Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 11:02, дипломная работа
Цель данной работы: выявить и описать условия формирования воображения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Задачи:
-определение основных понятий темы;
-характеристика особенностей познавательного развития детей с нарушениями зрения
-раскрыть особенности воображения детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
-определить возможные пути и условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Введение
Глава 1.Воображение как познавательный процесс
1.1.Характеристика процесса воображения
1.2.Виды воображения
1.3.Механизм творческого воображения
1.4.Развитие творческого воображения в детском возрасте
Глава.2.Психологическая характеристика детей дошкольного возраста с нарушением зрения
2.1.Нарушение зрения причины классификации
2.2.Особенности познавательной деятельности детей с нарушением зрения
2.3.Особенности развития творческого воображения у детей с нарушением зрения
Глава.3.Условия развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
3.1.Влияние игровой деятельности на воображение детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
3.2.Влияние изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
3.3.Влияние художественной литературы на воображение детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Заключение
Список литературы
Еще один вид воображения - творческое воображение. Характерной особенностью этого вида воображения является создание новых образов в процессе творческой деятельности человека, будет ли это искусство, наука или техническая деятельность.[9]
Писатели, живописцы, композиторы, стремясь отобразить жизнь в образах своего искусства, прибегают к творческому воображению. Они не просто фотографически копируют жизнь, но создают художественные образы, в которых эта жизнь правдиво отражается в своих наиболее ярких чертах, в обобщенных образах действительности. Вместе с тем в этих образах отражается и личность писателя, художника, его понимание окружающей жизни, особенности присущего ему художественного стиля.
Научную деятельность также нельзя представить себе как механическое познание тех или других явлений окружающего мира. Научное исследование всегда связано с построением гипотез, оно немыслимо без творческого воображения. Правда, эти гипотезы превращаются в положительные знания и становятся достоянием науки лишь после проверки практикой, но они должны быть, иначе наука не будет двигаться вперед. Физики сначала построили ряд гипотез о строении атома, прежде чем смогли в действительности открыть важнейшие законы этого строения.[11]
Творческое воображение имеет большое значение и в деятельности конструктора. Создание новой машины всегда является творческим процессом, в котором обязательно участвует воображение. Например, при создании танка конструкторы в своем воображении не случайно, механически соединили в новом образе наряду со многими другими принципы гусеничного и колесного движений, представление о которых было почерпнуто ими из наблюдения движений в действительном мире, а творчески, в результате длительной работы и сознательных поисков, руководствуясь при этом идеей танка и знанием законов движения. [9.]
1.3.Механизм творческого
Научное исследование стадий творческого процесса было начато в ХХ веке английским ученым Г.Уоллесом (1926 г.). Он выделил четыре стадии процесса творчества: подготовку, созревание, озарение и проверку. Эта схема претерпела впоследствии лишь незначительные изменения.
В последнее время ведущими в области изучения креативности (творческих способностей человека) являются исследования Дж. Гилфорда и П. Торренса.[4]
Дж. Гилфорд понимает под
креативностью систему
Оригинальность и способность продуцировать отдаленные ассоциации, отдаленные ответы.
Семантическая гибкость способность выделить функцию объекта и предложить его новое использование.
Образная адаптивная гибкость способность изменить форму стимула так, чтобы увидеть в нем новые возможности.
Семантическая спонтанная гибкость
способность продуцировать
Проблемы творческого процесса широко разрабатывались и в отечественной психологии. В настоящее время исследователи ведут поиск интегративного показателя, характеризующего творческую личность. Этот показатель определяется как некоторое сочетание интеллектуальных и мотивационных факторов или же рассматривается как непрерывное единство процессуальных и личностных компонентов мышления вообще и творческого мышления, в частности.[11]
Психологический анализ творческой деятельности указывает на ее огромную сложность. Она возникает не сразу, а очень медленно, постепенно, развивается из более элементарных и простых форм в более сложные. Она во многом зависит от накопленного человеком опыта.
В этой связи можно говорить о наиболее важном законе, которому подчиняется творческое воображение: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии.[13]
Важнейшими составными частями
процесса творческого воображения
являются диссоциация и ассоциация
воспринятых впечатлений. Диссоциация
заключается в том, что сложное
целое как бы рассекается на части,
одни из которых преимущественно
выделяются по сравнению с другими,
сохраняются, другие забываются. Диссоциация
является необходимым условием для
будущей деятельности фантазии. Ассоциация
это объединение
Таким образом, воображение
творчески преобразует
1.4. Развитие творческого
Развитие детского воображения
связывается окончанием периода
раннего детства, когда ребёнок
впервые демонстрирует
В играх детей дошкольного возраста, где символические замены совершаются довольно часто, воображение получает дальнейшее развитие.
В старшем дошкольном возрасте 5-6 лет, когда появляется производительность в запоминании, воображение из репродуктивного воссоздающего превращается в творческое. Воображение у детей этого возраста уже соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей приобретает осознанный, целенаправленный характер.[6]
Творческое воображение детей проявляется в сюжетно ролевых играх.
К концу дошкольного периода детства воображение у детей представлено в двух основных формах.
Произвольное, самостоятельное порождение ребенком, какой либо идеи.
Возникновение воображаемого плана её реализации.
Воображение у дошкольников выполняет несколько функций.
Познавательно интеллектуальную.
Аффективно защитную.
Познавательная функция позволяет ребёнку лучше узнать окружающий мир, легче решать поставленные перед ним задачи.
Аффективно-защитная функция воображения обеспечивает защиту ранимой души ребёнка от чрезмерных переживаний и травм.
Игры для развития воображения ребёнка с успехом могут быть использованы для своеобразного символического разрешения конфликтных ситуаций. Это можно объяснить тем, что через воображаемую ситуацию происходит разрядка возникающего напряжения.
