Вегетативные проявления экзаменационного стресса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 17:33, реферат

Описание работы

Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у учащихся средней и, особенно, высшей школы. Очень часто экзамен становится психотравмирующим фактором, который учитывается в клинической психиатрии при определении характера психогении и может являться пусковым механизмом реактивной депрессии (Руководство по психиатрии, 1983; Стрелец В.Б., Самко Н.Н., Голикова Ж.В., 1998; Стрелец В.Б., Голикова Ж.В., 2001). В последние годы получены убедительные доказательства того, что экзаменационный стресс оказывает негативное влияние на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную системы студентов. (Maes M., Van der Planken M., Van Gastel A., et al., 1998; Deinzer R., Kottmann W., Forster P., et al., 2000).

Файлы: 1 файл

психофиз..docx

— 87.66 Кб (Скачать файл)

Щербатых Ю.В. Вегетативные проявления экзаменационного стресса

Автореферат диссертации  на соискание ученой степени доктора  биологических наук. СПб. 2001. — 32 с.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы.

Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у учащихся средней и, особенно, высшей школы. Очень  часто экзамен становится психотравмирующим  фактором, который учитывается в  клинической психиатрии при определении  характера психогении и может  являться пусковым механизмом реактивной депрессии (Руководство по психиатрии, 1983; Стрелец В.Б., Самко Н.Н., Голикова Ж.В., 1998; Стрелец В.Б., Голикова Ж.В., 2001). В последние годы получены убедительные доказательства того, что экзаменационный  стресс оказывает негативное влияние  на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную системы студентов. (Maes M., Van der Planken M., Van Gastel A., et al., 1998; Deinzer R., Kottmann W., Forster P., et al., 2000). По данным российских авторов, в период экзаменационной сессии у студентов и школьников регистрируются выраженные нарушения вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы, которые проявляются в повышении частоты сердечных сокращений, увеличении артериального давления, возрастании уровня мышечного и психоэмоционального напряжения (Боканова О.М., 1974; Плотников В.В., 1983; Покалев Г.М и др. 1985; Доскин А.В., 1988; Умрюхин Е.А., Быкова Е.В., Климина Н.В., 1999; Фаустов А.С., Щербатых Ю.В., 2000; Ноздрачев А.Д., Щербатых Ю.В., 2001). Эмоциональное напряжение может приводить к активации симпатического или парасимпатического отделов вегетативной нервной системы, а также к развитию переходных процессов, сопровождающихся нарушением вегетативного гомеостаза и повышенной лабильностью реакций сердечно-сосудистой системы на эмоциональный стресс. После сдачи экзамена физиологические показатели не сразу возвращаются к норме - обычно требуется несколько дней для того, чтобы параметры артериального давления вернулись к исходным величинам (Антропова М.В. 1968; Щербатых Ю.В., 2000). В последние годы показано, что экзаменационный стресс, особенно в сочетании с употреблением кофеина, может приводить в последующем к стойкому повышению артериального давления у студентов ( Schepard J ., Al ’ Absi M ., Whitsett T . et al ., 2000). Следует также отметить, что проблема экзаменационного стресса ежегодно затрагивает сотни тысяч студентов и школьников нашей страны и для своего решения требует совместных усилий ученых разных научных дисциплин — физиологии, психологии, психиатрии, кардиологии и гигиены.

Традиционно в качестве вегетативных коррелятов психоэмоционального стресса  использовалось два основных параметра  деятельности сердечно-сосудистой системы: частота сердечных сокращений и  величина артериального давления, а  также производный от этих величин  показатель — «вегетативный индекс Кердо», которые позволяли лишь в  самых общих чертах судить о соотношении  активности симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы  при стрессе. С внедрением в практическую кардиологию математического анализа  вариабельности сердечного ритма (ВСР) стало возможным избирательно определять вклад симпатического и парасимпатического отделов в регуляцию процессов  организма человека (Akselrod S.С. et al., 1981; Баевский Р.М. с соавт. 1984; Malliani A., Lombardi F., Pagani M., 1994; Heart Rate Variability, 1996; Щербатых Ю.В., 1999; Данилова Н.Н., Астафьев С.В., 1999; Щербатых Ю.В., 2000; Ноздрачев А.Д., Щербатых Ю.В., 2001). Кроме того, представляется весьма интересным поиск коррелятов между психологическими и физиологическими реакциями личности на учебные стрессовые ситуации, выявление которых позволит не только вырабатывать индивидуальные рекомендации, но и приблизиться к механизмам понимания психосоматических взаимоотношений.

