Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 17:12, курсовая работа
Целью данной работы являлось изучение уровня развития самосознания студентов-психологов в процессе высшего профессионального образования.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Изучить литературные источники по проблеме уровня самосознания студента: монографии, статьи, справочники.
Проанализировать и подобрать методы изучения уровня самосознания личности студента.
Проанализировать методики изучения уровня самосознания личности студента.
Введение…………………………………………………………………… 4
1 Понятие самосознания личности……………………………………… 8
1.1 Понятие самосознания личности через призму метода самоанализа……………………………………………………………………… 8
1.2 Анализ отечественных концепций структуры и понятия самосознания……………………………………………………………………. 10
1.3. Определение и структура самосознания в зарубежной литературе………………………………………………………………………. 14
2 Методы изучения уровня развития самосознания в процессе
высшего профессионального образования…………………….…………18
2.1 Повышение уровня самосознания студента-психолога
в контексте методов воспитания………………………………....….18
2.2. Наблюдение как метод в психологии личности……………….22
2.3. Опрос как метод в психологии личности………………………23
2.4. Тест как метод в психологии личности………………………...24
2.5. Проективные методы психологии личности………………………………………………………………………….26
3 Методики исследования уровня развития самосознания студентов-психологов……………………………………………………………………….28
Заключение…………………………………………………………………33
Список использованных источников……………….…………………….34
С.Л. Рубинштейн, затрагивая вопрос о самосознании личности, отмечал, что личность как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и самого себя в своих отношениях с окружающим. Подлинный источник движущие силы развития по С. Л. Рубинштейну нужно искать в растущей реальной самостоятельности индивида, которая выражается в изменении его взаимоотношений с окружающими.
О развитии самосознания он имел следующее представление: «Развитие самосознания проходит ряд ступеней – от наивного неведения в отношении самого себя к все более углубленному самопознанию, соединяющемуся затем с все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценкой. В процессе развития самосознания центр тяжести для подростка все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от более или менее случайных черт к характеру в целом. С этим связаны осознание – иногда преувеличенное – своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате человек самоопределяется как личность на более высоком уровне» [ цит. по: 10,с. 169–185].
Способность осмыслить жизнь в большом плане и распознать то, что в ней подлинно значимо, умение не только изыскать средства для решения случайно всплывших задач, но и определить сами задачи и цель жизни так, чтобы по-настоящему знать, куда в жизни идти и зачем, – это согласно С. Л. Рубинштейну есть ничто иное, как мудрость.[8, с.74-77]
В. А. Аверин, ссылаясь на Б. Г. Ананьева, утверждал, что становление самосознание включено в процесс становления личности и поэтому оно не надстраивается над нею, а является одним из компонентов личности. В этой связи понять структуру самосознания, этапы его становления можно в ходе становления и развития самой личности, начиная с первых ее шагов по жизни.
А цель развития самосознания
состоит в осознании личностью
своего Я, своей отдельности от других
людей, что находит свое выражение
в растущей самостоятельности
Говоря о структуре самосознания, А. В. Аверин подчеркнул, что принято выделять: «Я» - реальное, т. е. совокупность представлений о себе в настоящем, «Я» - идеальное – т. е. то, каким бы хотел быть вообще, «Я» -прошлое, т. е. совокупность представлений о своем прошлом «Я», «Я»-будущее, т. е. совокупность о себе в будущем.
Также А. В. Аверин предположил что ведущей функцией самосознания является саморегуляция поведения личности, так как именно совокупность представлений о себе и оценка этих представлений представляет психологическую основу поведения личности.
«Человек в своем
поведении может себе позволить
ровно столько, насколько он знает
себя. Эта формула в значительной
мере обусловливает
Все исследования по проблеме самосознания А. К. Болотова делила на разные направления, среди которых можно выделить такие как: изучение самосознания в общетеоретическом и методологическом аспектах (Л.И. Божович, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и другие), структура самосознания и анализ отдельных его составляющих звеньев, в том числе самооценки (О.Н. Молчанова, В.С. Мухина, Л.В. Бороздина и другие), самосознание как социально-психологическая и философская проблема существования и развития личности (И.С. Кон, В.В. Столин, А.Г. Спиркин, И.И. Чеснокова и другие).
Так же А.К. Болотова указывает, что в основе самосознания лежит все более усложняющаяся деятельность самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и способности к саморегуляции поведения. Следовательно, в структуре самосознания личности развиваются и функционируют три образования – образ себя, самооценка и самоотношение.[2]
Е.В. Панина, изучая взгляды отечественных ученых на проблему самосознания, она пришла к выводу, что разнообразнее всего представлена его структура. Ею было выделено три группы концепций, исходя из того, какой критерий явился основанием той или иной концепции.
Утверждение А.К. Болотовой она отнесла к концепциям первой группы, в основе которых заложены процессы протекающие в самосознании.
В эту группу так
же входит концепция И.И. Чесноковой,
согласно которой самосознание –
это сложный двухуровневый
Вторая группа представлена концепциями, авторы которых описывают структуру самосознания как иерархию уровней. Здесь можно указать концепцию В.В. Столина. Он выделил следующие уровни в структуре самосознания:
Третья группа представлена
концепциями структуры
- эмоционально-ценностное отношение к себе телесному, к своему имени и к своему индивидуально-типическому психическому Я;
- притязания на признание;
- половая идентификация;
- психологическое время личности (индивидуальное прошлое, настоящее и будущее);
- психологические пространство личности: права и обязанности.
