Управление и профилактика стресса на уровне организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 10:06, контрольная работа

Описание работы

Цель данного исследования: изучить влияние стресса на профессиональную деятельность сотрудников, представить модель управления и профилактики стресса в организации.
Задачи исследования:
Изучить проблемы стресса как основу поведенческих проблем в литературе.
Дать общую характеристику видам и формам проявления стресса.
Систематизировать информацию по основным идеям.
Изучить влияние стресса на профессиональную деятельность.
Предоставить модель управления и профилактики стресса в организации.

Содержание работы

Введение
Понятие стресса
Общая характеристика профессионального стресса
Синдром эмоционального выгорания
Методы предупреждения и преодоления профессионального стресса
Управление и профилактика стресса на уровне организации
Заключение
Список литературы
Глоссарий
Приложение

Файлы: 1 файл

Стресс 1.doc

— 201.50 Кб (Скачать файл)

Для того чтобы уменьшить вероятность образования стресса из-за неудовлетворенности работой, следует использовать правильные рычаги стимулирования. Существует двухфакторная теория Ф. Герцберга, отражающая факторы, влияющие на удовлетворенность и неудовлетворенность сотрудников работой (гигиенические факторы и мотиваторы).

К гигиеническим факторам можно отнести нормальные условия труда, достаточная заработная плата, гарантии рабочего места, межличностные отношения с начальниками, коллегами и подчиненными, деятельность компании, приемлемый статус. По Герцбергу отсутствие или недостаточная степень присутствия гигиенических факторов вызывает у человека неудовлетворение работой, которую он выполняет. Если они достаточны, то сами по себе не вызывают удовлетворения работой и не могут мотивировать человека на какие-либо поступки. Но их наличие в полной мере вызывает удовлетворение и мотивирует работников на повышение эффективности, выполняемой ими деятельности. Мотиваторы включают в себя: успех, продвижение по службе, признание и одобрение результатов работы, ответственность за выполняемое дело, возможности творческого и делового роста. Эта группа факторов предполагает, что каждый отдельный человек может мотивированно работать, когда видит цель и считает возможным ее достижение. Отсутствие или неадекватность факторов мотивации не приводит к неудовлетворенности работой, но их наличие приносит удовлетворение и мотивирует работников к более производительному труду.14

К стрессовым факторам относятся  случаи, когда работник не знает, что  от него требуется и не понимает роли своей деятельности в организации. Свести к минимуму образование стресса из-за подобных влияний можно групповым принятием решений. Предполагается, что если работник участвует в обсуждении и решении стоящих перед организацией задач, то у него появляется возможность повысить уровень своей информированности относительно этих задач и своей роли в их осуществлении. Кроме того, групповое принятие решений помогает удовлетворить такие потребности персонала, как потребность в признании, статусе и значимости. Этот тип потребностей, как правило, занимает не последнее место в системе ценностей человека. Поэтому их неудовлетворение может вести к недовольству работой. А это прямой стрессовый фактор в организации.

Предполагается, что для того, чтобы более эффективно отслеживать источники стресса в организации, необходимо организовать на предприятии обратную связь между руководителем и рабочим коллективом. Таким образом, руководитель будет оценивать работу, консультировать и высказывать пожелания касательно выполняемых задач. А коллектив сможет высказывать своё мнение начальнику как о своих идеях, которые могут быть полезны, так и о различных моментах, которые их не устраивают. Прислушиваясь к этим мнениям, руководителю не только будет легче взглянуть на работу с точки зрения рабочих для принятия нужных решений, но и предпринять действия для обеспечения желательных условий для работы персонала. Таким образом, обеспечивается создание нужных коллективу условий для работы, учитывается их мнение, а следовательно, и удовлетворяются потребности в признании.

Сложно отрицать, что  образование и наличие организационного стресса не зависит от профессиональных качеств руководителя. Существует множество различных концепций, содержащие качества, которыми необходимо обладать человеку с профессией менеджера. Менеджер должен быть вежливым, соблюдать правила этикета, быть тактичным. Он должен быть настроен позитивно по отношению к окружающим, уметь контролировать и регулировать свои эмоции. Также необходимы качества гибкости и контактности, необходимые как для работы с сотрудниками предприятия, так и с внешними лицами. Необходимо уметь находить индивидуальный подход к людям. Руководителю желательно вести диалог с окружающими на проактивном языке (язык действия). Менеджер должен быть спокойным, умеющим выслушать собеседника, уметь воспринимать и давать критику.

Наличие как можно  большего числа подобных качеств  делает менеджера более приемлемым в коллективе, приятным в общении, способным выполнять необходимые  задачи и принимать эффективные  управленческие решения, устанавливать  контакты и многое другое. Все это влияет на отношения с персоналом, авторитет руководителя и уверенность в нем коллектива, что значительно снижает вероятность образования организационного стресса.

