Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 11:02, дипломная работа
Цель данной работы: выявить и описать условия формирования воображения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Задачи:
-определение основных понятий темы;
-характеристика особенностей познавательного развития детей с нарушениями зрения
-раскрыть особенности воображения детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
-определить возможные пути и условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Введение
Глава 1.Воображение как познавательный процесс
1.1.Характеристика процесса воображения
1.2.Виды воображения
1.3.Механизм творческого воображения
1.4.Развитие творческого воображения в детском возрасте
Глава.2.Психологическая характеристика детей дошкольного возраста с нарушением зрения
2.1.Нарушение зрения причины классификации
2.2.Особенности познавательной деятельности детей с нарушением зрения
2.3.Особенности развития творческого воображения у детей с нарушением зрения
Глава.3.Условия развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
3.1.Влияние игровой деятельности на воображение детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
3.2.Влияние изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
3.3.Влияние художественной литературы на воображение детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Заключение
Список литературы
В психологии принято отмечать,
что воображение ребенка
В игре детей трех-, четырехлетнего возраста существенное значение имеет сходство предмета-заместителя с предметом, который он замещает. У детей более старшего возраста воображение может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые. [2]
Постепенно необходимость
во внешних опорах исчезает. Происходит
интериоризация – переход к игровому
действию с предметом, которого в
действительности нет, и к игровому
преобразованию предмета, приданию ему
нового смысла и представлению действий
с ним в уме, без реального
действия. Это и есть зарождение
воображения как особого
С другой стороны, игра может
происходить без видимых
В режиссерских играх, как и во всех творческих играх, есть мнимая или воображаемая ситуация. Ребенок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя ее участников (роли, которые «исполняют» игрушки, предметы). Предметы и игрушки используются не только в своем непосредственном значении, но и, когда они выполняют функцию, не закрепленную за ними общечеловеческим опытом диванная подушка становится бегемотом, а пояс от халата - змеей в режиссерской игре «В зоопарк»; кубики превращаются в учителей и детей в игре «В школу». К игрушкам заместителям дети охотно прибегают в играх, что говорит о развитии воображения.
Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, чтобы через нее он знакомился с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.[4]
Овладевая действиями игры,
ребенок одновременно осваивает
произвольные стороны психических
процессов, а также действия замещения.
Также постепенно ребенок осваивает
собственно человеческий знаково-символический
мир – прежде всего вербально
очерченное пространство, которое стандартизирует,
социализирует его, а также особое
знаково-символическое
Формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании и в сочинении ребенком сказок, стихов. Здесь так же, как в игре, дети вначале опираются на непосредственно воспринимаемые предметы или возникающие под их рукой штрихи на бумаге. [12]
3.2. Влияние изобразительной
Воображение и фантазия - это важнейшая сторона жизни ребенка. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.[9]
Рисование, лепка, аппликация – виды изобразительной деятельности имеют огромное значение в формировании личности ребенка с нарушение зрения.
Дети рисуют то, о чем
думают, что привлекает их внимание,
вкладывают в изображаемое свое отношение
к рисунку, живут в рисунке. Рисование
– это не только забава, но и творческий
труд. При этом в работу включаются
зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые
анализаторы. В изобразительной
деятельности проявляется своеобразие
многих сторон детской психики. Рисование
помогает нам лучше узнать ребенка,
дает возможность получить материал,
раскрывающий особенности мышления,
воображения, эмоционально-волевой
сферы. Не говоря уже о том, какую
пользу приносят занятия рисованием,
развивая воображение память и внимание,
речь и мелкую моторику, приручая ребенка
думать и анализировать, соизмерять
и сравнивать, сочинять и воображать.
Подражая действиям взрослых, ребенок
уже в раннем детстве начинает
манипулировать карандашами и бумагой,
создавая каракули. Постепенно ребенок
уходит от бездумных чирканий по бумаге.
Он начинает понимать функцию карандашей,
его движения становятся более точными
и разнообразными. Это период доизобразительной
деятельности. Рисунок появляется,
когда ребенок связывает
3.3. Влияние художественной
Особенно велика роль воссоздающего
воображения при чтении художественной
литературы. Дети с нарушением зрения
с помощью воссоздающего
В силу важности и значимости
воображения для ребенка
Развитие воображения
не является результатом прямого
обучения. Оно обусловлено растущей
преобразующей активностью
Заключение
Значение функции воображения
в психическом развитии детей
дошкольного возраста с нарушением
зрения велико. Воображение у дошкольников
выполняет несколько функций:
Однако воображение, как
и любая форма психического отражения,
должна иметь позитивное направление
развития. Она должна способствовать
лучшему познанию окружающего мира,
самораскрытию и
Значение воображение у дошкольника с нарушением зрения велико. Ребенок не видит окружающей действительности, людей, которые его окружают, поэтому воображение играет большую роль.
Любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Все это невозможно сделать без воображения или фантазии. Например, дети младшего школьного возраста очень любят заниматься художественным творчеством. Оно позволяет ребенку в наиболее полной и свободной форме раскрыть свою личность. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребенку новый, необычный взгляд на мир. Воображение обеспечивает следующую деятельность ребенка построение образа конечного результата его деятельности; создание программы поведения в ситуации неопределенности;создании образов, заменяющих деятельность; создание образов описываемых объектов. [6]
Литература
1. Брунер Д.С. Психология познания. За пределами непосредственной информации. – М. 1977. /Представление. Воображение у детей: 304 – 319/
2. Боровик О.В. Развитие
воображения. Методические
3. Веккер Л. М.Психические процессы. – Т.1 – л., 1974. /Воображение и психологическое время: 262 – 271. Представление / воображение/: 278 – 295.
4. Выгодский Л. С.Собрание сочинений: В 6т. – Т. 2 – М., 1982 /Воображение и его развитие в детском возрасте: 436 – 455/.
5. Выгодский Л. С.Проблемы
возрастной периодизации
6. Дьяченко О. М.Об основных
направлениях развития
7. Дьяченко О. М., Кириллова
А. И.О некоторых особенностях
развития воображения детей
8. Игнатьев Е. И.О некоторых
особенностях изучения
9. Коршунова Л. С.Воображение
и его роль в познании. –
М., 1979. /Трудности в определении
воображения: 3 – 7. Воображение и
практическая деятельность: 8 – 30.
Воображение как отражение
10. Кириллова Г. Д.Начальные формы творческого воображения у детей. // Дошкольное воспитание. 1971. – № 2. с. 41 – 46.
11. Карандашов Ю. Н.Развитие
представления у детей.
12. Коршунова Л. С., Пружинин
Б. И.Воображение и
13. Лейтес Н.С.Ранние
14. Натадзе Р.Г.Воображение
как фактор поведения.
15. Немов Р.С.Психология: Учебник
для студентов высших
16. Найссер У. Познание и реальность. – М. 1981. /Воображение и память: 141 – 165/.
17. Никифорова О.Н.
18. Рубинштейн С. А.Основы общей психологии. В 2 т. – Т. 1 – М., 1989. /Воображение 344 – 360/.