Уровень развития самосознания студента-психолога в процессе высшего профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 17:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы являлось изучение уровня развития самосознания студентов-психологов в процессе высшего профессионального образования.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Изучить литературные источники по проблеме уровня самосознания студента: монографии, статьи, справочники.
Проанализировать и подобрать методы изучения уровня самосознания личности студента.
Проанализировать методики изучения уровня самосознания личности студента.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………… 4
1 Понятие самосознания личности……………………………………… 8
1.1 Понятие самосознания личности через призму метода самоанализа……………………………………………………………………… 8
1.2 Анализ отечественных концепций структуры и понятия самосознания……………………………………………………………………. 10
1.3. Определение и структура самосознания в зарубежной литературе………………………………………………………………………. 14
2 Методы изучения уровня развития самосознания в процессе
высшего профессионального образования…………………….…………18
2.1 Повышение уровня самосознания студента-психолога
в контексте методов воспитания………………………………....….18
2.2. Наблюдение как метод в психологии личности……………….22
2.3. Опрос как метод в психологии личности………………………23
2.4. Тест как метод в психологии личности………………………...24
2.5. Проективные методы психологии личности………………………………………………………………………….26
3 Методики исследования уровня развития самосознания студентов-психологов……………………………………………………………………….28
Заключение…………………………………………………………………33
Список использованных источников……………….…………………….34

Файлы: 1 файл

2 курс.docx

— 84.26 Кб (Скачать файл)

Применение теста всегда является этапом решения исследовательской или практической задачи, совместной деятельностью психодиагноста и клиента. Важное значение имеет соблюдение техники и этики психологического тестирования. Любые тесты, равно как и компьютерные психодиагностические системы, подлежат сертификации. Широкое применение тестов в образовании, при профотборе, в клинике должно сопровождаться повышением качества подготовки

психодиагностов. (В. Н. Дружинин)[6, с. 347-349].

2.5 Проективные  методы психологии личности

Согласно Е. Т. Соколовой, проективные методики представляют собой специальную технику клинико-экспериментального исследования тех особенностей личности, которые наименее доступны непосредственному  наблюдению или опросу. Термин “проективные”  был впервые использован Л. Френком  в 1939 г. для объединения уже известных  к тому времени, таких приемов, как  ассоциативный тест Юнга, тест Роршаха, ТАТ.

Различают следующие группы проективных методик.

Методики структурирования: тест чернильных пятен Роршаха, тест облаков, тест трехмерной проекции.

Методики конструирования: MAPS, тест мира и его разнообразные  модификации.

Методики интерпретации: ТАТ, тест фрустрации Розенцвейга, тест Сонди.

Методики дополнения: неоконченные предложения, неоконченные рассказы, ассоциативный  тест Юнга.

Методики катарзиса: психодрама, проективная игра.

Методики изучения экспрессии: анализ почерка, особенностей речевого общения, миокинетическая методика Мира – и – Лопеца.

Методики изучения продуктов  творчества: тест рисования фигуры человека (варианты Гуденау и Маховер), тест рисования дерева К. Коха, тест рисования дома, рисунок пальцем  и так далее.

Принято говорить о следующих  отличительных признаках проективных  методик:

1) так называемая неопределенность  стимульного материала или инструкции  к заданию, благодаря чему испытуемый  обладает относительной свободой  в выборе ответа или тактики  поведения;

2) деятельность испытуемого  протекает в атмосфере доброжелательности  и при полном отсутствии оценочного  отношения со стороны экспериментатора. Этот момент, а также то, что  испытуемый обычно не знает,  что в его ответах диагностически  значимо, приводят к максимальной  проекции личности, не ограничиваемой  социальными нормами, оценками;

3) проективные методики  измеряют не ту или иную  психическую функцию, а своего  рода модус личности в ее  взаимоотношениях с социальным  окружением.

Преимущественное использование  проективных методик для изучения неосознаваемых форм психической деятельности объясняется спецификой клинических  задач, решаемых с их помощью.

Большинство проективных методик или проективных «техник», как их иногда предпочитают называть, не являются, по-видимому, тестами в узком понимании этого термина. Согласно одному из принятых определений, «психологический тест – это стандартизированный инструмент, предназначенный для объективного измерения одного или более аспектов целостной личности через вербальные или невербальные образцы ответов или другие виды поведения». Исходя из этого определения, наиболее существенными признаками тестов являются:

1. Стандартизированность  предъявления и обработки результатов.

2. Независимость результатов  от влияния экспериментальной  ситуации и личности психолога.

3. Сопоставимость индивидуальных  данных с нормативными, т. е.  полученными в тех же условиях  в достаточно репрезентативной  группе.