В то же время, следует отметить, что экзаменационный стресс не всегда носит вредоносный характер, приобретая свойства «дистресса». В определенных ситуациях психологическое напряжение может иметь стимулирующее значение, помогая учащемуся мобилизовать свои знания и личностные резервы  для решения поставленных перед  ним учебных задач. Поэтому речь идет как о разработке методов  прогнозирования показателей экзаменационного стресса с учетом индивидуальных особенностей студентов, так и о  создании эффективных методов оптимизации (коррекции) уровня экзаменационного стресса.

Цель и задачи исследования.

Целью настоящего исследования явилось изучение роли вегетативной нервной системы в развитии психоэмоционального  стресса (на модели его экзаменационного варианта). Для достижения поставленной цели было необходимо решить несколько  задач:

1. Изучить особенности  вегетативной регуляции сердечно-сосудистой  системы студентов во время  учебного процесса и при стрессе,  вызванным сдачей экзаменов.

2. Провести комплексное  психофизиологическое обследование  студентов высшей школы в течение  обычного учебного процесса и  во время экзаменов, включающее  в себя измерение показателей  их скорости реакции, уровня  тремора скелетной мускулатуры  и лабильности зрительного анализатора.

3. Исследовать исходный  уровень тревоги и страха в  норме и во время экзаменационной  сессии, а также изучить связь  этих психических феноменов с  функциями вегетативной нервной  системы.

4. Выявить взаимосвязи  между личностными особенностями  студентов и характером их  вегетативных реакций на психоэмоциональный  стресс.

5. Разработать методику  прогнозирования работы вегетативной  нервной системы во время экзамена  в целях заблаговременного выявления  лиц группы риска, характеризующейся  сниженной стрессоустойчивостью.

6. Разработать методы коррекции  экзаменационного стресса и нормализации  деятельности вегетативной нервной  системы, которые позволят учащимся  с меньшими потерями для здоровья  и более успешно сдавать экзамены  в средней и высшей школе.

Научная новизна.

1. На основе анализа  ВСР в течение обычного учебного  процесса и во время экзамена  впервые подробно описаны влияния  на сердечно-сосудистую систему  со стороны симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы у студентов.

2. Впервые проведено комплексное  психофизиологическое исследование  студентов высшей школы в период  подготовки и проведения экзаменационной  сессии, в сопоставлении с особенностями  их высшей нервной деятельности  и показателями функционирования  вегетативной нервной системы.

3. Впервые подробно описана  динамика изменения ситуативной  тревожности студентов во время  учебного процесса и во время  экзаменов, а также изучена  связь между показателями тревожности  и активностью вегетативной нервной  системы.

4. Впервые достаточно полно  и на количественном уровне  установлены взаимосвязи между  личностными особенностями студентов  и характером их реагирования  на экзаменационный стресс.

5. Впервые осуществлено  прогнозирование уровня стрессовых  реакций студентов методами множественного  регрессионного анализа физиологических  и психологических показателей.

6. Впервые разработана  комплексная программа коррекции  экзаменационного стресса, разработанная  с учетом индивидуальных особенностей  личности студентов, позволяющая  им более эффективно сдавать  экзамены с минимальными потерями  для здоровья.

Практическая значимость.

Результаты данного исследования позволяют рекомендовать их к  применению в учебном процессе учреждений средней и высшей школы, с одной  стороны, в качестве мероприятий  по сохранению здоровья учащихся, а, с  другой - в качестве мер повышения эффективности учебной деятельности и показателей успеваемости.

На основе результатов  работы составлены методические рекомендации «Обучение и здоровье. Методические рекомендации для студентов и  преподавателей» (Воронеж, 2000г.), предназначенные  для студентов, педагогов, методистов и врачей-гигиенистов.

