Влияние гендерных особенностей женщин на построение образа идеального мужчины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

В современном обществе все чаще стали уделять огромное внимание психологическим различиям между мужчинами и женщинами. Представления о мужских и женских качествах, о ролях, которые они должны выполнять в социуме, мышлении и создании определенных образов и стереотипов вызывают неукротимый интерес не только различных исследователей, но и самих людей. В данной курсовой работе особое значение предастся изучению гендерных особенностей женщин и их влияние на построение образа идеального мужчины, т.к. это является более насущным и актуальным на сегодняшний день

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы изучения
• Категория «образ» - вехи развития…………………………………………4
• Представление образа «Идеального мужчины»…………………………..18
• Разграничение понятий пол и гендер. Фемининность, маскулинность, андрогинность……………………………………………………………….20
• Проблема полоролевых и гендерных стереотипов………………………..24
• План разработки психосемантического дифференциала………………....30
Глава 2. Эмпирическое изучение
• Методики и ход работы исследования………………………………………………………………...32
• Интерпретация результатов исследования………………………………………………………………...38
Заключение………………………………………………………………….40
Список литературы………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 287.00 Кб (Скачать файл)

   Разумеется, это создает огромные трудности для мужской социализации, все еще "привязанной" к традиционной модели кормильца. Последнее чрезвычайно характерно для современной России, где пока гораздо чаще говорят и пишут о возвращении к неким традиционным нормам, искаженным в советский период, чем о кризисе самих этих норм, в том числе кризисе классических представлений о мужественности. Именно поэтому для российских мужчин более реальна опасность оказаться маргиналами - неудачниками с точки зрения требований традиционной мужской роли и в то же время неудачниками в современной роли, пока еще неустоявшейся и открытой для экспериментов.[2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Разграничение понятий пол и гендер. Фемининность, маскулинность, андрогинность.

   В последнее время в науке принято четко разграничивать конституциональные и социокультурные аспекты в различении мужского и женского, связывая их с понятиями пола и гендера. Термин «пол» описывает биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями. Термин «гендер» указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью, но возникают во взаимодействии с другими людьми.

   Генетические, эндокринные и церебральные факторы в действительности определяют не психологические различия между мужчинами и женщинами, а уровень психической и двигательной активности организма. С ними связаны двигательная подвижность, возможность применения мышечной силы в той или иной деятельности, возбудимость, скорость реакций и т. п. Биологически обусловленная активность психических и реактивных процессов, в свою очередь, является исходным материалом для последующего становления, реализации, развития и изменения разнообразных форм самовыражения личности в некотором социальном контексте. Ведь биологическая активность человека осуществляется в социокультурном пространстве. Следовательно, человеческое поведение включает в себя не только базовую активность, но, прежде всего то, на что направлена эта активность, в каких формах она реализуется и что подразумевает. В психологическом смысле поведение включает в себя в первую очередь мотивы, цели, ценностные ориентации и средства, преобразующие данные природой возможности в те или иные поступки. А мотивы, цели, ценностные ориентации и средства связаны с воздействием на человека культуры и общества. Общество определяет средства и границы проявления активности организма. Культура предоставляет систему знаков, посредством которых человек обозначает свои природные качества, наделяет их определенным смыслом. Следовательно, культура — организующее начало и системообразующий признак поведения, которые мы обозначаем как мужское или женское. Другими словами, именно культурные определения отдельных человеческих качеств и способностей выступают основанием для классификации мужских, женских или нейтральных (то есть свойственных обоим полам) признаков.

   Нередко характеристики биологической активности смешивают с поведением в социально-психологическом смысле. И тогда возникает вопрос, о каких же характеристиках, собственно, идет речь, когда поведение обозначается как «истинно» мужское или женское? Смешение половых и гендерных характеристик приводит к тому, что к характеристикам мужественности и женственности одновременно относят и психофизиологические, и социокультурные аспекты психологических различий, тогда как в ситуациях реального взаимодействия между собой люди редко связывают биологические особенности своего организма с гендерными характеристиками. На смешении половых и гендерных различий часто строится критика гендерного подхода к объяснению поведения людей. Вместе с тем далеко не все психологические различия между мужчинами и женщинами тесно связаны с биологическими, а пол и гендер — не взаимодополняющие категории, социальные конструкты человеческой сексуальности. Только один термин делает акцент на биологических основаниях психологических различий и сводит все встречающееся многообразие к тому или иному строению гениталий, тогда как другой термин подчеркивает социокультурное происхождение психологических различий. И пол, и гендер являются системами условных обозначений, которые формируют определенный порядок отношений между людьми, их отношение к различным проявлениям сексуальности, а также определяют формы представления себя другим людям в разнообразных практиках социального взаимодействия.