В настоящее время далеко не все проективные методики и  не в равной степени удовлетворяют выделенным критериям [11, с. 124-128].

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Методики исследования развития самосознания студентов-психологов

Само понятие методика обозначает конкретный способ исследования, служащий для достижения конкретной цели; включающий описание процедуры исследовании, необходимого оборудования, способы обработки данных.

         Для комплексного исследования развития самосознания студентов-психологов, можно применять следующие методики:

  1. Методика исследования уровня субъективного контроля «УСК» - личностный опросник.

. Предназначен для диагностики интернальности – экстернальности. Разработан на основе шкалы локуса контроля Дж. Роттера и опубликован в 1984г.

Состоит из 44 утверждений, с которыми обследуемый может  согласиться (+) или не согласиться (-). Для исследовательских целей предусмотрен ответ по шестибалльной шкале «-3, -2, -1, +1, +2, +3», в которой «+3» означает «полностью согласен», а «-3» – «совершенно не согласен». С помощью методики осуществляется измерение интернальности–экстернальности по следующим шкалам:

1.  Шкала общей  интернальности .

2.  Шкала интернальности  в области достижений.

3.  Шкала интернальности  в области неудач.

4.  Шкала интернальности  в семейных отношениях.

5.  Шкала интернальности  в области производственных отношений.

6.  Шкала интернальности  в области межличностных отношений.

7.  Шкала интернальности  в отношении здоровья и болезни  [3, с. 465-469 ].

 

Данная экспериментально-психологическая  методика позволяет сравнительно быстро и эффективно оценить сформированный у испытуемого уровень субъективного  контроля над разнообразными жизненными ситуациями и пригодна для применения клинической психодиагностике, при  профотборе, семейной консультации и  т. д.

 Люди различаются между собой по тому, как и где они локализуют контроль над значительными для себя событиями. Возможны 2 полярных типа такой локализации: экстернальный и интернальный. В первом случае человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом действия внешних сил – случая, других людей и т. д.

Во втором случае человек интерпретирует значимые события  как результат своей собственной  деятельности. Любому человеку свойственна  определенная позиция на континууме, простирающемся от экстернальному к интернальному типу.

Локус контроль, характерный  для индивида, универсален по отношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми ему приходится сталкиваться. Один и тот же тип контроля характеризует поведение данной личности и в случае неудач, и в сфере достижений, причем это в разной степени касается различных областей социальной жизни.

Стандартизация  опросника проводилась на выборке из 84 обследуемых – студентах вуза, средний возраст которых составлял 20,4 года. Авторы методики сообщали о весьма высоких показателях его надежности. Валидность демонстрируется связями шкал опросника с другими особенностями личности, измеренными, в частности, с помощью «Шестнадцать личностных факторов» опросника. Рекомендуется использование этой методики в клинической психодиагностике, семейных консультациях, для изучения эффективности социально-психологического тренинга и групповой психотерапии[4, с.156-158].

 

 

 

  1. Проективная методика Дж. Бака «Дом. Дерево. Человек»

Эта проективная  методика исследования личности была предложена Дж. Буком в 1948 г. Тест предназначен как для взрослых, так и для  детей, возможно групповое обследование.

Суть методики заключается  в следующем. Обследуемому предлагается нарисовать дом, дерево и человека (ДДЧ). Затем проводится опрос по разработанному плану. Р. Берне при использовании теста ДДЧ просит изобразить дерево, дом и человека в одном рисунке, в одной происходящей сцене. Считается, что взаимодействие между домом, деревом и человеком представляет собой зрительную метафору. Если привести весь рисунок в действие, то вполне возможно заметить то, что действительно происходит в нашей жизни.

Особым способом интерпретации может быть порядок, в котором выполняется рисунок дома, дерева и человека. Если первым нарисовано дерево,значит основное для человека жизненная энергия. Если первым рисуется дом, то на первом месте – безопасность, успех или, наоборот, пренебрежение этими понятиями[4, 292-294].

  1. Тест  «Автопортрет»

Проективный рисуночный тест «Автопортрет» применяется  в целях диагностики бессознательных эмоциональных компонентов личности  (самооценка, актуальное состояние, невротические реакции тревожности, страха, агрессивности).

Проективные рисуночные тесты человека первоначально использовались для диагностики уровня интеллектуального  развития детей и подростков, далее  возможности данной методики были расширены  для интерпретации специфических  личностных особенностей человека, его  социальных взаимодействий и адаптации.

По определению  автопортрет – это изображение  человека, созданное им самим. Изображая  себя, человек воссоздает основные черты собственных телесных нужд и внутренних конфликтов. Богатая  проекция личностной динамики, проявляющаяся  в рисунке, открывает для метода возможность анализа достоинств и конструктивных потенций, равно  как и анализа нарушений.

