Уровни эмоциональной регуляции поведения и психологическая классификация раннего детского аутизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 18:21, реферат

Описание работы

Взаимодействие с окружающим миром, реализация потребностей человека могут происходить на разном уровне активности и глубины аффективного контакта со средой. Эти уровни в соответствии со сложностью стоящей перед субъектом поведенческой задачи требуют разной степени дифференцирования аффективной ориентировки и разработки механизмов регуляции поведения.
Попытки проследить закономерности углубления и активизации контакта со средой привели нас к выделению четырех основных уровней его организации, составляющих единую, сложно координированную структуру базальной аффективной организации. Эти уровни разрешают качественно различные задачи адаптации.

Файлы: 1 файл

Модуль№5 Реферат.docx

— 53.33 Кб (Скачать файл)

Однако аффективная  ориентировка этого уровня еще очень  ограниченна. Субъект оценивает  здесь лишь условия достижения аффективной  цели без учета последствий удовлетворения влечения. Эта ограниченность становится более выраженной с усилением влечения, она может проявиться и в неадекватной оценке возможности преодоления препятствия. Ригидность возникшей силовой структуры может обусловить возникновение иллюзии доступности желаемого при самых явных свидетельствах о невозможности его удовлетворения.

Аффективные переживания  третьего уровня связаны не с самим  удовлетворением потребности, как  это было на втором уровне, а с  достижением желаемого. Они отличаются большой силой и полярностью. Здесь приходится говорить не столько  о положительных и отрицательных, сколько о стенических и астенических переживаниях. Если на втором уровне нестабильность ситуации, неизвестность, опасность, неудовлетворенное  желание всегда вызывают тревогу, страх, то на третьем эти же впечатления  мобилизуют субъекта на преодоление  трудностей. При этом он может .испытать любопытство к неожиданному впечатлению, азарт в преодолении опасности, гнев в стремлении к уничтожению преграды. Угрожающие и дискомфортные впечатления, однако, мобилизуют и бодрят субъекта только при условии предвкушения победы, его уверенности в возможности овладения ситуацией. Переживание беспомощности, невозможности борьбы, отчаяния обусловливают регресс аффективных отношений с окружающим, развитие астенических аффективных состояний тревоги и страха, характерных для второго уровня. Шансы успеха оцениваются при этом с высокой степенью индивидуальных различий в связи с разным уровнем физических возможностей, психической активности субъекта, его различной ранимостью в контактах со средой.

Аффективное переживание  на третьем уровне теряет свою конкретную сенсорную окраску, проигрывает  в многообразии" но зато выигрывает в силе, напряженности. Оно организовано сложнее, чем богатое сенсорными оттенками переживание второго  уровня. Если на втором уровне и воздействие  извне и собственная реакция  на него переживаются слитно в едином аффективном впечатлении, то здесь  в большей степени могут дифференцироваться переживание напряжения желания (хочу - не хочу) и возможности его осуществления (могу-не могу). В осознании конфликта  желания и возможности впервые  возникают предпосылки выделения  себя из ситуации как субъекта аффективного поведения.

Сравним для примера  переживания человека на прогулке, впитывающего поток сенсорных ощущений: свежесть воздуха и росы, красок, запахов окружающего, приятной бодрости своего движения и т. п. и его же переживания во время соревнований на спортивной дистанции, когда его  захватывает одно переживание азарта, желания победы.

Аффективная память этого  уровня становится накопительницей  нового знания о себе. Если второй уровень  разрабатывал знание о соматическом "Я", его избирательности в  сенсорных контактах с миром, то третий создает аффективный опыт успехов и поражений и вырабатывает основу развития уровня притязаний субъекта, его аффективное самоощущение "могу" и "не могу".

Отрыв на этом уровне аффективного переживания от непосредственной сенсорной  основы дает ему возможность жизни  в воображении, самостоятельной  динамики вне чувственного впечатления. Достижение аффективной цели может  осуществляться в символическом  плане (фантазии, рисунке, игре). Это  становится одной из предпосылок  развития внутренней аффективной жизни - создания динамических констелляций аффективных образов, их взаимного  развития, конфликта.

Тип поведения, характерный  для третьего уровня, качественно  отличается от стереотипных поведенческих  реакций второго. Он осуществляет активную экспансию на окружающее. Неожиданное  впечатление здесь не пугает, а  вызывает любопытствo; препятствие на пути к аффективной цели, угроза существованию вызывают не страх, а гнев и агрессию. Субъект активно идет туда, где опасно и непонятно. Подобный тип поведения особенно характерен для детей и подростков, когда задачи аффективного освоения мира наиболее актуальны и решаются наглядно, как покорение темноты, глубины, высоты, обрыва, открытого пространства и т. п.

Рассмотрим теперь, как  строится взаимодействие трех первых уровней в аффективно смысловой  адаптации к окружающему. Задачей  третьего уровня является овладение  меняющейся, динамичной средой. В этом он солидарен с первым - охраняющим от неожиданных сверхсильных воздействий  и противоположен второму, в задачи которого входит выработка аффективных  стереотипов поведения, адаптирующих к конкретным стабильным условиям. Надстраиваясь непосредственно над вторым уровнем, третий отталкивается от него, преодолевая его ограниченность в адаптации к окружающему. Ведь для организации активной, гибкой адаптации к внешней среде третий уровень должен заблокировать тенденцию стереотипно отвечать на ее воздействие, и в этом он может опереться на отзывчивость первого уровня к изменениям в окружающем. Таким образом, методы разрешения адаптационных задач третьего уровня содружественны первому и реципрокны по отношению ко второму уровню.

Во взаимодействии этих уровней аффективной организации  третий уровень, являясь наиболее энергетически  сильным, играет ведущую роль. Его  аффективная оценка имеет доминирующее значение, так даже отрицательные  аффективные оценки ситуации первого  и второго уровней могут подавляться  или до известной степени не учитываться, если сам третий уровень не предполагает осуществления желаемого в данных условиях. Довольно обычной, например, представляется ситуация, когда человек, ради достижения аффективно важной для него цели, охотно переносит боль, холод, голод и т. п.

Обратимся к рассмотрению вклада третьего уровня в осуществление  тонической функции аффективной  сферы.

Как уже обсуждалось  выше, возможность преодолеть страх, вступить в борьбу возникает на этом уровне лишь при условии достаточной  уверенности субъекта в своем  успехе. Эти впечатления приобретают  для него самостоятельное тонизирующее значение. Подобный способ аффективного тонизирования отражает новый шаг  в усложнении механизмов регуляции  аффективных процессов. Если второй уровень для усиления стенических  состояний просто стимулирует положительные  ощущения, то третий уровень дает возможность  активного преобразования части  неприятных впечатлений в приятные. Ведь переживания успеха, победы, конечно, связаны с переживаниями избавления от опасности, преодоления преграды, тес динамикой преобразования отрицательного впечатления в положительное.

Эта необходимая для  субъекта аффективная стимуляция осуществляется как в ходе непосредственного  разрешения смысловых задач, так  и в специальных аутостимуляционных действиях Формируется аффективная потребность во впечатлениях риска. Влечение к преодолению опасности, особенно выраженное у детей и подростков, находит отражение в любви к играм с погоней, сражением, реальном стремлении к приключению - испытанию себя в опасных ситуациях Но и во взрослом возрасте это влечение часто толкает человека на необъяснимые с точки зрения здравого смысла поступки.

В процессе психического развития человек присваивает культурные психотехнические приемы аффективной  стимуляции этого уровня. Они лежат в основе многих традиционных культур игр, как детских, так и взрослых, дающих их участнику непосредственное реальное ощущение азарта, определяют увлечение цирковым и спортивным зрелищем, остросюжетными фильмами Потребность человека в развитии вербальных приемов аффективной стимуляции этого уровня отражается в закономерном развитии во всех культурах героического эпоса, в стремлении детей к "страшным" сказкам, в популярности у взрослых детективной и приключенческой литературы.Аффективные зрительные и вербальные образы этого уровня являются одной из основных питательных сред искусства

В основе и простых  и сложных культурных психотехнических приемов аутостимуляции лежит механизм, названный нами "качелями" При общей положительной оценке своих возможностей адаптации субъект начинает искать ощущение опасности Перекрытие доминанты опасности этой общей положительной оценкой, ее разряжение дают дополнительный мощный аффективный заряд переживания успеха, победы В самом сглаженном виде этот механизм действует, например, когда мы, сидя в уютном кресле, с удовольствием прислушиваемся к шуму дождя и ветра за окном; и чем погода хуже, тем сильнее наше аффективное удовлетворение Но мы можем раскачать эти "качели" и сильнее, занявшись альпинизмом, горными лыжами или спелеологией.

В обеспечении аффективной  устойчивости человека, его активной позиции во взаимодействии с окружающим третий уровень действует совместно  с низшими уровнями, и механизмы  трех уровней не вступают здесь в  столь явное противоречие" как  в- решении задач аффективно-смысловой адаптации Они могут согласованно воздействовать на аффективную сферу, например, в произведении, искусства: как его гармоническая форма, чувственное содержание и напряженно развивающийся сюжет.

Уровень эмоционального контроля

Четвертый уровень базальной  регуляции обеспечивает новый Шаг  в углублении и активизации взаимодействия с окружающим миром. Он отвечает за разрешение сложных этологических  задач организации жизни индивида в сообществе Особенно ярко и непосредственно  это наблюдается в организации  поведения, связанного с выхаживанием, воспитанием и обучением детей.

Конкретным приспособительным  смыслом этого уровня является налаживание  эмоционального взаимодействия с другими  людьми- разработка способов ориентировки в их переживаниях, формирование правил, норм взаимодействия с ними В широком смысле этот уровень, надстраиваясь над низшими, обеспечивает контроль сообщества над индивидуальной аффективной жизнью, приводя ее в соответствие с требованиями и нуждами окружающих С появлением эмоционального контроля за аффективным переживанием можно говорить о возникновении собственно эмоциональной жизни человека

На этом уровне происходит новое усложнение аффективного поля. Как было рассмотрено выше, на третьем  уровне формируется структура из "+" и "-", но организуется она  по закону силы с обязательным преобладанием "+" и отличается ригидностью, трудностью преобразования Четвертый уровень  строит Долее гибкую структуру поля Это достигается благодаря введению новой оценки качества Теперь она задается не параметрами физического "я", а эмоциональной оценкой другого человека.

Являясь этологически наиболее значимым фактором, "другой" начинает доминировать в аффективном поле субъекта, и под влиянием этой доминанты перестраиваются и упорядочиваются все остальные впечатления Оценка другого качественно переструктурирует поле, произвольно меняя его валентность, переделывая "+" на "-", или, наоборот; делает нейтральные впечатления значимыми.

Ориентировка этого  уровня направлена на выделение аффективных  проявлений другого человека как  сигналов, наиболее значимых для адаптации  к окружающему. Она осуществляется появляющейся на этом уровне непосредственной эмпатией переживаний другого человека. Витально значимыми сигналами становятся лицо человека, его мимика, взгляд, голос, прикосновение, жест. Эмоционально опосредованный характер ориентировки позволяет ей на этом уровне преодолеть ограниченность и выйти за пределы ситуации достижения аффективной цели, оценить возможные эмоциональные последствия поступка.

Положительно здесь  оценивается одобрение людей, отрицательно - их негативные реакции. Это совсем не такая банальность, как это  может показаться с первого взгляда. Например, на третьем уровне аффективной  адаптации, когда субъект рассчитывает в анализе происходящего только на свои силы и опыт, он не выделяет аффективные реакции других людей  как необходимые для ориентировки сигналы. Они имеют для него значение лишь как возможный источник аффективного тонизирования. Раздражение окружающих, как и другие неприятные впечатления, могут служить поводом для  запуска аффективного механизма "качелей" и стать для ребенка источником удовольствия. В этом случае он будет  дразнить взрослого, стремиться поступать  ему назло Только четвертый уровень, реально опирающийся в адаптации на аффективный опыт других людей, стабильно обеспечивает адекватную синтонную реакцию на их оценку, и это является основой возникновения эмоционального контроля человека над своим поведением-радости от похвалы и огорчения от неприятия

Так, наряду с усложнением  ориентировки в окружающем на четвертом  уровне уже происходит совершенствование  аффективной ориентировки в себе Если второй уровень устанавливает аффективный контроль над внутренними соматическими процессами, третий - закладывает аффективную основу уровня притязаний, оценивает возможность активного воздействия на окружающее, то четвертый формирует самоощущение, окрашенное эмоциональными оценками других людей, и создает тем самым предпосылки развития самооценки

Эмоциональная память здесь  так же, как на втором уровне, упорядочивает, стереотипизирует восприятие окружающего Но если второй уровень фиксирует аффективные привычки субъекта, накапливая фонд его индивидуальных сенсорных пристрастий, здесь индивидуальный эмоциональный опыт фиксирует запреты и предпочтительные формы контакта с окружающим миром, отражающие опыт других людей.

Четвертый уровень создает  образ надежного, стабильного окружающего  мира, защищенного от неожиданностей и превратностей.

Такую защиту дает эмоциональная  уверенность в силе других, в их знаниях, в существовании эмоциональных  правил поведения, гарантирующих адаптацию  без внезапных срывов. На этом уровне субъект получает ощущения безопасности, уюта окружающего мира.

Адаптивное аффективное  поведение на этом уровне тоже поднимается на следующую ступень сложности Поведенческий акт субъекта уже становится поступком - действием, строящимся с учетом отношения к нему другого человека (Рубинштейн, 1946).

Как указывалось выше, на данном уровне закладывается аффективная  основа произвольной организации поведения  человека. Это позволяет включить субъекта в процесс взаимодействия. Требования взаимодействия на новом  уровне стабилизируют и стереотипизируют поведение субъекта. Здесь поведение организуется по сложному кодексу этологических правил контакта, дающих возможность стабильной жизни сообщества. Усвоение форм коммуникации и взаимодействия обеспечивается появляющимся уже в раннем возрасте стремлением к подражанию действиям близкого человека. Присвоение его силы, возможности владеть ситуацией происходит через уподобление ему. В случае неудачи в адаптации субъект на этом уровне уже не реагирует ни уходом, ни двигательной бурей, ни направленной агрессией-он обращается за помощью к другим людям.

Информация о работе Уровни эмоциональной регуляции поведения и психологическая классификация раннего детского аутизма