Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 10:06, контрольная работа
Цель данного исследования: изучить влияние стресса на профессиональную деятельность сотрудников, представить модель управления и профилактики стресса в организации.
Задачи исследования:
Изучить проблемы стресса как основу поведенческих проблем в литературе.
Дать общую характеристику видам и формам проявления стресса.
Систематизировать информацию по основным идеям.
Изучить влияние стресса на профессиональную деятельность.
Предоставить модель управления и профилактики стресса в организации.
Введение
Понятие стресса
Общая характеристика профессионального стресса
Синдром эмоционального выгорания
Методы предупреждения и преодоления профессионального стресса
Управление и профилактика стресса на уровне организации
Заключение
Список литературы
Глоссарий
Приложение
Для того чтобы уменьшить вероятность образования стресса из-за неудовлетворенности работой, следует использовать правильные рычаги стимулирования. Существует двухфакторная теория Ф. Герцберга, отражающая факторы, влияющие на удовлетворенность и неудовлетворенность сотрудников работой (гигиенические факторы и мотиваторы).
К гигиеническим факторам можно отнести нормальные условия труда, достаточная заработная плата, гарантии рабочего места, межличностные отношения с начальниками, коллегами и подчиненными, деятельность компании, приемлемый статус. По Герцбергу отсутствие или недостаточная степень присутствия гигиенических факторов вызывает у человека неудовлетворение работой, которую он выполняет. Если они достаточны, то сами по себе не вызывают удовлетворения работой и не могут мотивировать человека на какие-либо поступки. Но их наличие в полной мере вызывает удовлетворение и мотивирует работников на повышение эффективности, выполняемой ими деятельности. Мотиваторы включают в себя: успех, продвижение по службе, признание и одобрение результатов работы, ответственность за выполняемое дело, возможности творческого и делового роста. Эта группа факторов предполагает, что каждый отдельный человек может мотивированно работать, когда видит цель и считает возможным ее достижение. Отсутствие или неадекватность факторов мотивации не приводит к неудовлетворенности работой, но их наличие приносит удовлетворение и мотивирует работников к более производительному труду.14
К стрессовым факторам относятся случаи, когда работник не знает, что от него требуется и не понимает роли своей деятельности в организации. Свести к минимуму образование стресса из-за подобных влияний можно групповым принятием решений. Предполагается, что если работник участвует в обсуждении и решении стоящих перед организацией задач, то у него появляется возможность повысить уровень своей информированности относительно этих задач и своей роли в их осуществлении. Кроме того, групповое принятие решений помогает удовлетворить такие потребности персонала, как потребность в признании, статусе и значимости. Этот тип потребностей, как правило, занимает не последнее место в системе ценностей человека. Поэтому их неудовлетворение может вести к недовольству работой. А это прямой стрессовый фактор в организации.
Предполагается, что для того, чтобы более эффективно отслеживать источники стресса в организации, необходимо организовать на предприятии обратную связь между руководителем и рабочим коллективом. Таким образом, руководитель будет оценивать работу, консультировать и высказывать пожелания касательно выполняемых задач. А коллектив сможет высказывать своё мнение начальнику как о своих идеях, которые могут быть полезны, так и о различных моментах, которые их не устраивают. Прислушиваясь к этим мнениям, руководителю не только будет легче взглянуть на работу с точки зрения рабочих для принятия нужных решений, но и предпринять действия для обеспечения желательных условий для работы персонала. Таким образом, обеспечивается создание нужных коллективу условий для работы, учитывается их мнение, а следовательно, и удовлетворяются потребности в признании.
Сложно отрицать, что образование и наличие организационного стресса не зависит от профессиональных качеств руководителя. Существует множество различных концепций, содержащие качества, которыми необходимо обладать человеку с профессией менеджера. Менеджер должен быть вежливым, соблюдать правила этикета, быть тактичным. Он должен быть настроен позитивно по отношению к окружающим, уметь контролировать и регулировать свои эмоции. Также необходимы качества гибкости и контактности, необходимые как для работы с сотрудниками предприятия, так и с внешними лицами. Необходимо уметь находить индивидуальный подход к людям. Руководителю желательно вести диалог с окружающими на проактивном языке (язык действия). Менеджер должен быть спокойным, умеющим выслушать собеседника, уметь воспринимать и давать критику.
Наличие как можно
большего числа подобных качеств
делает менеджера более приемлемым
в коллективе, приятным в общении,
способным выполнять
Заключение
Изучена литература авторов: Аверченко Л.К., Бодровой В.А., Василюк Ф.Е., Ждановой О.И., Каменюкина А.Г., Н.И., Красовского Ю.Д., Леоновой А.Б., Маклакова А.Г., Самоукиной Н., Селье Г., Суворовой В.В., Трапицына С.Ю., Щербатых Ю.В. и др., которая раскрывает основные закономерности темы: «Стресс как основа поведенческих проблем». Изученная информация представлена в виде 25 страниц текста, таблиц, глоссария и приложения.
