Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 17:33, реферат
Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у учащихся средней и, особенно, высшей школы. Очень часто экзамен становится психотравмирующим фактором, который учитывается в клинической психиатрии при определении характера психогении и может являться пусковым механизмом реактивной депрессии (Руководство по психиатрии, 1983; Стрелец В.Б., Самко Н.Н., Голикова Ж.В., 1998; Стрелец В.Б., Голикова Ж.В., 2001). В последние годы получены убедительные доказательства того, что экзаменационный стресс оказывает негативное влияние на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную системы студентов. (Maes M., Van der Planken M., Van Gastel A., et al., 1998; Deinzer R., Kottmann W., Forster P., et al., 2000).
Щербатых Ю.В. Вегетативные проявления экзаменационного стресса
Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора биологических наук. СПб. 2001. — 32 с.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность проблемы.
Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у учащихся средней и, особенно, высшей школы. Очень часто экзамен становится психотравмирующим фактором, который учитывается в клинической психиатрии при определении характера психогении и может являться пусковым механизмом реактивной депрессии (Руководство по психиатрии, 1983; Стрелец В.Б., Самко Н.Н., Голикова Ж.В., 1998; Стрелец В.Б., Голикова Ж.В., 2001). В последние годы получены убедительные доказательства того, что экзаменационный стресс оказывает негативное влияние на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную системы студентов. (Maes M., Van der Planken M., Van Gastel A., et al., 1998; Deinzer R., Kottmann W., Forster P., et al., 2000). По данным российских авторов, в период экзаменационной сессии у студентов и школьников регистрируются выраженные нарушения вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы, которые проявляются в повышении частоты сердечных сокращений, увеличении артериального давления, возрастании уровня мышечного и психоэмоционального напряжения (Боканова О.М., 1974; Плотников В.В., 1983; Покалев Г.М и др. 1985; Доскин А.В., 1988; Умрюхин Е.А., Быкова Е.В., Климина Н.В., 1999; Фаустов А.С., Щербатых Ю.В., 2000; Ноздрачев А.Д., Щербатых Ю.В., 2001). Эмоциональное напряжение может приводить к активации симпатического или парасимпатического отделов вегетативной нервной системы, а также к развитию переходных процессов, сопровождающихся нарушением вегетативного гомеостаза и повышенной лабильностью реакций сердечно-сосудистой системы на эмоциональный стресс. После сдачи экзамена физиологические показатели не сразу возвращаются к норме - обычно требуется несколько дней для того, чтобы параметры артериального давления вернулись к исходным величинам (Антропова М.В. 1968; Щербатых Ю.В., 2000). В последние годы показано, что экзаменационный стресс, особенно в сочетании с употреблением кофеина, может приводить в последующем к стойкому повышению артериального давления у студентов ( Schepard J ., Al ’ Absi M ., Whitsett T . et al ., 2000). Следует также отметить, что проблема экзаменационного стресса ежегодно затрагивает сотни тысяч студентов и школьников нашей страны и для своего решения требует совместных усилий ученых разных научных дисциплин — физиологии, психологии, психиатрии, кардиологии и гигиены.
Традиционно в качестве вегетативных
коррелятов психоэмоционального стресса
использовалось два основных параметра
деятельности сердечно-сосудистой системы:
частота сердечных сокращений и
величина артериального давления, а
также производный от этих величин
показатель — «вегетативный индекс
Кердо», которые позволяли лишь в
самых общих чертах судить о соотношении
активности симпатического и парасимпатического
отделов вегетативной нервной системы
при стрессе. С внедрением в практическую
кардиологию математического
В то же время, следует отметить,
что экзаменационный стресс не всегда
носит вредоносный характер, приобретая
свойства «дистресса». В определенных
ситуациях психологическое
Цель и задачи исследования.
Целью настоящего исследования явилось изучение роли вегетативной нервной системы в развитии психоэмоционального стресса (на модели его экзаменационного варианта). Для достижения поставленной цели было необходимо решить несколько задач:
1. Изучить особенности
вегетативной регуляции
2. Провести комплексное
психофизиологическое
3. Исследовать исходный
уровень тревоги и страха в
норме и во время
4. Выявить взаимосвязи
между личностными
5. Разработать методику
прогнозирования работы
6. Разработать методы коррекции
экзаменационного стресса и
Научная новизна.
1. На основе анализа
ВСР в течение обычного
2. Впервые проведено комплексное
психофизиологическое
3. Впервые подробно описана
динамика изменения
4. Впервые достаточно полно
и на количественном уровне
установлены взаимосвязи между
личностными особенностями
5. Впервые осуществлено
прогнозирование уровня
6. Впервые разработана
комплексная программа
Практическая значимость.
Результаты данного
На основе результатов работы составлены методические рекомендации «Обучение и здоровье. Методические рекомендации для студентов и преподавателей» (Воронеж, 2000г.), предназначенные для студентов, педагогов, методистов и врачей-гигиенистов.
Внедрение в практику.
