Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 10:06, контрольная работа
Цель данного исследования: изучить влияние стресса на профессиональную деятельность сотрудников, представить модель управления и профилактики стресса в организации.
Задачи исследования:
Изучить проблемы стресса как основу поведенческих проблем в литературе.
Дать общую характеристику видам и формам проявления стресса.
Систематизировать информацию по основным идеям.
Изучить влияние стресса на профессиональную деятельность.
Предоставить модель управления и профилактики стресса в организации.
Введение
Понятие стресса
Общая характеристика профессионального стресса
Синдром эмоционального выгорания
Методы предупреждения и преодоления профессионального стресса
Управление и профилактика стресса на уровне организации
Заключение
Список литературы
Глоссарий
Приложение
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Глоссарий
Приложение
Введение
Проблема психологического стресс, в том числе специалистов различных областей профессиональной деятельности, приобретает все возрастающую научную и практическую актуальность в связи с непрерывным ростом социальной, экономической, экологической, техногенной, личностной экстремальности нашей жизни и существенным изменением содержания и условий труда.
Современный человек постоянно живет на грани стресса. Причиной тому становится множество факторов, таких как: скверная экология, жесткий ритм городской жизни, агрессивная социальная среда, политическая нестабильность, финансовые кризисы и т.д. Стресс не обходит никого.
Трудовая деятельность сотрудников часто связана с периодическим, иногда довольно длительным и интенсивным воздействием (или ожиданием воздействия) экстремальных значений профессиональных, социальных факторов, которое сопровождается негативными эмоциями, перенапряжением физических и психических функций.
Цель данного исследования: изучить влияние стресса на профессиональную деятельность сотрудников, представить модель управления и профилактики стресса в организации.
Задачи исследования:
Объект исследования: управление организацией.
Предмет исследования: стресс сотрудников на работе.
Методы контрольной работы: анализ и обобщение литературы.
1. Понятие стресса
В 1954 г. Ганс Селье ввёл в обиход понятие стресса, которое заставило ученых пересмотреть общепризнанные взгляды на взаимодействие человека с окружающей средой. Оказалось, что наряду со специфическими ответами организма на то или иное воздействие, имеются общие реакции, связанные с активностью гормональной системы. Селье показал, что при жаре и холоде, при горе и радости, при травме и сексе кора надпочечников выделяет определенные гормоны, помогающие человеку приспосабливаться к резким изменениям окружающей среды, чем бы они ни были вызваны. Под стрессом Г. Селье понимал: «Неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования».1
Можно сказать, что предложенная им концепция была революционной для науки середины ХХ века. В то время среди биологов, врачей господствовало мнение, что реакция живого организма на факторы среды носит сугубо специфический характер и задача ученых состоит в том, чтобы обнаруживать и фиксировать именно отличия реакций на разнообразные воздействия внешнего мира. Г. Селье пошел другим путем и начал искать общие закономерности биологических реакций, в результате чего обнаружил единый, неспецифический компонент биохимических изменений в организме человека и животных в ответ на самые разные воздействия. Он писал: "Бизнесмен, испытывающий постоянное давление со стороны клиентов и служащих, диспетчер аэропорта, знающий, что минутное ослабление внимания – это сотни погибших, спортсмен, безумно жаждущий победы, муж, беспомощно наблюдающий, как его жена медленно и мучительно погибает от рака, - все они испытывают стресс. Их проблемы совершенно различны, но медицинские исследования показали, что организм реагирует стереотипно, одинаковыми биохимическими изменениями, назначение которых – справиться с возросшими требованиями к человеческой машине".2
В рамках теории Г. Селье к стрессу относятся реакции организма на любые достаточно сильные воздействия среды, если они запускают ряд общих процессов с участием коры надпочечников. В то же время сам основатель учения о неспецифическом адаптивном синдроме выделял две его формы: стресс полезные – эустресс и вредоносный – дистресс.3 Однако чаще под стрессом понимают реакции организма именно на негативные воздействия внешней среды, что находит свое отражение в определениях, которые дают этому феномену различные исследователи.
Так, по мнению В.В. Суворовой, стресс – это "функциональное состояние организма, возникающее в результате внешнего отрицательного воздействия на его психические функции, нервные процессы или деятельность периферических органов". 4
В учебной литературе, стресс определяется как «напряжение, которое возникает при проявлении угрожающих или неприятных факторов в жизненной ситуации».5 Тем не менее, согласно мнению самого Ганса Селье, стресс может быть и полезным, и в этом случае он "тонизирует" работу организма и способствует мобилизации защитных сил (включая иммунную систему). Для этого необходимо наличие определенных условий. К таким условиям относятся:
- положительный эмоциональный фон;
- опыт решения подобных проблем в прошлом;
- позитивный прогноз на будущее;
- одобрение действий индивидума со стороны социальной среды;
- наличие достаточных ресурсов для преодоления стресса.6
В то же время при отсутствии этих условий или же при значительной силе негативного воздействия на организм первичный стресс переходит в его поврежденную форму – дистресс. Этому может способствовать ряд факторов как объективного, так и субъективного характера:
- недостаток нужной информации;
- негативный прогноз ситуации;
- чувство беспомощности перед возникшей проблемой;
-чрезмерная сила стресса, превышающая адаптационные возможности организма;
- большая продолжительность стрессорного воздействия, приводящая к истощению адаптационного ресурса.
