Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 10:15, курсовая работа
ЦЕЛЬ изучения данной темы - познакомиться с природой конфликтной ситуации, методами профилактики возникновения конфликтов и\рпонструктивными способами реагирования и разрешения конфликтных ситуаций.
ЗАДАЧИ:
ознакомиться с причинами возникновения конфликтов, динамикой развития конфликтной ситуации и типами конфликтов;
∙ рассмотреть прямые и косвенные методы управления конфликтами;
∙ познакомиться с позитивными функциями конфликтов.
Введение стр. 3
Раздел : 1.Структура конфликта
Определение конфликта стр. 4-5
Причины конфликта стр. 5-6
Группа причин, порождённых трудовым процессом стр. 6-7
Причины, вызываемые психологическими
особенностями человеческих отношений стр. 7-8
Различия в манере поведения и жизненном опыте стр. 9-10
Типы конфликтов стр. 10-11
Классификация конфликтов стр. 12-13
Функциональные и дисфункциональне последствия стр. 13-14 конфликта
Раздел: 2.Управление конфликтами
Стадии конфликта стр. 14-15
Косвенные методы разрешения конфликтов стр. 16-17
Прямые методы разрешения конфликтов стр. 17-18
Переговоры как метод разрешения конфликтов стр. 18-19
Цели и результаты переговоров стр. 19-20
Стратегии и тактики переговоров стр. 20-21
Стратегии переговоров стр. 21
Стратегии поведения в конфликте стр. 22
Тактика ведения переговоров стр. 23-25
Спосбы повышения удовлетворенности другой стр. 25-26
стороны результатами
Раздел: 3.Функции и эффективность конфликта стр. 27-28
Заключение стр. 29
Литература стр.29
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Управленческая психология»
ТЕМА: «Управление конфликтами»
Защищено
______________________
оценка
Руководитель
Демидова Г.В.
Подпись, фамилия, инициалы фамилия, инициалы
«
»
на курсовую работу по дисциплине «Управленческая психология»
студенту 5 курса Дорогиной Елены Валерьевны
Тема работы: Управление конфликтами
Содержание:
2.1.1. Понятийный аппарат
2.1.2. Анализ источников информации по теме
2.1.3. Методика исследовательской работы по теме
2.2. Практическая часть
2.2.1. Исследование по теме
2.2.2. Сравнительный анализ
3. Заключение
Выводы
и рекомендации по
исследования в работе менеджера
4. Литература
Дата выдачи задания «10» февраля 2013 года
Срок выполнения
Преподаватель Демидова Г. В.
Рассмотрено на заседании
Цикловой коммиссии
Протокол № ___ от________________2013 года Принял к исполнению___________
Председатель
цикловой коммиссии____________
Руководитель
работы________________________
Введение
Современная организация может быть отнесена к сложным вероятностным системам, то есть она имеет ряд подсистем, между которыми могут возникнуть противоречия – и которые являются неизбежным атрибутом такого рода систем. Если противоречия получают развитие, то говорят о возникновении конфликта.
Сразу надо отметить, что
бесконфликтных организаций не существует.
Более того, чем активнее и динамичнее
организация, тем чаще в ее деятельности
возникают основания для
Наверное, каждому из нас приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми и играют ключевую роль в жизни отдельного человека, семьи, государства, общества и человека в целом.
Большинство конфликтов возникают помимо желания их участников. Это происходит от того, что многие люди не имеют достаточно четкого представления о конфликтах, либо не предаёт им особого значения.
Руководитель организации
согласно своей роли обычно находится
в центре любого конфликта и призван
разрешить его всеми доступными
средствами. Управление конфликтом является
одной из важнейших функций
В зависимости от того, насколько
эффективным будет управление конфликтом,
его последствия станут конструктивными
или деструктивными, что повлияет
на возможность возникновения
ЦЕЛЬ изучения данной темы - познакомиться с природой конфликтной ситуации, методами профилактики возникновения конфликтов и\рпонструктивными способами реагирования и разрешения конфликтных ситуаций.
ЗАДАЧИ:
∙ познакомиться с причинами возникновения конфликтов, динамикой развития конфликтной ситуации и типами конфликтов;
∙ рассмотреть прямые и косвенные методы управления конфликтами;
∙ познакомиться с позитивными функциями конфликтов.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНФЛИКТА
Как и у многих понятий в теории управления, у конфликта имеется множество определений. В психологии под конфликтом понимают столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В связи с этим можно дать определение конфликту как одной из форм человеческого взаимодействия, в основе которой лежит различного рода реальные или иллюзорные, объективные или субъективные, в различной степени осознанные противоречия между людьми, которые могут предпринимать попытки их разрешения на фоне проявления эмоций.
Отсюда видно, что основу конфликтных ситуаций в группе между отдельными людьми составляет столкновение между противоположно направленными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения.
Конфликт чаще всего ассоциируется с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью. Бытует мнение, что конфликт – явление всегда не желательное, что его необходимо, по мере возможности, избегать, и что его следует немедленно разрешить, как только он возникает. Считалось, что эффективность организации в большей степени опирается на определение задач, процедур, правил, взаимодействия должностных лиц и разработку рациональной организационной структуры. Такие механизмы, в основном, устраняют условия, способствующие появлению конфликта, и могут быть использованы для решения возникающих проблем.