   Теперь разберем, что же такое гендерные особенности? Так к гендерным особенностям относят такие понятия как маскулинность (мужественность), фемининность (женственность) и андрогинность .

   Маскулинность – (от лат. masculinus, мужской) — комплекс телесных, психических и поведенческих особенностей (вторичных половых признаков), рассматриваемых как мужские. К типично мужским чертам традиционно относятся такие, как независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, уверенность в себе и др.

    Фемининность -  комплекс психологических и характерологических особенностей, традиционно приписываемых женщинам. К типично женским чертам традиционно относятся такие, как уступчивость, мягкость, чувствительность, застенчивость, нежность, сердечность, способность к сочувствию, сопереживанию и др.

   Андрогинность (греч. ανδρεία, мужчина + греч. γυνής, женщина) — явление, при котором человек проявляет одновременно (необязательно в равной степени) и женские, и мужские качества; психологическая андрогинность выявляется по высоким показателям одновременно и по шкалам маскулинности (уподобление мужчине) и фемининост (уподобление женщине); андрогинность во внешнем виде является сочетанием мужских и женских признаков. Ранее слово «андрогин» использовалось как синоним слова «гермафродит». В частности, древние греки понимали андрогинность как присутствие и мужских, и женских признаков в одном организме. Сейчас, в основном благодаря работам Сандры Бем, термин «андрогинность» описывает скорее психосоциальные, нежели физиологические или анатомические характеристики.

   В соответствии с существующими представлениями индивид не обязательно является носителем четко выраженной психологической маскулинности или феминности. В личности могут быть на паритетных началах представлены существенные черты как маскулинного, так и феминного типов. При этом предполагается, что у андрогина эти черты представлены гармонично и взаимодополняемо. Считается, что такая гармоничная интеграция маскулинных и феминных черт повышает адаптивные возможности андрогинного типа. При этом большая мягкость, устойчивость в социальных контактах и отсутствие резко выраженных доминантно-агрессивных тенденций в общении никак не связаны со снижением уверенности в себе, а напротив проявляются на фоне сохранения высокого самоуважения, уверенности в себе и самопринятия.[3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Проблема полоролевых и гендерных стереотипов.

 

   Веками у людей складывались стереотипные представления об образе мужчины и женщины, которые до сих пор распространяются на всех представителей того или иного пола, независимо от их индивидуальных особенностей и возраста. Эти стереотипы можно условно разделить на половые (различия, идущие от природы мужчины и женщины) и гендерные (различия, сформированные под влиянием социума).

Половые стереотипы отражают представления о мужественности – женственности и касаются, прежде всего, антропометрических характеристик. В массовом сознании женщины, по сравнению  с мужчинами, ниже ростом, имеют меньшую массу тела, узкие плечи и широкий таз, меньшую мышечную силу. Распространено также мнение, что женщины выносливее мужчин и т.д.

   К психофизиологическим характеристикам, дифференцирующим в обществе мужчин от женщин, относятся агрессивность, доминантность, уверенность в себе, независимость, смелость, грубость, активность и логичность мышления мужчин и зависимость, кротость, боязливость, мечтательность, суеверность, эмпатичность, тревожность и эмоциональность женщин.

   Полоролевые стереотипы в немалой степени присущи и профессионалам, близко знакомым с психологией. И. Броверман с коллегами изучил описания мужчин и женщин, данные клиническими практиками, психиатрами и социальными работниками. Обнаружилась общая для них установка, что компетентность больше присуща мужчине, чем женщине.

Женщины же характеризовались  как более послушные, менее объективные и подверженные внешнему влиянию, менее агрессивные и состязательные, легко раздражающиеся по незначительным поводам. Дж. Макки и А. Шериффс пришли к выводу, что типично мужской образ – это набор черт, связанный с социально не ограничивающим стилем поведения, компетенцией и рациональными способностями, активностью и эффективностью. Типично женский образ, напротив, включает социальные и коммуникативные умения, теплоту и эмоциональную поддержку.

В целом мужчинам приписывается больше положительных  качеств, чем женщинам. При этом авторы считают, что чрезмерная акцентуация  как типично маскулинных, так  и типично фемининных черт приобретает  уже негативную оценочную окраску: типично отрицательными качествами мужчин признаются грубость, авторитаризм, излишний рационализм и т.

п., женщин –  формализм, пассивность, излишняя эмоциональность  и т. п.

Обнаружено  также, что мужчины демонстрируют  гораздо большую согласованность в отношении типично мужских качеств, чем женщины – женских.

   Гендерные стереотипы касаются и той роли, которое общество навязывает лицам мужского и женского пола в различных сферах жизнедеятельности. Это, прежде всего, стереотипы, касающиеся распределения семейных ролей: для женщины более значимой является роль домохозяйки, матери. Частная жизнь для нее важнее, чем профессиональная или политическая карьера.

