Вегетативные проявления экзаменационного стресса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 17:33, реферат

Описание работы

Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у учащихся средней и, особенно, высшей школы. Очень часто экзамен становится психотравмирующим фактором, который учитывается в клинической психиатрии при определении характера психогении и может являться пусковым механизмом реактивной депрессии (Руководство по психиатрии, 1983; Стрелец В.Б., Самко Н.Н., Голикова Ж.В., 1998; Стрелец В.Б., Голикова Ж.В., 2001). В последние годы получены убедительные доказательства того, что экзаменационный стресс оказывает негативное влияние на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную системы студентов. (Maes M., Van der Planken M., Van Gastel A., et al., 1998; Deinzer R., Kottmann W., Forster P., et al., 2000).

Файлы: 1 файл

психофиз..docx

— 87.66 Кб (Скачать файл)

Обозначения: В — ваготоники; Н — нормотоники; С — симпатикотоники.

Единицы измерения: SDNN (мс), A М o (%), ИН и ВИК (усл. ед.). Достоверность  разницы между студентами с низкой и высокой активностью симпатической  нервной системы: * - р < 0.05; ** - р < 0.01; *** - р < 0.001

Средние показатели выбранных  трех групп студентов достоверно (р < 0.001) различались по всем основным признакам, обычно применяемым для  оценки активности как симпатической (АМо, ИН и ВИК), так и парасимпатической  системы ( SDNN ). В состоянии относительного покоя между тремя группами студентов  отмечались определенные различия по показателям гемодинамики, которые  касались частоты пульса, показателей  артериального давления и минутного  объема кровотока. Во время эмоционального стресса, вызванного экзаменом, все  отличия между группами становились  недостоверными, что может быть обусловлено  гуморальными факторами при стрессе, влияющими на сердечно-сосудистую систему (Шангин А.Б., Шостак В.И., 1992). Анализ показателей  гемодинамики и вариабельности сердечного ритма студентов, отличавшихся в  исходном состоянии соотношением активности симпатического и парасимпатического отделов ВНС, показывает, что чем  больше был сдвинут вегетативный баланс в сторону симпатической  системы, тем меньше был прирост  ее активности на экзамене, в результате чего происходило «выравнивание» показателей  вариабельности и гемодинамики у  студентов трех типов: ваготоников, нормотоников и симпатикотоников.

2. Особенности  психофизиологических реакций в  норме и в условиях экзаменационного  стресса

Исследования уровня тремора  у школьников показали, что низкий уровень как статического, так  и динамического тремора является хорошим прогностическим признаком, так как он коррелирует с низкой ситуативной тревожностью и высокой  успеваемостью (Судаков К.В., 1998). Ранее  было показано, что уровень тремора  является надежным маркером волнения студентов при экзаменационном  стрессе (Сантросян К.О. и соавт., 1974; Лавров В.И., 1977; Щербатых Ю.В. и соавт., 1996), причем было показано, что степень нарушения контроля за состоянием скелетной мускулатуры зависит от личностных качеств: тревожности и степени интра/экстраверсии ( Лавров В.И., 1977). По результатам наших исследований, в норме средний показатель тремора составлял 4.7 ± 0.7 касаний, а перед экзаменом этот показатель достигал 8.7 ± 1.0 касаний (р < 0.001). По результатам предварительных исследований, выраженность тремора студентов подразделялось на пять категорий: “отсутствие тремора” (0 касаний), означавшее полный контроль за состоянием скелетной мускулатуры; “умеренный тремор” (1-5 касаний), означавший достаточно эффективный контроль за состоянием мышц; “выраженный тремор” (6-10 касаний), указывающий на то, что человек с трудом осуществляет координацию движений; “сильный тремор” (11-20 касаний), когда человек не может в должной степени контролировать статическое положение мышц кисти, и “очень сильный тремор” ( более 21 касания), свидетельствующий о практически полной невозможности удерживать руку в заданном положении.

