Влияние гендерных особенностей женщин на построение образа идеального мужчины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

В современном обществе все чаще стали уделять огромное внимание психологическим различиям между мужчинами и женщинами. Представления о мужских и женских качествах, о ролях, которые они должны выполнять в социуме, мышлении и создании определенных образов и стереотипов вызывают неукротимый интерес не только различных исследователей, но и самих людей. В данной курсовой работе особое значение предастся изучению гендерных особенностей женщин и их влияние на построение образа идеального мужчины, т.к. это является более насущным и актуальным на сегодняшний день

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы изучения
• Категория «образ» - вехи развития…………………………………………4
• Представление образа «Идеального мужчины»…………………………..18
• Разграничение понятий пол и гендер. Фемининность, маскулинность, андрогинность……………………………………………………………….20
• Проблема полоролевых и гендерных стереотипов………………………..24
• План разработки психосемантического дифференциала………………....30
Глава 2. Эмпирическое изучение
• Методики и ход работы исследования………………………………………………………………...32
• Интерпретация результатов исследования………………………………………………………………...38
Заключение………………………………………………………………….40
Список литературы………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 287.00 Кб (Скачать файл)

   Дж. Рубин с коллегами (1974) опросили родителей, имевших однодневный опыт общения со своим младенцем в первый день его появления на свет. Младенцы мужского и женского пола не различались в оценках по активности и другим поведенческим признакам. Однако девочек описывали как маленьких, хорошеньких, красивеньких, а мальчиков как более настороженных, уверенных и сильных. Характерно, что уже пятилетние дети обладают стереотипным восприятием детей разного пола.

   Этот эффект гендерных стереотипов проявляется и в том, что из единичного случая делаются далеко идущие обобщения. Например, стоит женщине-водителю совершить нарушение правил дорожного движения, как мужчины сразу восклицают: «Я же говорил, что женщины не умеют водить машину!» Здесь проявляется эффект пристрастного отношения к той группе, к которой принадлежит оценивающий.

   Вильямс и Бест (1986) установили, что женщины неизменно демонстрировали более положительное отношение к женщинам, чем то, которое демонстрировали по отношению к женщинам мужчины, а мужчины в свою очередь также неизменно демонстрировали более позитивное, чем женщины, отношение к мужчинам..

   Третий отрицательный эффект гендерных стереотипов заключается в торможении развития тех качеств, которые не соответствуют данному полоролевому стереотипу.

   Считается, например, пишет Н. Н. Обозов (1997), что мужчина должен быть выдержанным, уравновешенным, беспристрастным во взаимоотношениях с другими людьми. Женщина же может позволить себе каприз, а когда ее обидят, она может и поплакать. Большая эмоциональность женщин является одним из устойчивых гендерных стереотипов.

   М. Джекмен и М. Сентер (1981) выявили, что только 22 % мужчин думали, что оба пола в равной степени эмоциональны. Из оставшихся 78 % соотношение тех, кто считал более эмоциональными женщин, и тех, кто считал более эмоциональными мужчин, составляло соответственно 15:1. Ответы женщин оказались идентичными.

   Для лица мужского пола прослезиться – значит нарушить норму мужественности. В результате у мальчиков может развиться фемифобия, т. е. страх перед проявлением у себя женственности. У взрослых мужчин появление этого страха может быть обусловлено представлениями, что гомосексуализм присущ мужчинам с чертами женственности.

   Поэтому мужчины с выраженным традиционным подходом к мужской роли могут считать, что раз мужчина не должен быть эмоциональным, то незачем совершенствовать экспрессивные способности и способность понимать эмоции других. В результате природные различия между мужчинами и женщинами еще больше увеличиваются. [4]

 

 

 

 

 

1.5 План разработки психосемантического дифференциала

 

   Психосемантический подход, начавшийся с методов личностных конструктов (Дж. Келли) и семантического дифференциала (Ч. Осгуд), в настоящее время получает все более широкое распространение. Суть его — в выявлении субъективных значений  совокупности стимулов, различных по своей природе (например, значимые люди, учебные предметы, картины, учителя, отдельные слова и т. п.).

   В ходе применения психосемантических методов мы исследуем и диагностируем интересующий нас феномен в категориях самого испытуемого. Эмпирический феномен психосемантики легко получить, если в рамках процедуры парной оценки сходства или классификации объектов предоставить испытуемому возможность свободно выбирать критерии данного сходства или классификации.