Выявлены основные идеи:
Стресс является актуальным предметом исследований различных отраслей науки: биологии, медицины, психологии, социологии. Возникновение и течение стресса в первую очередь зависит от индивидуальных особенностей человека. Люди реагируют на одинаковые нагрузки по-разному. У одних отмечается повышение активности, у других людей наоборот, отмечается снижение активности, а эффективность их деятельности быстро падает.
Стресс, связанный с работой называется профессиональным стрессом. Профессиональный стресс – многообразный феномен, выражающийся в психических и физических реакциях на напряженные ситуации трудовой деятельности человека.
Синдром профессионального выгорания – это динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса, когда налицо все три фазы стресса: нервное напряжение, резистенция (сопротивление) и истощение. Он наиболее характерен для представителей социальных или коммуникативных профессий — системы «человек-человек» (это медицинские работники, учителя, менеджеры всех уровней, консультирующие психологи, психотерапевты, психиатры, представители различных сервисных профессий).
Для того, чтобы предотвратить негативное влияние стресса, необходимо использовать профилактику и способы борьбы в организации или у отдельного человека. Чтобы эффективно бороться со стрессом, необходимо выявить его причины, устранить их, создать комфортные условия. Также необходимо анализировать свою реакцию на определенные стрессовые ситуации и работать над ней в случае необходимости.
Для борьбы со стрессом на предприятии, руководителю необходимо изучить личности рабочего персонала, учитывать их совместимость, характеры, темпераменты и потребности. При выполнении рабочих задач должно использоваться эффективное планирование и распределение обязанностей. Кроме того, руководитель должен стремиться к повышению и развитию своих профессиональных качеств. Это не только обеспечивает ему желаемую карьеру и навыки, но и исключает ряд возможных причин возникновения организационного стресса.
Список источников использованной литературы.
Глоссарий
Приложение
Тест на определение степени сопротивляемости стресса.
Инструкция к тесту:
Внимательно прочтите весь перечень,
чтобы иметь общее
Перемены в жизни, способные вызвать стресс:
События в жизни Единицы значимости |
(баллы) |
1. Смерть супруги (супруга) |
100 |
2. Развод |
73 |
3. Разрыв с партнером |
65 |
4. Отбывание наказания в тюрьме |
63 |
5. Смерть близкого родственника |
63 |
6. Травма или болезнь |
53 |
7. Свадьба |
50 |
8. Увольнение с работы |
47 |
9. Примирение с партнером ( |
45 |
10. Уход на пенсию |
45 |
11. Болезнь члена семьи |
44 |
12. Беременность партнерши |
40 |
13. Сексуальные затруднения |
39 |
14. Рождение ребенка |
39 |
15. Реорганизация на работе |
39 |
16. Изменение финансового |
38 |
17. Смерть близкого друга |
37 |
18. Смена места работы |
36 |
19. Увеличение числа супружеских (партнерских) ссор |
35 |
20. Получение денежной ссуды на крупную покупку (например, дома). |
31 |
21. Растущие долги |
30 |
22. Повышение служебной ответственности |
29 |
23. Уход сына или дочери из родительского дома |
29 |
24. Раздоры с родителями мужа или жены |
29 |
25. Головокружительный личный успех |
28 |
26. Супруг бросает работу (или приступает к работе). |
26 |
27. Окончание школы и поступление в институт |
26 |
28. Изменение жилищных условий |
25 |
29. Отказ от индивидуальных привычек, изменение стереотипов поведения. |
24 |
30. Конфликты с начальством |
23 |
31. Изменение условий работы или рабочего времени |
20 |
32. Перемена места жительства |
20 |
33. Смена места обучения |
20 |
34. Изменение привычек, связанных с проведением досуга или отпуска. |
19 |
35. Изменение привычек, связанных с вероисповеданием. |
19 |
36. Изменение социальной активности. |
18 |
37. Ссуда или заем для покупки менее крупных вещей (машины, телевизора). |
17 |
38. Изменение индивидуальных |
16 |
39. Изменение числа живущих |
15 |
40. Изменение привычек, связанных с питанием (количество потребляемой пищи, диета, отсутствие аппетита и т. п.). |
15 |
41. Отпуск. |
13 |
42. Рождество, встреча Нового года, день рождения. |
12 |
43. Незначительное нарушение |
11 |
Информация о работе Управление и профилактика стресса на уровне организации