Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 11:02, дипломная работа
Цель данной работы: выявить и описать условия формирования воображения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Задачи:
-определение основных понятий темы;
-характеристика особенностей познавательного развития детей с нарушениями зрения
-раскрыть особенности воображения детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
-определить возможные пути и условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Введение
Глава 1.Воображение как познавательный процесс
1.1.Характеристика процесса воображения
1.2.Виды воображения
1.3.Механизм творческого воображения
1.4.Развитие творческого воображения в детском возрасте
Глава.2.Психологическая характеристика детей дошкольного возраста с нарушением зрения
2.1.Нарушение зрения причины классификации
2.2.Особенности познавательной деятельности детей с нарушением зрения
2.3.Особенности развития творческого воображения у детей с нарушением зрения
Глава.3.Условия развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
3.1.Влияние игровой деятельности на воображение детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
3.2.Влияние изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
3.3.Влияние художественной литературы на воображение детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Заключение
Список литературы
В тифлопсихологии конца XIX начала XX вв. существовали две диаметрально противоположные точки зрения на воображение слепых.
Представители ассоциативной психологии утверждали, что сужение сферы чувственного познания ограничивает возможности комбинирования создания новых образов, образов воображения, особенно творческого. Характерно, что, утверждая, причем совершенно справедливо, зависимость воображения от ощущений, Г.П. Недлер, К. Краузе и другие тифлопсихологи не видели его тесной связи с мышлением и речью, позволяющими в значительной мере восполнить пробелы чувственного отражения, и разрывали, таким образом, единство чувственного и понятийного. [7]
В противовес тифлопсихологам и педагогам, придерживавшимся сенсуалистического направления, А.А. Крогиус, A.M. Щербина и другие авторы развивали идеалистическую концепции преимущественного развития психики при слепоте, утверждая, что выпадение функции зрения способствует развитию и богатству внутренней жизни. Будучи отгорожен от внешнего мира, слепой, по их мнению, создает с помощью мышления и воображения свой внутренний мир, а это способствует развитию высших психических процессов. Воображение слепых характеризуется упомянутыми авторами как более живое, чем у зрячих, слепым приписывается высокое развитие творчески музыкального и математического воображения и т. п.[13]
Приведенные взгляды, несмотря на их противоположность, имеют много общего, так как и в первом и во втором случае разрывается единство чувственного и логического.
Только диалектико-
Сужение сферы чувственного познания за счет полного или частичного выпадения функций зрения обедняет восприятие и представления, ограничивает возможности комбинировании и реконструкции образов в воображении. Бедность воображения слепых можно наблюдать на самом низшем уровне его проявления при непроизвольной трансформации образов в сновидениях. Психологи, изучавшие сновидения слепых Герман, Джестроу, Челпанов, отмечают их зависимость от времени нарушения зрения и указывают, что наиболее яркие сновидения имеют место у лиц, ослепших в зрелом возрасте. Сновидения же ослепших в детстве бедны образами, туманны и лишены зрительных элементов.[2]
В непроизвольных формах воображения
при внезапной слепоте или
резком снижении зрения в зрелом возрасте
может иметь место их интенсификация.
Она проявляется в наплыве
зрительных сновидений, носящих яркую
эмоциональную окраску, или в
возникновении зрительных иллюзий
и функциональных галлюцинаций. В
психологии это явление получило
название синдром Шарля Боне. Считается,
что данное явление представляет
собой непроизвольную форму компенсации
сокращения зрительной стимуляции. Вообще,
воображение имеет тенденцию
активизироваться в условиях неопределенности,
при недостатке информации. Слепоту
и слабовидение можно рассматривать
как частный клинический случай
деривации, при которой недостаток
внешней информации частично возмещается
за счет активизации деятельности воображения.
Однако это явление имеет место
только у поздно ослепших и только
в области непроизвольного
Одной из важнейших предпосылок развития воображения является разнообразие и богатство запаса образов памяти, так как именно представления являются объектом трансформации в образные комплексы воображения.
Процесс трансформации, комбинирования
прежнего опыта составляет сущность
фантазии человека. Отсюда следует, что
другим, не менее важным условием развития
воображения является формирование
операционально-комбинаторных
Как уже отмечалось, качественные и количественные изменения образов памяти при слепоте и слабовидении существенно затрудняют процесс их включения в комбинаторную сферу воображения и тем самым препятствуют развитию механизмов трансформации представлений. Таким образом, развитие воображения слепых и слабовидящих замедляется как за счет обеднения чувственного опыта, так и за счет трудностей в формировании операциональных механизмов.[3]
Однако, несмотря на ограниченные возможности, воображение слепых широко используется в процессах деятельности и в ряде случаев восполняет недостатки восприятия и бедность чувственного опыта, выполняя, таким образом, компенсаторные функции.[4]
Особо важная роль в компенсации
дефектов зрения и обусловленных
ими пробелов в чувственном познании
принадлежит воссоздающему
Развитие воссоздающего
воображения у слепых является важной
задачей учителя. Целенаправленное,
управляемое педагогом
Отход воображения слепых от действительности, возникновение желаемых, но нереальных образов отчетливо проявляется в мечте особом виде воображения, создающем картины будущего. Исследование Н.Г. Морозовой показало, что слепые в своих мечтах часто видят себя летчиками, капитанами, актрисами, археологами и т. д. Подобный отрыв от реальности превращает мечту из стимула деятельности в пустую, мечтательность и отрицательно влияет на развитие личности. Поэтому для правильного развития способности мечтать необходимо, чтобы человек с дефектом зрения, глубоко осознал свой недостаток, оценил свои возможности, познакомился со сферой их применения. И в этом ему должен помочь педагог. Только тесно связанная с жизнью мечта будет активизировать деятельность человека, потерявшего зрение, поможет ему занять соответствующее место в жизни. [11]
Творческое воображение слепых из-за отсутствия или недостаточного количества и неполноценности зрительных представлений страдает значительнее, чем воссоздающее. Наиболее отчетливо это проявляется при врожденной абсолютной слепоте.[14]
Художественное творчество может быть полноценным только в том случае, если оно отражает жизнь во всей ее полноте. Само по себе творческое воображение не может возместить тех пробелов в чувственном отражении внешнего мира, которые имеются у слепых.
