Уровни эмоциональной регуляции поведения и психологическая классификация раннего детского аутизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 18:21, реферат

Описание работы

Взаимодействие с окружающим миром, реализация потребностей человека могут происходить на разном уровне активности и глубины аффективного контакта со средой. Эти уровни в соответствии со сложностью стоящей перед субъектом поведенческой задачи требуют разной степени дифференцирования аффективной ориентировки и разработки механизмов регуляции поведения.
Попытки проследить закономерности углубления и активизации контакта со средой привели нас к выделению четырех основных уровней его организации, составляющих единую, сложно координированную структуру базальной аффективной организации. Эти уровни разрешают качественно различные задачи адаптации.

Файлы: 1 файл

Модуль№5 Реферат.docx

— 53.33 Кб (Скачать файл)

В связи с сосредоточенностью этого уровня на аффективной регуляции  ритмически организованных соматических процессов и на выработке стереотипов  удовлетворения потребности, основанных на повторяемости внешних условий, этот уровень проявляет особую чувствительность к различным ритмическим воздействиям. Если для первого уровня аффективной  ориентировки характерна была направленность на пассивное симультанное отражение  воздействия психического поля в  целом, то здесь уже происходит выделение  простейшей временной, сукцессивной организации впечатлений.

Как пример первых успехов  этого уровня аффективной ориентировки можно выделить усвоение ребенком режима кормления, установления аффективной  связи между видом бутылочки  и удовольствием от еды, появление  предвосхищающей позы перед взятием  на руки и т. п.

Эмоциональное переживание  на втором уровне ярко окрашено удовольствием  и неудовольствием. Как приятные на этом уровне переживаются впечатления, связанные с удовлетворением  потребности, сохранением постоянства  условий существования, привычного временного ритма воздействий. Неприятны, болезненны здесь впечатления, связанные  с помехами в удовлетворении желания, свидетельствующие об изменении  условий жизни и неадекватности сложившегося аффективного стереотипа поведения. Характерно, что здесь  отрицательно переживается и само напряжение потребности, неудовлетворенного желания. Ситуация нарушения привычной аффективной  связи и задержка уже "заявленного" приятного ощущения здесь почти  непереносимы. Этот уровень "не любит", не может ждать. Непереносимость  сенсорного дискомфорта, нарушения  режима характерны для детей раннего  возраста, когда второй уровень играет важнейшую роль в адаптации. В  тяжелых случаях раннего нарушения  аффективного развития, когда ведущим  в приспособлении к окружающему  длительно остается второй уровень, ребенок и более старшего возраста со страхом воспринимает изменения в окружающей обстановке, нарушение привычного режима, оценивает задержку исполнения желания как катастрофу.

Переживание на данном уровне тесно связано с сенсорным  ощущением. Как обсуждалось выше, аффективная ориентировка осуществляется проецированием вовне внутренних состояний, связыванием сложных дистантных впечатлений более элементарными вкусовыми, контактными, обонятельными. Аффективное переживание поэтому здесь тоже является комплексным соединением простого и сложного. Этому уровню мы обязаны переживаниями синестезии. Каждый из нас знает, что цвет может быть ядовито-зеленым, вызывающим оскомину, звук может быть скребущим или бархатным, свет-режущим или мягким, а взгляд - липким или острым, голос - сдобным, лицо - смятым, мысли - грязными и т. п. Вспомним переживания героя чеховской повести: "Пока она пела, мне казалось, что я ем спелую, сладкую, душистую дыню" ("Моя жизнь").

Второй уровень обладает яркой и стойкой аффективной  памятью. Случайное сенсорное ощущение может восстановить у человека даже впечатления далекого прошлого. Это  имеет огромное значение для аффективной  адаптации человека. Второй уровень  фиксирует устойчивую аффективную  связь между впечатлениями и  создает аффективный опыт сенсорного взаимодействия человека со средой, определяя  его индивидуальные вкусы. Можно  сказать, что этот уровень аффективной  организации в большой мере закладывает  основы формирования индивидуальности человека, и ребенок раннего возраста совершает большую работу, выявляя  свои собственные пристрастия в  сенсорных контактах со средой. Аффективный, образ мира на этом уровне его организации  обретает определенность, устойчивость,. индивидуальную окраску, но вместе с тем является еще комплексом ассоциативно связанных, чувственно ярко окрашенных впечатлений.

Типом поведения, характерным  для этого уровня аффективной  адаптации, являются стереотипные реакции. Конечно, это еще очень примитивный  уровень поведенческой адаптации. Исходно он опирается, вероятно, на небольшой набор врожденных стандартных  реакций, обеспечивающих приспособление новорожденного к матери, и удовлетворение его органических потребностей. Однако в процессе психического онтогенеза вырабатывается и накапливается  арсенал индивидуальных стереотипов  сенсорного контакта со средой, привычек, которым человек стремится следовать. Эти привычки определяют нашу особую манеру контакта с миром: "привык пить горячий крепкий чай", "не ем мяса", "люблю купаться в  холодной воде", "не переношу жары", "не терплю шумных мест", "предпочитаю  обувь без каблуков", "люблю  вставать рано", "не могу жить без  сладкого", "меня тянет потолкаться  в праздничной толпе".

Аффективные стереотипы являются необходимым фоновым обеспечением самых сложных форм поведения  человека. Отсутствие привычного сорта  бумаги или потеря любимой ручки  могут помешать процессу творчества ученого или писателя. По воспоминаниям  О. Л. Книппер-Чеховой, отсутствие привычных духов настолько мешало ей в исполнении роли Раневской, что иногда дирекции театра приходилось отменять спектакль "Вишневый сад".

Аффективная фиксация субъектом  способов контакта со средой дает ему  возможность вырабатывать оптимальную  для себя манеру взаимодействия с  окружающим. С другой стороны, однако, эта особая аффективная избирательность  может сделать субъекта и болезненно уязвимым к нарушению привычного стереотипа. Прекрасно адаптируя  нас к привычным условиям, этот уровень оказывается несостоятельным в условиях нестабильных. Примером такой несостоятельности может служить вышеприведенный пример.

В процессе аффективно смысловой  адаптации первый и второй уровни вступают в сложно организованное взаимодействие. Оба они направлены на разрешение единой проблемы аффективной адаптации  человека к окружающему, но конкретные задачи одного полярны задачам другого. Если первый уровень обеспечивает пассивную аффективную адаптацию к динамике внешнего мира, то второй осуществляет приспособление окружающего к себе, устанавливая с ним стабильные отношения. Полярны и методы решения этих задач: первый настраивает на аффективное восприятие изменений в окружающем; второй - на стабильные признаки; первый ориентирует на оценку целостного соотношения воздействующих сил, второй - на избирательное выделение из фона аффективно значимых сигналов; первый организует пассивное движение по силовым линиям поля, второй - собственные стереотипные реакции.

Второй уровень как  более активный и сложно организованный в большей степени задает аффективный  смысл поведения и является ведущим  по отношению к первому. Он может, например, в определенных пределах подправить и даже подавить оценку первого, и аффективный сигнал "слишком  сильно" начинает игнорироваться при  положительной качественной оценке впечатления. Так, человек может  с наслаждением глотать острую, обжигающую еду, пить ледяную, ломящую зубы воду и т. п. Здесь в совместном действии аффективные механизмы второго  уровня контролируют решения первого.

Рассмотрим теперь вклад  второго уровня аффективной организации  в осуществление тонической функции  аффективной сферы - поддержания  активности и стабильности аффективных  процессов.

Как указывалось выше, направленность на активное взаимодействия со средой поддерживается на этом уровне ощущением удовольствия от благоприятного протекания внутренних соматических процессов и качественно приятного сенсорного контакта со средой. Усиливая, фиксируя, разнообразя это удовольствие, мы поддерживаем свою активность, устойчивость в контактах с миром, заглушаем неприятные ощущения.

Таким образом, особенностью этого уровня является то, что он обеспечивает уже не общее равновесие, а избирательно усиливает стенические  состояния и противодействует развитию астенических. На основе тонизирования соматической сферы развиваются многочисленные способы аутостимуляции, поддерживающие радость от ощущения всей чувственной фактуры окружающего миря и благополучия собственных проявлений в нем: здоровья, силы, красок, запахов, звуков, вкуса, прикосновения. Удовольствие на этом уровне, как уже подчеркивалось выше, усиливается при ритмической организации воздействия.

Эта необходимая аутостимуляция происходит не только в процессе естественных обыденных и утилитарных контактов со средой очень рано у человека формируется специальное влечение к приятным сенсорным впечатлениям как к таковым. Уже младенец может начать сосать пустышку или палец, дополнительно получая при этом приятные оральные впечатления. Он требует любимую яркую погремушку, с наслаждением прыгает в кроватке лепеча, получает удовольствие от игры со звуками. Позже эта потребность находит выражение в детском стремлении к движению ради ощущения радости самого движения, в играх с сенсорно яркими ощущениями - возне с водой, песком, красками, светящимися и звучащими игрушками, в любви к ритмизации и рифмованию слов. Во взрослом возрасте мы боремся с пресыщением, ритмично постукивая ногой, а для того чтобы набраться бодрости, "прописываем" себе прогулки и бег, купание, ощущение травы и песка босой ногой, запах тополиной почки и т. п.

Аффективные механизмы  тонизирования соматической сферы  в процессе культурного развития человека превращаются в сложные  психотехнические приемы поддержания  положительных эмоциональных состояний. Культурные традиции накладывают запреты  на примитивные способы самораздражения (сосание пальца, онанизм) и предлагают приемлемые образцы, дают направление  их развитию. Субъект присваивает  их (так же, как и психотехнические приемы первого уровня) под влиянием культурного уклада жизни. Семейный, национальный уклад может привлекать специальное внимание субъекта к  самым простым положительным  сенсорным впечатлениям: воспитывать, например, умение получать наслаждение  от глотка холодной ключевой воды, ритма  движения обычной крестьянской работы, но может развивать и все большую  дифференциацию чувственного контакта со средой. Утоньшение вкусов может обусловливать и развить гурманство, сибаритство. Эти расходящиеся тенденции отражаются, например, в различных национальных кулинарных традициях.

