Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 17:33, реферат
Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у учащихся средней и, особенно, высшей школы. Очень часто экзамен становится психотравмирующим фактором, который учитывается в клинической психиатрии при определении характера психогении и может являться пусковым механизмом реактивной депрессии (Руководство по психиатрии, 1983; Стрелец В.Б., Самко Н.Н., Голикова Ж.В., 1998; Стрелец В.Б., Голикова Ж.В., 2001). В последние годы получены убедительные доказательства того, что экзаменационный стресс оказывает негативное влияние на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную системы студентов. (Maes M., Van der Planken M., Van Gastel A., et al., 1998; Deinzer R., Kottmann W., Forster P., et al., 2000).
* - показатели ВСР, рекомендованные к использованию Европейским обществом кардиологов и Северо-Американским обществом стимуляции и электрофизиологии ( Heart rate variability ; 1996).
Психофизиологические методики: Определение скорости сложной сенсомоторной реакции (Марищук В.Л. и соавт., 1984); определение критической частоты световых мельканий (КЧСМ); определение уровня тремора (Богданова Д.Я. и соавт., 1971; Марищук В.Л. и соавт., 1984).
Психологические методики: Определение личностной и реактивной (ситуативной) тревожности по Спилбергеру (Ханин Ю.Л., 1978; Марищук В.Л. и соавт., 1984); 16-факторный опросник Кеттела (Аверин В.А., Бухарина Т.Л., 1995; Райгородский Д.Я., 2000); тест ЧХТ для определения характеристик высшей нервной деятельности (сила нервных процессов со стороны возбуждения, сила нервных процессов со стороны торможения, подвижность и уравновешенность нервных процессов (Марищук В.Л. и соавт., 1984); тест на определение уровня самооценки (Петровский А.В., 1972); опросник для определения иерархической структуры актуальных страхов (Щербатых Ю.В., Ивлева Е.И., 1998).
Полученные данные обрабатывались
на ЭВМ при помощи пакета статистических
программ STATGRAPHIC for Windows . По каждой группе
данных вычислялись такие
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
1. Физиологические показатели студентов в норме и в условиях
экзаменационного стресса
В норме частота сердечных
сокращений в обследованной популяции
(студентов медицинской
Средние показатели артериального
давления в норме по исследованной
нами популяции студентов
Для оценки уровня состояния вегетативных систем организма традиционно используется вегетативный индекс Кердо (ВИК), отражающий уровень вегетативного гомеостаза ( Вейн А.М., 1991). Этот показатель ранее применялся как один из важнейших индикаторов состояния ВНС у людей, испытывающих стресса (Плотников В.В., 1983; Еремин А.Л., 1989; Судаков К.В., 1998), однако разброс величин ВИК, имеющихся в этих исследованиях, и отсутствие норм по ВИК для людей разного пола и возраста, заставили нас вновь обратиться к измерению этого параметра у студентов. Вегетативный индекс Кердо рассчитывался по формуле: ВИК = (1 - АДД/ЧСС) х 100. Состояние экзаменационного стресса приводило к достоверному увеличению ВИК практически у всех студентов: средний показатель ВИК (по студентам обоего пола) возрастал с 4.2 ± 1.2 до 17.1 ± 1.4 ед. (р < 0.001) . У женщин показатели ВИК достоверно превышали аналогичные показатели мужчин как в состоянии относительного покоя, так и во время стресса, вызванного экзаменом. В спокойном состоянии средние показатели ВИК для мужчин равнялись -2.3 ± 1.8 ед., а для женщин +7.5 ± 1.3.ед. При стрессе показатели ВИК составляли +10.0 ± 2.7 ед. и +21.4 ± 1.5 ед. для мужчин и женщин соответственно.
Экзаменационный стресс приводил
к значительному изменению и
других показателей, отражающих деятельность
сердечно-сосудистой и дыхательной
системы студентов. Так, перед экзаменом
у них достоверно увеличивался минутный
объем крови (с 3.36 ± 0.07 л до 4.52 ± 0.11
л), дыхание становилось более
глубоким и редким (его частота
уменьшалась с 14.2 ± 0.4 до 11.5 ± 0.4 дыхательных
движений в минуту), при этом возрастали
средние показатели коэффициента Хильдебранта,
который отражает межсистемные соотношения
между дыхательной и сердечно-
Анализ вариабельности сердечного ритма (ВСР) в нашей работе включал в себя определение важнейших статистических характеристик ВСР, методы вариационной пульсометрии, вариационной ритмографии и спектральный анализ. Согласно рекомендациям рабочей группы Европейского Кардиологического Общества и Северо-Американского общества стимуляции и электрофизиологии, наиболее распространенным показателем для общей оценки ВСР является стандартное отклонение кардиоинтервалов ( SDNN ), отражающее влияние парасимпатической системы на деятельность сердца ( Heart rate variability , 1996). Экзаменационный стресс приводит к снижению вариабельности кардиоинтервалов с 63.53 ± 1.87 мс (во время обычного учебного процесса) до 47.86 ± 1.79 мс - в состоянии стресса (р < 0.001), что свидетельствует о значительном снижении активности парасимпатического отдела вегетативной нервной системы во время экзаменов. В то же время следует отметить наличие индивидуальных различий в реакции вегетативной нервной системы на стресс, так как в исследуемой популяции имелись студенты (6%), реагировавшие на процедуру экзамена увеличением SDNN на 10-40 мс. Одним из возможных вариантов объяснения данного феномена может быть явление “запредельного торможения”, которое возникает у субъектов со слабым типом нервной системы при сверхсильных психических нагрузках (Суворова В.В., 1975). Сравнение изменений различных маркеров парасимпатической активности (коэффициента вариации, SDNN , RMSSD , pNN 50) показало, что наиболее чувствительным к стрессу показателем оказался параметр pNN 50, отражающий долю наиболее вариабельных кардиоинтервалов в общем массиве. Перед экзаменом в среднем по группе показатель pNN 50 снижался на 73% ( для сравнения: уменьшение показателя RMSSD составило 48%, а коэффициента вариации - всего лишь 5%). Поэтому мы можем рекомендовать этот показатель в качестве наиболее чувствительного индикатора эмоционального стресса, отражающего изменение работы парасимпатической нервной системы.
Для оценки состояния симпатической системы студентов во время эмоционального стресса мы использовали показатели амплитуды моды кардиоинтервалов (АМо) и индекса напряжения (ИН) регуляторных систем. Средняя величина АМо во время обычного учебного процесса составила 32.6 ± 0.9 %, а перед экзаменом - 45.5 ± 1.4 % (р < 0.001), что в целом соответствуют аналогичным показателям, полученным другими исследователями на здоровых лицах (Панькова М.Н., Жебровская Н.Е., 2001). Индекс напряжения вычислялся по формуле: ИН =AMo /2* Mo * MxDMn , где A М o — амплитуда моды кардионтервалов, Mo — мода значений кардиоинтервалов, MxDMn — вариационный размах. Так как числитель этой формулы отражает активность симпатического отдела, а знаменатель — парасимпатического отдела ВНС, то итоговая величина ИН отражает общую активацию организма и степень сдвига вегетативного баланса в сторону преобладания симпатического отдела над парасимпатическим. Этот показатель хорошо зарекомендовал себя на практике как чувствительный индикатор активации симпатической системе при стрессе (Баевский Р.М., Кириллов О.И., Клецкин С.З., 1984; Глушкова Е.К., 1988; Сапова Н., 1993; Авилов О.В., 1999; Ерышев О.Ф., Дубинина Л.А., 1999; Щербатых Ю.В., 1999; Должиков А.П., Склярук Н.А., 2001). В обследованной нами популяции студентов ИН составлял в норме 72.6 ± 4.9 усл. ед., а перед экзаменом - 161.6 ± 11.4 усл. ед. (р < 0.001).
Особое внимание в нашем
исследовании было уделено спектральному
анализу кардиоинтервалов, позволяющему
оценивать вклад отдельных
Табл. 2. Показатели мощности отдельных составляющих спектра сердечного ритма в покое и в состоянии стресса.
HF а |
HF% |
LF а |
LF% |
VLF а |
VLF% | |
Норма |
1.73 ± 0.13 |
38.0 ± 1.6 |
1.37 ± 0.08 |
34.7 ± 1.4 |
0.75 ± 0.06 |
17.1 ± 0.8 |
Стресс |
0.57 ± 0.06 *** |
22.2 ± 1.3 *** |
1.05 ± 0.09 ** |
41.4 ± 1.2 ** |
0.59 ± 0.07 * |
23.0 ± 0.9 ** |
HF а, LF а, VLF а - подсчет мощности в абсолютных единицах (мс2х1000); HF %, LF % VLF % - подсчет мощности в относительных единицах (%). Достоверность разницы между показателями в норме и при стрессе: * - р<0.05; ** - р<0.01; *** - р<0.001.
Уменьшение как относительной,
так и абсолютной мощности HF волн
вполне укладывается в существующие
представления о системе
В последнее время подчеркивается
необходимость индивидуального
подхода к изучению стрессорных
реакций, так как при вычислении
среднестатистических норм зачастую “смазываются”
важные закономерности реагирования отдельных
индивидуумов, отличающихся по физиологическим
или психологическим
Таблица 3. Показатели вариабельности сердечного ритма и вегетативного индекса Кердо у студентов с различной активностью ВНС.
SDNN норма |
SDNN стресс |
A М o норма |
A М o стресс |
ИН норма |
ИН стресс |
ВИК норма |
ВИК стресс | |
В ( n =13) |
96.6 ± 3.2 |
59.2 ± 7.2 |
21.0 ± 0.7 |
38.8 ± 4.1 |
24.4 ± 1.6 |
95.1 ± 17.5 |
-13.8 ± 4.3 |
10.0 ± 4.6 |
Н ( n =75) |
61.7 ± 1.3 |
47.1 ± 1.9 |
32.2 ± 0.8 |
44.8 ± 1.6 |
64.3 ± 2.8 |
168.2 ± 13.8 |
5.8 ± 1.5 |
18.2 ± 1.7 |
С ( n =12) |
39.9*** ± 3.6 |
40.0** ± 3.4 |
47.8*** ± 1.6 |
48.9** ± 3.2 |
176.8*** ± 15.6 |
192.9*** ± 29.2 |
14.5*** ± 2.4 |
19.8* ± 3.4 |
Информация о работе Вегетативные проявления экзаменационного стресса