   В случае применения психосемантических методов мы имеем открытую систему диагностики, которую испытуемый порождает сам. Диагност лишь задает интересующую его сферу активности субъекта

 

Порядок проведения:

  • Проанализировать исходные теоретические положения психосемантики, воспользовавшись рекомендуемой к лабораторной работе литературой.
  • Познакомиться с уже существующими психосемантическими методиками, проанализировав особенности их конструкции и обработки.
  • Определиться с предметом (явлением) диагностики и объектом исследования (контингентом).
  • Осуществить теоретический анализ предмета исследования, осуществить лингвистический анализ предмета исследования
  • Осуществить пилотажное исследование, воспользовавшись методом свободных ассоциаций, для того, чтобы составить тезаурус основного этапа исследования. В пилотажном исследовании должны участвовать не менее 30 человек.
  • Осуществить подбор первичного банка заданий. Для этого, с помощью простого частотного и контент-анализа сформировать список из 25 наиболее часто встречающихся слов. К каждому из предложенных в первичном банке конструктов подобрать антоним ичную пару.
  • Составить тезаурус исследования, в котором значения ключевых слов будут представлены как наборы симиляров и оппозитов. Симиляр - слово, близкое по смыслу к антониму ключевого слова. Оппозит — слово, близкое к антониму ключевого слова.
  • Выбрать размер и шаг шкалы оценки, сформировать первичную форму психосемантического теста.
  • С помощью метода экспертной оценки осуществить оценку сконструированного дифференциала. В качестве экспертов могут выступить преподаватели психологии и филологии в университете или психодиагносты-практики.[5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

Глава 2. Эмпирическое изучение    

 

  • Методики и ход работы исследования

   Методика: Вопросник Сандры Бэм по изучению маскулинности-фемининности.

   Цель исследования: определить гендерные особенности у женщин.

   Оснащение: текст вопросника (автор Сандра Бэм), состоящий из перечня качеств (60 качеств).

   Инструкция: «Перед вами перечень качеств, отметьте в этом списке те качества, которые, по вашему мнению, присущи вам».

Текст вопросника:

1. Вера в себя. 
2. Умение уступать. 
3. Способность помочь. 
4. Склонность защищать свои взгляды. 
5. Жизнерадостность. 
6. Угрюмость. 
7. Независимость. 
8. Застенчивость. 
9. Совестливость. 
10. Атлетичность. 
11. Нежность. 
12. Театральность. 
13. Напористость. 
14. Падкость на лесть. 
15. Удачливость. 
16. Сильная личность. 
17. Преданность. 
18. Непредсказуемость. 
19. Сила. 
20. Женственность. 
21. Надежность. 
22. Аналитичность. 
23. Умение сочувствовать. 
24. Ревнивость. 
25. Способность к лидерству. 
26. Забота о людях. 
27. Прямота, правдивость. 
28. Склонность к риску. 
29. Понимание других. 
30. Скрытность. 
31. Быстрота в принятии решений. 
32. Сострадание. 
33. Искренность. 
34. Самодостаточность (полагание только на себя). 
35. Способность утешить. 
36. Тщеславие. 
37. Властность. 
38. Тихий голос. 
39. Привлекательность. 
40. Мужественность. 
41. Теплота, сердечность. 
42. Торжественность, важность. 
43. Собственная позиция. 
44. Мягкость. 
45. Умение дружить. 
46. Агрессивность. 
47. Доверчивость. 
48. Малорезультативность. 
49. Склонность вести за собой. 
50. Инфантильность. 
51. Адаптивность, приспосабливаемость. 
52. Индивидуализм. 
53. Нелюбовь ругательств. 
54. Несистематичность. 
55. Дух соревнования. 
56. Любовь к детям. 
57. Тактичность. 
58. Амбициозность, честолюбие. 
59. Спокойствие. 
60. Традиционность, подверженность условностям.

Обработка  результатов: 
 
Маскулинность (ответ «да»): 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28, 31, 34, 37, 40, 43, 46, 49, 52, 55, 58. 
Фемининность (ответ «да»): 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29, 32, 35, 38, 41, 44, 47, 50, 53, 56, 59. 
За каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл.  
Затем определяется показатель фемининности (F) и маскулинности (М) в соответствии с формулами:

F = сумма баллов по фемининности/20  
M = сумма баллов по маскулинности/20

Основной индекс IS определяется по формуле:

