Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 11:02, дипломная работа
Цель данной работы: выявить и описать условия формирования воображения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Задачи:
-определение основных понятий темы;
-характеристика особенностей познавательного развития детей с нарушениями зрения
-раскрыть особенности воображения детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
-определить возможные пути и условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Введение
Глава 1.Воображение как познавательный процесс
1.1.Характеристика процесса воображения
1.2.Виды воображения
1.3.Механизм творческого воображения
1.4.Развитие творческого воображения в детском возрасте
Глава.2.Психологическая характеристика детей дошкольного возраста с нарушением зрения
2.1.Нарушение зрения причины классификации
2.2.Особенности познавательной деятельности детей с нарушением зрения
2.3.Особенности развития творческого воображения у детей с нарушением зрения
Глава.3.Условия развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
3.1.Влияние игровой деятельности на воображение детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
3.2.Влияние изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
3.3.Влияние художественной литературы на воображение детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Заключение
Список литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования и науки Красноярского края
КГБОУ СПО «Красноярский педагогический колледж № 2»
ПЦК специального дошкольного образования
Гаврилова Инна Евгеньевна
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Выпускная квалификационная работа
Допустить к защите
Е.А. Демидович Председатель ПЦК специального дошкольного образования ___________________ |
Руководитель:
Л.А.Иванникова, преподаватель ______________________ |
Красноярск, 2010
Содержание
Введение |
3 |
Глава 1.Воображение как |
6 |
1.1.Характеристика процесса |
6 |
1.2.Виды воображения |
7 |
1.3.Механизм творческого |
11 |
1.4.Развитие творческого |
13 |
Глава.2.Психологическая |
15 |
2.1.Нарушение зрения причины |
15 |
2.2.Особенности |
17 |
2.3.Особенности развития |
18 |
Глава.3.Условия развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения |
27 |
3.1.Влияние игровой |
27 |
3.2.Влияние изобразительной |
30 |
3.3.Влияние художественной |
32 |
Заключение |
34 |
Список литературы |
36 |
Введение
Воображение - это важнейшая сторона нашей жизни. Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке. [9]
Что такое воображение? Воображение
- это присущая только человеку возможность
создания новых образов представлений
путем переработки
Воображение, как и другие психические функции, претерпевает изменения с возрастом ребенка. Дошкольник, у которого только начинает развиваться воображение, отличается пассивной формой. Он с большим интересом слушает сказки и затем представляет их образы как реально существующие явления. Воображение некритически компенсирует недостаток жизненного опыта и практического мышления имплантированием описанных сказочных образов в реальную жизнь ребенка. Именно поэтому он легко верит в то, что наряженный актер - это настоящий Дед Мороз или Баба Яга, боится злого волшебника или волка на экране телевизора, плачет от жалости к Дюймовочке, слушая сказку.
Дети большую часть
своей активной деятельности осуществляют
с помощью воображения. Их игры плод
буйной работы фантазии. Они с увлечением
занимаются творческой деятельностью.
Психологической основой
Объект: процесс развития воображения детей.
Предмет: условия развития воображения детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Цель данной работы: выявить и описать условия формирования воображения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Задачи:
-определение основных понятий темы;
-характеристика особенностей
познавательного развития
-раскрыть особенности воображения детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
-определить возможные
пути и условия развития
Методы: анализ литературы, обобщение.
Глава 1.Воображение как
1.1.Характеристика процесса
Философская энциклопедия определяет воображение, как психическую деятельность, заключающуюся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком в действительности. [9]
В литературе имеются самые
разные определения воображения. Так
Л.С.Выгодский отмечает, что Воображение
не повторяет в тех же сочетаниях
и в тех же формах отдельных
впечатлений, которые накоплены
прежде, а строит какие-то новые ряды
из прежде накопленных впечатлений.