Если в спокойном состоянии 11% студентов полностью контролировали свой тонус и ни разу не касались краев отверстия тремометра, то в  состоянии стресса только 3% студентов  сохраняли полный контроль за своей  скелетной мускулатурой. Обращает внимание тот факт, что перед экзаменом  у 35% студентов отмечался сильный  и очень тремор, в то время как  в условиях обычного учебного процесса сильный или очень сильный  тремор встречался только в 6% случаев. Уровень тремора в норме коррелировал с ЧСС ( r =0.27; р < 0.05); ИН ( r =0.35; р < 0.01); ВИК ( r =0.29; р < 0.01); SDNN ( r = -0.27; р < 0.05) и  относительной мощностью коротковолновой  составляющей спектра - HF ( r = -0.25; р < 0.05). Таким образом, чем больше у человека в норме была выражена активность симпатической системы (ЧСС, ИН, ВИК) и чем меньше - активность парасимпатической ( SDNN и HF ), тем выше у них был уровень тремора. Обращает на себя внимание корреляция между уровнем тремора в норме и физиологическими показателями в состоянии стресса. В наших исследованиях была отмечена корреляция между тремором в спокойном состоянии, с одной стороны, и ЧСС перед экзаменом, с другой ( r = 0.33; р < 0.01), а также между тремором и ВИК, измеренным перед экзаменом ( r = 0.27; р < 0.05). Эти связи представляют интерес в плане прогнозирования уровня стресса, так как высокий уровень тремора в исходном состоянии может указывать на повышенную активность симпатической системы на экзамене.

Измерение средней скорости сенсомоторной реакции (СМР) у студентов не выявило достоверного ее изменения перед экзаменом по сравнению с нормой. В состоянии относительного покоя она равнялась 0.47 ± 0.01 с, а измеренная непосредственно перед экзаменом она составляла 0.48 ± 0.02 с (р>0.05). Более подробны анализ показателей скорости реакции позволил выявить отличия в частотном распределении величин СМР у студентов в покое и при стрессе. Исследования показали, что в условиях стресса студенты разделяются на две популяции: у одних скорость реакции уменьшается, а у других - возрастает. Изучение особенностей типа высшей нервной деятельности у обследованных студентов показало, что первая группа студентов (у которых показатели СМР улучшались) отличались по характеристикам ВНД от второй группы (у которых в состоянии стресса скорость СМР ухудшалась). Студенты первой группы имели лучшие показатели уравновешенности нервных процессов и более низкие показатели подвижности нервных процессов. Таким образом, студенты, у которых процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, и отличающиеся повышенной лабильностью нервных процессов в условиях стресса показывают худшие результаты по СМР, так как не могут полностью сосредоточиться на выполнении задания перед экзаменом. В то же время показатели СМР у обоих групп студентов в состоянии относительного покоя достоверно не различались (р>0.05).

3. Страх и тревога  у студентов в норме и в  условиях экзаменационного стресса

Уровень личностной тревожности (по Спилбергеру) в обследованной  популяции составлял 41.4 ± 0.8 балла. Среди  обследованных студентов встречались  люди как с высокой, так и с  низкой личностной тревожностью, что  изначально определяло их разные реакции  на экзаменационный стресс. Исходя из принятой на настоящее время трактовкой деления людей по уровням тревожности (Марищук В.Л. и соавт., 1984) 5.8% обследованных  людей имели пониженную личностную тревожность (менее 35 баллов), около 5% высокую - выше 55 баллов. Почти 90% студентов и школьников имели средние показатели личностной тревожности от 35 до 55 баллов.

Средний уровень реактивной (ситуативной) тревожности, определенной по опроснику Спилбергера, в спокойном  состоянии равнялся 39.8 ± 0.7 баллов. Перед  экзаменом этот показатель значительно  возрастал, достигая в среднем 56.5 ± 0.8 балла, что свидетельствует о  достаточно высоком уровне реактивной тревожности у студентов перед  экзаменом (р < 0.001).