Мужчинам предписывается материальное обеспечение семьи, но при этом для них важным является включенность в общественную жизнь, профессиональная успешность.

   Другие гендерные стереотипы касаются профессиональной сферы: женщинам предписывается исполнительская и обслуживающая деятельность (образование, здравоохранение, торговля, социально-бытовая сфера), для мужчин более подходит инструментальная сфера деятельности, техника, творческая и руководящая работа, а также тяжелая физическая работа.

   Наконец, существуют стереотипы, касающиеся политической деятельности: большинство людей считают, что политика – не женское дело.

Изучение вопросов, связанных с различными аспектами  полоролевых стереотипов, имеет  как теоретическое, так и практическое значение. Неслучайно вопросы полоролевых  стереотипов обсуждались еще  древними философами. Так, на жестком  разделении функций между мужчинами и женщинами настаивал Лукиан, который писал, что, создав мужчину и женщину, природа предпочла, чтобы они оставались верными своему естеству, т. е. чтобы ни женщины не вели себя вопреки природе, как мужчины, ни мужчины непристойно не изнеживались.

   В наше время Дж. Мани и П. Такер позитивные моменты в гендерных стереотипах видят в том, что они поддерживают межличностное и межгрупповое взаимопонимание и сотрудничество. При этом они отмечают, что данные стереотипы должны быть не только ригидными, но и гибкими, чтобы, с одной стороны, обеспечивать устойчивость представлений, а с другой – не останавливать развитие общества.

   Но, с другой стороны, чрезмерное акцентирование половых различий, жесткое противопоставление мужского и женского начала, традиционно осуществляемое с давних времен, тоже имеет свои недостатки. Как пишет И. С. Кон (1981): «издавна шел спор, считать ли более желательной поляризацию мужского и женского начала, при максимальном совпадении индивидуальных качеств с соответствующим культурным стереотипом (сильный, грубый, энергичный мужчина и слабая, нежная, пассивная женщина), или, напротив, их преодоление и сочетание в одном лице (сильный, но одновременно мягкий мужчина и нежная, но вместе с тем самостоятельная женщина).

   Причем на более высоких уровнях развития культуры и философской рефлексии предпочтение обычно отдается второй модели, сулящей большую степень взаимопонимания полов, тогда как в первом случае их отношения мыслятся как иерархические, основанные на господстве и подчинении»

В последние  годы представления о мужских  и женских половых ролях подвергаются критике со стороны ряда авторов. Ф. Л. Джейс полагает, что закрепляясь, гендерные стереотипы способствуют доминирующему положению мужчин и дискриминации женщин. Больше того, приверженцы новой точки зрения считают, что традиционные половые роли ограничивают и сдерживают развитие не только женщин, но и мужчин.

   Они служат источником психической напряженности мужчин и непригодны для воспитания мальчиков. Указывается, что эти стереотипы не подходят большинству мужчин. Кроме того, они вредны, потому что мужчины, не принимающие их, подвергаются общественному осуждению, те же, кто пытается им следовать, совершают над собой насилие.

Дж. Плек даже придерживается мнения, что, за исключением агрессивности, мужчины и женщины похожи друг на друга в своем поведении, и их не следует дифференцировать по характеру половых ролей.

   Надо признать, что существующие в обществе гендерные стереотипы действительно могут играть негативную роль, во многом искажая истинную картину.

   Первый отрицательный эффект состоит в том, что существующие стереотипы образов мужчин и женщин дают эффект увеличительного стекла, поскольку различия между мужчинами и женщинами подчеркиваются в гораздо большей степени, чем они есть в действительности.

Второй отрицательный  эффект половых стереотипов –  это разная интерпретация и оценка одного и того же события в зависимости  от того, к какому полу принадлежит  участник этого события, что наглядно проявилось при восприятии взрослыми детей разного пола.

   Дж. Кондри и С. Кондри (1976) проделали любопытный эксперимент: испытуемым показывали фильм о девятимесячном ребенке; при этом одной половине зрителей говорилось, что этот ребенок – мальчик, а другой половине – что девочка. В одном из показанных эпизодов ребенок начинал кричать после того, как из коробки внезапно выпрыгивал попрыгунчик.

   Те, кто считал ребенка мальчиком, воспринимали его «рассерженным», а те, кто считал ребенка девочкой, воспринимали ее «испугавшейся».

   Опрос родителей, проведенный через сутки после рождения ребенка, показал, что девочки воспринимались более мягкими, миловидными, более похожими на мать; при этом отцы были более стереотипными в таких оценках.

Информация о работе Влияние гендерных особенностей женщин на построение образа идеального мужчины