Результаты диссертации
внедрены в учебный процесс кафедры
гистологии Воронежской государственной
медицинской академии им. Н.Н. Бурденко,
кафедры медико-гуманитарной подготовки
еврейской государственной
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Экзаменационный стресс
вызывает значительные
2. Показатель тремора скелетной
мускулатуры студентов на фоне
экзаменационного стресса
3. Ситуация экзамена приводит
к значительному повышению
4. Личностные особенности
индивидуума оказывают
5. Метод множественного
регрессионного анализа
6. Имеющиеся в настоящее
время методы психологического
воздействия позволяют
Апробация работы.
Основные положения
Публикация результатов исследования.
По теме диссертации опубликовано 56 печатных работ (в том числе - три монографии), из них 19 - в центральной печати.
Объем и структура диссертации.
Диссертация изложена на 313 страницах машинописного текста и включает в себя 24 таблицы и 28 рисунков. Состоит из введения, главы, посвященной описанию методов исследования, и шести экспериментальных глав (каждая из которых включает в себя литературный обзор по конкретной теме, результаты собственных исследований и их обсуждение), общего заключения, выводов и библиографического списка, включающего 353 отечественных и 94 зарубежных источников.
Объекты и методы исследования.
Всего было обследовано 95 школьников
9-11 классов и 256 студентов 1-5 курса
медицинской академии (всего 351 человек
в возрасте от 15 до 25 лет). В норме
(во время обычного учебного процесса
за два месяца до наступления сессии)
и непосредственно перед
Физиологические методики: Измерение частоты сердечных сокращений; измерение частоты дыхания; измерение артериального давления (систолического и диастолического); вычисление вегетативного индекса Кердо и коэффициента Хильдебранта (Вейн А.М., 1991); определение минутного объема крови непрямым способом Лилье-Штрандера ( Вейн А.М., 1991); оценка состояния вегетативной нервной системы посредством математического анализа вариабельности сердечного ритма (Баевский Р.М., Кириллов О.И., Клецкин С.З. , 1984; Heart rate variability , 1996). Для реализации последней методики использовался аппаратно-програмный комплекс “Варикард” типа ВК 1.4, рекомендованный к использованию в медицинской практике решением Комитета по новой медицинской техники МЗ РФ. Расчет показателей ВСР основывался на пятиминутных массивах RR интервалов, не содержащих экстрасистол и артефактов с их последующей математической обработкой. Интерпретация показателей ВСР основывалась на рекомендациях Европейского общества кардиологов и Северо-Американского общества по кардиостимуляции и электрофизиологии ( Heart rate variability ; 1996) и разработках отечественных авторов (Баевский Р.М. и соавт., 1984). Основные показатели ВСР, использованные в данной работе, приведены в таблице 1:
Табл.1. Показатели вариабельности сердечного ритма и их физиологическое содержание.
Показатель |
Ед. измер-я |
Название показателя
и его физиологическое |
Mo * |
мс |
Мода (наиболее вероятный уровень функционирования сердечно-сосудистой системы) |
A М o * |
% |
Амплитуда моды (условный показатель активности симпатического звена регуляции) |
RMSSD * |
мс |
Квадратный корень
суммы разностей |
pNN 50* |
% |
Доля соседних RR -интервалов, которые различаются более чем на 50 мс (отражает активность парасимпатического звена вегетативной регуляции) |
ИН |
усл. ед. |
Индекс напряжения
регуляторных систем (показатель степени
преобладания симпатического звена
регуляции над |
SDNN * |
мс |
Стандартное отклонение кардиоинтервалов или среднеквадратичное отклонение (отражает активность парасимпатической системы) |
HF %* |
% |
Относительная мощность высокочастотных колебаний в диапазоне 0.4 - 0.15 Гц по отношению к общей мощности спектра ВСР. |
HF * |
мс2 |
Абсолютная мощность высокочастотных колебаний по отношению к общей мощности спектра ВСР (отражает абсолютный уровень активности дыхательного центра). |
LF %* |
% |
Относительная мощность низкочастотных колебаний длительности RR -интервалов в диапазоне 0.15-0.04 Гц по отношению к общей мощности спектра ВСР |
LF * |
мс2 |
Абсолютная мощность низкочастотных колебаний в диапазоне 0.15-0.04 Гц (отражает абсолютный уровень активности вазомоторного центра). |
VLF %* |
% |
Относительная мощность сверхнизкочастотных колебаний в диапазоне 0.04 - 0.015 Гц по отношению к общей мощности спектра ВСР |
VLF * |
мс2 |
Абсолютная мощность сверхнизкочастотных колебаний (отражает абсолютный уровень влияния высших вегетативных центров на ВСР) |
ТР* |
мс2 |
Общая мощность спектра колебаний длительности RR -интервалов в диапазоне до 0.015 Гц (отражает суммарный уровень активности регуляторных систем ЦНС, оказывающих влияние на сердечный ритм) |
Информация о работе Вегетативные проявления экзаменационного стресса