Внедрение в практику.

Результаты диссертации  внедрены в учебный процесс кафедры  гистологии Воронежской государственной  медицинской академии им. Н.Н. Бурденко, кафедры медико-гуманитарной подготовки еврейской государственной академии им. Маймонида и Воронежской гимназии №8.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Экзаменационный стресс  вызывает значительные изменения  в функционировании вегетативной  нервной системы, увеличивая активность  симпатического отдела вегетативной  нервной системы и, одновременно, уменьшая активность парасимпатического  отдела. При этом происходит перестройка  управляющей функции нервных  центров, координирующих работу  сердечно-сосудистой системы, которая сопровождается снижением абсолютной мощности всего спектра сердечного ритма и изменением соотношения отдельных спектральных составляющих.

2. Показатель тремора скелетной  мускулатуры студентов на фоне  экзаменационного стресса зависит  от уровня активности симпатического  и парасимпатического отделов  вегетативной нервной системы  в покое. Показатели скорости  сложной сенсомоторной реакции  в состоянии стресса зависят  от степени подвижности и уравновешенности  процессов возбуждения и торможения  студентов.

3. Ситуация экзамена приводит  к значительному повышению уровня  ситуативной тревожности, в первую  очередь - у лиц со слабым типом высшей нервной деятельности.

4. Личностные особенности  индивидуума оказывают значительное  влияние на характер протекания  экзаменационного стресса.

5. Метод множественного  регрессионного анализа позволяет  с достаточно высокой точностью  прогнозировать реакции вегетативной  нервной системы человека на  ситуацию стресса с учетом  его психологических и физиологических  особенностей.

6. Имеющиеся в настоящее  время методы психологического  воздействия позволяют нормализовать  функциональное состояние вегетативной  нервной системы студентов и  уменьшить остроту стрессорных  реакций во время экзамена.

Апробация работы.

Основные положения диссертации  были представлены на научно-практической конференции «Проблемы современных  технологий обучения» ( февраль 1994 года, Воронеж); на III и IV национальных Конгрессах по профилактической медицине (май 1995 и май 1997 г.г., С-Петербург), на межрегиональной  конференции «Здоровье человека и действие факторов внешней среды» (апрель 1996 г., Липецк); на Международной  конференции «Новые информационные технологии в медицине и экологии» (май 1998 г., Гурзуф), на Втором международном  симпозиуме «Структура и функции  вегетативной нервной системы» (май, 1998 г., Воронеж), на Третьей Всероссийской  конференции «Новое в экологии и  безопасности жизнедеятельности» (май 1998 г, С-Петербург); на VIII Международном  симпозиуме «Эколого-физиологические  проблемы адаптации» (январь 1998 г., Москва); на Российской конференции «Психотерапия  и клиническая психология в общемедицинской  практике» (май, 1999 г, Иваново), на Международной  конференции, посвященной 150-летию И.П. Павлова «Механизмы функционирования висцеральных систем» (сентябрь 1999 г., С-Петербург), на научно-практической конференции  «Современные подходы к медицинскому образованию» (октябрь 1999 г., г.Воронеж), на Международном симпозиуме «Механизмы адаптивного поведения» (декабрь 1999 г.,С-Петербург); на ХХХ Всероссийском  совещании по проблемам высшей нервной  деятельности (май 2000 г., С.-Петербург), на Х международном симпозиуме «Эколого-физиологические  проблемы адаптации» (январь, 2001г, Москва); на Всероссийском симпозиуме «Психосоматические расстройства: системный подход» (май 2001г., г. Курск); на региональной конференции  «Актуальные проблемы современного медицинского образования» (май 2001 г., Воронеж); на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы психологической службы» (май 2001г., г. Воронеж).

Публикация результатов  исследования.

По теме диссертации опубликовано 56 печатных работ (в том числе - три монографии), из них 19 - в центральной печати.

Объем и структура  диссертации.

Диссертация изложена на 313 страницах  машинописного текста и включает в себя 24 таблицы и 28 рисунков. Состоит  из введения, главы, посвященной описанию методов исследования, и шести  экспериментальных глав (каждая из которых включает в себя литературный обзор по конкретной теме, результаты собственных исследований и их обсуждение), общего заключения, выводов и библиографического списка, включающего 353 отечественных  и 94 зарубежных источников.

