Условия развития воображения детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 11:02, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы: выявить и описать условия формирования воображения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Задачи:
-определение основных понятий темы;
-характеристика особенностей познавательного развития детей с нарушениями зрения
-раскрыть особенности воображения детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
-определить возможные пути и условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Содержание работы

Введение
Глава 1.Воображение как познавательный процесс
1.1.Характеристика процесса воображения
1.2.Виды воображения
1.3.Механизм творческого воображения
1.4.Развитие творческого воображения в детском возрасте
Глава.2.Психологическая характеристика детей дошкольного возраста с нарушением зрения
2.1.Нарушение зрения причины классификации
2.2.Особенности познавательной деятельности детей с нарушением зрения
2.3.Особенности развития творческого воображения у детей с нарушением зрения
Глава.3.Условия развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
3.1.Влияние игровой деятельности на воображение детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
3.2.Влияние изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
3.3.Влияние художественной литературы на воображение детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 55.66 Кб (Скачать файл)

В психологии принято отмечать, что воображение ребенка складывается  в игре. На первых порах оно неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий. Ребенок  скачет верхом на палочке, и в этот момент он всадник, а палка – лошадь. Но при отсутствии предмета, пригодного для скаканья, он не может мысленно преобразовать палку в лошадь в, то время, когда не действует с  ней.

В игре детей трех-, четырехлетнего возраста существенное значение имеет  сходство предмета-заместителя с  предметом, который он замещает. У  детей более старшего возраста воображение  может опираться и на такие  предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые. [2]

Постепенно необходимость  во внешних опорах исчезает. Происходит интериоризация – переход к игровому действию с предметом, которого в  действительности нет, и к игровому преобразованию предмета, приданию ему  нового смысла и представлению действий с ним в уме, без реального  действия. Это и есть зарождение воображения как особого психического процесса.

С другой стороны, игра может  происходить без видимых действий, целиком в плане представления. Важнейшее значение в развитии воображения  детей имеет ролевая игра. В  игровой деятельности ребенок учится замещать одни предметы другими, брать  на себя различные роли. Все это  способствует развитию воображения. В  играх детей старшего дошкольного  возраста уже необязательны предметы-заместители, так же как необязательны и  многие игровые действия. Дети научаются  отождествлять предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем воображении. Игра может  протекать во внутреннем плане. [1]

В режиссерских играх, как  и во всех творческих играх, есть мнимая или воображаемая ситуация. Ребенок  проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя  ее участников (роли, которые «исполняют»  игрушки, предметы). Предметы и игрушки  используются не только в своем непосредственном значении, но и, когда они выполняют  функцию, не закрепленную за ними общечеловеческим опытом диванная подушка становится бегемотом, а пояс от халата - змеей  в режиссерской игре «В зоопарк»;  кубики превращаются в учителей и  детей в игре «В школу». К игрушкам заместителям дети охотно прибегают  в играх, что говорит о развитии воображения.

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, чтобы  через нее он знакомился с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образом для  его собственного поведения, и в  ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для  установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя  его подчиняться правилам, соответствующим  взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции  поведения.[4]

Овладевая действиями игры, ребенок одновременно осваивает  произвольные стороны психических  процессов, а также действия замещения. Также постепенно ребенок осваивает  собственно человеческий знаково-символический  мир – прежде всего вербально  очерченное пространство, которое стандартизирует, социализирует его, а также особое знаково-символическое пространство, где доминируют образы воображения. [8]

Формируясь в игре, воображение  переходит и в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется  в рисовании и в сочинении  ребенком сказок, стихов. Здесь так  же, как в игре, дети вначале опираются  на непосредственно воспринимаемые предметы или возникающие под  их рукой штрихи на бумаге. [12]

 

3.2. Влияние изобразительной деятельности  в развитии творческого воображения  детей старшего дошкольного возраста  с нарушением зрения

 

Воображение и фантазия - это важнейшая сторона жизни ребенка. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.[9]

Рисование, лепка, аппликация – виды изобразительной деятельности имеют огромное значение в формировании личности ребенка с нарушение  зрения.