Но многие социологи, и социальные психологи , определяют конфликт как идеологическое явление, отражающее устремление и чувства индивидов и социальных групп в борьбе за объективные цели: власть, изменение статуса, перераспределение расходов, переоценку ценностей и т.п. Ценность конфликта состоит в том, что они предотвращают окостенение системы, открывают дорогу инновациям.
Конфликт как социальное действие, без сомнения, известный ярко окрашенный негативный эффект. Но он выполняет важную позитивную функцию. Конфликт служит выражению неудовлетворённости или протеста, информированию конфликтующих сторон об их интересах и потребностях. В определенных ситуациях, когда негативное взаимоотношение между людьми контролируемые, и, по крайней мере, одна из сторон отстаивает не только личные, но и организационные интересы в целом, конфликты помогают сплотиться окружающим, мобилизовать их волю и ум на решение принципиально важных вопросов, улучшить морально-психологический климат в коллективе. Более того, бывают ситуации, когда столкновение между членами коллектива, открытый и принципиальный спор желателен: лучше вовремя предупредить неправильное поведение коллеги по работе, чем попустительствовать ему, опасаясь испортить с ним отношения. Как выразился М. Вебер, «конфликт очищает». Такой конфликт позитивно влияет на структуру, динамику и результативность социально-психологических процессов и служит источником самосовершенствования и саморазвития личности. Таким образом, конфликт может привести к повышению эффективности организации, к улучшению отношений внутри коллектива, разрешить спорные ситуации.
Итак, различают два основных подхода к конфликта. В рамках первого подхода конфликт определяется как конфликт интересов, противоречие, борьба и противодействие. С позиции второго подхода конфликт рассматривается как процесс развития взаимодействия. Представители первого подхода рекомендуют гасить конфликты, представители второго – считают, что блокада конфликта хуже самого конфликта, который обладает рядом неоценимых преимуществ с точки зрения развития организации.
ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТА
В основе любого конфликта лежит противоречие, которое ведет обычно либо к конструктивным (например, к усилению групповой динамики, развитию коллектива), либо к деструктивным (например, к развалу коллектива) последствиям.
Открытый конфликт, в котором
разногласия относятся к
Открытый конфликт чаще всего разворачивается на деловой основе. Скрытый, тлеющий конфликт – человеческие отношения. Многие кажущиеся «деловыми» конфликты – на самом деле конфликты, замешанные на чувствах, и взаимоотношениях людей. Если деловая часть безупречна отрегулирована, то напряжение не устраняется и переносится в другой «театр военных действий».
Очень важно определить причины конфликта, так как зная причины возникновения того или иного конфликтного феномена, легче предпринять конкретные шаги по блокированию их действий, предотвращая тем самым вызываемый ими негативный эффект.
Рассмотрим перечень причин возникновения конфликта, предложенный специалистом области управления персоналом Р.Л. Кричевским.
Условно он может быть представлен в виде трех основных групп:
1) причины трудовым процессом;
2) причины, вызывание психологическими особенностями человеческих взаимоотношений;
3) причины, коренящихся в личном своеобразии членов коллектива.
Случаются также причины конфликта, обусловленные экономическим состоянием жизни в нашей стране, которые нельзя игнорировать.
ГРУППЫ ПРИЧИН, ПОРОЖДЕННЫХ ТРУДОВЫМ ПРОЦЕССОМ
Для многих трудовых коллективов
они являются главным источником
возникновения конфликтных
Во-первых, конфликты вызываются факторами, препятствующими достижению людьми основной цели трудовой деятельности – получению определенных продуктов.
Такими факторами могут быть:
а) непосредственная технологическая взаимосвязь работников, когда действия одного из них влияют (в данном случае негативно) на эффективность действий другого (например, при работе конвейера).
б) перенос проблем, решение которых должно было идти по вертикали, на горизонтальный уровень отношений (нехватка оборудования, инструментов нередко приводит к конфликтам между рядовыми работниками, хотя решать это проблему должны руководители);
в) невыполнение
Во-вторых, конфликты на производстве вызываются факторами, препятствующими достижению людьми вторичных целей трудовой деятельности – достаточно высокого заработка, благоприятных условий труда и отдыха. У этой группы факторы схожи с первой группой.
В-третьих, возникающие в
процессе реализации трудовой деятельности
конфликты нередко порождаются
несоответствием поступков
Последняя причина обусловлена главным образом плохим описанием во многих наших учреждениях служебных функций персонала. В результате у людей складывается превратное представление о том, кто за что отвечает и что делает.
Исчерпывающего списка причин, вызывающих конфликты, в том числе и в трудовой деятельности, не существует. И к причинам, только что названным, можно добавить ещё немало других, поражденных организационной практикой.
ПРИЧИНЫ, ВЫЗЫВАЕМЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Наиболее яркий пример такого рода особенностей – взаимные симпатии и антипатии людей, ведущие к их совместимости или несовместимости.
а) неблагоприятная
психологическая атмосфера в
коллективе (она может быть вызвана
образованием противостоящих
б) плохая психологическая
коммуникация (люди не понимают,
не учитывают намерения,