Объекты и методы исследования.

Всего было обследовано 95 школьников 9-11 классов и 256 студентов 1-5 курса  медицинской академии (всего 351 человек  в возрасте от 15 до 25 лет). В норме (во время обычного учебного процесса за два месяца до наступления сессии) и непосредственно перед экзаменом (за 30 ± 10 минут до него) у них проводилось  измерение психологических, психофизиологических и физиологических показателей.

Физиологические методики: Измерение частоты сердечных сокращений; измерение частоты дыхания; измерение артериального давления (систолического и диастолического); вычисление вегетативного индекса Кердо и коэффициента Хильдебранта (Вейн А.М., 1991); определение минутного объема крови непрямым способом Лилье-Штрандера ( Вейн А.М., 1991); оценка состояния вегетативной нервной системы посредством математического анализа вариабельности сердечного ритма (Баевский Р.М., Кириллов О.И., Клецкин С.З. , 1984; Heart rate variability , 1996). Для реализации последней методики использовался аппаратно-програмный комплекс “Варикард” типа ВК 1.4, рекомендованный к использованию в медицинской практике решением Комитета по новой медицинской техники МЗ РФ. Расчет показателей ВСР основывался на пятиминутных массивах RR интервалов, не содержащих экстрасистол и артефактов с их последующей математической обработкой. Интерпретация показателей ВСР основывалась на рекомендациях Европейского общества кардиологов и Северо-Американского общества по кардиостимуляции и электрофизиологии ( Heart rate variability ; 1996) и разработках отечественных авторов (Баевский Р.М. и соавт., 1984). Основные показатели ВСР, использованные в данной работе, приведены в таблице 1:

Табл.1. Показатели вариабельности сердечного ритма и их физиологическое содержание.

Показатель

Ед.

измер-я

Название показателя и его физиологическое содержание

Mo *

мс

Мода (наиболее вероятный  уровень функционирования сердечно-сосудистой системы)

A М o *

%

Амплитуда моды (условный показатель активности симпатического звена регуляции)

RMSSD *

мс

Квадратный корень суммы разностей последовательного  ряда RR-интервалов (отражает активность парасимпатического звена вегетативной регуляции)

pNN 50*

%

Доля соседних RR -интервалов, которые различаются  более чем на 50 мс (отражает активность парасимпатического звена вегетативной регуляции)

ИН

усл. ед.

Индекс напряжения регуляторных систем (показатель степени  преобладания симпатического звена  регуляции над парасимпатическим)

SDNN *

мс

Стандартное отклонение кардиоинтервалов или среднеквадратичное отклонение (отражает активность парасимпатической  системы)

HF %*

%

Относительная мощность высокочастотных колебаний в  диапазоне 0.4 - 0.15 Гц по отношению к общей мощности спектра ВСР.

HF *

мс2

Абсолютная мощность высокочастотных колебаний по отношению  к общей мощности спектра ВСР (отражает абсолютный уровень активности дыхательного центра).

LF %*

%

Относительная мощность низкочастотных колебаний длительности RR -интервалов в диапазоне 0.15-0.04 Гц по отношению к общей мощности спектра  ВСР

LF *

мс2

Абсолютная мощность низкочастотных колебаний в диапазоне 0.15-0.04 Гц (отражает абсолютный уровень  активности вазомоторного центра).

VLF %*

%

Относительная мощность сверхнизкочастотных колебаний  в диапазоне 0.04 - 0.015 Гц по отношению к общей мощности спектра ВСР

VLF *

мс2

Абсолютная мощность сверхнизкочастотных колебаний (отражает абсолютный уровень влияния высших вегетативных центров на ВСР)

ТР*

мс2

Общая мощность спектра  колебаний длительности RR -интервалов в диапазоне до 0.015 Гц (отражает суммарный  уровень активности регуляторных систем ЦНС, оказывающих влияние на сердечный  ритм)

Информация о работе Вегетативные проявления экзаменационного стресса