Дети рисуют то, о чем  думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение  к рисунку, живут в рисунке. Рисование  – это не только забава, но и творческий труд. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые  анализаторы. В изобразительной  деятельности проявляется своеобразие  многих сторон детской психики. Рисование  помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой  сферы. Не говоря уже о том, какую  пользу приносят занятия рисованием, развивая воображение память и внимание, речь и мелкую моторику, приручая ребенка  думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Подражая действиям взрослых, ребенок  уже в раннем детстве начинает манипулировать карандашами и бумагой, создавая каракули. Постепенно ребенок  уходит от бездумных чирканий по бумаге. Он начинает понимать функцию карандашей, его движения становятся более точными  и разнообразными. Это период доизобразительной  деятельности. Рисунок появляется, когда ребенок связывает некоторые  из своих каракуль с предметами и  специально создает воображаемые объекты. Словесное формулирование намерения  является началом изобразительной  деятельности. В начале стремление изобразить с воспоминанием знакомого  ему графического образа. Чаще всего  это кругоподобные кривые, в которых  ребенок «видит» дядю, тетю и т.д. Постепенно такое изображение его  уже не удовлетворяет, и он начинает искать новые графические образы. Появляется значительный скачек в развитии, как самого ребенка, так и рисования, происходит в дошкольном возрасте. Под влиянием взрослых появляются изображения  домов, деревьев, цветов, машин. Ребенок  с нарушением зрения преодолевает шаблоны  и начинает рисовать то, что ему  интересно. Все, что только он способен вообразить, представить в своей  фантазии, ребенок пытается нарисовать. У многих наблюдается интерес  к фантастическому миру, они рисуют волшебников, принцесс, фей, колдунов. Дети с нарушением зрения рисуют и  то, что происходит в реальной жизни  взрослых. Рисование, как и игра, помогает ребенку с нарушением зрения освоить его социальное окружение, мир, в котором он живет. Все необходимые  качества воображения широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность возникают не спонтанно, а при  условии систематического влияния  со стороны взрослых. Ребенку нужно  помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность  оперировать образами, чтобы создавать  на их основе новые. Важно формировать  у детей познавательные интересы. Если же эту работу с ним не проводить, то и воображение будет значительно  отставать в развитии. В результате к началу школьного обучения ребенок  может оказаться не готовым к  усвоению учебного материала, требующего достаточно сформированного уровня воображения. [8]

 

3.3. Влияние художественной литературы  на воображение детей старшего  дошкольного возраста с нарушением  зрения

 

Особенно велика роль воссоздающего  воображения при чтении художественной литературы. Дети с нарушением зрения с помощью воссоздающего воображения  представляет себе героев, как бы видит  их, видит картины природы, чувствует  себя участником событий, описанных  в книге. Только на знания опирается  воссоздающее воображение. То, как представляет себе ребенок новое, зависит в  большой мере от того, как описывается  это новое. Очень важно выразить словесно, чем новое, неизвестное отличается от уже известного. Иначе новое легко может быть искажено под влиянием известного, В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь природы и общества, сложный мир человеческих отношений, способствует речевому развитию ребенка, давая ему образцы правильного литературного языка. Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на воображения ребенка, непосредственно способствует формированию готовности к учению. [4]

В силу важности и значимости воображения для ребенка необходимо всячески помогать его развитию и, одновременно, использовать его для оптимизации  учебной деятельности. Формирование воображения в раннем возрасте происходит как изменение прирожденной активности ребенка в активность преобразующую. Решающим фактором при этом является потребность в новых впечатлениях и общение со взрослым, открывающим  способы получения впечатлений.

Развитие воображения  не является результатом прямого  обучения. Оно обусловлено растущей преобразующей активностью ребенка  и механизмами саморазвития воображения: противоположной направленностью  варьирования и моделирования элементов  опыта, схематизации и детализации  образов. [9]

 

 

Заключение

 

Значение функции воображения  в психическом развитии детей  дошкольного возраста с нарушением зрения велико. Воображение у дошкольников выполняет несколько функций:познавательно  интеллектуальную и аффективно защитную.

