Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 23:20, курсовая работа
Цель исследования: на основе теоретического и экспериментального исследования выявить влияние кризиса семейных отношений на психологию подростка.
Объект исследования – семьи, переживающие кризис семейных отношений.
Предмет исследования – психология подростков в условиях кризиса семейных отношений.
Инструкция: На следующих страницах напечатаны предложения. Около каждого из них два варианта ответа: верно и неверно. В предложениях описаны события, случаи, переживания. Внимательно прочти каждое предложение и реши, можешь ли ты отнести его к себе, правильно ли оно описывает тебя, твое поведение, качества. Если да, поставь галочку в колонке Верно, если нет – в колонке Неверно. Не думай над ответом долго. Если не можешь решить, верно, или неверно то, о чем говорится в предложении, выбирай то, что бывает, как тебе кажется, чаще. Нельзя давать на одно предложение сразу два ответа (т. е. подчеркивать оба варианта). Не пропускай предложения, отвечай на все подряд.
Обработка результатов:
Предварительный этап
Основной этап:
Опросник выделяет характерные уровни тревожности:
Целью данной части исследования является сравнительный анализ индивидуально-психологических особенностей подростков в условиях кризиса семейных отношений.
Исследуемые были разделены на 2 группы:
По опроснику FPI мы получили данные, которые отобразили в таблице 2 и на рисунке 1.
Таблица 1. Средние показатели по опроснику FPI
ШКАЛЫ |
Средние показатели подростков из 1 группы |
Средние показатели подростков из 2 группы |
невротичность |
8,5 |
6,55 |
спонтанная агрессивность |
6,7 |
4,6 |
депрессивность |
5,4 |
5,15 |
раздражительность |
6,2 |
5,15 |
общительность |
5,2 |
5,6 |
уравновешенность |
3,3 |
5,5 |
реактивная агрессивность |
7,5 |
4,2 |
застенчивость |
6,25 |
4,3 |
открытость |
7,6 |
8,8 |
экстраверсия-интроверсия |
8,1 |
5,2 |
эмоциональная лабильность |
7,55 |
6 |
маскулинизм - феминизм |
4,65 |
4,45 |
Сравнение средних показателей в обеих группах показало, что в шкалах «депрессивность», «общительность» и «маскулизм-феминизм» приблизительно соответствуют друг другу, причем их значения говорят о средней степени их выраженности. У подростков отмечается средний уровень социальной активности, отсутствие психопатологического депрессивного синдрома в эмоциональном состоянии и в поведении.
Рис. 1 Сравнительный график показателей опросника FPI
У подростков из семей, испытывающих кризис в семейных отношениях, отмечаются высокие показатели по невротичности, спонтанной и реактивной агрессивности (6,7 и 7,5 соответственно), раздражительности, эмоциональной лабильности, экстраверсии (8,1). Это говорит о повышенном уровне импульсивного, агрессивного поведения по отношению к социальному окружению с выраженным стремлением к доминированию; о неустойчивом эмоциональном состоянии со склонностью к аффективному реагированию, проявляющимся в частых колебаниях настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, недостаточной саморегуляции, а также о готовности подростков к более доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми. Последнее, скорее всего, связано с тем, что детям из неполных семей не хватает внимания со стороны родителей, поэтому они стремятся к доверительным взаимоотношениям с окружающими стараясь заполучить их внимание.
Кроме того у этих подростков отмечены низкие показатели (3,3 балла) по шкале уравновешенности, что свидетельствует о плохой защищенности к воздействию стресс-факторов в обычных жизненных ситуациях, базирующейся на уверенности в себе, оптимистичности и активности.
У подростков, воспитывающихся в благополучных семьях, показатели по всем шкалам в основном имеют средние значения, кроме шкалы «открытость».
Таким образом, по результатам методики FPI для подростков из благополучных семей характерна открытость, которая позволяет характеризовать отношение к социальному окружению и уровень самокритичности. Высокие оценки свидетельствуют о стремлении к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми при высоком уровне самокритичности.
Для подростков, воспитывающихся в семьях, испытывающих кризис в семейных отношениях характерна невротичность, спонтанная и реактивная агрессивность, раздражительность и эмоциональная лабильность и экстраверсия, что указывает на импульсивное поведение, склонность к аффективному реагированию на ситуацию и выраженное стремление к доминированию.
