Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 17:33, реферат
Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у учащихся средней и, особенно, высшей школы. Очень часто экзамен становится психотравмирующим фактором, который учитывается в клинической психиатрии при определении характера психогении и может являться пусковым механизмом реактивной депрессии (Руководство по психиатрии, 1983; Стрелец В.Б., Самко Н.Н., Голикова Ж.В., 1998; Стрелец В.Б., Голикова Ж.В., 2001). В последние годы получены убедительные доказательства того, что экзаменационный стресс оказывает негативное влияние на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную системы студентов. (Maes M., Van der Planken M., Van Gastel A., et al., 1998; Deinzer R., Kottmann W., Forster P., et al., 2000).
Обозначения: В — ваготоники; Н — нормотоники; С — симпатикотоники.
Единицы измерения: SDNN (мс), A
М o (%), ИН и ВИК (усл. ед.). Достоверность
разницы между студентами с низкой
и высокой активностью
Средние показатели выбранных трех групп студентов достоверно (р < 0.001) различались по всем основным признакам, обычно применяемым для оценки активности как симпатической (АМо, ИН и ВИК), так и парасимпатической системы ( SDNN ). В состоянии относительного покоя между тремя группами студентов отмечались определенные различия по показателям гемодинамики, которые касались частоты пульса, показателей артериального давления и минутного объема кровотока. Во время эмоционального стресса, вызванного экзаменом, все отличия между группами становились недостоверными, что может быть обусловлено гуморальными факторами при стрессе, влияющими на сердечно-сосудистую систему (Шангин А.Б., Шостак В.И., 1992). Анализ показателей гемодинамики и вариабельности сердечного ритма студентов, отличавшихся в исходном состоянии соотношением активности симпатического и парасимпатического отделов ВНС, показывает, что чем больше был сдвинут вегетативный баланс в сторону симпатической системы, тем меньше был прирост ее активности на экзамене, в результате чего происходило «выравнивание» показателей вариабельности и гемодинамики у студентов трех типов: ваготоников, нормотоников и симпатикотоников.
2. Особенности
психофизиологических реакций
Исследования уровня тремора
у школьников показали, что низкий
уровень как статического, так
и динамического тремора
Если в спокойном состоянии
11% студентов полностью
Измерение средней скорости сенсомоторной реакции (СМР) у студентов не выявило достоверного ее изменения перед экзаменом по сравнению с нормой. В состоянии относительного покоя она равнялась 0.47 ± 0.01 с, а измеренная непосредственно перед экзаменом она составляла 0.48 ± 0.02 с (р>0.05). Более подробны анализ показателей скорости реакции позволил выявить отличия в частотном распределении величин СМР у студентов в покое и при стрессе. Исследования показали, что в условиях стресса студенты разделяются на две популяции: у одних скорость реакции уменьшается, а у других - возрастает. Изучение особенностей типа высшей нервной деятельности у обследованных студентов показало, что первая группа студентов (у которых показатели СМР улучшались) отличались по характеристикам ВНД от второй группы (у которых в состоянии стресса скорость СМР ухудшалась). Студенты первой группы имели лучшие показатели уравновешенности нервных процессов и более низкие показатели подвижности нервных процессов. Таким образом, студенты, у которых процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, и отличающиеся повышенной лабильностью нервных процессов в условиях стресса показывают худшие результаты по СМР, так как не могут полностью сосредоточиться на выполнении задания перед экзаменом. В то же время показатели СМР у обоих групп студентов в состоянии относительного покоя достоверно не различались (р>0.05).
3. Страх и тревога
у студентов в норме и в
условиях экзаменационного
Уровень личностной тревожности
(по Спилбергеру) в обследованной
популяции составлял 41.4 ± 0.8 балла. Среди
обследованных студентов
Средний уровень реактивной (ситуативной) тревожности, определенной по опроснику Спилбергера, в спокойном состоянии равнялся 39.8 ± 0.7 баллов. Перед экзаменом этот показатель значительно возрастал, достигая в среднем 56.5 ± 0.8 балла, что свидетельствует о достаточно высоком уровне реактивной тревожности у студентов перед экзаменом (р < 0.001).