Звенья самосознания развиваются и изменяются по своему содержанию в зависимости от особенностей индивидуального развития личности, ее внутренней позиции и социального окружения.[7]
Таким образом, большинство концепций структуры самосознания можно разделить на три группы в зависимости от основания: концепции, основанные на процессах, концепции, описывающие самосознание как иерархию уровней, концепции, в основе которых - содержание самосознания. Представленные концепции имеют как достоинства, так и недостатки. Кроме того, сравнивая описанные концепции, можно отметить наличие некоторой терминологической рассогласованности. В частности, ученые по-разному смотрят на такие понятия, как «Я-концепция», «образ Я», «рефлексия» и на их место в теории самосознания. Это и дает нам основания считать, что изучение феномена самосознания все еще остается актуальным для современного исследователя.
1.3 Определение и структура самосознания в зарубежной литературе
Зарубежная психология
имеет богатую историю
Э. Берн, рассматривая что такое человек затронул вопрос структуре Я (Эго). Само Эго, согласно Э. Берна – это система, способная видеть саму себя подобно тому, как части тела могут ощущать одна другую. Отсюда у людей возникает ощущение, что они могут проследить за работой собственной психики как будто со стороны точно так же, как могут проследить за перемещениями своей ноги.
В действительности в Эго содержатся три части, и все они могут смотреть друг на друга в разные моменты времени. Одну из этих частей составляют специальные родительские образы; другая часть – это взрослое Я, работающее в соответствии с Принципом Реальности; и вдобавок у каждого человека сидит в голове маленький ребенок, которым он некогда был. У каждой женщины есть в голове маленькая девочка, а у каждого мужчины – маленький мальчик. Родительская часть, взрослая часть и детская часть представляют собой три различных Я. Пока одно из этих Я действует независимо от остальных, индивид чувствует себя одной личностью; но если две из них действуют одновременно, то каждая из них смотрит на другую, удивляясь, что же происходит?[9, с. 387-395]
Отсюда следует, что задачей вуза является выявления уровня развития и непосредственная работа с взрослой частью Я студента. Так как часто между людьми возникают конфликты из-за несовпадения при разговоре, общей деятельности частей Я (студент ведет диалог детской частью Я, преподаватель – взрослой) следует это учесть при построении совместной работы.
Согласно классическому психоанализу (3. Фрейд) «Я» является одним из структурных компонентов психики человека («Оно», «Я», «Сверх-Я»). В Я-концепции 3.Фрейда самосознание как бы находится на службе бессознательных влечений, импульсов и его активность всецело определяется существованием сферы этих импульсов, влечений. Находясь под постоянным давлением неосознанных сексуальных влечений, с одной стороны, и требований реальности, с другой, самосознание выступает в качестве приспособления человека к окружающему миру. Эту функцию самосознание выполняет при помощи особых механизмов психологической защиты: одни импульсы оно подавляет (механизм вытеснения), другим дает проявиться в социально приемлемых формах (механизмы рационализации, проекции. сублимации), третьи позволяют сознательно отождествиться с объектами любви (механизм идентификации), но в любом случае возникают отклонения, скрывающие от сознания конкретного человека истинную природу психических явлений.
Ученики и последователи 3. Фрейда (К. Юнг и К. Хорни и другие) по-новому пытались определить движущие силы психического развития человека, дополнить и дифференцировать внутреннюю структуру сознания, вводя для этого новые понятия. Общим для этих исследований является, представление неизбежности возникновения отклонений в самосознании при столкновении личности с окружаю миром.
Психоаналитический
подход к выяснению природы
Иной подход к рассмотрению самосознания характерен для представителей гуманистического направления в психологии. К. Роджерс, говоря о самосознании, оперирует понятиями Я-концепции которым понимает сложную структурированную картину, существующую в сознании индивида самостоятельная фигура и фон и включающая как собственно Я, так и отношения, в которые оно и вступить, а также позитивные и негативные ценности, связанные с воспринимаемыми качества отношениями "Я" в прошлом, настоящем и будущем.
Р. Бернс предложил
более дифференцированную
Так же неоднозначны представления зарубежных исследователей о факторах, определяющих формирование самосознания. Представители психоаналитического подхода процесс формирования самосознания сводят к биологически обусловленным предпосылкам, где образ Я рассматривается в те единстве телесными переживаниями (3. Фрейд). Авторы социального подхода основную роль в развитии самосознания отводят социальным факторам недооценивают активность самого субъекта (Г. Олпорт, Э. Эриксон). Исследователи, анализировавшие самосознание с позиций феноменологического под особенно важным для развития самосознания считают то, как человек воспринимает самого себя в социализации (Р.Бернс, К. Роджерс). В рамках генетического подхода процесс развития самосознания рассматривается в его тесной связи с развитием мышления, восприятия и познания ребенка ( А. Валлон, Ж. Пиаже).[13]
Таким образом, мы пришли к следующим определениям понятия самосознание:
Глава 2 Методы изучения развития самосознания в процессе высшего профессионального образования
2.1. Повышение уровня самосознания студента-психолога в контексте методов воспитания
В период обучения в вузе самосознание личности тесно переплетается с профессиональным самосознанием, поэтому методы направленные на выявления второго, подходят и для первого.
Из самого определения самосознания следует, что при изучении его развития одного наблюдения как основного метода будет недостаточно. Для этого необходимо собрать пакет тестов и опросников, которые будут направлены на выявление мотивов выбора профессии, уровня субъективного контроля, определение ценностных ориентаций. И весь пакет собранных методик будет соответствовать поставленной цели, но при этом остается нерешенным один маленький, но очень важный вопрос: как все эти проведенные методики будут способствовать развитию профессионального самосознания студента-психолога?