В ходе исследования возникла необходимость выявить, во-первых, насколько  значим был страх экзаменов для  студентов, и, во-вторых, какое место  занимает этот страх среди других, актуальных для молодых людей  страхов. Для выяснения этого  вопроса была разработана специальная  анкета, для выявления иерархической  структуры актуальных страхов (тест ИСАС) которая охватывала 24 темы, из числа наиболее часто вызывающих тревогу и беспокойство. Данная анкета явилась модификацией ранее опробованного  опросника (Щербатых Ю.В., Ивлева Е.И., 1998), специально адаптированного для  студентов. Часть вопросов носила “общебиологический”  характер и фиксировала страхи здоровых людей, другая часть носила клинический  характер и была нацелена на выявление  пограничных с фобическими состояний. Субъективная интенсивность каждого  страха оценивалась по 10-бальной  шкале. Кроме того студенты отвечали на 7 дополнительных вопросов, имеющих  непосредственное отношение к экзамену. Баллы, набранные студентами по первым 24 вопросам суммировались, образуя  показатель “интегрального индекса  страха”, отражающего суммарный  уровень актуальных страхов индивидуума. Средняя величина суммы всех индексов страха, которая определяет так называемый интегральный показатель страха (ИПС) по всей обследованной популяции  студентов равнялась 94.8 ± 3.4 балла. ИПС  коррелировал с показателем личностной тревожности по Спилбергеру ( r =0.49; р < 0.001) и практически не коррелировал с уровнем ситуационной тревожности, измеренной у студентов во время  обычного учебного занятия ( r =0.10). В  то же время, ИПС показывал тесную корреляцию с уровнем ситуационной тревожности, измеренной перед экзаменом ( r =0.47; р < 0.001). Это свидетельствует  о том, что люди, имеющие большое  число актуальных страхов в привычной, обыденной ситуации могут не проявлять  своих негативных эмоций, однако в  стрессовой ситуации демонстрировать  резко выраженную тревожность. Таким образом, интегральный показатель страха позволяет прогнозировать и выявлять “скрытую ситуативную тревожность”.

Особенность протекания стрессовых реакций студентов в условиях экзаменационного стресса заключается  в их второсигнальном характере, когда воздействия на организм преломляются через призму жизненного опыта, систему  внутренних убеждений, особенности  строения характера и индивидуальные характеристики нервных процессов, протекающих в коре больших полушарий (Шарай В.Б., 1974; Суворова В.В., 1975; Плотников  В.В., 1983; Валтнерис, А.Д., Циша Л.Д., 1992; Белов  А.Ф., Лапкин М.М., Яковлев Н.В., 1994; Агаджанян  Н.А. и соавт., 1997). Тревожность, как  психологическое свойство личности, зависит от типа высшей нервной деятельности, являющейся ее физиологическим базисом. Корреляционный анализ выявил, что  показатели ситуативной тревожности  были обратно пропорциональны силе нервных процессов как по возбуждению, так и по торможению. Коэффициент  корреляции между уровнем тревожности  в норме и показателем силы возбудительного процесса составил: r = -0.39; (р < 0.01); между уровнем тревожности  и показателем подвижности нервных  процессов: r = -0.32; (р < 0.01). В ситуации экзамена сохранялась отрицательная  корреляция между личностной тревожностью и силой нервных процессов  по возбуждению ( r = -0.27; р < 0.05), а кроме  того установилась связь между тревожностью и силой нервных процессов  по торможению ( r = -0.32; р < 0.01). Это может  свидетельствовать о том, что  в состоянии экзаменационного стресса  недостаточно развитая способность  ЦНС к торможению способствует развитию тревожных ожиданий.