В ходе исследования возникла
необходимость выявить, во-первых, насколько
значим был страх экзаменов для
студентов, и, во-вторых, какое место
занимает этот страх среди других,
актуальных для молодых людей
страхов. Для выяснения этого
вопроса была разработана специальная
анкета, для выявления иерархической
структуры актуальных страхов (тест
ИСАС) которая охватывала 24 темы, из
числа наиболее часто вызывающих
тревогу и беспокойство. Данная анкета
явилась модификацией ранее опробованного
опросника (Щербатых Ю.В., Ивлева Е.И., 1998),
специально адаптированного для
студентов. Часть вопросов носила “общебиологический”
характер и фиксировала страхи здоровых
людей, другая часть носила клинический
характер и была нацелена на выявление
пограничных с фобическими
Особенность протекания стрессовых
реакций студентов в условиях
экзаменационного стресса заключается
в их второсигнальном характере,
когда воздействия на организм преломляются
через призму жизненного опыта, систему
внутренних убеждений, особенности
строения характера и индивидуальные
характеристики нервных процессов,
протекающих в коре больших полушарий
(Шарай В.Б., 1974; Суворова В.В., 1975; Плотников
В.В., 1983; Валтнерис, А.Д., Циша Л.Д., 1992; Белов
А.Ф., Лапкин М.М., Яковлев Н.В., 1994; Агаджанян
Н.А. и соавт., 1997). Тревожность, как
психологическое свойство личности,
зависит от типа высшей нервной деятельности,
являющейся ее физиологическим базисом.
Корреляционный анализ выявил, что
показатели ситуативной тревожности
были обратно пропорциональны силе
нервных процессов как по возбуждению,
так и по торможению. Коэффициент
корреляции между уровнем тревожности
в норме и показателем силы
возбудительного процесса составил:
r = -0.39; (р < 0.01); между уровнем тревожности
и показателем подвижности
Уровень реактивной тревожности
перед экзаменом положительно коррелировал
с показателем индекса
4. Связь личностных
качеств студентов с их
Тот или иной тип реагирования студентов на процедуру экзамена определяется целым комплексом факторов, среди которых важнейшую роль играют индивидуальные особенности личности студента. Физиологическим базисом личностных свойств является тип высшей нервной деятельности (темперамент) человека. По мнению А.С. Батуева, он складывается из общих свойств нервной системы, которые характеризуются: 1) экстра / интраверсией; 2) эмоциональной стабильностью / нейротизмом; 3) подвижностью / инертностью нервных процессов (Батуев А.С., 1991). В норме, в относительно спокойных условиях, ЧСС отрицательно коррелировала с показателем силы нервных процессов по возбуждению ( r = -0.33; р < 0.01) и несколько меньше - с силой нервных процессов по торможению ( r = -0.27; р < 0.05). В состоянии стресса корреляции между типом ВНД и ЧСС уменьшались, и перед экзаменом сохранялась только весьма слабая связь между частотой пульса и силой нервных процессов по возбуждению ( r = -0.21; р < 0.05). В состоянии покоя показатель уравновешенности нервных процессов отрицательно коррелировал с уровнем систолического ( r = -0.32; р < 0.05) и пульсового ( r = -0.34; р < 0.01) артериального давления. При эмоциональном стрессе корреляции между этим показателем ВНД и АД становились недостоверными.. Это может означать, что в норме у лиц с уравновешенной нервной системой систолическое артериальное давление поддерживается на более низком уровне, чем у лиц, обладающих неуравновешенной нервной системой, однако в состоянии сильного стресса в регуляцию АД вмешиваются другие механизмы, которые нивелируют исходные различия НС у отдельных студентов. Единственной значимой корреляцией была связь между приростом диастолического давления перед экзаменом и подвижностью нервных процессов ( r = 0.27; р < 0.05).
Исследование параметров
вариабельности сердечного ритма (ВСР)
с применением спектрального
анализа позволили установить дополнительные
связи между особенностями
Информация о работе Вегетативные проявления экзаменационного стресса