IS = (F - M)* 2,322

Испытуемого относят  к одной из 5 категорий:  
IS меньше -2,025: ярко выраженная маскулинность.  
IS меньше -1: маскулинность;  
IS от -1 до +1: андрогинность;  
IS больше +1: фемининность;  
IS больше +2,025: ярко выраженная фемининность. 
   Внимание! Данный вопросник определяет лишь поведенческие роли, которые берет на себя человек. Взаимосвязь результатов вопросника с сексуальной ориентацией не выявлялась. 
   Отмечено, что люди, обладающие выраженной андрогинией в поведении, успешнее справляются с деятельностью, требующей проявления как женских, так и мужских поведенческих характеристик. Такие люди легче понимают противоположный пол, быстрее и успешнее находят общий язык в общении с представителями обоих полов.[6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методика: Психосемантический дифференциал «Образ идеального мужчины».

Цель: изучить  представления образа идеального мужчины  у женщин.

Оснащение: бланк  СД «Образ идеального мучжины», состоящая из 25 более распространенных качеств мужчин.

Инструкция: «В предложенном бланке представлены наиболее распространенные качества мужчин. Их степень выраженности оценивается по семибалльной шкале. Порядок работы с методикой очень прост и заключается в следующем:

  • Определите наиболее подходящую вам степень проявления этого качества по баллам:

3 — проявляется очень сильно и очень часто;

2 — выражено достаточно заметно и часто встречается;

1 — проявляется иногда и слабо;

0 — трудно сказать, есть и то, и другое.

На основе выбранной  степени выраженности качества поставьте  галочку в таблице. Помните, что  положительные и отрицательные  качества мужчин, приведенные в таблице, постоянно меняются местами. Поэтому  будьте внимательны в своих оценках».

 

 

 

 

 

 

3

2

1

0

1

2

3

 

честный

             

нечестный

неверный

             

верный

добрый

             

злой

женственный

             

мужественный

веселый

             

серьезный

глупый

             

умный

жизнерадостный

             

унылый

несправедливый

             

справедливый

воспитанный

             

невоспитанный

безответственный

             

ответственный

Уверенный в  себе

             

Неуверенный в  себе

малообеспеченный

             

обеспеченный

заботливый

             

равнодушный

невнимательный

             

внимательный

надежный

             

ненадежный

трусливый

             

смелый

самостоятельный

             

зависимый

нехозяйственный

             

хозяйственный

обаятельный

             

непривлекательный

С вредными привычками

             

Без вредных  привычек

сильный

             

слабый

ленивый

             

трудолюбивый

целеустремленный

             

безынициативный

неромантичный

             

романтичный

скромный

             

наглый


 

 

  1.2 Интерпретация результатов исследования

   Для проведения исследования по изучению гендерных особенностей было приглашено 15 испытуемых женского пола. По результатам обработки данных выявлено следующее:

У 2 из 15 женщин выражены маскулинные особенности, у 4 испытуемых – выявились преобладающие фемининные особенности, у остальных испытуемых (9 человек) выражены андрогинные особенности.

 

 

 

Наименование  гендерных особенностей

Количество  испытуемых,

с выраженными  особенностями

  • маскулинность

2 чел.

  • фемининность

4 чел.

  • андрогинность

9 чел.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

  

 

 

 

 

 

3

2

1

0

1

2

3

 

честный

5

10

         

нечестный

неверный

         

3

12

верный

добрый

7

6

1

1

     

злой

женственный

         

3

12

мужественный

веселый

 

6

2

2

1

2

2

серьезный

глупый

       

1

4

10

умный

жизнерадостный

11

4

         

унылый

несправедливый

         

10

5

справедливый

воспитанный

10

5

         

невоспитанный

безответственный

         

4

11

ответственный

Уверенный в  себе

9

2

 

1

     

Неуверенный в  себе

малообеспеченный

     

2

2

6

5

обеспеченный

заботливый

10

4

1

       

равнодушный

невнимательный

       

1

3

11

внимательный

надежный

12

3

         

ненадежный

трусливый

         

5

10

смелый

самостоятельный

13

3

1

       

зависимый

нехозяйственный

     

1

6

4

4

хозяйственный

обаятельный

5

8

1

1

     

непривлекательный

С вредными привычками

1

 

1

4

3

2

4

Без вредных  привычек

сильный

10

5

         

слабый

ленивый

       

1

7

7

трудолюбивый

целеустремленный

12

3

         

безынициативный

неромантичный

     

1

1

6

7

романтичный

скромный

1

 

3

5

3

1

1

наглый

Информация о работе Влияние гендерных особенностей женщин на построение образа идеального мужчины