Уровень реактивной тревожности  перед экзаменом положительно коррелировал с показателем индекса напряженности  регуляторных систем, измеренному перед  экзаменом ( r = 0.27; р < 0.05); с нормированной  мощностью высокочастотных волн в норме ( HF %): r = 0.27 (р < 0.05). Отрицательная  корреляция наблюдалась между уровнем  тревожности и абсолютной мощностью  низкочастотной составляющей сердечного спектра ( LF ), зафиксированной перед  экзаменом ( r = -0.25; р < 0.05) и абсолютной мощностью сверхнизкочастотной  составляющей сердечного спектра ( VLF ), измеренной в покое ( r = -0.32; р < 0.01). Таким образом, можно отметить, что  чем больше в покое была относительная  доля высокочастотных волн, тем более  была выражена тревога перед экзаменом  у студентов. Между уровнем страха студентов ( как интегральным показателем, так и отдельными шкалами) и показателями ВСР отмечались определенные корреляции. Так, например, относительная мощность LF колебаний (в процентах от всей мощность спектра) отрицательно коррелировала  с интегральным показателем страха ( r = -0.30; р < 0.05) со “страхом перед экзаменами” ( r = -0.33; р < 0.05), в то время, как подобные корреляции в отношении других актуальных страхов не отмечались. Среди других выявленных корреляций следует отметить связь страха за свое сердце (кардиофобии) с показателем pNN 50, зарегистрированном на экзамене ( r = 0.30; р < 0.05). Это может  означать, что у людей, беспокоящихся  за свое сердце и испытывающих страх  при нарушении его ритма или  возникновении неприятных ощущений в нем, во время стресса активируется преимущественно парасимпатическая  система.

4. Связь личностных  качеств студентов с их вегетативными реакциями в условиях эмоционального стресса

Тот или иной тип реагирования студентов на процедуру экзамена определяется целым комплексом факторов, среди которых важнейшую роль играют индивидуальные особенности личности студента. Физиологическим базисом личностных свойств является тип высшей нервной деятельности (темперамент) человека. По мнению А.С. Батуева, он складывается из общих свойств нервной системы, которые характеризуются: 1) экстра / интраверсией; 2) эмоциональной стабильностью / нейротизмом; 3) подвижностью / инертностью нервных процессов (Батуев А.С., 1991). В норме, в относительно спокойных условиях, ЧСС отрицательно коррелировала с показателем силы нервных процессов по возбуждению ( r = -0.33; р < 0.01) и несколько меньше - с силой нервных процессов по торможению ( r = -0.27; р < 0.05). В состоянии стресса корреляции между типом ВНД и ЧСС уменьшались, и перед экзаменом сохранялась только весьма слабая связь между частотой пульса и силой нервных процессов по возбуждению ( r = -0.21; р < 0.05). В состоянии покоя показатель уравновешенности нервных процессов отрицательно коррелировал с уровнем систолического ( r = -0.32; р < 0.05) и пульсового ( r = -0.34; р < 0.01) артериального давления. При эмоциональном стрессе корреляции между этим показателем ВНД и АД становились недостоверными.. Это может означать, что в норме у лиц с уравновешенной нервной системой систолическое артериальное давление поддерживается на более низком уровне, чем у лиц, обладающих неуравновешенной нервной системой, однако в состоянии сильного стресса в регуляцию АД вмешиваются другие механизмы, которые нивелируют исходные различия НС у отдельных студентов. Единственной значимой корреляцией была связь между приростом диастолического давления перед экзаменом и подвижностью нервных процессов ( r = 0.27; р < 0.05).

Исследование параметров вариабельности сердечного ритма (ВСР) с применением спектрального  анализа позволили установить дополнительные связи между особенностями типологии  ВНД и реакциями вегетативной нервной системы на эмоциональный  стресс. Прирост мощности спектра  низкочастотного компонента ВСР ( LF ), отражающего прирост активности вазомоторного центра НС ( Akselrod S ., Gordon D ., Madved et al ., 1985; Baselli G ., Cerutti S ., Livraghi M . et al ., 1988), положительно коррелировал с  силой возбудительных нервных процессов ( r = 0.48; р < 0.01) и отрицательно - с силой тормозных процессов в НС ( r = -0.36; р < 0.05). Уравновешенность нервных процессов коррелировала с показателями мощности спектра высокочастотного компонента ВСР ( HF ) и с индексом средне квадратичного отклонения ( SDNN ), отражающего активность парасимпатического отдела нервной системы.

Информация о работе Вегетативные проявления экзаменационного стресса