Г. Селье писал: "Вопреки расхожему мнению мы не должны, да и не в состоянии избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем его механизм и выработаем соответствующую философию жизни."7 Пока же мы вынуждены признать, что субъективные тревожные переживания и сопутствующие им вегетативные реакции во время осуществления профессиональной деятельности соответствуют классическому описанию дистресса. В наши дни из-за быстро меняющихся социально – экономических и политических ситуаций, увеличения нервно - психических и информационных нагрузок, диверсификации производства, роста конкуренции, проблемы управления производственными стрессами
2. Общая характеристика профессионального стресса.
Стресс – это общий
термин, применимый к воздействиям,
которые мы ощущаем в жизни. Присутствие
стресса в производственной сфере
практически неизбежно для
Нарушение физического здоровья связано с тем, что человеческий организм пытается «самостоятельно» преодолеть стресс. Некоторые проявления расстройств имеют кратковременный характер (расстройство желудка), другие – длительный (язва желудка). Испытываемый в течение долгого времени стресс приводит к заболеваниям сердца, почек, кровеносных сосудов и других органов и систем. Очень важно, чтобы уровни стрессов, как на работе, так и за ее пределами оставались на достаточно низком уровне, что позволяет большинству из нас справляться с ними, избегая серьезных физических и эмоциональных расстройств.8
Формы стресса, возникающие на работе: управленческий, информационный, эмоциональный, коммуникативный.
Управленческий стресс, или «невроз руководителя, выражается в повышенной требовательности руководителя к подчиненным и сниженной требовательности к самому себе, слишком частых и не всегда нужных совещаниях, суетливости, высокомерии, частых ошибках в решениях по причине их поспешности и непроработанности, применении сверхдирективного, жестко-авторитарного, субъективного и манипулятивного стиля в управлении, повышенной вспыльчивости и агрессивности.
Управленческий стресс может возникать по причине отсутствия опыта руководителя и являться начальной стадией управленческой адаптации. В этом случае у молодого руководителя проявляются страх перед ошибкой, повышенная старательность и мотивация на высокий уровень работы. Здесь необходимо говорить об обязательном обучении молодого руководителя на управленческих тренингах и семинарах, а также о том, чтобы опытный и авторитетный руководитель в компании выступил наставником для молодого, проходящего период управленческой адаптации. Управленческий стресс может ситуативно возникать в условиях резкой критики со стороны высшего руководства, лимита времени, повышения конкуренции9.
Однако если руководитель не справляется с собственным стрессом и испытывает его постоянно в течение года и более, а так же если он не способен к развитию внутренних средств эффективной саморегуляции и самоконтроля, можно с уверенностью говорить о его профессиональной непригодности к выполнению управленческой деятельности.
Информационный стресс возникает
при нехватке профессиональной информации
и необходимости принимать
Информационный стресс может выступить следствием неэффективной системы управления в компании, организационными проблемами, несогласованностью между различными сотрудниками или подразделениями, потерей или искажением информации на пути от высшего руководства к исполнителю. Информационный стресс выступает «платой» в организациях, характеризующихся повышенной и болезненной конкуренцией, при которой сотрудники сознательно распространяют ложную информацию с целью манипулирования или прессинга конкурентов.
Эмоциональный стресс проявляется в переживании работником чувства обиды, несправедливости и разочарования, ощущения того, что его не поняли, обошли, неправильно оценили или предали. Возникновение эмоционального стресса связано с разрушением профессиональных и личностных ценностей, значимых для работника. Наиболее часто эмоциональный стресс переживают сотрудники компаний, в которых отсутствуют общие и обязательные для всех принципы корпоративной культуры. Кроме того, эмоциональный стресс может быть следствием неэффективного стиля управления, при котором топ-менеджмент или линейный менеджмент применяют сверхдирективный и манипулятивный стиль управления, не считаясь с ценностями и позициями и мнением линейного персонала.
Эмоциональный стресс возникает также при конфликтах, противоречиях в ценностях и интересах, конкурентной борьбе, возрастной, социокультурной и психологической несовместимости работников.
Коммуникативный стресс приводит к возникновению трудностей в общении с коллегами, руководством, подчиненными и клиентами. Особенно затрудненными становятся коммуникативные контакты с незнакомыми людьми и общение в ситуациях, связанных с высокой ответственностью (переговорах, презентациях, поступление на новую работу, увольнениях и т.п.). Обычно работник беспокоится о том, чтобы не выглядеть «глупо» или «не так, как другие»10.
По мнению доктора
1. Нарушение
психомоторики (избыточное
2. Изменение образа жизни (изменение режима дня; нарушение сна).
3. Профессиональные изменения (снижение производительности труда; повышении утомляемости; ухудшении согласованности движений, их точность, соразмерность требуемых усилий).
4. Нарушение социально - ролевых функций. Это выражается в уменьшении времени, которое уделяется на общение с близкими и друзьями, повышении конфликтности, снижении сензитивности во время общения, появление различных признаков антисоциального поведения; потере внимания к своему внешнему виду. 11
Бесспорным является то, что возникновение и течение стресса в первую очередь зависит от индивидуальных особенностей человека. Люди реагируют на одинаковые нагрузки по-разному. У одних отмечается повышение активности. При стрессе их деятельность долгое время продолжает расти (так называемый "стресс льва". У других людей наоборот, отмечается снижение активности, а эффективность их деятельности быстро падает (стресс "кролика").12
Информация о работе Управление и профилактика стресса на уровне организации