 

 

 

Заключение

Изучена литература авторов:  Аверченко Л.К., Бодровой В.А., Василюк Ф.Е., Ждановой О.И., Каменюкина А.Г., Н.И., Красовского Ю.Д., Леоновой А.Б., Маклакова А.Г., Самоукиной Н., Селье Г., Суворовой В.В., Трапицына С.Ю., Щербатых Ю.В. и др., которая раскрывает основные закономерности темы: «Стресс как основа поведенческих проблем». Изученная информация представлена в виде 25 страниц текста, таблиц, глоссария и приложения.

Выявлены основные идеи:

Стресс является актуальным предметом исследований различных отраслей науки: биологии, медицины, психологии, социологии. Возникновение и течение стресса в первую очередь зависит от индивидуальных особенностей человека. Люди реагируют на одинаковые нагрузки по-разному. У одних отмечается повышение активности, у других людей наоборот, отмечается снижение активности, а эффективность их деятельности быстро падает.

Стресс, связанный с работой называется профессиональным стрессом. Профессиональный стресс – многообразный феномен, выражающийся в психических и физических реакциях на напряженные ситуации трудовой деятельности человека.

Синдром профессионального выгорания – это динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса, когда налицо все три фазы стресса: нервное напряжение, резистенция (сопротивление) и истощение. Он наиболее характерен для представителей социальных или коммуникативных профессий — системы «человек-человек» (это медицинские работники, учителя, менеджеры всех уровней, консультирующие психологи, психотерапевты, психиатры, представители различных сервисных профессий).

 Для того, чтобы предотвратить негативное влияние стресса, необходимо использовать профилактику и способы борьбы в организации или у отдельного человека. Чтобы эффективно бороться со стрессом, необходимо выявить его причины, устранить их, создать комфортные условия. Также необходимо анализировать свою реакцию на определенные стрессовые ситуации и работать над ней в случае необходимости.

Для борьбы со стрессом на предприятии, руководителю необходимо изучить личности рабочего персонала, учитывать их совместимость, характеры, темпераменты и потребности. При выполнении рабочих задач должно использоваться эффективное планирование и распределение обязанностей. Кроме того, руководитель должен стремиться к повышению и развитию своих профессиональных качеств. Это не только обеспечивает ему желаемую карьеру и навыки, но и исключает ряд возможных причин возникновения организационного стресса.

 

 

 

Список источников использованной литературы.

 

  1. Аверченко, Л.К. Этика и психология стресса. – Омск - 2006г. – 207 с.
  2. Бодров В. А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ, 2000. – 352 с.
  3. Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психологический журнал. - 1996. - №17. - с.64-74.
  4. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса // Психологический журнал. - 2006. - № 2. - с.113-123.
  5. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление.- М.: ПЕР СЭ. -2006.- с. 528
  6. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.
  7. Жданов, О.И. Основы персонального стресс-менеджмента. М.- 2003г. 403 с.
  8. Каменюкин А.Г., Ковпак Д.В. Антистресс-тренинг. - СПб.- 2004г. – 290с.
  9. Красовский, Ю.Д. Организационное поведение: Учеб. пособие для вузов. – М., 2004. – 511 с.
  10. Леонова, А.Б Психопрофилактика стрессов-М.-2004г. – 123 с.
  11. Леонова А. Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. — М.: Изд-во Моск. ун-та. 1984. — 200 с.
  12. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2006. - 583с.
  13. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. - СПб.: Питер, 2001. - 258с.
  14. Ньюстром Дж.В., Дэвис, К. Организационное поведение. - СПб.-2000г. – 378 с.
  15. Постылякова Ю. Ресурсы совладания со стрессом в разных видах профессиональной деятельности // Психологический журнал. 2005. -№6. -С.35-43.
  16. Прохорова Л.Н. Опросник «Психическое выгорание» // Управление ДОУ. – 2003. - № 4. – с. 16.
  17. Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, 1992. - 165с.
  18. Сидорина, Т.В. Организационное поведение: Практикум. – Новосибирск, 2004. – 218 с.
  19. Суворова В.В. Психофизиология стресса. - М.: Педагогика, 1975. - 208с.
  20. Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции.- СПб.- 2006г. – 343 с.
  21. Самоукина Н. Стресс для руководителя / Н. Самоукина // Управление персоналом. - 2003г. - №3. – с. 206-207.
  22. Трапицын С.Ю., Мотивация персонала в современной организации: Учебное пособие. ООО «Книжный Дом». 2007, 240с.