Приемы активной стимуляции человека ритмически организованными  сенсорными впечатлениями лежат  в основе развития. Народных песен, танцев, пения с их тенденцией к  ритмическому. Повтору, кружению, раскачиванию, прыжкам. Ими аффективно насыщаются ритуальные действа, религиозные обряды и т д. Более того, психотехнические приемы этого уровня во многом питают и развитие таких высоких культурных форм, как искусство музыки, живописи и даже литературы (особенно - поэзии), поскольку их аффективное воздействие на человека организуется ритмически и неотделимо от непосредственного чувственного переживания, обращения к аффективной памяти человека.

 

В неблагоприятных условиях может проявиться дисфункция этого  уровня. В длительно психотравмирующей  ситуации, при невозможности выхода из нее могут развиваться гиперкомпенсаторные действия, субъективно заглушающие неприятные угрожающие впечатления. Это нарушает баланс между смысловой и динамической функцией аффективной регуляции, и уровень теряет свой приспособительный смысл.

Пример такой дисфункции дают личные наблюдения Б. Бетельхейма в концлагере, где у части заключенных (другие называли их "мусульманами") появлялась склонность к раскачиванию и другим стереотипным движениям. Сосредоточиваясь на этих ощущениях, они переставали реагировать на окружающее. Сходные нарушения наблюдаются и при госпитализме, описанном Боулби и Спитцем у детей раннего возраста, длительно лишенных контакта с близкими. Здесь уже не столько острые травмы, сколько реально невосполнимый недостаток положительных впечатлений обусловливает развитие у детей гиперкомпенсаторных аутостимулирующих действий, создающих субъективный комфорт, но препятствующих развитию активного взаимодействия со средой. В основном эти аффективные аутостимулирующие действия связаны с раскачиванием, другими моторными стереотипиями, самораздражением.

Уровень экспансии

Третий уровень аффективной  организации поведения представляет следующую ступень развития эмоционального контакта со средой. Его механизмы  начинают постепенно осваиваться ребенком во втором полугодии жизни, и это  позволяет ему перейти к активному  обследованию и освоению окружающего  мира. Позже этот уровень сохраняет  свое значение и обеспечивает нам  активную адаптацию к ситуации нестабильной, когда аффективный стереотип  поведения становится несостоятельным.

Активная адаптация  к новым условиям предполагает возможность  разрешения особого класса аффективно-смысловых  задач: обеспечение достижения аффективно значимой цели в преодолении неожиданных  препятствий на пути к ней. Преодоление  препятствия, овладение неизвестной, опасной ситуацией - аффективная  экспансия к окружающему миру является приспособительным смыслом  этого уровня аффективной регуляции.

Рассмотрим, как складывался  аффективный механизм этого уровня. Как говорилось выше, на первом уровне поле воздействовало на индивида своими физическими характеристиками я его задачей было "вписаться" в эти воздействия, найдя оптимальную позицию. Второй уровень ввел уже оценку поля не только по интенсивности, но и по качеству, в координатах своего соматического "Я".

На третьем уровне происходит дальнейшее усложнение структуры  поля. В нем выделяются не только объекты желания, но и барьеры.

Это становится возможным  благодаря тому, что положительные  и отрицательные воздействия  оцениваются здесь не сами по себе, а в общей структуре. При этом, однако, сама структура организована по закону силы: положительный заряд  ее должен значительно превосходить отрицательные впечатления.

Целостная положительная  оценка всего поля дает возможность  сосредоточения на исходно неприятных впечатлениях неожиданных воздействий. Таким образом, третий уровень "отвоевывает" у пресыщения и часть отрицательных  впечатлений. Само появление нового воздействия, препятствия становится здесь поводом для запуска  исследовательского поведения, поиска путей преодоления трудностей.

Более того, препятствие  может оцениваться здесь не только как отрицательная величина, но и  стать необходимым для субъекта положительным впечатлением, т е  барьер может изменить знак "-" на "+".

Активное взаимодействие с окружающим делает для индивида витально необходимой оценку своих  сил, рождает у него потребность  в столкновении с барьером 8. Только так он может получить информацию о границах своих возможностей. Так, ориентировка в возможности овладеть ситуацией оборачивается здесь  ориентировкой субъекта в собственных  силах. Можно сказать, что если первый уровень оценивал интенсивность  воздействия среды на субъекта, то третий уровень оценивает силу воздействия субъекта на среду.

Информация о работе Уровни эмоциональной регуляции поведения и психологическая классификация раннего детского аутизма