Уровень развития самосознания студента-психолога в процессе высшего профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 17:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы являлось изучение уровня развития самосознания студентов-психологов в процессе высшего профессионального образования.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Изучить литературные источники по проблеме уровня самосознания студента: монографии, статьи, справочники.
Проанализировать и подобрать методы изучения уровня самосознания личности студента.
Проанализировать методики изучения уровня самосознания личности студента.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………… 4
1 Понятие самосознания личности……………………………………… 8
1.1 Понятие самосознания личности через призму метода самоанализа……………………………………………………………………… 8
1.2 Анализ отечественных концепций структуры и понятия самосознания……………………………………………………………………. 10
1.3. Определение и структура самосознания в зарубежной литературе………………………………………………………………………. 14
2 Методы изучения уровня развития самосознания в процессе
высшего профессионального образования…………………….…………18
2.1 Повышение уровня самосознания студента-психолога
в контексте методов воспитания………………………………....….18
2.2. Наблюдение как метод в психологии личности……………….22
2.3. Опрос как метод в психологии личности………………………23
2.4. Тест как метод в психологии личности………………………...24
2.5. Проективные методы психологии личности………………………………………………………………………….26
3 Методики исследования уровня развития самосознания студентов-психологов……………………………………………………………………….28
Заключение…………………………………………………………………33
Список использованных источников……………….…………………….34

Файлы: 1 файл

2 курс.docx

— 84.26 Кб (Скачать файл)

Конечно, с одной стороны, с помощью диагностики можно выявить студентов которые обладают личностными качествами необходимыми для становления их как профессионала, но с другой стороны возникает вопрос: что делать тем студентам, которые по результатам диагностики ну ни как не подходит для роли психолога?

Вопрос нужна ли при  формировании и развитии, какая либо диагностика является спорным. Что же касается методов изучения развития профессионального самосознания, то преподавателю не нужны ни какие методики, их заменяет опыт и как результат он «видит студентов насквозь» не применяя к ним каких либо тестов.  

 

А. С. Макаренко в своем  произведении «Педагогическая поэма» не делал ссылок на проведение диагностики  у своих воспитанников, при этом он не отрицал полезность теории, но утверждал, что действовать нужно по обстоятельствам.

Хоть методы А. С. Макаренко  преследовали цель сделать из несовершеннолетних правонарушителей советского человека, они хорошо подходят и для формирования самосознания  студентов-психологов в процессе высшего профессионального образования. Кто-то может не согласиться с тем, что педагогическое воспитание имеет что-то общее с формированием и развитием профессионального самосознания, но это не совсем так. Ведь профессиональное развитие является неотъемлемой частью процесса воспитания, это видно из следующих определений воспитания:

    • В широком социальном смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим.
    • В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общества с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.
    • В широком педагогическом смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.
    • В узком педагогическом смысле воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

В педагогике, как и в  других социальных науках, понятие  «воспитание» часто используется для  обозначения составных частей целостного воспитательного процесса. Говорят, например, «физическое воспитание», «эстетическое воспитание» сюда же можно отнести и «профессиональное  воспитание»

Теперь убедившись, что  при рассмотрении профессионального  самосознания можно ссылаться на методы воспитания, можно перейти  непосредственно к самим методам.

 Начнем с того, что какой бы мотив не привел студента в этот вуз и на этот факультет следует о нем забыть. Это связано с тем, что в наше время получение высшего образования больше похоже на модный аксессуар, чем на личное достижение. И чтобы в будущем получить настоящих специалистов следует совершить замену мотива. А. С. Макаренко никогда не рассматривал дело которое «приходило» вместе с воспитанником, он был уверен что смотреть нужно в будущее, а не в прошлое - « Я сказал речь о новой, трудовой жизни, о том, что нужно забыть о прошлом, что нужно идти все вперед и вперед».

Убедить студента получить знания и навыки вместо диплома о высшем образовании довольно сложно, но возможно, точно так как с малолетнего вора сделать рабочего человека. Для этого следует задать общий тон в группе.