К 6 годам возрастает целенаправленность воображения ребёнка, устойчивость его замыслов. Это находит выражение в увеличении продолжительности игры на одну тему.[4]
Следует отметить, что в
период своего зарождения воображение
дошкольника практически
Значение воображения в психическом развитии велико, оно способствует лучшему познанию окружающего мира, развитию личности ребёнка. [10.]
Глава.2. Особенности Психологическая характеристика детей с нарушением зрения
2.1. Нарушение зрения: причины, классификации
В современной педагогической практике во многих странах в зависимости от степени нарушения зрительной функции используют простое деление на слепых («blind») и лиц с ослабленным зрением, слабовидящих («low vision»).[7]
Степень нарушения зрительной функции определяется по уровню снижения остроты зрения способности глаза видеть две светящиеся точки при минимальном расстоянии между ними. За нормальную остроту зрения равную единице 1,0, принимается способность человека различать буквы или знаки десятой строки специальной таблицы на расстоянии 5 м. Разница в способности различать знаки между последующей и предыдущей строками означает разницу в остроте зрения на 0,1. Соответственно человек, способный различить наиболее крупные знаки первой сверху строки, имеет остроту зрения 0,1, четвертой 0,4 и т.п.
Для определения остроты зрения ниже 0,1 используется пересчет пальцев. Способность к пересчету раздвинутых пальцев руки на расстоянии.
5 м соответствует остроте зрения в 0,09.
2м 0,04.
0,5 м 0,01.
30 см 0,005.
Способность к различению света от тьмы соответствует остроте зрения на уровне цветоощущения.
Неспособность к различению света от тьмы означает, что острота зрения равна 0.
Таким образом, в зависимости
от степени снижения остроты зрения
на лучше видящем глазу, при использовании
очков, и соответственно от возможности
использования зрительного
слепые это дети с полным отсутствием зрительных ощущений, либо имеющие остаточное зрение максимальная острота зрения 0,04 на лучше видящем глазу с применением обычных средств коррекции очков, либо сохранившие способность к цветоощущению.
абсолютно, или тотально, слепые дети с полным отсутствием зрительных ощущений.
частично, или парциально, слепые дети, имеющие цветоощущения, форменное зрение способность к выделению фигуры из фона с остротой зрения от 0,005 до 0,04.
слабовидящие дети с остротой зрения от 0,05 до 0,2. Главное отличие данной группы детей от слепых: при выраженном снижении остроты восприятия зрительный анализатор остается основным источником восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая чтение и письмо.[2]
В зависимости от времени наступления дефекта выделяют две категории детей.
Слепорожденные это дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет. Они не имеют зрительных представлений, и весь процесс психического развития осуществляется в условиях полного выпадения зрительной системы ослепшие дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже.[16]
Глубина и характер поражений
зрительного анализатора
Анализ причин нарушений зрения показывает, что в 92% случаев слабовидение и в 88% случаев слепота имеют врожденный характер. При этом среди причин детской слепоты заметна тенденция возрастания частоты врожденных аномалий развития зрительного анализатора в 1964 г.60,9% таких аномалий данные М.И.Земцовои, Л.И.Солнцевой. в 1979 г.75% А.И. Каплан.1991 г. 91,3% Л.И.Кириллова в 1992 г. 92%.
Врожденные заболевания и аномалии развития органов зрения могут быть следствием внешних и внутренних повреждающих факторов. Примерно 30% из них наследственной природы врожденная глаукома, атрофия зрительного нерва, миопия.[14]
В качестве генетических факторов нарушения зрительной функции могут выступить: нарушение обмена веществ, проявляющееся в виде альбинизма, наследственные заболевания, приводящие к нарушению развития глазного яблока врожденный анофтальм микрофтальм, наследственная патология сосудистой оболочки заболевания роговой оболочки глаза, врожденны катаракты отдельные формы патологии сетчатки.[17]
Аномалии зрения также
могут возникнуть в результате
внешних
и внутренних отрицательных воздействий,
имевших место в период беременности.
На развитии плода могут сказаться патологическое
течение беременности, перенесенные матерью
вирусные заболевания, токсоплазмоз, краснуха
и другие.[7]
А. Г. Литвак пишет, что на психическое развитие слепых и слабовидящих оказывает влияние совокупность биологических аномальных и социальных факторов, находящихся в сложных взаимоотношениях. [13]
2.2. Особенности познавательной
деятельности детей с
Слепота и глубокие нарушения зрения вызывают отклонения во всех видах познавательной деятельности. Зрения проявляется даже там, где, казалось бы, этот дефект не должен нанести ущерб развитию ребенка. Снижается количество получаемой ребенком информации изменяется ее качество. В области чувственного познания сокращение зрительных ощущений ограничивает возможности формирования образов памяти и воображения. С точки зрения качественных особенностей развития детей с нарушениями зрения следует в первую очередь указать на специфичность формирования психологически систем, их структур и связей внутри системы. Происходят качественные изменения системы взаимоотношений анализаторов возникают специфические особенности в процессе формирования образов, понятий, речи, в соотношении образного и понятийного мышления, ориентировке в пространстве и т.д. Значительные изменения происходят в физическом развитии: нарушаете точность движений, снижается их интенсивность. Следовательно, у ребенка формируется своя, очень своеобразная психологическая система, качественно и структурно не схожая с системой нормально развивающегося ребенка. [8]
2.3. Особенности развития
Развитие детского воображения
связывается с окончанием периода
раннего детства, когда ребенок
впервые демонстрирует
Отсюда становится ясным, что узость круга, фрагментарность, недостаточная обобщенность и другие недостатки образов не могут не сказаться на уровне развития способности к воображению. [5]