Иначе говоря, принесение нового в
самое течение наших
Воображение, пишет С.Л.Рубинштейн, связано с нашей способностью, и необходимостью творить новое. И далее Воображение- это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение- это преобразование данного, осуществляемое в образной форме. [18]
Воображение - это аналитико-синтетическая деятельность, которая осуществляется под направляющим влиянием сознательно поставленной цели либо чувств, переживаний, которые владеют человеком в данный момент. Чаще всего воображение возникает в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новое решение, т.е. требуется опережающее практическое действие отражения, которое происходит в конкретно-образной форме, как результат оперирования образами.
Воображение - это психический процесс, в котором отражение действительности происходит в специфической форме-объективно или субъективно нового в виде образов, представлений, идей, созданного на основе образов восприятий, памяти, а также знаний приобретенных в процессе речевого общения.
Воображение-не действительность, но оно не может без действительности, т.к.именно элементы действительности являются для него питающей средой. С другой стороны, именно воображение подчас определяет программу действий человека, ход его мыслей, его отношение к окружающей действительности, к собственной работе, к разнообразным формам своей деятельности. [11]
Воображение порождает замысел,
т.е. представление о будущем
Основной признак процесса
воображения- пишет Е. И.
1.2.Виды воображения
Существуют несколько
классификаций видов
В связи с особенностями
и причинами возникновения
Самым простым видом воображения является непроизвольное или пассивное воображение. Оно состоит в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений. Непроизвольное воображение часто наблюдается у детей младшего возраста. Наиболее ярко оно выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно персеверация, текут, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы.[11]
Непреднамеренное воображение имеет место и в состоянии бодрствования. Не следует думать, что те или иные новые образы всегда возникают в результате сознательной целеустремленной деятельности человека. Отличительной особенностью представлений является их изменчивость вследствие неустойчивости следовых возбуждений в клетках мозга и того, что они легко вступают в связь с остаточными процессами возбуждения в соседних центрах. Траектория этого возбуждения не является, как говорил Павлов, твердо зафиксированной ни в своей величине, ни в своей форме. Отсюда легкость воображения, наблюдаемая, например, у детей дошкольного возраста, которые часто отличаются чрезмерным фантазированием и отсутствием критического отношения к создаваемым образам. Лишь жизненная проверка практикой постепенно упорядочивает эту широкую и непреднамеренную деятельность воображения у детей и подчиняет ее руководству сознания, в результате чего воображение приобретает преднамеренный активный характер.[17]
Произвольное или активное воображение представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности. Такое активное воображение развивается уже в детских играх, в которых дети берут на себя те или другие роли летчика, машиниста поезда, доктора и т. д.. Необходимость отобразить наиболее правильно в игре выбранную роль и приводит к активной работе воображения.[5]
Дальнейшее развитие активного воображения происходит в процессе труда, особенно когда он требует самостоятельных, инициативных действий и творческих усилий: труд требует деятельности воображения, отчетливых представлений того предмета, который должен быть сделан, и тех операций, которые при этом должны быть выполнены. [6]
Произвольное воображение, хотя и в несколько иной форме, имеет место в творческой деятельности. Здесь человек также ставит перед собой задачу, которая является исходным моментом для деятельности его воображения, но, поскольку продуктом этой деятельности являются предметы того или другого искусства, воображение подчиняется требованиям, вытекающим из характера и особенностей данного вида искусства. [12]
Воссоздающее воображение имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался. По своей психологической структуре воссоздающее воображение есть перевод второсигнальных раздражителей в первосигнальные образы. Например, данный человек никогда не видел моря, но, прочтя описание его в книге, он может себе представить море в более или менее ярких и полных образах. Или физкультурнику еще не было показано новое гимнастическое упражнение, он еще никогда не видел данной гимнастической комбинации вольных упражнений, однако более или менее полное описание этой комбинации позволит ему представить себе это упражнение с достаточной полнотой и правильностью. Воссоздающее воображение создает то, что есть, что существует, и так, как оно существует. В нем не должно быть отлета от действительности, иначе оно не будет служить тем целям познания, которые перед ним стоя- расширять на основе перевода описаний в наглядные образы круг знаний человека об окружающем мире. [7]
Благодаря воссоздающему
воображению человек может