Однако воображение, как  и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление  развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию  личности, а не перерастать в пассивную  мечтательность, замену реальной жизни  грезами. Для выполнения этой задачи воспитателям и родителям необходимо помогать ребенку использовать свои возможности воображения в направлении  прогрессивного саморазвития. Предлагаем взрослым использовать практические советы и рекомендации, игры и тесты с  целью помочь родителям развивать  в наиболее оптимальной форме  фантазию детей. Предлагаемые задания  можно использовать и для активизации  познавательной деятельности школьников, в частности развития теоретического, абстрактного мышления, внимания, речи и, в целом, творчества.

Значение воображение  у дошкольника с нарушением зрения велико. Ребенок не видит окружающей действительности, людей, которые его  окружают, поэтому воображение играет большую роль.

Любое обучение связано с  необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Все это невозможно сделать без воображения или  фантазии. Например, дети младшего школьного  возраста очень любят заниматься художественным творчеством. Оно позволяет  ребенку в наиболее полной и свободной  форме раскрыть свою личность. Вся  художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребенку  новый, необычный взгляд на мир. Воображение  обеспечивает следующую деятельность ребенка построение образа конечного  результата его деятельности; создание программы поведения в ситуации неопределенности;создании образов, заменяющих деятельность; создание образов описываемых  объектов. [6]

 

 

Литература

 

1. Брунер Д.С. Психология  познания. За пределами непосредственной  информации. – М. 1977. /Представление.  Воображение у детей: 304 – 319/

2. Боровик О.В. Развитие  воображения. Методические рекомендации. – М.: ООО «ЦГЛ «Рон»» 2000. –  112с.

3. Веккер Л. М.Психические  процессы. – Т.1 – л., 1974. /Воображение  и психологическое время: 262 –  271. Представление / воображение/: 278 – 295.

4. Выгодский Л. С.Собрание  сочинений: В 6т. – Т. 2 – М., 1982 /Воображение и его развитие  в детском возрасте: 436 – 455/.

5. Выгодский Л. С.Проблемы  возрастной периодизации детского  развития. // Вопросы психологии. 1972. № 2. с. 114 – 123.

6. Дьяченко О. М.Об основных  направлениях развития воображения  у детей. // Вопросы психологии. 1988. № 6. с. 52 – 59.

7. Дьяченко О. М., Кириллова  А. И.О некоторых особенностях  развития воображения детей дошкольного  возраста. // Вопросы психологии. 1987. № 1. с. 44 – 51.

8. Игнатьев Е. И.О некоторых  особенностях изучения представлений  и воображения. - М., 1956.

9. Коршунова Л. С.Воображение  и его роль в познании. –  М., 1979. /Трудности в определении  воображения: 3 – 7. Воображение и  практическая деятельность: 8 – 30. Воображение как отражение действительности: 31 – 85. Воображение и научное  познание мира: 86 – 131/.

10. Кириллова Г. Д.Начальные  формы творческого воображения  у детей. // Дошкольное воспитание. 1971. – № 2. с. 41 – 46.

11. Карандашов Ю. Н.Развитие  представления у детей. Учебное  пособие. – Минск, 1987. /Возрастная  динамика развития представлений: 74 – 87/.

12. Коршунова Л. С., Пружинин  Б. И.Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа  познавательной функции воображения.  – М. 1989. /Психологический подход  к воображению. Перспектива и  границы: 18 – 39. Воображение и  игровая деятельность: 83 – 97. Чувственное  отображение и воображение: 113 –  122. Воображение и мышление: 122 –  138/.

13. Лейтес Н.С.Ранние представления  одаренности. // Вопросы психологии. 1988. № 4. с. 98 – 108.

14. Натадзе Р.Г.Воображение  как фактор поведения. Экспериментальное  исследование. – Тбилиси, 1972.

15. Немов Р.С.Психология: Учебник  для студентов высших педагогических  учебных заведений: В 3кн. –  4е. издание – М.: Гуманитарный  издательский центр Владос, 2001. –  Кн. 1: Общие основы психологии / Воображение: 260 – 271.

16. Найссер У. Познание  и реальность. – М. 1981. /Воображение  и память: 141 – 165/.

17. Никифорова О.Н. Познавательные  процессы и способности в обучении. – М. 1990. /Представление и воображение: 80 – 100/.

18. Рубинштейн С. А.Основы  общей психологии. В 2 т. – Т. 1 – М., 1989. /Воображение 344 – 360/.

 


Информация о работе Условия развития воображения детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения