Влияние кризиса семейных отношений на психологию подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 23:20, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: на основе теоретического и экспериментального исследования выявить влияние кризиса семейных отношений на психологию подростка.
Объект исследования – семьи, переживающие кризис семейных отношений.
Предмет исследования – психология подростков в условиях кризиса семейных отношений.

Файлы: 1 файл

Дипломная Галина.docx

— 311.61 Кб (Скачать файл)

Исследование показало, что у подростков из обследованных семей ярко выражено стремление к самостоятельности, независимости и обособленности от родителей, склонность во всем полагаться на себя. В поведении подростков присутствует некоторый негативизм, упрямство, своеволие; также заметны признаки сильного нервного напряжения, вызванного повышенной ответственностью, возложенной на подростка, либо конфликтной обстановкой в семье. Все это позволило сделать вывод о том, что у подростков из семей, испытывающих кризис в семейных отношениях, происходят нарушения в формировании самосознания, преждевременного и чрезмерного стремления к самостоятельности, независимости, автономии.

Изучение индивидуально - психологических особенностей подростков в неполных семьях всегда привлекало и привлекает внимание исследователей. Большой вклад в исследование проблемы генезиса неполных семей, вопросов воспитания и развития эмоционально-личностной сферы детей, живущих в таких семьях заключается в следующем допущении: подростки из неполных семей отличаются от подростков из полных семей по следующим индивидуально-психологическим особенностям: подростки проявляют повышенную тревожность, агрессивность, враждебные реакции и тенденции личности, кроме того у них чаще всего неадекватная самооценка.

Экспериментальное исследование было проведено в отделении социальной помощи семье и детям ГБУ Центр социального обслуживания населения «Таяныч» г. Казани. В нем участвовали подростки, воспитывающиеся в неполных семьях, обслуживающихся в данном центре.

В нашем экспериментальном исследовании была поставлена гипотеза о том, что подростки из неполных семей отличаются от подростков из полных семей по следующим индивидуально-психологическим особенностям: подростки проявляют повышенную тревожность, агрессивность, враждебные реакции и тенденции личности кроме того у них чаще всего неадекватная самооценка. В процессе исследования наша гипотеза подтвердилась.

Также результаты исследования были представлены на педагогическом совете Центра социального обслуживания населения «Таяныч» г. Казани; заслушаны на научно-практической конференции студентов специальности «Психология» филиала РГСУ в г. Чебоксары «Современные тенденции профессионального развития будущего психолога и педагога» 17 марта 2010 г.; опубликованы в Сборнике научно-исследовательских разработок студентов филиала РГСУ в г. Чебоксары.

После проведения экспериментального исследования, нами была составлена и апробирована коррекционная программа по устранению нарушений во взаимоотношениях родителей и детей в неполных семьях, где особое место в коррекционной работе было уделено формированию круга интересов ребенка раннего юношеского возраста также на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени – «времени праздного существования и безделья» за счет привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом, и т. д.

Таким образом, анализирую свою работу можно сказать, что подростковый возраст – это время жизни, когда формируются нормы и способы общения с другими и с самим собой. В этот период претерпевают изменения отношения с родителями, связи с которыми становятся менее эмоциональными, чем раньше.

Трудность подросткового возраста состоит в первую очередь, в пубертатном кризисе, кризисе подростковой идентичности, успешный выход из которого будет одним из важнейших условий формирования правильного, просоциального, неагрессивного поведения подростка в будущем. Несмотря на внешние и внутренние противоречия свойственные данному возрасту, подросток испытывает потребность в поддержке взрослого. Подросток испытывает потребность поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни.

 

 

Использованная литература

 

  1. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. М.: Педагогика, 2007.
  2. Толстой Л. Н. Письма. Полн. собр. соч. – М.: Худ. лит-ра, 1984. Т. 17-18.
  3. Конфуций: Владимир Малявин — Санкт-Петербург, Молодая гвардия, 2010 г.- 368 с.
  4. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Прогресс, 2005.
  5. Психология подростка. Хрестоматия / Сост. Ю.И. Фролов. - М.: Российское педагогическое агенство,1997. – 526 с.
  6. Александровская Э.М., Гильяшева И.Н. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р. Кеттела. М.: Фолиум, 2005.
  7. Захаров А.И. Психологические факторы формирования неврозов у детей. Автореф. дис. Л., 2001.
  8. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 2001.
  9. Личко А.Е.Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.:Медицина, 2003.
  10. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000.
  11. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика-Пресс, 2002.
  12. Семья в психологической консультации. // Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. М.: Педагогика, 1999.
  13. Семья и формирование личности. // Под ред. Бодалева А.А. М.: Мысль, 2007.
  14. Соколова Е.Т., Чеснова И.Г. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей. // Вопросы психологии, 2006, № 2.
  15. Эйдемиллер Э.Г. Роль внутрисемейных отношений в развитии психопатий и психопатоподобных расстройств в подростковом возрасте. Автореф. дис., Л., 1976.
  16. Спиваковская А.С. Как быть родителями. М.: Педагогика, 2006.
  17. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М.: МГУ, 2008.
  18. Тарнавский Ю.Б. Срыва можно избежать: неврозы, их лечение и профилактика. М.: Медицина, 2000.
  19. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М.: Прогресс, 1993.
  20. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Анализ семейных отношений у подростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозоподобных состояниях. Обнинск, 2002.
  21. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. М.: Медицина, 2000.
  22. Юнг К. Конфликты детской души. М.: Канон, 1995.
  23. Юнг К. Психология бессознательного. М.: Канон, 1994.
  24. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов. – Изд. 6-е., перераб. и доп. – М.: Академический Проект, 2001.
  25. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов (перевод с англ. А.А.Влеева, Р.А. Валеевой) / А. Адлер. – Ростов н/Д.: Феникс, 1998. – 448с.
  26. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина. – 2-е изд. - М.: Независимая фирма «Класс», 2005. – 208с.
  27. Алмазов Б.Н. Методика и технологии работы социального педагога / Б.Н.Алмазов, Н.Н.Бессонова – М.: Академия, 2006. – 192с.
  28. Алмазов Б.Н. Психология проблемного детства / Б.Н.Алмазов. – М.: Дата Сквер, 2009. –248с.
  29. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968.
  30. Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное пособие / Т.В.Андреева. – СПб.: Речь, 2004. – 244с.
  31. Эльконин Д.Б. Психология личностного роста. – М., 2000.
  32. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Под. Ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: МПА, 1995.
  33. Выготский Л.С. Динамика и структура личности подростка / Л.С. Выготский, Л.М. Семенюк / Под. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 304с.
  34. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И.Божович, Л.М.Семенюк, под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 551с.
  35. Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. М., 1977.
  36. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений / Л.Б.Шнейдер. –М.: 2000. –512 с.
  37. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / сост. И.В. Дубовина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 2005. – 368 с.
  38. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2004. -512 с.
  39. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка / Н.Ф. Голованова. СПб.: Речь, 2004. – 272с.
  40. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – 2-е изд., испр. и перераб. – СПб.: Питер, 2003.Дементьева И. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Соц. исслед. – 2001. - № 11. – С. 108-118.
  41. Эльконин Э. Г. Детство и общество / Э.Г.Эльконин. – СПб.: изд. Ленато, 1996. – 300с.
  42. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.:МОДЕК Инс-т практической психологии, 2001. – 352с.
  43. Драгунова Т.В. «Кризис» объясняется по разному / Т.В.Драгунова, Л.М. Семенюк. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 304с.
  44. Запорожец Л.В. Условия и движущие причины психического развития ребенка / Л.В. Запорожец, Л.М. Семенюк. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 304с.
  45. Зарецкая Н.Ю. Ребенок с особыми потребностями в семье: системный семейный подход // Семейная психология и семейная психотерапия. –2006. –№1. – С.62-68.
  46. Зиглер Т. Теории личности: Основные положения, исследования и применение / Т.Зиглер, Л.Хьелл. – СПб.: Питер, 2008. – 608с.
  47. Кант И. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1964. - Т. 2.
  48. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. – М.: Издат. центр «Академия», 2004. – 324с.
  49. Кон И.С. Психология юношеского возраста. – М.: Просвещение, 1997.
  50. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты. – Минск: Беларусь, 2008.
  51. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования / Р.Кочюнас. – М.: Академический проект, 1999. – 240с.
  52. Кравченко А.И. Социальная работа: учеб. – М.: ТК Велби, Проспект, 2008. – 416 с.
  53. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний / С.Кратохвил. – М.: Издат. центр «Академия», 2001. – 285с.
  54. Кречмер Э. Строение тела и характер / Пер. с нем. – М.: Эксмо, 2003.
  55. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003.
  56. Листратенко Н.П. Семейные взаимоотношения и их влияние на развитие ребенка // Социальная педагогика. – 2006. – № 2. – С. 88- 95.
  57. Личко А.Е., Иванова И.П. Патохарактерологические исследования у подростков. – М.: МГУ, 2003.
  58. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций. – СПб.: Издательство Союз, 2000. – 312 с.
  59. Наумчик В.Н. Социальная педагогика. Проблема «трудных» детей. Теория. Практика. Эксперимент / В. Н. Наумчик, М. А. Праздников. – М.: Просвещение, 2005. – 258с.
  60. Немов Р.С. Психология: Учеб.для студ.высш.пед.учеб.заведений: В 3 кн. изд. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Кн.1: Общие основы психологии.- 688 с.
  61. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996. - 374 с.
  62. Обухова Л.Ф. Детская психология: Теория, факты, проблемы. – М., 2005. - 360 с.
  63. Общая психология / Состав. Е.И. Рогов. – М.: Владос, 2005.
  64. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В.Овчарова. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 248с.
  65. Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева., В.В. Столина. – М.: Педагогика, 1989. – 196с.
  66. Сержантов В.Ф. Характер как деструктивное поведение. – СПб.: Ривьера, 1993.
  67. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2005. – 345с.
  68. Смирнова Е.О. Психологический анализ трудностей матери в отношениях с ребенком // Семейная психология и семейная психотерапия. – 2006. – № 1. С. 100-109.
  69. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 416с.
  70. Олифирович Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И.Олифирович, Т.А. Зинкевич-Куземкина. – СПб.: Речь, 2006. – 360с.
  71. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М.: Академия, 2007.
  72. Основы психологии семьи и семейного консультирования / Под ред. Н.Н. Посысоева. – М.: МОДЕК Инс-т практической психологии, 2004. – 354с.
  73. Спиваковская А.С. Как быть родителями: (О психологии родительской любви) / А.С.Спиваковская. – М.: Педагогика, 1986. – 160с.
  74. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2004. – 704с.
  75. Сысенко В.А. Супружеские конфликты / В.А.Сысенко. – М.: Издат. центр «Академия», 1999. – 345с.
  76. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и воспитателей. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.
  77. Фримен Д. Техники семейной психотерапии / Д.Фримен. – СПб.: Питер, 2001. – 384с.
  78. Целуйко В.М. Психология современной семьи / В.М. Целуйко. – М.: ГИЦ «ВЛАДОС», 2004. – 134 с.
  79. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений / Л.Б.Шнейдер. –М.: 2000. –512 с.
  80. Шостром Э., Браммер Л. Терапевтическая психология. Основы консультирования и психотерапии/Пер. с англ. В.Абабкова, В.Гаврилова. – СПб.: Сова; М.: Эксмо, 2002. – 624 с.
  81. Райгородский Д.Я. Психология семьи / Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах-М, 2002. – 752с.
  82. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф.Райс. – СПб Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие / Под ред. Л.А.Головей. – СПб.: Речь, 2002. – 640с..: Питер, 2000. – 255с.

 

Приложение 1

Социальная карта семьи

При составлении социальной карты семьи нельзя ограничиваться только «статистическим анализом». Основные показатели, которые должны войти в социальную карту семьи, представлены ниже.

Тип семейного неблагополучия

При анализе данных по этому вопросу целесообразно рассмотреть систему отношений семьи с окружающим миром. Градация нарушения адаптации семьи:

а) отчуждение от одного или нескольких пространств жизни (какого именно);

б) сужение сферы деятельности и (или) общения;

в) отчуждение от внешнего мира и «инкапсулизация» семьи, ее жесткая закрытость (речь идет о семьях, которые в трудных жизненных ситуациях неизменно замыкаются в себе, отгораживаются от внешнего мира; это непродуктивный способ преодоления кризисов, который оставляет очень мало возможностей для выбора, исключает выход младших членов семьи во внешний мир как способ преодоления семейного неблагополучия).

Особенно стоит выделить так называемые кризисные семьи, в которых конфликты, насилие, жесткое отношение к детям, наркотическая или алкогольная зависимость являются привычной формой существования.

Этапы развития семьи

Анализ структуры семьи

Необходимо понять иерархию отношений, союзов и коалиций в семейной системе. Наиболее функциональным семейным союзом является тот, в котором иерархия осознается всеми: родители могут представлять часть одного союза, чей голос более весом, чем голос детей-подростков, которые, в свою очередь, имеют больше веса (но не ценности), чем младшие дети. Важно понять, в какие союзы объединяются члены семьи. Каждый союз занимает в структуре семьи свое место, обеспечивая ощущение порядка. Повторяющиеся ситуации и типичные стереотипы

Взаимоотношения в семье

Особенности образа мира и семейные мифы

Е. Поливанов считал, что сущностный признак языка - это то, что «язык существует в уме», то есть он - система, элементы которой связаны не просто между собой, они связаны с отраженным в сознании миром. При этом глубинные, далеко не всегда осознаваемые человеком, но оказывающие действенное влияние на его жизнь составляющие образа мира выражаются в образах и символах, а осознаваемые «правила жизни» получают четкое речевое выражение. На основании этого семейные мифы выявляются через анализ вербальных и невербальных текстов клиентов, которые помогают в единстве диагностировать особенности семейного мифа и вести работу по реконструкции того или иного его фрагмента в ситуации «здесь и теперь» при взаимодействии психолога и клиента, что позволяет создавать психотехники изменений, адекватные для конкретной семьи или клиента.

Приложение 2

 

Генограмма семьи

Семейная генограмма помогает выявить факторы, оказавшие влияние на становление системы семейных ценностей, правил жизни и стереотипов поведения. Такое выявление осуществляется в ходе беседы, которую целесообразно проводить с каждым из членов семьи индивидуально. Результатом беседы становится семейная генограмма, широко используемая в различных направлениях семейной психотерапии (К.-Ч. Тойч, А.А.Шутценбергер, А. Варга, Э. Эйдемиллер и др.). Для составления генограммы на первой консультации психолог может задать следующие вопросы: О клиенте: «Как вас зовут?», «Сколько вам лет?», «Вы замужем (женаты) или одиноки?», «Как зовут вашего супруга (супругу)?», «Когда вы вступили в брак?», «Какие у вас отношения с супругом (супругой)?», «Есть ли у вас дети?».

О детях клиента: «Как их зовут?», «Сколько им лет?», «Какие у вас отношения с детьми?», «Как дети относятся друг к другу?».

О родителях клиента: «Как зовут ваших родителей?», «Сколько им лет?» (возможный вариант - год рождения каждого из них), «Чем они занимаются?» (если умерли, то когда и по какой причине), «Какие взаимоотношения между матерью и отцом сейчас?», «Какими они были, когда вы росли?».

О братьях и сестрах клиента: «Какие отношения существуют между вами и вашими братьями и сестрами?», «Как ваши родители относятся к вам и вашим братьям и сестрам?», «Как сложилась судьба ваших братьев и сестер? Где они сейчас?», «Чем они занимаются?», «Какова их семейная ситуация?».

Задавая эти и подобные вопросы (в реальной беседе они звучат не так жестко и однозначно), специалист выслушивает человека, наблюдает за его поведением, мысленно отмечает особенности и мотивы поведения и речи (как он говорит, есть ли напряжение в теле, каковы тон и скорость ответов на различные вопросы, какие ключевые слова он употребляет). В речи, особенно при воспоминаниях о значимых для человека жизненных ситуациях, чаще всего ярко проявляются непродуктивные жизненные установки, семейные правила, характерные модели семейных отношений и поведения в сложных жизненных ситуациях, которые не позволяют семье продуктивно адаптироваться к жизни и добиться успеха. Кроме беседы можно использовать и графические приемы: составление генеалогического дерева или семейной генограммы (Р. Ричардсон, К.-Ч. Тойч). Форма генеалогического дерева всем хорошо известна. В генограмме же, как правило, клиенты с помощью символов изображают историю семьи.

 

Приложение 3

 

Подростковый вариант теста Р. Кеттелла (16 - ФЛО) (форма С)

Подросткам предлагался детский вариант теста Р. Кеттела в качестве вспомогательного метода. Разделение методов исследования на основные и вспомогательные базировалось на точке зрения К. Леонгарда, который считает, что анализ особенностей личности человека должен основываться прежде всего на данных наблюдений и беседы, а тесты - использоваться лишь в качестве дополнительных объективных подтверждений тем фактам, которые обнаруживаются в наблюдении и беседе, поскольку тесты допускают неоднозначную интерпретацию.

Методика предназначена для определения некоторых черт личности (характерологических особенностей), объединенных в 16 функционально связанных факторов, обусловливающих поведение человека в разнообразных ситуациях. В данном исследовании используется с целью изучения устойчивых личностных особенностей подростков.

Методика представляет из себя личностный опросник, разработанный Р.Кэттеллом с соавторами. Пытаясь добиться всестороннего описания личности, он начал со сбора всех названий свойств личности, встречающихся в различных словарях, психиатрической и психологической литературе. Это привело Р.Кэттелла к сбору большого количества понятий, касающихся личностных свойств, которые он сравнивал между собой, исключал и соединял. В результате этого с помощью факторного анализа было получено около 30 личностных факторов, из которых 16 использовались в дальнейшем наиболее часто, так как вошли в различные формы опросника Кэттелла, предназначенные для испытуемых различных возрастов. Разработаны варианты опросника для детского и подросткового возраста, а также шесть форм для взрослых. Полученные личностные факторы Р.Кэттелл назвал «основными первичными свойствами личности» или факторами первого порядка. Из этих факторов первого порядка автор с помощью факторного анализа вывел восемь факторов второго порядка, которые он считает более общими, более широкими параметрами. Факторы второго порядка рассчитываются на основе факторов первого порядка с помощью специальных формул. Вследствие этого они, по-видимому, практически не используются в профессиональной психодиагностике, в том числе и в отечественных работах.

В данном исследовании применяется опросник формы С, который рассчитан на подростковый возраст, примерно на 30-40 минут. Сущность исследований 16-ФЛО состоит в том, что испытуемый должен из трех предложенных в опроснике ответов выбрать тот, который наиболее полно отражает его мнение, и зафиксировать этот ответ в регистрационном бланке.

Для проведения обследования необходимы опросники, демонстрационный плакат и регистрационные бланки. Испытуемым зачитывается инструкция: «Вам будет предложен ряд вопросов, каждый из которых имеет три варианта ответа. Ваша задача состоит в том, чтобы из трех предложенных вариантов ответа выбрать один, отражающий ваше мнение или являющийся правильным по вашему мнению.

Выбранный вариант ответа («а», «в» или «с») регистрируется на бланке. Регистрационный бланк содержит несколько колонок клеточек. Каждому из вопросов соответствуют три клеточки для ответов «а», «в» и «с». Ответы, на которых вы остановили свой выбор, отмечаются крестиком в соответствующей клетке. Отвечая на вопросы, проверяйте, чтобы номер вопроса совпадал с номером в регистрационном бланке. Задание выполняйте последовательно, с первого до последнего вопроса, ничего не пропуская. Работайте быстро, не раздумывайте над каждым вопросом более 10-12 секунд. Всю работу вы должны выполнить за 30-40 минут. Не прибегайте слишком часто к промежуточным ответам («в»). Выбирайте такой ответ только тогда, когда не можете ответить иначе. Не старайтесь произвести своими ответами хорошее впечатление. Давайте ответы, наиболее точно отражающие ваше мнение. Ваши ответы нигде обсуждаться не будут. Ответы на каждый конкретный вопрос вообще не рассматриваются. Нас интересуют только количественные (в баллах) показатели свойств личности».

Информация о работе Влияние кризиса семейных отношений на психологию подростка