 

 

Глоссарий

 

  1. Стресс (Стресс-реакция) - (от англ. stress — напряжение, давление, нажим) — неспецифическая (общая) реакция организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).
  2. Эмоциональный стресс – стресс, который появляется в условиях угрозы, опасности, обиды (вариант психологического стресса).
  3. Информационный стресс – стресс, который возникает в ситуациях информационных перегрузок или информационного вакуума.
  4. Организационный стресс - состояние повышенного напряжения в организации, как реакция на воздействие внешней среды, которое может привести к потере управляемости.
  5. Стрессогенны - это факторы способствующие появлению стресса.
  6. Стрессоустойчивость - это способность противостоять воздействию стресса.
  7. Синдром эмоционального выгорания (англ. Burnout) — понятие, введённое в психологию американским психиатром Фрейденбергером в 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением.
  8. Адаптационный синдром – совокупность реакций организма человека, которая обеспечивает адаптацию всех его ресурсов к условиям существования.
  9. Хронический стресс - наличие постоянной (или существующей длительное время) значительной нагрузки на человека, в результате которой его психологическое или физиологическое состояние находится в повышенном напряжении.
  10. Физиологический стресс – стресс, который возникает при физической перегрузке организма (слишком высокая или низкая температура в рабочем помещении, сильные запахи, недостаточная освещенность, повышенный уровень шума).
  11. Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида.
  12. Перегрузка – превышение физических или психологических возможностей индивида, которое приводит к нарушениям (кратковременным или длительным) нервной системы.
  13. Эмоции - (от фр. emotion — волнение, возбуждение) — субъективные состояния человека и животных, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него внешних или внутренних раздражителей и выражающиеся, прежде всего, в форме непосредственных переживаний (удовольствия или неудовольствия, радости, страха, гнева).
  14. Поведение – деятельность индивида, имеющая природные предпосылки и социально обусловленная.
  15. Дегуманизация - развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам.
  16. Эустресс - понятие имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».
  17. Дистресс - негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он подрывает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям.
  18. Сенсити́вность (лат. Sensus — чувство, ощущение) — характерологическая особенность человека, способность его ощущать, различать и реагировать на внешние  раздражители. Количественно различают повышенную и пониженную сенситивность (чувствительность).
  19. Релакса́ция (от лат. Relaxatio — ослабление, расслабление) — снижение тонуса скелетной мускулатуры. Релаксация может быть достигнута в результате применения специальных психофизиологических техник, физиотерапии и лекарственных препаратов. Считается, что релаксация способствует снятию психического напряжения, из-за чего она широко применяется в психотерапии.
  20. Самоактуализация (от лат. actualis — действительный, настоящий) — стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

Приложение 

 

Тест на определение степени сопротивляемости стресса.

 

Инструкция к тесту:

Внимательно прочтите весь перечень, чтобы иметь общее представление  о том, какие ситуации, события  и жизненные обстоятельства, вызывающие стресс, в нем представлены. Затем  повторно прочтите каждый пункт, обращая внимание на количество баллов, которым оценивается каждая ситуация. Далее попробуйте вывести из тех событий и ситуаций, которые за последние два года происходили в вашей жизни, среднее арифметическое (посчитайте – среднее количество баллов в 1 год). Если какая-либо ситуация возникала у вас чаще одного раза, то полученный результат следует умножить на данное количество раз.

Перемены в жизни, способные  вызвать стресс:

 

События в жизни Единицы значимости

(баллы)

   

1. Смерть супруги (супруга)

100

2. Развод

73

3. Разрыв с партнером

65

4. Отбывание наказания в тюрьме

63

5. Смерть близкого родственника

63

6. Травма или болезнь

53

7. Свадьба

50

8. Увольнение с работы

47

9. Примирение с партнером (партнершей) или мужем (женой)

45

10. Уход на пенсию

45

11. Болезнь члена семьи

44

12. Беременность партнерши

40

13. Сексуальные затруднения

39

14. Рождение ребенка

39

15. Реорганизация на работе

39

16. Изменение финансового положения.

38

17. Смерть близкого друга

37

18. Смена места работы

36

19. Увеличение числа супружеских (партнерских) ссор

35

20. Получение денежной ссуды на крупную покупку (например, дома).

31

21. Растущие долги

30

22. Повышение служебной ответственности

29

23. Уход сына или дочери из родительского дома

29

24. Раздоры с родителями мужа или жены

29

25. Головокружительный личный успех

28

26. Супруг бросает работу (или приступает к работе).

26

27. Окончание школы и поступление в институт

26

28. Изменение жилищных условий

25

29. Отказ от индивидуальных привычек, изменение стереотипов поведения.

24

30. Конфликты с начальством

23

31. Изменение условий работы или рабочего времени

20

32. Перемена места жительства

20

33. Смена места обучения

20

34. Изменение привычек, связанных с проведением досуга или отпуска. 

19

35. Изменение привычек, связанных с вероисповеданием.

19

36. Изменение социальной активности.

18

37. Ссуда или заем для покупки менее крупных вещей (машины, телевизора).

17

38. Изменение индивидуальных привычек, связанных со сном, нарушение  сна.

16

39. Изменение числа живущих вместе  членов семьи, изменение характера  и частоты встреч с другими  членами семьи.

15

40. Изменение привычек, связанных  с питанием (количество потребляемой  пищи, диета, отсутствие аппетита  и т. п.). 

15

41. Отпуск.

13

42. Рождество, встреча Нового года, день рождения.

12

43. Незначительное нарушение правопорядка (штраф за нарушение правил  уличного движения).

11

Информация о работе Управление и профилактика стресса на уровне организации