Общий тон это другими  словами «рабочий настрой » студенческой группы. Опыт наблюдения  показывает что «настрой» группы в первую очередь задает доминантная личность (доминантная – господствующая). Если студенческая группа не проявляет никакого желания и стремления к познанию и участию в учебном процессе следует присмотреться к ней и выявить, кому из товарищей вся группа подчиняется. Выявление доминирующего члена группы и наблюдение за ним приведет нас к тому, что мы выявим, какие проблемы являются фундаментом для всех остальных.

Вопрос о самосознании в этом случае встает довольно остро. Ведь если человек поддается подчинению, хоть и пассивному, значит, он не может дать полный отчет о своих действиях, а это говорит о низком уровне развития самосознания.

Следующий метод соприкасается  с темой авторитета и подражания, но теперь не в связи студент-студент, а в связи студент-преподаватель.

В своей педагогической поэме  А. С. Макаренко приводит следующую  цитату  Андрея Михайловича Батуева - советского шахматиста, мастер спорта СССР, заслуженного тренера РСФСР : «Педагог должен знать свой предмет по-настоящему хорошо, и тогда его будут уважать и слушаться, даже если он резкий человек. Но  каким бы вы добреньким ни были, хоть кормите их конфетами, если вы своего предмета не знаете – вас в грош не будут ценить. Вы будете вечно объектом насмешек и издевательств. Вам будут готовить всякие подвохи и каверзы – и все из-за отсутствия».

 А. С. Макаренко отлично удалось описать «хорошего» и «плохого» педагога «Я уже знал, что ребята не оправдывают интеллигентского убеждения, будто дети могут любить и ценить такого человека, который к ним относится любовно, который их ласкает. Я убедился давно, что наибольшее уважение и наибольшая любовь со стороны ребят, по крайней мере, таких ребят, какие были в колонии, проявляются по отношению к другим типам людей. То, что мы называем высокой квалификацией, уверенное и четкое знание, умение, искусство, золотые руки, немногословие и полное отсутствие фразы, постоянная готовность к работе — вот что увлекает ребят в наибольшей степени .

Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны  до придирчивости, вы можете не замечать их, если они торчат у вас под  рукой, можете даже безразлично относиться к их симпатии, но если вы блещете  работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне, и они не выдадут. Все равно, в  чем проявляются эти ваши способности, все равно, кто вы такой: столяр, агроном, кузнец, учитель, машинист» [ цит. по: 5,с. 345-347].

Таким образом, на примерах видно как себя точно не следует вести преподавателю, а как следует.

Чтобы подытожить все вышесказанное следует вспомнить, какие методы воспитания, предложенные А. С. Макаренко, мы преломили к теме развития профессионального самосознания.

Во-первых, следует  задать «общий тон», благодаря которому студенческая группа постепенно преобразуется  в коллектив. В котором в свою очередь существуют свои законы, которые  и будут положительно влиять на повышение  уровня самосознания как профессионального, так и личностного.

Во-вторых, следует  уделить внимание на влияние преподавательского состава на студенческую группу. Попытаться по мере возможности на первом курсе обучения предоставить возможность работать со студентами «сильной личности». Для того чтобы студентам было кому подражать.

Хоть оба эти  моменты и выглядят организационными, но они являются самыми главными в  воспитании профессионала и развитии высокого уровня самосознания.

2.2. Наблюдение  как метод в психологии личности

Наблюдение –  целенаправленное восприятие исследуемого явления.

Положительные стороны  этого метода:

    • Исследователь не вмешивается в ход психических проявлений,они протекают естественно (это чистое явление – наблюдатель наблюдает реальное);
    • Богатство наблюдаемых явлений.

Отрицательные стороны  этого метода:

    • Невозможно исключить влияние случайных факторов;
    • Пассивный метод (исследователь не может вызвать исследуемое явление или повторить его в нужный момент);
    • Чрезвычайно трудоемкий, требует огромные затраты времени.

