) Умели извлекать практический опыт и быстро приобретать художественный и интеллектуальный опыт.
Исследователи-биографы утверждают, что многие политики уже в детстве были разносторонне развитыми, оптимистичными, обладали притягательной силой, хорошо владели речью, были общительны. Ученые с детства отличались разносторонностью и широтой интересов, с малых лет были рассудительны и критичны.
Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:
1. Развитие воображения.
2. Развитие качеств мышления,
которые формируют
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита и Л. Кэррола, мы выделили шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.
Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.
Вторым важным условием развития
творческих способностей ребенка является
создание обстановки, опережающей развитие
детей. Необходимо, насколько это
возможно заранее окружить ребенка
такой средой и такой системой
отношений, которые стимулировали
бы его самую разнообразную
Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.
Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.
Но предоставление ребенку
такой свободы не исключает, а, наоборот,
предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную
помощь взрослых – это и есть
пятое условие успешного