В процессе интерпретации  «схемы тела» можно судить, полностью  ли соответствует полученная графическая  продукция физическим и  психологическим  переживаниям человека, какие органы тела несут определенный смысл, каким  образом соматически закреплены и обозначены желания человека, его  конфликты, компенсации и социальные установки.[4, с. 488-491]

В структуре самосознания личности обычно выделяют главные компоненты: когнитивный (образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т. д.) и эмоциональный (самоотношение, самооценка и т. д.). Иногда эти составляющие рассматривают как собственно самосознание и самоотношение, интегрируя их в  рамках Я-концепции, адекватное формирование которой является условием для оптимальной  адаптации человека к социальному  окружению.

В то же время важнейший  вопрос о том, как человек формирует  то или иное представление о себе, на основе каких эталонов, суждений, умозаключений, образов, при всей громадной  значимости и большом интересе к  нему остается все еще малоизученной  проблемой.

Подводя итоги рассмотренных  методик, можно очертить план диагностики  студентов-психологов при изучении их уровня самосознания.

На первом этапе  следует применить методику «Автопортрет», с целью знакомства со студентами, желательно в качестве элемента тренинга.  Проводить методику рекомендуется в группах не больше 5-7 человек, так как количество студентов на тренинге будет влиять на качество полученной информации. Проанализировав весь собранный материал можно преступать ко второму этапу.

На втором этапе  нужно применять методику «Дом. Дерево. Человек». По содержанию она похоже с первой методикой, но интерпретация  ее результатов укажет на возможные  ошибки полученные на первом этапе.

Таким образом, собрав «психологический портрет» каждого студента можно переходить на третий уровень диагностики, где будет применена методика «УСК», где будет выявлено какой локус-контроль преобладает и таким образом влияет личности.

В конце тренингов, методом простого опроса, можно выяснить такое ли представление его участники  имели о собственном Я, или  было для них открыто что-то новое; будут ли применять полученные знания на практике тем самым повышая свой уровень самосознания. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Целью данной работы являлось изучение уровня развития самосознания студентов-психологов в процессе высшего профессионального образования.

Для достижения цели были поставлены и решены следующие  задачи:

    • Были проанализированы литературные источники по проблеме уровня самосознания студента, а именно авторские статьи, энциклопедия, словарь-справочник, хрестоматии по психологии личности.
    • Были рассмотрены и охарактеризованы методы изучения уровня самосознания, среди которых выделены следующие: наблюдение, личностные тесты и опросники, проективные методы. Каждому методу было дано понятие, рассмотрены положительные и отрицательные стороны, виды методов.
    • В качестве методик для изучения уровня самосознания студентов-психологов были отобраны и проанализированы следующие методики:
      • Личностный опросник исследования уровня субъективного контроля;
      • Проективные методики «Автопортрет», «Дом.  Дерево. Человек»

 

Также можно отметить, что на основе анализа литературных источников, понятие и структура  самосознания была рассмотрена через  призму отечественных и зарубежных  концепций.

Таким образом, поставленная цель изучить уровни развития самосознания студентов-психологов в процессе высшего профессионального образования была достигнута и описана в данной курсовой работе.

 

Список  использованных источников:

  1. Ананьев, Б. Г. Самосознание личности/Б. Г. Ананьев//Психология личности: учеб. пособие/В. А. Аверин. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. – Гл. 3.5. – С. 81-85.
  2. Болотова, А. К.Развитие самосознания личности: временной аспект/А. К. Болотова//Вопросы психологии. – 2006. – №2. – С. 116-125.
  3. Бурлачук, Л. Ф. Морозов С. М./Л. Ф. Бурлачук  С. М. Морозов//Словарь-справочник по психодиагностике/гл. ред.  В. Усманов. – СПб.:Питер Ком.,1999. – 528 с.
  4. Карелин, А./А. Карелин//Большая энциклопедия психологических тестов/ сост. А. Карелин. Эксмо.,2004. – 416 с.
  5. Макаренко, А. С. Педагогическая поэма/А. С. Макаренко. – Азбука. – 2009. – 416 с.
  6. Мещеряков, Б. Г. Зинченко В. П./Б. Г. Мещеряков В. П. Зинченко//Большой психологический словарь/ под ред. Б. Г. Мещеряков В. П. Зинченко. – М.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672 с.
  7. Панина, Е. В. Анализ отечественных концепций структуры самосознания/Е. В. Панина//Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. –  2010. –  № 2. – С. 39-42.
  8. Психология личности. Тексты./Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 288 с.
  9. Психология личности: хрестоматия./Ред.-сост. – Д.М. Райгородский. -

Информация о работе Уровень развития самосознания студента-психолога в процессе высшего профессионального образования