Требования к  методу :

    • Целенаправленность наблюдения;
    • Объективность наблюдения;
    • Систематичность наблюдения;
    • Фиксация наблюдения

Виды наблюдения:

    • По времени наблюдения:
      • Кратковременные
      • Долговременные
    • В зависимости от организации наблюдения:
      • Свободные
      • Стандартизированные
    • От позиции наблюдения:
      • Открытые
      • Скрытые
    • От характера контакта:
      • Непосредственные
      • Опосредственные.

 

2.3. Опрос как  метод в психологии личности

Личностные опросники — одна из разновидностей психологических тестов, входящих в категорию тестов личности . Они предназначены для психологической диагностики степени выраженности у индивида определенных личностных черт или психологических характеристик, количественным выражением которых служит суммарное число определенных ответов на определенные пункты опросника. Разработаны и широко применяются различные личностные опросники для диагностики устойчивых черт личности (индивидуальности, темперамента, характера ); отдельных видов мотивации (напр., мотивации достижения); психических и эмоциональных состояний (напр., тревожности ); профессиональных и других интересов и склонностей . Наряду с одномерными опросниками предназначенными для диагностики какой-либо одной характеристики, существуют также многомерные., дающие информацию о целом ряде различных характеристик личности. Личностные опросники применяются в прикладных и в исследовательских целях, как в ситуации индивидуального, так и группового обследования (Д. А. Леонтьев) [6, с. 234-238].

Требования к  опросу:

    • Вопросы должны быть простыми – доступными для понимания;
    • Каждый вопрос должен преследовать определенную цель;
    • При формулировке вопроса следует избегать малораспространенных слов и слов с двойным значением;
    • Вопросы не должны быть длинными;
    • Следует избегать сдвоенных вопросов;
    • Нельзя формулировать вопрос таким образом, который сам по себе вызывает определенные положительные или отрицательные  отношения.

При необходимости  следует уточнить ответ, задав подобный вопрос: «Как это следует понимать?».

2.4. Тест как  метод в психологии личности

Тест – стандартизированная методика психологического измерения, предназначенная для диагностики выраженности психических свойств или состояний у индивида при решении практических задач. Тест представляет собой серию кратких испытаний (задач, вопросов, ситуаций и пр.). Как правило, показатели выполнения теста (иногда их можно называть «показателями успешности») выражаются в относительных величинах: за единицу часто принимается та или иная мера вариативности индивидуальных данных.

Результаты выполнения тестовых заданий являются индикаторами психических свойств или состояний.

Тесты разделяются на 2 основных типа:

  1. собственно психологические тесты;

2) тесты достижений (испытания знаний, умений, навыков, уровня общей или профессиональной подготовки).

 

Психологические тесты классифицируются по различным основаниям.

По предмету диагностики выделяют тесты способностей и личности, а по способу реализации – манипулятивные, «карандаш–бумага», аппаратурные, ситуационно-поведенческие, компьютерные.

Кроме того, различаются аналитические тесты и тестовые батареи; индивидуальные и групповые.

 По цели применения выделяют тесты готовности к школе, клинические, профотбора.

По психометрическим основаниям тесты делятся на те, в основе которых лежат шкалы индивидуальных различий, и на критериально-ориентированные тесты.

Разработка тестов включает проверку его на валидность, надежность, однородность, дифференцирующую силу, достоверность и прогностичность. Тестовые шкалы основаны на статистической обработке результатов обследования больших выборок.

Различаются 3 вида интерпретации тестового результата:

    • соотнесение «сырого балла» со стандартными нормами, характеризующими внутригрупповой разброс результатов;
    • интерпретация индивидуального профиля результатов выполнения отдельных субтестов;
    • качественный портрет личности на основе применения диагностической экспертной системы.

Понятие тест ввел Джеймс Кеттел в конце XIX века, но распространение тестовый метод получил лишь в 1-й половине XX века, благодаря работам А. Бине, Л. М. Термена, Г. И. Россолимо и др. Первым популярным тестом стала шкала Бине—Симона, созданная в 1905 г. для диагностики уровня умственного развития детей и выявления не способных к обучению в массовой школе. В настоящее время психологами разработано несколько тысяч тестов и тестовых батарей.

Информация о работе Уровень развития самосознания студента-психолога в процессе высшего профессионального образования