В ходе проведения констатирующего этапа эксперимента с помощью методики «Диагностика показателей и форм агрессии» (опросник А. Басса и А. Дарки) мы получили следующие результаты (количественные показатели отражены в таблице 2 и на рисунке 2).
Таблица 2 Уровни агрессивности подростков
Тип семьи |
Уровень агрессии | ||
высокий |
средний |
низкий | |
семьи, испытывающие кризис в семейных отношениях |
40% |
35% |
25% |
благополучные семьи |
30% |
40% |
30% |
Рис. 2 Уровни агрессивности подростков
Анализ полученных данных свидетельствует о достаточно высоком уровне агрессивности подростков в обеих группах. Это можно объяснить тем, что у подростков агрессивное поведение характеризуется особенностью подросткового возраста. Кризисные, переходные периоды сопряжены с неудовлетворенностью своим положением, протестным поведением, капризностью и неуравновешенностью. Именно поэтому для подростков характерно неадекватное поведение в обществе, повышенная возбудимость, стремление доказывать свое «Я». Наиболее ярко данные формы поведения проявляются у детей и подростков, находящихся в силу различных обстоятельств в трудных жизненных ситуациях. Именно поэтому, уровень агрессивности подростков из неполных семей выше, чем у подростков из полных семей.
Также было выявлено, что подростки имеют различия в проявлении агрессивного поведения. Результаты исследования отражены в таблице 3.
Таблица 3
Количественные показатели агрессивного поведения подростков
№ |
Показатель |
Средние значения | |
Подростки из семей, испытывающих кризис в семейных отношениях |
Подростки из благополучных семей | ||
1 |
Физическая агрессия |
6,47 |
5,4 |
2 |
Косвенная агрессия |
4,53 |
4,94 |
3 |
Раздражение |
5,7 |
5,5 |
4 |
Негативизм |
2,94 |
2,65 |
5 |
Обида |
4,53 |
3,85 |
6 |
Подозрительность |
5,47 |
4,76 |
7 |
Вербальная агрессия |
8,76 |
8,7 |
8 |
Чувство вины |
6,59 |
6,45 |
Анализ результатов исследования выявил у подростков общую тенденцию во взаимодействии с социумом, а именно преобладание вербальной агрессивности. Вербальная агрессивность преобладает как у подростков, воспитывающихся как семьях, испытывающих кризис в семейных отношениях, так и в благополучных семьях. В 18 % вербальная агрессивность встречается в сочетании с другими формами агрессивных и враждебных реакций в различных соотношениях. Выявлены и некоторые отличия у подростков, воспитывающихся в семьях, испытывающих кризис в семейных отношениях. Так доминирующей формой агрессивности у них является:
У подростков из благополучных семей эти показатели распределились следующим образом:
Агрессивное поведение у подростков проявляется по-разному. Раздражительность чаще проявляется у подростков первой группы - 20 % случаев и только у 15 % подростков второй группы. Вербальная агрессивность практически одинаково преобладает у всех подростков (по 20 %).
Остальные виды реакций агрессии, как у подростков первой группы, так и второй, выражены в наименьшей степени.
В то же время необходимо отметить, что независимо от состава семьи, отмечается стабильность в проявлении физической агрессивности: у подростков первой группы она составляет - 20 %, у подростков второй группы - 15 %.
Достаточно стабилен показатель косвенной агрессивности – в обеих группах он занимает пятую позицию (10 % и у подростков из неполных семей и у подростков из полных семей).
В нашем исследовании выявилось почти полное отсутствие негативизма у подростков. Причем у подростков второй группы этот процесс идет в сочетании с отсутствием обиды, а у подростков первой группы по данной форме агрессивности составляет 10 %.
Таким образом, существенных различий в способах реагирования на социум у подростков, воспитывающихся в семьях, испытывающих кризис в семейных отношениях и благополучных семьях, по данной методике не наблюдается. Преобладают показатели по вербальной и физической формам агрессивности, а также раздражительности как у подростков из неполных семей, так и у подростков из полных семей. Также нами была проведена диагностика уровня тревожности и определена разница между полученными данными, которые представлены в таблице 4.
Информация о работе Влияние кризиса семейных отношений на психологию подростка