Низкий уровень творческого воображения у слепых связан также с тем, что отсутствие или серьезное нарушение зрительных функций препятствует овладению ребенком культурой, так как человеческая культура, как показал Л.С. Выгодский, слагалась при известном постоянстве биологического типа и ее орудия, институты и т. п. рассчитаны на нормальную психофизическую организацию. Это означает, что творческая деятельность во многих областях культуры, науки, искусства возможна только при наличии зрения. Трудно представить, чтобы слепорожденный, никогда не воспринимавший мир во всем великолепии его красок, игры света и тени и т. д., мог бы образно и типично воспроизвести его в художественном произведении. [14]
Ограниченность творческих
возможностей слепорожденных в области
искусства подтверждается отсутствием
среди них подлинно творческих талантов
и гениев. Все известные слепые
художники - и гениальный английский
поэт Мильтон, и легендарный Гомер,
и французский скульптор-
Одновременно нужно
Дефекты зрения ограничивают
возможности развития творческого
воображения лишь в определенных,
связанных с нормальным функционированием
зрения областях человеческой деятельности.
Это положение подтверждается практикой
слабовидящих и слепых ученых, добившихся
поразительных успехов в
Характеризуя в целом произвольное творческое воображение слепых и слабовидящих, следует подчеркнуть снижение его количественной продуктивности в сравнении с нормой. Это связано с бедностью и однообразием ассоциативных связей, лежащих в основе продуцирования образов фантазии.[12]
Качественные изменения
в сфере воображения
Для воображения лиц с
дефектами зрения, особенно дошкольного
и младшего школьного возраста, характерна
стереотипность, схематичность, условность,
подражательность, стремление к прямым
заимствованиям, подмена образов
воображения образами памяти. Часто
наблюдается явление
Снижение уровня оригинальности
воображения слепых и слабовидящих
отчетливо проявляется в
Воображению слепых и слабовидящих
свойственна неустойчивость первоначального
замысла, наблюдаются трудности
в доведении его до окончательного
воплощения, многочисленные соскальзывания
на побочные ситуации. Часто образы
оказываются лишенными единого
смыслового стержня простым механическим
соединением различных
Недостаточный уровень осмысленности образов фантазии проявляется в снижении способности к антиципации, то есть к предвидению, опережающему отражению, вероятностному прогнозированию.
Снижение подвижности
и пластичности образов проявляется
в затруднениях при осуществлении
операции ментальной ротации или
умственного вращения, то есть способности
к пространственному
Воображение тесно связано с эмоциональной сферой личности. Эмоциональная окрашенность является одной из важнейших особенностей образов фантазии. С этой точки зрения воображение слепых и слабовидящих можно охарактеризовать как эмоционально незрелое, так как его образы, как правило, эмоционально не выразительны.[4]
В заключение еще раз подчеркнем, что наличие специфических черт в воображении лиц с дефектами зрения не снимает основных закономерностей развития этого процесса, последние в равной мере проявляются как в норме, так и при патологии зрения. Надлежащим образом организованное обучение и воспитание слепых и слабовидящих способно обеспечить полноценное развитие их воображения.[5]
Глава 3. условия развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
3.1. Влияние игровой деятельности
на воображение детей
Игра взрослого человека и ребенка, связанная с деятельность воображения, выражает тенденцию, потребность в преобразовании окружающей действительности. Проявляясь в игре, эта способность к творческому преобразованию действительности в игре впервые и формируется. В этой способности, отображая, преображать действительность, заключается основное значение игры.[11]
Значит ли это, что игра,
переходя в воображаемую ситуацию,
является отходом от реальности? И
да, и нет. В игре есть отлет от
действительности, но есть и проникновение
в нее. Поэтому в ней нет
ухода, нет бегства от действительности
в будто бы особый, мнимый, фиктивный,
нереальный мир. Все, чем игра живет
и что она воплощает в
В игре у ребенка формируется
воображение, которое заключает
в себе и отлет от действительности,
и проникновение в нее. Способности
к преобразованию действительности
в образе и преобразованию в действии,
ее изменению закладываются и
подготавливаются в игровом действии;
в игре прокладывается путь от чувства
к организованному действию и
от действия к чувству; словом, в
игре, как в фокусе, собираются, в
ней проявляются и через нее
формируются все стороны
Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развивается потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового.